Методическое пособие для родителей и воспитателей "Агрессивное поведение дошкольников"

Белокрылова Оксана Сергеевна

В пособии раскрываются причины возникновения агрессивного поведения дошкольников, а также основные принципы общения с детьми. Здесь родители и воспитатели могут познакомиться с играми и упражнениями, направленнми на формирование коммуникативных умений  и снижение эмоционального напряжения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

центр повышения квалификации

«Ресурсный центр г.о. Жигулевск Самарской области»

Социопсихологический отдел

Автор-составитель

Белокрылова Оксана Сергеевна,

педагог-психолог

ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр

г.о. Жигулевск Самарской области»

г.о. Жигулевск,

2014 г.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа агрессивных детей. Статистика показывает, что в каждой группе детского сада присутствует несколько таких ребят. Причем агрессия часто проявляется не только в поведении, но и в речи дошкольников. Поэтому в настоящее время проблема детской агрессивности является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики и психологии.

До недавнего времени агрессия считалась лишь эмоциональным нарушением личности. Но многие исследования показали, что в возникновении агрессивного поведения большую роль играет нарушение общения. Следовательно, необходимо обращать внимание на особенности общения и поведения дошкольника. Чем раньше мы уделим этому значение, тем меньше проблем будет у ребенка в будущей жизни.

Любой согласится, что жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Если она не удовлетворяется, то человек чувствует себя одиноким и отверженным.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается в игры из-за неумения устанавливать взаимоотношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и одиноким. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию конфликтности и агрессивности.

Таким образом, цель данного пособия – помочь родителям предупредить или устранить нарушения общения, приводящие к агрессивному поведению детей.

С этой целью необходимо раскрыть причины возникновения агрессивного поведения, познакомить родителей с основными принципами общения с детьми, а также подобрать игры и упражнения, направленные на формирование у дошкольников коммуникативных умений и навыков, на снижение эмоционального напряжения и выражение отрицательных эмоций.

НЕМНОГО ТЕОРИИ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ

Прежде всего, разберемся с понятиями «агрессия» и «агрессивность». Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это поведение, противоречащее нормам и правилам общества, наносящее вред окружающим людям и предметам, приносящее моральный и физический ущерб. Агрессивность же представляет собой устойчивую черту личности, которая выражается в виде постоянной готовности к агрессивному поведению. В поведении любого человека могут присутствовать отдельные агрессивные действия. Но, если они повторяются изо дня в день, то здесь уже можно говорить об агрессивности. Детей с агрессивным поведением в дошкольном возрасте гораздо больше, чем детей, в отношении которых реальной представляется угроза искаженного формирования личности, то есть детей, агрессивных в истинном смысле этого слова.

Агрессивный ребенок нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, специально говорит грубые слова, одним словом, становится «грозой» всех ребят и источником огорчений взрослых. Этого драчливого, злого и грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, но еще труднее его понять.

Однако давайте попробуем посмотреть на этого забияку с другой стороны: дети не принимают его в игру, мама ни разу не пожалела его, а папа всегда только ругает. Что же делать этому несчастному существу, чтобы добиться понимания, ласки и любви? Как обратить на себя внимание взрослых и сверстников? Детский опыт подсказывает ему только один надежный метод – драться, ругаться, щипаться и кусаться. Выбирает наш забияка эти способы не потому, что они ему нравятся, а потому что о других методах получения внимания он просто не знает.

Таким образом, агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей вселяет в душу малыша уверенность в том, что его не любят. Поэтому агрессивные дети часто бывают подозрительными, настороженными. Они не замечают, что нагоняют на окружающих страх и беспокойство. Наоборот, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. В результате получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Таким образом, детская агрессия – это признак внутреннего эмоционального неблагополучия ребенка, его негативных переживаний. Это один из способов не только защититься от окружающего мира, но и отчаянная попытка малыша завоевать свое «место под солнцем». Поэтому, изменив свое отношение к детской агрессии, поняв, что агрессия дошкольников – это такая же просьба о помощи, как слезы и слова, мы делаем шаг навстречу ребенку, которому требуется наше участие, чтобы понять этот сложный мир и научиться в нем жить. Требуется, потому что он – ребенок.

        

ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ

(о причинах детской агрессии)

           Для того чтобы предупредить или устранить агрессивное поведение детей, необходимо знать его причины.

          Прежде всего отметим, что возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания, особенно различные нарушения в работе головного мозга.

          Но все же главная роль в становлении агрессивности принадлежит воспитанию в семье. В результате исследований социолог М. Мид установила, когда ребенка резко отлучают от груди и сводят к минимуму общение с матерью, то у него формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

          Таким образом, важное значение в развитии агрессивности имеет семенная атмосфера в целом. Семья, в которой общение строится на принципах принятия и взаимоуважения, благотворно влияет на личность ребенка. Однако, если стиль семейного общения зиждется на силе, то, скорее всего, ребенок превратится в отверженного сверстниками и отстающего в школе. От такого малыша отворачиваются родители, друзья, да и у него самого складываются негативные представления о себе.

          Также вспышки ярости могут наблюдаться тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Например, ребенок хочет получить куклу, конфету или побегать, но взрослые запрещают. Так впервые появляется почва для конфликта между взрослыми и детьми.

         Кроме того, на становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на гнев ребенка        . В таких ситуациях они проявляют либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких, и у чрезмерно строгих родителей.

        Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают и развивают его. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

        Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

        Более подробно информация о стилях родительского воспитания представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Стили воспитания в семье

(в ответ на агрессию ребенка)

Стратегия воспитания

Примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Причины поведения ребенка

1. Резкое подавление агрессии ребенка.

«Прекрати!»

«Не смей так делать!»

Наказывают ребенка.

Агрессивный стиль (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет эмоции потом).

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивному поведению.

2. Игнорирование агрессивных вспышек ребенка.

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают его маленьким.

Агрессивный стиль (ребенок будет продолжать вести себя агрессивно).

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в отрицательную черту характера.

3. Родители дают ребенку возможность выплеснуть свою агрессию приемлемым способом и тактично запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим людям.

Вовлекают разгневанного ребенка в игру. Родители объясняют ему правила поведения в некоторых ситуациях.

Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом.

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

        Следовательно, только те родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Большое значение для проявления агрессивности  дошкольном возрасте имеет популярность ребенка среди сверстников. Не имея адекватных средств общения, дошкольник клаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие и т.д. Среди дошкольников важное значение имеет то, насколько хорошо ребенок умеет играть. Поэтому ребята, недостаточно овладевшие умением играть, рискуют стать отверженными группой сверстников. В результате возникают переживания из-за одиночества, следствием которых может быть агрессивное поведение.

Особенно хочется отметить значение примера, который подают ребенку взрослые. Следует помнить, что дети дошкольного возраста подражают поведению окружающих людей, героям фильмов и передач. Если в семье нормой считаются крики, обзывания и побои, то именно так будет вести себя ребенок. И происходит это не потому, что он плохой от природы, а потому что другому поведению его просто не смогли научить.

Кроме того насилие часто демонстрируется по телевидению. Исследователи сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов агрессии. А среди художественных фильмов, показываемых по телевидению, преобладают детективы, драмы и триллеры. Безусловно, они расширяют представления детей о событиях окружающего мира, способствуют развитию инстинкта самосохранения. Но именно такие фильмы могут стать причиной детских страхов и агрессивности. Поэтому прежде чем позволять ребенку смотреть какие-либо фильмы или передачи, учитывайте его возраст, тем более, что в настоящее время во многих программах сообщают возрастные ограничения для кинолент.

ДЕСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОН АГРЕССИВНЫЙ, ИЛИ

КАК ВЫЯВИТЬ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Для педагогов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Однако не так легко это сделать родителям. Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми методиками, которые помогут определить уровень агрессивности ребенка.

Прежде всего нужно понаблюдать за поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками. Ниже приводится схема, которая позволит Вам грамотно провести такое наблюдение.

Схема наблюдения за ребенком – Критерии агрессивности

(М. Алворд, П. Бейкер).

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия  окружающих.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение 6 месяцев подряд в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста (врача, психолога)!

С целью выявления агрессивности ребенка по отношению к сверстникам предлагаем Вам понаблюдать, как ведет себя ребенок во время прогулок во дворе, прихода гостей или во время пребывания в детском саду, и ответить на вопросы следующей анкеты.

Анкета «Детская агрессивность» 

(Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)

Инструкция. Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для ребенка. Если это выражено – ставьте «+», если не выражено –

«- ».

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Обработка результатов.

Каждый «+» оценивается в 1 балл. Подсчитайте все полученные баллы и надите нужную цифру в таблице.

Количество баллов

Уровень агрессивности

15-20 баллов

Высокий уровень

7-14 баллов

Средний уровень

1-6 баллов

Низкий уровень

Также Вы можете воспользоваться графической методикой «Кактус». Но помните, что применять ее следует только в комплексе с другими методами и с учетом изобразительных умений ребенка. Проводить этот тест можно с детьми старше 3-х лет. Данная методика позволяет увидеть состояние эмоциональной сферы малыша, отметить наличие агрессивности. Кроме того, Вы сами можете испытать этот тест на себе. В этом случае  не читайте заранее толкование результатов, иначе Ваш рисунок нельзя будет полностью считать правдивым.

Графическая методика «Кактус»

(М.А. Панфилова).

Для проведения методики Вам понадобится следующий материал: лист белой бумаги формата А4 и простой карандаш. Можно использовать и цветные карандаши, в этом случае значение будут иметь и выбираемые ребенком цвета.

Инструкция: «На листе нарисуй кактус –такой, какой ты себе представляешь». (Вопросы и дополнительные объяснения не разрешаются).

После того как ребенок закончит рисовать, можно задать ему следующие вопросы:

  1. Этот кактус домашний или дикий?
  2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Что это за растение?
  5. Когда кактус подрастет, как он изменится? (иголки, объем, отростки).

Обработка результатов.

При обработке результатов обращайте внимание на пространственное расположение и размер рисунка, на линии и нажим карандаша, на образ кактуса (дики, домашний, примитивно, детально прорисованный) и характеристику иголок (размер, расположение, количество).

В рисунках могут проявиться следующие качества детей:

  • Агрессивность – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки показывают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
  • Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
  • Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
  • Экстравертированность (направленность на других людей) – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность (направленность на свой внутренний мир) – на рисунке изображен один кактус.
  • Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка, изображение кактуса в виде комнатного растения.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

А КАКИЕ ЖЕ МЫ, ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ?

Психологические методики позволяют открыть разные стороны человеческой индивидуальности. Они помогают получать информацию о личностных особенностях и семейных отношениях. Некоторые методики просты в использовании, другие – достаточно сложны; но если Вы проявите упорство, настойчивость, они позволят Вам глубже заглянуть в себя и многое понять.

Постарайтесь выполнить все задания и, самое важное, вдумчиво отнестись к полученным результатам. Возможно, причинами проблем ребенка являются особенности вашего, взрослого, поведения и общения с окружающими. Столкнувшись с неприятной для Вас информацией, не огорчайтесь и не отвергайте ее. Тесты, конечно, невсесильны, но чаще «схватывают» спрятанные черты, чем ошибаются. Поэтому примите полученные результаты как нечто, не вызывающее сомнений, и подумайте, что нужно сделать, чтобы исправить положение. Ведь отвергнуть информацию как ошибочную легче, чем настойчиво работать над собой. Но если постоянно помнить, что наградой за этот труд будет Ваше благополучие и благополучие Вашего ребенка, то силы наверняка найдутся.

Поскольку Вам придется выполнять несколько заданий, воспользуйтесь простой и удобной техникой работы. Возьмите лист бумаги, отметьте на нем номер задания и выпишите в столбик номера вопросов или утверждений, предложенных в задании. У вас готова основа для работы. Остается только внимательно читать вопросы и отвечать на них.

Задание 1. «Какой Вы воспитатель?»

Скорее всего, Вам было бы интересно узнать, к какому типу воспитателей Вы относитесь? Для этого нужно ответить на 15 вопросов. Если Вы отвечаете утвердительно, то поставьте знак «+» напротив соответствующего номера вопроса на рабочем листе. Если отвечаете отрицательно, поставьте знак «- ». Если Вы отвечаете не совсем конкретно (например, «Могу, но не всегда так поступаю») или не уверены в своем ответе, то поставьте знак «?»

Итак, Вы отвечаете на вопрос: «Могу ли я…?»

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ним в случае своей неправоты?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок  ребенка вывел меня из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Стать на минуту для ребенка доброй феей или принцем?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий меня в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить любое его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить малышу хотя бы один день в неделю, когда он сможет делать то, что пожелает, и вести себя так, как хочет? Не вмешиваться, даже если мне кажется, что что-то идет не так?
  12. Не реагировать, если мой ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка, а тот дал сдачи?
  13. Устоять против детских просьб и слез, если знаю, что это каприз, мимолетная прихоть.
  14. Предъявить ребенку разумное и вполне посильное для него требование и удержаться от помощи ему, даже видя его неловкость и неумение?
  15. Преодолеть побуждение отдать ребенку все лучшее в ущерб другим членам семьи?

Обработка результатов.

Поставьте себе за каждый «+» 2 балла, за каждый «?» - 1 балл, за каждый «-» - 0 баллов. Подсчитайте набранную Вами сумму баллов. В зависимости от того, сколько баллов у Вас получилось, о Вас можно сказать следующее:

21-30 баллов.  Вы стремитесь не только понять ребенка, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.

11-20 баллов. Забота о ребенке для Вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитания, но на практике не всегда принимаете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Кроме того Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка, стабилизировать свою линию поведения.

Менее 11 баллов. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем уделить внимание расширению ваших знаний по педагогике и психологии, а может быть, и обратиться за консультацией к специалистам.

Задание 2. «Тип Вашей семьи»

Различают семьи конструктивные и деструктивные. Конструктивная семья основана на взаимной приязни, стабильности отношений, психологическом комфорте. Это не значит, что в ней никогда не происходит конфликтов и трений. Просто они легко разрешаются, не оставляя неприятных следов в памяти, способствуют сплочению всех членов семьи. В деструктивных семьях присутствует постоянное напряжение, а возникающие конфликты увеличивают взаимное отчуждение.

Предлагаем Вам определить, какая тенденция существует в Вашей семье. Для этого нужно ответить «да» («+»), «нет» («- »), или «не знаю» («?») на ряд утверждений. Ответов «не знаю» должно быть не более трех.

Утверждения, предлагаемые ниже, касаются Ваших отношений с тем членом семьи, который доставляет Вам больше всего хлопот. Итак, вначале определите, кто это, а затем отвечайте. Помните, Ваши ответы должны быть искренними.

  1. Уверен, что помочь ему могут только самые строгие меры.
  2. Когда смотрю на него, думаю, что судьба ко мне несправедлива.
  3. Порой думаю: «Что было бы лучше, если бы он куда-нибудь исчез».
  4. Я никогда не знаю, что у него на уме.
  5. Что бы мы с ним не делали, он становится все хуже.
  6. Окружающие считают меня виноватым в том, что происходит с ним.
  7. Никто из окружающих не хочет помочь мне.
  8. Нередко он исчезает, и я не знаю, что с ним.
  9. Он не считается со мной.
  10. Бывает, что мне неприятно иметь с ним дело.
  11. Он относится ко мне враждебно.
  12. Я никогда не знаю, что он еще выкинет.
  13. К нему невозможно найти подход.
  14. Из-за него у меня испорчены отношения со многими людьми.
  15. Если бы его не было, моя жизнь была бы интересной и счастливой.
  16. Он все скрывает от меня.
  17. Если даже он твердо решит стать лучше, я знаю: он все равно останется таким, каким был.
  18. Мне стыдно, когда говорят о нем.
  19. Его исправление (выздоровление) мало зависит от меня.
  20. Он постоянно обманывает меня.

Обработка результатов.

  1. Определите количество положительных ответов отдельно для каждой из четырех групп:

I –утверждения № 1, 5, 9, 13, 17;

II – утверждения № 2, 6, 10, 14, 18;

III – утверждения № 3, 7, 11, 15, 19;

IV – утверждения № 4, 8, 12, 16, 20.

  1. Определите количество неопределенных ответов по каждой группе.
  2. Переведите ответы в баллы: за каждый «+» начисляется 2 балла, за каждый «?» - 1 балл, за каждый «-» - 0 баллов.
  3. Подсчитайте сумму баллов по каждой группе и сравните полученные значения с таблицей.

№ группы

Признак

Показатели, характерные

для конструктивных семей

для деструктивных семей

I

Влияние

2

5

II

Фрустрация

2

4

III

Отчуждение

0

3

IV

Информация

1

2

В сумме по показателям

Меньше 5

Больше 12

Если набранная Вами сумма находится в интервале между 5 и 12, значит в Вашей семье есть и сплачивающие, и разобщающие тенденции.

В зависимости от набранных баллов по каждой группе показателей о ваших отношениях в семье, очевидно, можно сказать следующее.

Признаки семей конструктивного типа.

  1. Влияние. Вы понимаете, что прямым давлением ничего не изменить, поэтому ищете разные подходы. Потерпев неудачи, пытаетесь найти новые возможности улучшения отношений.
  2. Фрустрация. Вам удается избежать состояния, когда утрачивается трезвость оценки ситуации. При любых трудностях Вы предпочитаете решительные действия.
  3. Отчуждение. При всех неурядицах личность другого члена семьи не утрачивает для Вас интереса, сохраняется главное – единство и родство, ответственность за его судьбу.
  4. Информация. Ваши решения базируются на четких представлениях о причинах поведения другого человека.

Признаки семей деструктивного типа.

  1. Влияние. Вы уверены в том, что помогают только крайние меры, поэтому Вы придерживаетесь политики принуждения. А если эффект не достигается, Вы видите причину в другом человеке. Так проще: устраняется необходимость думать, искать. Однако, человек – это не металл. Попробуйте изменить способы взаимодействия (от недоверия к доверию, от запретов – к разрешению). Если с первого раза у Вас что-то не получится, не впадайте в отчаяние.
  2. Фрустрация. Вам очень трудно, Ваши отношения зашли так далеко, что Вы думаете лишь о своей горькой судьбе. Ваша энергия направлена на перечисление своих жертв и усилий. Вы забываете о страданиях другого члена семьи.
  3. Отчуждение. Высокий балл говорит о семейном неблагополучии. Это сигнал! Может быть, Ваше решение отстраниться, снять с себя груз ответственности вызвано усталостью, обидами, а потому преждевременно? Сейчас Вам важно определить, как далеко зашел процесс отчуждения, и приостановить его.
  4. Информация. Вы действуете в условиях  полной неосведомленности, вслепую, надеясь на случай. Обратитесь  к психологической литературе – она даст Вам информацию о типичных закономерностях развития, о причинах поведения людей, конфликтах. Но помните, что нет готовых методов, одинаково действующих на всех людей, поэтому учитывайте индивидуальные особенности членов Вашей семьи. Избавьтесь от привычки действовать в зависимости от настроения, от излишней самоуверенности, недооценки силы знаний. И тогда сегодняшние тупики отношений покажутся лишь временными, легко преодолимыми препятствиями.

Итак, Вы установили, что Ваша семья по большинству показателей относится к определенному типу. Возникают новые задачи.

  1. Тип семьи – конструктивный.

Вам нужно определить факторы, которые могут дестабилизировать семью в будущем. Выявить причины, которые зависят лично от Вас, и которые Вы, конечно, сможете снять.

  1. Тип семьи – деструктивный.

Возможно, Ваши усилия разбиваются о нежелание других членов семьи пересмотреть семейные отношения. Но может быть иначе: при всех усилиях именно Вы вносите дезорганизующее начало в семейную повседневность, незаметно для себя провоцируете окружающих. Тогда Вам нужно пересмотреть стратегию, тон и форму своего поведения. Вам необходимо понять и изменить себя.

Задание 3. «Коммуникативный контроль»

Определите, умеете ли Вы контролировать свое поведение во взаимоотношениях, т.е. можете ли сдерживать свои чувства, управлять настроением, чтобы не оказывать отрицательного влияния на людей.

Ответьте «Да», если согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Ответов типа «не знаю» не предусмотрено.

  1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
  2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохо актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях между людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть люди.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10. Я всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов.

Начислите себе по 1 баллу за каждый ответ «нет» на утверждения № 1, 5, 7 и за ответ «да» - на все остальные утверждения. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, пожалуй, можно сказать следующее.

0-3 балла. У Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение однообразно, и Вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию и не можете скрывать свои чувства. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении именно из-за Ваше негибкости и прямолинейности.

4-6 баллов. У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, не сдерживаетесь в своих эмоциональных проявлениях. Но, может быть, Вам  следует больше считаться в поведении с другими людьми.

7-10 баллов. У Вас высокий коммуникативный контроль, Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих. Вы искусно скрываете свои эмоции. Однако Вам следует проконтролировать, не слишком ли вы увлекаетесь игрой, импровизированием.

Задание 4. «Диагностика агрессивности»

(А.Ассингер)

Эта методика позволяет определить, насколько Вы контактны в отношениях с другими людьми, какое поведение у Вас преобладает.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и выберите один из вариантов ответа.

1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного конфликта?

1) всегда

2) иногда

3) никогда

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1) внутренне кипите

2) сохраняете полное спокойствие

3) теряете самообладание

3. Каким Вас считают коллеги?

1) самоуверенным и завистливым

2) дружелюбным

3) спокойным и независимым

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1) примите ее с некоторыми опасениями

2) согласитесь без колебаний

3) откажетесь от нее ради собственного достоинства

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то без разрешения возьмет Вашу вещь?

        1) выдадите ему «по первое число»

        2) заставите вернуть

        3) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

        1) «что это тебя так задержало?»

        2) «где это ты торчишь допоздна?»

        3) «я уже начала (начал) волноваться»

7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

        1) стараетесь обогнать машину, которая «показала Вам хвост»

        2) вам се равно, сколько машин вас обошло

        3) помчитесь с такой скоростью, чтобы никто вас не догнал

8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

        1) сбалансированными

        2) легкомысленными

        3) крайне жесткими

9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

        1) пытаетесь свалить вину на другого.

        2) смиряетесь

        3) становитесь впредь осторожнее

10. Как Вы реагируете на фельетон о случаях распущенности среди молодежи.

        1) пора бы уже запретить им такие развлечения»

2) «надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать»

3) «и чего мы столько с ними возимся»

11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

        1) «и зачем я только нервы на это тратил»

        2) «видно его физиономия шефу приятна»

        3) «может быть, мне это удастся в другой раз»

12. Как Вы смотрите страшный фильм?

        1) боитесь

        2) скучаете

        3) получаете искреннее удовольствие

13. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важную встречу

        1) будете нервничать в течение встречи

        2) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров

        3) огорчитесь

14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

        1) обязательно стараетесь выиграть

        2) цените удовольствие почувствовать себя молодым

        3) очень сердитесь, если не везет

15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужат в ресторане?

        1) стерпите, избегая скандала

        2) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание

        3) отправитесь с жалобой к директору ресторана

16. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидят в школе (в детском саду)?

1) поговорите с учителем (воспитателем)

2) устроите скандал родителям обидчика

3) посоветуете ребенку дать сдачи

17. Какой, по-вашему, Вы  человек?

        1) средний

        2) самоуверенный

3) пробивной

18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед Вами?

        1) «простите, это моя вина»

        2) «ничего, пустяки»

        3) «а повнимательней Вы быть не можете?»

19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

        1) «когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?»

        2) «надо бы ввести телесные наказания»

        3) «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели»

20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

        1) тигра или леопарда

        2) домашнюю кошку

        3) медведя

Обработка результатов.

Каждый выбранный вами ответ имеет свой номер. Эти номера необходимо суммировать.

36-44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в ас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

45 и более баллов. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям.

35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в себе. Это, конечно, не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком…И все же решительность Вам не помешает!

Примечание. Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам – по одному баллу, то взрывы вашей агрессивности носят, скорее всего, разрушительный характер. Вы относитесь к людям пренебрежительно и провоцируете конфликтные ситуации. Вспомните о влиянии личного примера родителе на формирование агрессивности детей.

Если же по семи и более вопросам вы получили по одному баллу и менее, чем по семи вопросам – по три балла, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам  не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Надеемся, что предложенные тесты помогли вам лучше узнать самих себя и понять особенности Ваших семейных отношений. Помните, что дети часто становятся «зеркалами» своих родителей. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был более счастлив, чем Вы, подумайте, какие особенности поведения и общения мешают Вам и постарайтесь измениться.

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ

Если Вы замечаете у ребенка проявления агрессивности, то, прежде всего, тщательно проанализируйте возможные ее причины, определите трудности, испытываемые малышом, а затем приступайте к их преодолению. Помогите своему ребенку приобрети недостающие умения и навыки самоконтроля и общения.

Многие педагоги и психологи считают, что важную роль в преодолении агрессивности играет развитие эмоциональной сферы малыша. Они предлагают следовать в трех направлениях.

  1. Работа с гневом – обучение детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Формирование навыков распознавания и контроля эмоций, умения владеть собой в конфликтных ситуациях.
  3. Развитие способности к сопереживанию и сочувствию.

Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.

  1. Работа с гневом.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Постоянно сдерживая эту эмоцию, человек превращается в «копилку гнева». Но однажды она может не выдержать и «лопнуть». В этом случае возможно несколько вариантов.

Первый вариант: человек выплеснет свой гнев, но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под горячую руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

Возможен и другой вариант, когда истерики не происходит. Тогда вырвавшиеся на свободу негативные чувства «оседают» внутри нас, тем самым, вызывая различные проблемы со здоровьем, например, головные боли, желудочные и сердечные заболевания.

Именно поэтому от гнева нужно освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено кусаться и драться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свой гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Вот некоторые из них.

  • Чувство гнева часто возникает в результате ограничения свободы, поэтому в момент наивысшего напряжения нужно разрешить ребенку сделать то, что обычно запрещено. Но тут многое зависит от того, в какой форме (речевой или физической) ребенок выражает свой гнев. Помните: все должно быть в разумных пределах.
  • Можно предложить ребенку нарисовать обидчика, изобразив его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Такую игру нужно проводить один на один с ребенком, вне поля зрения обидчика.
  • Если ситуация накалилась до предела, и вот-вот начнется драка, то устройте спортивные соревнования.
  • Выразить гнев помогают и специальные предметы: мягкие подушки, которые можно пинать и колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу; газеты, которые можно комкать и швырять. В экстремальной ситуации можно предложить ребенку воспользоваться ими.

Игровые приемы, помогающие справиться с гневом.

       

         1. «Недружеский шарж»

         Этот игровой прием поможет ребенку более достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и "выливает" свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь и т. п. Постарайтесь увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его так разозлил. Теперь можно предложить ему нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши.
      В процессе рисования постарайтесь не одергивать ребенка и не смягчать то, что он рисует и что он при этом говорит. Просто будьте рядом и не осуждайте. Вы также можете показать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех ругательных слов, которые при рисовании говорятся в его адрес). Для этого вы можете отразить его чувства словами типа: "Я вижу, ты сильно разозлился на Колю" или "Действительно очень обидно, когда тебя не понимают и подозревают" и т. п.

      Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим "недружеским шаржем" (пусть ребенок совершит это в действительности).
Примечание. Когда вы будете проводить этот игровой прием, не смущайтесь "негуманностью" и "некультурностью" происходящего. Помните, что это всего лишь игра, и чем больше негативных эмоций в ней сумеет выплеснуть ребенок, тем меньше разрушительных действий ему захочется совершить в общении с реальным человеком. Напротив, порадуйтесь сами и выразите гордость за успехи ребенка, если он смог таким образом избежать драки или крупной ссоры.

      2. «Мешочек криков»

      Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в "баночку криков" или даже "кастрюлю криков", желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно.

      3. «Листок гнева»

       Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: "В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!"

       Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
Примечание. «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом все способы хороши!


       4. «Подушка для пинаний»

       Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать физически (сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются, не пытаются отомстить позже за свое бездействие сейчас). Заведите такому ребенку дома (а можно сделать второй вариант и для детского сада или школы) подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.
Примечание. Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и взрослым.

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля эмоций.

     Эмоциональный мир детей, склонных к агрессии, очень скуден. Они с трудом могут назвать лишь некоторые эмоциональные состояния. Не менее трудным делом для них является распознавание своих и чужих эмоций.

        Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу детей. Для этого можно использовать таблицы и плакаты с изображениями различных эмоциональных состояний.

        Можно вырезать из журналов и газет изображения различных форм лица, носов, цвета волос, глаз и предложить ребенку поиграть, например, в игру «Составь фоторобот».

         Сначала нужно вместе с ребенком рассмотреть различные лица, определить особенности каждого из них. Потом предложите ребенку составить его фоторобот. Задание можно усложнить. Например, Вы составляете фотороботы знакомых и родных, а ребенок угадывает, чей это фоторобот. Затем можно поменяться ролями.

        Еще один способ научиться распознавать эмоции – рисование. Попросите ребенка сделать рисунок на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь» и т.п. Возможно, Вы сами захотите нарисовать рисунки на эту тематику. Это будет огромным плюсом, поскольку вы сможете сравнить нарисованное и узнать, что же является радостным или грустным для Вас, а что – для Вашего ребенка.

        Также очень полезными оказываются в это работе этюды М.И. Чистяковой, которые нужно разыгрывать с детьми. Вот некоторые из них.

Что там происходит? ( для детей 5-6 лет)

Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах о них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

Удивление (4-5 лет)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Выразительные движения: рот раскрыт, брови и веки приподняты.

После дождя (4-5 лет)

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети ходят вокруг луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Я так устал (5-6 лет)

Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у ног и говорит: «Я так устал. Я очень устал».

Выразительные движения: стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Сердитый дедушка (4-5 лет)

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Мимика: нахмуренные брови.

Лисенок боится (3-4 года)

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть на место. Повторить движение несколько раз. Можно также имитировать стряхивание с ноги капелек воды.

Провинившийся (4-5 лет)

        Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

        Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.

        Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

  1. Развитие способности к сопереживанию и сочувствию.

        Дети-дошкольники имеют низкий уровень развития эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Детей, склонных к проявлениям агрессии, чаще всего не волнуют страдания окружающих. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать жертве», то его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому очень важно развивать у детей чувство эмпатии.

        С этой целью можно организовывать театральные представления и ролевые игры, где дети будут брать на себя различные роли, что позволит им лучше понять переживания героя и поставить себя на его место. Темы могут быть самыми различными: «Как Мальвина поссорилась с Буратино», «Мальчики подрались» и т.д. Особенно важно организовать обсуждение ситуации, чтобы дети поняли, почему важно побывать на месте другого человека.

        Очень полезно читать детям художественные произведения. Книги заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него в повседневной жизни. Особая роль в развитии эмпатии принадлежит сказке, так как она пробуждает активность ребенка, настраивает малыша на сочувствие и сопереживание героям. Положительные персонажи художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.

ИГРЫ-ПОМОЩНИКИ

Предлагаемые в данном пособии игры строятся на отношениях игрового партнерства, на добровольном участии каждого игрока в том, что принято остальными, а не на отношениях соперничества друг с другом. Помните, играя с ребенком, вы должны вступать в роли равноправного игрока, а не в роли поучающего и руководящего взрослого.

Какие же игры помогут Вам преодолеть агрессивные реакции ребенка?

  1. Совместные настольные игры.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками бесконфликтного общения. Эти игры предполагают несколько участников. Но даже в них тоже могут возникать конфликты, которые помогает решить взрослый, тем самым показывая способы их преодоления.  

        

2. Игра «Лепим сказку».

Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. Перед игрой дети должны брать сказку, договориться, кто каких героев будет лепить. Вообще работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет свою энергию на него, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства.

3.Игра «Клеевой дождик»

Участники стают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

   - подняться и сойти со стула;

   - проползти под столом;

   - обогнуть «широкое озеро»;

   - прятаться от «диких животных» и т.д.

На протяжении всей игры участники не должны отцепляться друг от друга. Игра способствует развитию сплоченности.

        4.Волшебные очки.

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит в других только хорошее. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все хорошие, добрые, красивые!» Подходя  к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет делать красивые постройки из конструктора и т.д.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа».

Дети по очереди надевают «волшебные очки» и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

В семье участниками игры могут быть мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки или другие члены семьи. Всегда полезно узнать о хороших качествах своих родственников и  получить от них комплименты.

        5. Беседа «Как правильно дружить»

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются «Правила дружбы». Некоторые из них представлены ниже. Вы можете дополнить этот список. Будет лучше, если эти правила дополнить иллюстрациями.

  • Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать, научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищем.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам.
  • Играй дружно, не зазнавайся.
  • Не завидуй.
  • Если поступил плохо, попроси прощения.

6. «Обзывалки» (Кряжева Н.Л.)

Цель: снятие речевой агрессии, обучение детей способам отреагирования гнева в приемлемой форме.

«Передавая мяч друг другу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, грибов, фруктов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,…, морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,…, солнышко!» .

Игра полезна также для обидчивых детей.

! Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

7. «Два барана» (Кряжева Н.Л.)

Цель: снятие невербальной агрессии, эмоционального и мышечного напряжения.

Необходимо разбить детей на пары и прочитать текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки: «Бе-е-е».

! Необходимо соблюдать «технику безопасности», следить, чтобы дети не расшибли себе лбы.

8. «Доброе животное» (Кряжева Н.Л.)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Взрослый говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох –  шаг назад. Так не только дышит животное, также четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

  1. «Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («Турист») и ведущий («Компас»).

Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может разговаривать с «компасом». Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

10. «Толкалки» (Фопель К.)

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Играют парами. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать «Стоп!».

11. «Рубка дров» (Фопель»)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячее работы, почувствовать свою агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

«Знаете ли вы, как нужно рубить дрова? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны  находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».

12.«Бумажные мячики» (Фопель К.)

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после занятий, снизить беспокойство и напряжение.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра. По команде ведущего все начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», надо прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу».

        

       13. «Маленькое привидение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

        Цель: научить детей вплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

       «Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку вы будете делать руками вот такое движение (поднимать согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете громко пугать. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.

        Затем взрослый хлопает в ладоши. В коне игры он говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

         Игры, способствующие расслаблению

1. «Водопад»

Цель: помочь детям расслабиться.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу.  Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…(30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

          2. «Танцующие руки»

Цель: дать детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Выберите для каждой руки мелок понравившегося цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Иными словами, чтобы у детей был простор для рисования. Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом посмотрите, что получилось (2-3 минуты).

        

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

«Как нужно вести себя в случае проявления агрессивного поведения ребёнка»

  1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь..., то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом. Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от ребёнка, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один».
    И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.
  2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
  3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.
  4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.
    Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
  5. Уважайте личность в ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ему достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным  считается мнение некоторых родителей, что «у их детей от них не должно быть никаких секретов». Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.
  6.  Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
    Если вы видите, как ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: «Максим не хотел обидеть тебя». Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.
    Таким образом, вы лишаете внимания обидчика, перенося его на товарища по играм. Внезапно ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.
  7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: «В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди».
  8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "»не нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или: «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

  1. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей. В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
  2. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
  3. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
  4. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
  5. Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность: не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка. По мере взросления ребёнка требования нужно пересматривать и по необходимости модифицировать. Чтобы не возникало противоречия между его новыми возможностями и старыми ограничениями. Ведь ограничение проявлений самостоятельности, инициативы может также послужить почвой для возникновения у ребенка реакции агрессии.
  6. К некоторым, важным в жизни ребенка событиям, лучше готовиться заранее. Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, в детский сад, постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы, учитывая возможности и особенности ребенка.

Родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

          Вот некоторые рекомендации, которые помогут Вам лучше организовать общение с ребенком, дать ему возможность почувствовать вашу поддержку и уверенность в себе.

В общении со своими детьми:

1. Радуйтесь Вашему сыну, дочке.

2. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

3. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.

4. Установите четкие и определенные требования к ребенку.

5. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

6. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

7. Говорите четко, ясно.

8. Будьте терпеливы.

9. Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

10. Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

11. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

12. Поощряйте любопытство, любознательность и воображение Вашего ребенка.

13. Чаще хвалите ребенка.

14. Поощряйте игры с другими детьми.

15. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

16. Старайтесь, чтобы ребенок вместе с Вами что-то делал по дому.

17. Приобретайте звукозаписи любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

18. Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и т.д.).

19. Регулярно водите ребенка в библиотеку.

20. Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

21. Не теряйте чувство юмора.

22. Играйте с ребенком в разные игры.

23. Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.

24. Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.

25. Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания детей.

Чтобы установить доверительные отношения с ребенком и сохранить их:

  1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему повода тревожиться, что Вам мало интересует то, о чем он говорит.
  2. Не задавайте слишком много вопросов.
  3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
  5. Не требуйте слишком много – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
  6. Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».
  7. Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».
  8. Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
  9. Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
  10. Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех Ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
  11. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков  в развитии ребенка или некоторого регресса.
  12. Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.

Для преодоления агрессивного поведения старайтесь:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Показывать образец неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказаниями не унижать ребенка.
  5. Обучать ребенка приемлемым способам выражения гнева.
  6. Не допускать накапливания гнева.
  7. Уделять внимание эмоциональному состоянию ребенка, учить его понимать настроение окружающих людей.
  8. Развивать способность к сопереживанию и сочувствию.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Учить навыкам поведения в конфликте.
  11. Учить брать на себя ответственность.

Общаясь с ребенком, старайтесь следовать таким принципам.

  • Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, можно надеяться, что агрессивность ребенка будет преодолена.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» врага и вы увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышки гнева или нелестные высказывания о своих друзьях, коллегах, строя планы «мести».
  • Пусть ребенок в каждый момент времени чувствует, что Вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для Вас!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
  3. Головко О.А. Аффективные дети и педагогическое воздействие на них // дошкольное воспитание, 1986. - № 2.
  4. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.
  6. Клюева Н.в., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
  7. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб., 2004.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
  9. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенком. – СПб., 1997.
  10. Курчинка М.Ш. Ребенок с характером. – СПб, 1996.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
  12. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
  13. Панфилова М.А. Лесная школа /Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников/. – М., 2002.
  14. Славина Н.М. Дети с аффективным поведением. – М., 1981.
  15. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 1999.
  17. Фромм А. Азбука для родителей. – Ленинград, 1991.
  18. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет /психологические игры, упражнения, сказки/. – М., 2003.
  19. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
  20. Эмоиональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М., 1990.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..2

Немного теории, или что такое агрессивность…………………………………………3

Почему они такие? (причины детской агрессии)………………………………………3

Действительно ли он агрессивный, или

как выявить агрессивного ребенка………………………………………………………5

А какие же мы, взрослые люди?........................................................................................8

Как помочь агрессивному ребенку?.................................................................................14

Игры-помощники………………………………………………………………………...18

      Рекомендации родителям

      «Как нужно вести себя в случае проявления агрессивного поведения ребёнка»……22

Вместо заключения, или шпаргалка для взрослых …………………………................24

Список литературы……………………………………………………………………….26

Автор-составитель

Белокрылова Оксана Сергеевна,

педагог-психолог социопсихологического отдела

ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр

г.о. Жигулевск Самарской области»