План-конспект занятия "Конфликт и его структура" (учебная дисциплина ОП.03 "Основы деловой культуры")

Чубарова Елена Николаевна

Тема "Конфликт и его структура" входит в программу учебной дисциплины ОП.03 "Основы деловой культуры". Занятие разработано для обучающихся по профессии 16199 "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конфликт и его структура»

Раздел: Конфликт в деловом общении.

Цель: дать обучающимся общие сведения о конфликте, его типах и структуре.

Задачи:

образовательные:

- дать обучающимся общее представление о понятии «конфликт»;

- познакомить с типологией и структурой конфликт.

коррекционно-развивающие:

- развивать память путем актуализации имеющихся у обучающихся знаний;

- способствовать развитию внимания при изложении нового материала;

- развивать логическое мышление путем решения практических ситуаций;

- расширять словарный запас путем усвоения новых терминов и умение пользоваться ими в речи;

- способствовать развитию точности, логичности и последовательности речевых высказываний при изложении своих мнений и воспроизведении ранее изученного материала.

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес;

- воспитывать культуру бесконфликтного общения;

Тип урока: урок новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, экран,  мультфильм «Пример конфликта» (YouTube), презентация «Конфликт и его структура» (Microsoft PowerPoint), отрывок из фильма «Преступление и наказание», отрывок из фильма «Большая перемена» (YouTube), отрывки из фильма «Республика Шкид» (YouTube), раздаточный материал для «Пирамиды причин конфликта», тестовые задания, листы результативности на уроке, электронный тест «Насколько вы конфликтны?» (Microsoft Excel), памятки.

Литература:

  1. Опалев А. В. Умение общаться с людьми. – М., 1996.
  2. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997.
  3. Рогов Е. И. Психология общения. – М., 2001.
  4. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. – М., 2012.
  5. Шеламова Г. М. Этикет делового общения. – М., 2010.

          Интернет ресурс: http://www.znaytovar.ru

Ход урока

I Организационный этап

Прозвенел звонок. Преподаватель в классе, где нет ни одного обучающегося. Через несколько секунд в дверях появляются ребята. Они шумно заходят в класс, толкаются, спорят. Между отдельными обучающимися возникает ссора. Педагог успокаивает обучающихся: «Не ссорьтесь. Побыстрее садитесь на свои места. Кто дежурный?» Дежурный отвечает. «Успокаивайтесь. Обратите внимание на экран».

II Основная часть

Обучающимся демонстрируется мультфильм «Пример конфликта»

Педагог:

Возникшая ситуация в начале урока и этот мультфильм, который вы посмотрели, связаны с темой нашего занятия.

Вопрос: Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (обучающиеся высказывают свое мнение) 

Итак, тема сегодняшнего урока – «Конфликт и его структура» (Слайд 1)

Педагог:

Каждому из нас приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда «срабатывают» наши эмоции, мы испытываем напряжение, дискомфорт и наносим вред своему здоровью и здоровью других. Каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о том, как себя вести в таких ситуациях. Сегодня вы узнаете, что такое конфликт, какими бывают конфликты, как можно разрешить конфликтные ситуации и определить, насколько вы конфликтны. Цель нашего урока – научиться не конфликтовать.

В конце урока мы подведем итоги, с помощью листа результативности, который вы будите заполнять в процессе выполнения заданий. Данный лист и другие раздаточные материалы лежат у каждого на столе. (Обучающиеся ознакамливаются с «Листом результативности на уроке») (Приложение 1)

Вопрос: Итак, что же такое конфликт? (обучающиеся высказывают свое мнение) (Слайд 2)

Педагог:

Конфликт (от лат. conflictus— столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению.

Типы конфликта

В психологии выделяются  несколько типов конфликтов. Давайте вместе попытаемся назвать их. Для этого я предлагаю посмотреть отрывки из фильмов, которые помогут вам разобраться в типологии конфликта.

Обучающимся демонстрируется отрывок из фильма «Большая перемена»

Вопрос: Как вы считаете, какой тип конфликта перед вами? (обучающиеся высказывают свое мнение)

- Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей. (Слайд 3)

Вопрос: Приведите пример? (обучающиеся приводят примеры)

Обучающимся демонстрируется отрывок из фильма «Преступление и наказание»

Вопрос:  Какой тип конфликта перед вами? (обучающиеся высказывают свое мнение)

- Внутриличностный  конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей. (Слайд 4)

Вопрос: Приведите пример? (обучающиеся приводят примеры)

Обучающимся демонстрируется отрывок из фильма «Республика Шкид»

Вопрос:  Какой тип конфликта перед вами? (обучающиеся высказывают свое мнение)

- Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп. (Слайд 5)

Вопрос: Приведите пример? (обучающиеся приводят примеры)

Обучающимся демонстрируется отрывок из фильма «Республика Шкид»

Вопрос:  Какой тип конфликта перед вами? (обучающиеся высказывают свое мнение)

- Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения. (Слайд 6)

Вопрос: Приведите пример? (обучающиеся приводят примеры)

Педагог:   

В служебных отношениях,  в связи с быстро меняющимися ситуациями, довольно часто случаются конфликты. Их делят на конфликты по горизонтали, конфликты по вертикали и смешанные конфликты.

Конфликты по горизонтали возникают между рядовыми сотрудниками одной организации, которые не находятся в подчинении друг к другу. (Слайд 7)

Конфликты по вертикали возникают между людьми, находящимися в подчинении друг к другу. (Слайд 8)

Смешанные конфликты включают в себя одновременно конфликт по вертикали и конфликт по горизонтали. (Слайд 9)

Обучающимся предлагается привести примеры

Педагог:   

        Любой конфликт имеет свою причину. Давайте с вами попробуем выяснить, что может стать причиной конфликта в служебных отношениях. Для этого мы построим «Стену  причин конфликта». Так как стена  состоит из кирпичей, каждый из вас достает из папки раздаточных материалов свой кирпичик, на котором нужно записать одну причину. (Приложение 2) Затем по очереди вы выходите к доске, прикрепляете свой кирпичик с причиной конфликта и устно приводите пример.

Обучающиеся выполняют задание

        Не забудьте поставить 1 балл в Листе результативности в графе «Стена причин конфликта»

Педагог:   

        Из построенной нами стены видно, что существует большое количество причин, приводящих к конфликту. Устранение причины или причин ведет к разрешению конфликта.

        Усталость и утомляемость нередко становятся причинами возникновения конфликтных ситуаций, поэтому давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Упражнение 1

Посмотрите налево, затем направо (повороты головы) – 3 раза.

Упражнение 2

Плечи вверх, вниз (одновременно) – 3 раза.

Упражнение 3

Поочередное поднятие левого и правого плеча – 3 раза.

Упражнение 4

Руки вытяните вперед, перед собой, повороты кистей  (одновременно) – 3 раза вправо, 3 раза влево.

Упражнение 5

Движение головой вверх, вниз – 3 раза; движение головой вправо, влево – 3 раза.

Обучающиеся выполняют упражнения совместно с педагогом

Педагог:   

Улыбнитесь своему соседу и продолжим.

            Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. (Слайд 10)

             Однако сам по себе «конфликтоген-одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов, т. е. когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто выбирая самый сильный из всех возможных.

             Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» отвечает «обидой на обиду», чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с «запасом» (трудно же удержаться от соблазна проучить обидчика?!). В результате сила конфликтогенов возрастает.

    Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов, следует:

1) помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт;

2) проявлять эмпатию к собеседнику.

(Слайд 11) 

Примечание:

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми.

Педагог:   

Для того чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта: (Слайд 12)

конфликтная ситуация + инцидент = конфликт,

где конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; это ситуация, содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия; инцидент — это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта; конфликт — это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

        Давайте на примере попытаемся разобрать формулу конфликта. Ответьте на вопросы: (Слайд 13)

  1. Какой тип конфликта перед вами?
  2. Что является конфликтной ситуацией?
  3. Что стало инцидентом?

Пример: «В офисе я работаю недавно – являюсь молодым специалистом. Меня возмутила немолодая сотрудница в моем отделе, которая обладала отталкивающей внешностью и громким, резким голосом. Ее раздражали самые простые вопросы клиентов, на которые она отвечала, перекосившись от злости. В конце концов и из меня она решила сделать свое подобие. Посыпались советы по поводу поведения с клиентами.  Я возмутилась и высказала все, что о ней думаю: «Да как вам не стыдно так работать! Вы же ненавидите всех и каждого! Вы просто злая скандальная особа, ничего не знаете и не умеете работать. Меня люди благодарят с улыбкой, а вам отвечают грубостью и рано или поздно вас выгонят за хамство!» 

Обучающиеся отвечают на вопросы

Вопрос: Как вы оцениваете поведение обоих сотрудниц? Правильно ли поступила молодая специалистка? Как можно было избежать конфликта?

Педагог:   

Разрешить конфликт — значит:

1) устранить конфликтную ситуацию;

2) исчерпать инцидент.

(Слайд 14)

        Давайте вернемся к мультфильму, который мы посмотрели в начале урока. Как вы думаете, как он окончился? (обучающиеся высказывают свое мнение)

Обучающимся демонстрируется окончание мультфильма

Мы увидели два способа решения конфликта: в начале урока негативный и доброжелательный в конце.

Педагог:   

        Для закрепления изученного материала давайте проведем тестирование. Возьмите из папки раздаточных материалов бланк тестовых заданий. Всего два варианта заданий. Вам необходимо ответить на вопросы, выбрав правильный ответ, дописать недостающее слово. Время выполнения 2 минуты. (Приложение 3)

Обучающиеся отвечают на вопросы теста

        Заканчиваем. Меняемся вариантом с соседом. Смотрим на слайд и проверяем правильность ответов. (Слайд 15) Если ответ верный, то в графе «Отметка о выполнении» ставим плюс. Затем подсчитываем общее количество правильных ответов. Меняемся назад тестами. Получившееся число правильных ответов записываем в Лист результативности в графе «Результаты теста».

Педагог:   

        А теперь давайте с вами, с помощью психологического теста узнаем, насколько вы конфликтны. Результаты помогут оценить индивидуальную конфликтность и возможно, если необходимо, изменить свое поведение.

        Найдите на рабочем столе файл «Тест» и откройте его. Перед вами 7 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов. Букву, соответствующую вашему ответу необходимо записать в желтом квадрате. После того как вы ответили на все вопросы наведите курсор на ячейку результаты и щелкните по ней. Ниже появится результат тестирования.

Обучающиеся отвечают на вопросы психологического теста «Насколько вы конфликтны?» (электронный вариант)

Педагог:   

Поставить 1 балл в Листе результативности в графе «Психологический тест «Насколько вы конфликтны?»

Заполните до конца Лист результативности, оценив свою активность на уроке по пятибалльной шкале. Подсчитайте общее количество баллов и выставите отметку. 

Сдайте ваши листы. (Собрать Листы результативности на уроке)        

Педагог:   

А сейчас возьмите в папке вопросы рефлексии (Лист рефлексии). (Приложение 4) Пока я буду просматривать ваши результаты, ответьте на них. Педагог выставляет отметки (Приложение 5)

Вопросы (адресные):

  1. Понравился ли вам сегодняшний урок?
  2. Узнали ли вы для себя что-то новое?
  3. По вашему мнению, может ли вам пригодится изученная информация? Если да, то что?
  4. Смогу ли я разрешить конфликтную ситуацию?
  5. Какое эмоциональное состояние у вас сейчас преобладает?

Отдельные обучающиеся отвечают на вопросы

III Заключительный этап        

Педагог:   

        Итак, отметки за урок. Педагог называет отметки

        Видя результаты вашей успешности на уроке, хочется отметить, что поставленная в начале цель достигнута, и вы сможете разрешить конфликтную ситуацию, применяя полученные сегодня знания.

        Всю основную информацию по теме вы найдете в памятке «Конфликт и его структура». (Приложение 6)

        Всем спасибо за урок. Было приятно с вами работать. (Слайд 16)