"Интернет-зависимость - проблема или неотъемлемая часть реальности?"

Тихонова Варвара Михайловна

Статья имеет своей целью привлечение внимания как самих подростков, так и взрослых людей к проблеме зависимости молодежи от сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_zavisimost2015g.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Интернет-зависимость - проблема

или неотъемлемая часть реальности?"

Котикова В.М., педагог-психолог

ГОУ СПО Кузнецкий индустриальный техникум г. Новокузнецк

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству, но есть и оборотная сторона, а именно негативное последствие сопровождающее распространение интернета по миру - интернет-зависимость.

Количество пользователей Интернета насчитывает более 600 млн. человек по всему миру. Для России эта цифра составляет около 9 млн. человек. С каждым днем количество пользователей увеличивается. Но бурное развитие технологий и  растущий поток информации таят в себе скрытую угрозу. Особенно это касается молодежи с ее неокрепшей психикой, когда их мозг не в состоянии "отфильтровывать" ненужную информацию.

Уже не секрет, что Интернет-зависимость - это психическое расстройство. Психологи бьют тревогу и сравнивают интернет-зависимость с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на эту тему показывают, что при длительном нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и функционирования головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

Как психологу по профессии, мне эта проблема актуальна, потому, что значительную часть студентов, с которыми я работаю, уже поглотила эта "интернет-нереальность". Еще одной из причин стало то, что для России – это еще малоизученная проблема, и своими наработками мне хотелось бы дополнить базу данных по профилактике интернет-зависимости в молодежной среде.

В Кузнецком индустриальном техникуме г. Новокузнецка была создана инициативная группа, которые провели исследование, направленное на выявление интернет-зависимости среди студентов 1 курса. Наработки и результаты исследования были представлены на V областной студенческой научно-практической конференции «Открытый мир» и получили высокую оценку членов жюри, а инициативная группа была награждена дипломом II степени.

Основной нашей целью было не просто выявить количество интернет-зависимых студентов, а разработать действительно «работающую» профилактическую программу и практические рекомендации для родителей и педагогов по снижению уровня зависимости.  Это попытка заявить о реальной проблеме и наметить основные направления будущей работы в этой сфере.  

Программа нацелена, прежде всего, на подростков, т.к. подростковый период - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. И именно этот возраст является основным возрастом пользователей сети и зависимых от неё. Студенты чаще других групп населения обращаются к услугам «всемирной паутины» и, увлечённые этим процессом, приобретают проблемы с учёбой и поведением. Накапливается усталость, проблемы из-за неуспеваемости приводят к стрессам и нервным срывам. Возникают проблемы с общением, изменением самооценки.

По результатам проведенной диагностики для 60% исследовательской группы характерна чрезмерная общительность, что, безусловно, является основным фактором риска в формировании зависимости, 40% студентов имеют заниженную самооценку, что также служит одним из поводов частого обращения к сети Интернет. 

В целом, мы можем утверждать, что 27%  студентов 1 курса являются зависимыми от сети Интернет и с ними необходимо проводить дополнительную психологическую  работу.

         Помимо профилактической программы исследовательской группой разработаны практические рекомендации студентам «группы риска», с которыми будут знакомиться как сами студенты на классных часах и тренингах, так и их родители на собраниях. Кроме этого каждый год будет проводиться мониторинг, с целью отслеживания динамики профилактической работы.

Избавиться от интернет-зависимости можно – нужно лишь приложить минимум усилий для достижения максимального результата и знать, что, в мире есть множество других увлечений, от которых можно получить пользу для себя.