Активизация мыслительной деятельности – залог успеха учебной деятельности учащихся

Преображенская Галина Анатольевна

В основе учебных трудностей обучающихся, таких как плохая авмять, неумение выделять в учебном материале существенное, непонимание смысла и значений важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития, может  лежать психологическая причина - несформированность мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_myslitelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_-.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Активизация мыслительной деятельности –

 залог успеха  учебной деятельности учащихся».

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

                                                                                                        Жан Жак Руссо.

Так, в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции».

 В федеральных стандартах основного общего образования указаны  основные критерии результатов обучающихся: предметные, метапредметные и личностные. Особое внимание необходимо уделять метапредметным результатам: регулятивным (организаторским), познавательным (работа с информацией, умение сравнивать и анализировать), коммуникативным (соблюдение норм речевого этикета, вступление  в диалог и коллективные обсуждения, сотрудничество).

1. Мысль – это ключ ко всем сокровищам (О.Бальзак). Без воображения невозможно никакое суждение (Аристотель). 2. Литературное искусство состоит из двух отличных частей: наблюдение–выражение (Бальзак). Что хорошо понято, то легко и свободно излагается (В. Белинский). 3. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). 4. Я не знаю языка лучше, чем Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школе, – по предложениям, по частям предложения. Так бы учился писать (А.Чехов).

Требования ФГОС: новое качество образования  
Сегодня  выпускник школы XXI века должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;
  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Предъявляемые  требования к обучающемуся основной школы, не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления.

Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного. Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя нечто новое.

“Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы” (А. В. Петровский, 1986, с. 322).

В основе учебных трудностей обучающихся, таких как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, непонимание смысла и значений важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития, может лежать психологическая причина – несформированность мыслительной деятельности анализа.

Низкий уровень развития этих умственных действий настолько затрудняет процесс учебной деятельности, что может вызвать у детей значительное нервное напряжение, переутомление, привести к перегрузкам, способствовать деформации личности.

Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?

      Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями.

Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

     И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1.  Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
2.  Операционный компонент – это система мыслительных операций.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

 ·   Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.

·   Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.

 

Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке протекает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс анализа: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значение (припоминает, смотрит в словарь).     

      Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предложения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек начинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование.

 ·   Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются общими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.

·    Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

Существует еще ряд мыслительных операций, овладение которыми необходимо для развития мышления. Это, например:

·   сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;

·    классификация –  объединение предметов и явлений в классы по сходству;

·   аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

Усвоение любой мыслительной операции проходит несколько стадий. Условно их можно назвать стихийной, полустихийной и сознательной. На стихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, но не осознаёт, как он это делает. На полустихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, осознаёт, как он это делает, но не понимает существа этой операции, считая, что её применение происходит само собой, без каких-либо правил. На сознательной стадии ученик сознательно использует знание правил осуществления мысленной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы учёными.

Поэтому одной из главных задач, в процессе обучения, является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и коррекция умений пользоваться этими мыслительными операциями.

Приемы и методы для активизации мыслительных процессов учащихся

Составление вопроса

Познаватель-развивающие вопросы позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, совершать краткие, но чрезвычайно увлекательные путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умения думать, сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы.

Чтение текста

Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с учебной книгой. Известны три уровня работы с книгой: познавательный (главная цель – усвоение), аналитический (главная цель – критика), творческий (главная цель – созидание нового). Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространённые приёмы работы с книгой: выделение существенного, смысловую группировку, составление плана, конспекта тезисов, схем, графиков, диаграмм, формулирование выводов, чтение-поиск, чтение-сортировка.

Технологическая цепочка : вызов - осмысление - рефлексия

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками .

В результате применения данного опыта у учащихся:

•        формируется новый стиль мышления

•        развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

•        формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации

•        стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.

Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.

Решение нестандартных задачь

Нестандартные задачи способствуют формированию и совершенствованию логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.

К нестандартным задачам относятся: «отгадывание чисел», «логические концовки», «задачи-парадоксы с неожиданными ответами», «занимательные задачи на расстановку чисел» и др.

Например: 1. В числе 92574063 зачеркните 3 цифры так чтобы оставшиеся пять цифр в той же последовательности образовывали: 1) возможно большее число; 2) Возможно меньшее число. Ответ: 1) 97463; 2) 24063.

Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстракция. После применения данной системы работы повышается интерес учащихся к изучению учебного материала. На уроках ребята работают активнее и с большим удовольствием.

Альтернатива  выбора

Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций».

В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова: создание ситуации выбора - уяснение ее сущности учащимися - определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив - их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями - аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме - анализ результата работы школьников учителем.

Велика роль повторительно-обобщающих уроков в коррекции мышлении учащихся, так как для того чтобы систематизировать и обобщить знания по больной программной теме необходимо развивать все мыслительные операции учащихся; учить понимать происшедшие изменения в стране за длительный период, объяснять причины этих перемен.

Упражнение «Что хотите, говорите…», «Старт-финиш», «Четвертый Лишний», «Аукцион», «Все ответы»

Эти упражнения полезны для подростков, они испытывают трудности в понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей.

Работа по развитию мышления важна на всех этапах учебной деятельности учащихся. Это способствует повышению качества знаний не только по математике, но и по другим предметам.