Презентация "Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия"

Живило Наталья Юрьевна

Презентация к семинару-практикуму для педагогов-психологов "Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovie_skazkoterapiya.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия Презентацию подготовила : Живило Наталья Юрьевна, педагог-психолог г. Новосибирск МБОУ ДО Центр дополнительного образования «Алые паруса»

Слайд 2

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому – и плохая экология, и несбалансированное питание, и информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. Но здоровье - это не просто отсутствие болезней или физических дефектов; это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия. Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся получил общее название - «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие технологии

Слайд 3

Применяются в различных видах деятельности и представлены как: Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика). Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, музыкальный досуг, точечный массаж). Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия , арт-терапия, сказкотерапия ). Здоровьесберегающие педагогические технологии

Слайд 4

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания человека и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Сказкотерапия

Слайд 5

Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций , где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Слайд 6

Классификация сказок И.В. Вачкова Виды сказок в сказкотерапии развлекательные художественные дидактические авторские народные психологические медитативные психокоррек-ционные психотерапев-тические развивающие

Слайд 7

Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом, что, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Информационно-психологические (развивающие) сказки содействуют оптимальному ходу естественного психического развития и содержат в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Их цель — открытие человеку богатств его психики для помощи в осознании своих особенностей.

Слайд 8

Сказкотерапевтическое занятие должно состоять из трех основных частей: вводная часть (разминка); рабочее время; обсуждение (шеринг). Занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от 6 до 8 человек. Групповые и индивидуальные занятия с подростками и взрослыми проводятся один раз в неделю. Оптимальное число участников в группе 8-12 человек. Длительность занятий может варьироваться, и лучше, если есть возможность не быть жестко ограниченным во времени. Занятия могут длиться от 45 минут до 3 часов (в зависимости от сценария или времени, которым располагают участники. Оптимальной для большинства групп является длительность 1,5-2 часа. РАБОТА СО СКАЗКОЙ В ГРУППАХ

Слайд 9

Использование сказки в работе с родителями

Слайд 10

Читать сказку должен взрослый, которому ребенок целиком и полностью доверяет. Важен телесный контакт. Читать сказку неторопливым, спокойным голосом, а диалоги эмоционально. Сделать обсуждение немного отсроченным, если ребенок совсем маленький или быстро устает. Не указывать напрямую на сходство поведения ребенка и главного героя, то есть не говорить: «Вот, ты ведешь себя точно так же», и т.п. Ребенок и так это поймет, если сказка попала «в точку», особенно если увидит, что персонаж изначально ведет себя не очень хорошо. Основные правила работы со сказкой для родителей

Слайд 11

Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2011. – 288 с. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2013. – 160 с. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. - М.: Генезис, 2013. – 368 с. Интернет-ресурсы. Литература