Рабочая программа психолога по апробации УМК "Экология и безопасность жизнедеятельности"
Предварительный просмотр:
Принято АНМС Утверждаю:
Протокол №1 Директор МБОУ «СОШ№4» Директор МБОУ «СОШ№4»
«30»августа 2014г ___________ ИВ. Гайнулова
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОЛОГИЯ и БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(базовый уровень, 10Б класс)
Авторы: С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, Р.А. Дурнев, А.Н. Захлебный, А.Ю. Тараконов, В.А. Ясвин
Егорова Т.А.
педагог-психолог высшей категории
г. Нягань, 2014г
Часть 1.
1. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации[1], Конвенции ООН о правах ребенка[2], в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования (в ред. 2011 г.) и Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2012 г.) к результатам освоения основной образовательной программы, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития.
Программа опирается на Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях (предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности»), Программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую направления: духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся; их социализацию и профессиональную ориентацию; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
Учебная программа «Экология и безопасность жизнедеятельности» представляет собой вариант интеграции учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Экология».
Учебный предмет «Экология и безопасность жизнедеятельности» изучается на базовом уровне. Программа составлена из расчета 72 час, включая 20% времени, отводимого на резервное время (14 часов). Резервное время рекомендуется использовать для выполнения обучающимися учебно-проектной и социально-проектной деятельности по предложенным в программе направлениям на выбор.
Интегрированный предмет «Экология и безопасность жизнедеятельности» на старшей ступени общего образования направлен на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни старшеклассников, гуманистических ценностей, мышления безопасного типа, экологического мышления, опыта экологически сообразной безопасной деятельности в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Содержание интегрированного курса отражает систематизированное научное знание об экологических связях в системе «человек – общество – природа», их противоречиях, закономерностях, теориях и моделях развития; о культуре безопасности в современном мире; стратегиях и способах действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; основах безопасности в экстремальных ситуациях; психологии личности безопасного типа; способах оказания первой помощи пострадавшим; сохранении эмоциональной устойчивости в критических ситуациях; особенностях здорового и безопасного образа жизни в 21 веке; экологических проблемах здоровья; предупреждении формирования личности зависимого типа; профилактике вредных привычек; безопасности и экологии труда; экологическом, нравственном и правовом императиве деятельности современного человека; путях обеспечения личной, общественной и государственной безопасности в условиях глобализации современных рисков и роста их непредсказуемости; основах военной службы; военной доктрине РФ, основах защиты государства и военной службы.
Отбор содержания проведен с учетом культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, в соответствии с которыми учащиеся могут освоить предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека в единстве их познавательной, ценностной, эмоционально-эстетической, правовой, коммуникативной, креативной и практической составляющих.
Применение культурно-исторического и системно-деятельностного подходов направлено на обеспечение:
готовности обучающихся к саморазвитию на основе приобщения к культурному опыту экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни народов России; самоидентификации выпускника как человека мира, гражданина страны, представителя народа, части мира природы;
сформированности мышления безопасного типа, экологического мышления; навыков экологически сообразного правильного образа жизни; понимания рисков и угроз современного мира; учебно-исследовательской, проектной и коммуникативной компетенции в области экологии, здоровья и безопасности;
опыта рефлексивно-оценочных и регулятивных действий в деятельности сотрудничества в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях при решении личностно- и социально- значимых проблем, связанных со здоровьем человека, безопасностью его жизнедеятельности, качеством окружающей среды,
применения предметных и метапредметных результатов обучения, принципов действий для устойчивого развития для проектирования и моделирования развивающей образовательной среды образовательного учреждения и формирования здоровьесберегающей учебной культуры школьника;
готовности к трудовому и профессиональному самоопределению с учетом актуальных проблем экологии, здоровья и безопасности любой деятельности.
Учитывая предметно-деятельностный характер содержания учебного предмета, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания.
Программа строится с учетом следующих содержательных линий: безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы; социальная экология; экология человека, включая элементы экологической и социальной психологии.
Содержание структурировано в виде шести модулей:
«Безопасность в экстремальных ситуациях» (14 час)
«Здоровый и безопасный образ жизни» (10 час),
«Безопасность и экология труда» (8 час),
«Служение Отечеству» (8 час),
«Личность в социальной и природной среде» (8 час),
«Перспективы безопасного развития современной цивилизации» (10 час).
Модуль «Личность в социальной и природной среде»(8ч.) направлен на формирование культуры общения старшеклассников с социальным и природным окружением, безопасных коммуникаций с техногенной средой; экоцентрических гуманистических ценностей. У учащихся развиваются способности познавать, понимать, принимать себя, других людей и живых существ; выстраивать процесс толерантного общения, непрагматические отношения к природе; эколого-эстетические отношения к техносфере; преодолевать экофобии.
1.2. Место учебного предмета в учебном плане
Интегрированный предмет «Экология и безопасность жизнедеятельности» реализуется в учебном плане общеобразовательной школы в часы, предусмотренные для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Варианты планирования занятий по годам обучения.
Первый вариант - Х кл. - 1 час в неделю;
XI кл. - 1 час в неделю.
В соответствии с базисным учебным планом, интегрированному учебному предмету «Экология и безопасность жизнедеятельности» на старшей ступени общего образования предшествуют предметы «Окружающий мир» начальной школы, «Основы безопасности жизнедеятельности» основной школы, а также естественнонаучные и гуманитарные учебные предметы начальной и основной школы, вопросы экологии и безопасности жизнедеятельности которых выполняют пропедевтическую роль по отношению к интегрированному, гуманитарно-естественнонаучному курсу в старшей школе.
В ходе освоения содержания разных учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются представления в области основ безопасной жизнедеятельности в повседневных, опасных и чрезвычайных ситуациях, первой доврачебной помощи, гражданской обороны, экологии природных систем, охраны окружающей среды, здоровья человека. Учащиеся осваивают ряд понятий: безопасность, безопасность жизнедеятельности, опасная и чрезвычайная ситуация, риск, экологическая система, социальная система, экологический фактор, экологическая безопасность, социальная безопасность, экологическая культура, культура здоровья, культура безопасности, устойчивое развитие. Создаются предпосылки для изучения интегрированного курса экологии и безопасности жизнедеятельности в старшей школе, имеющего мировоззренческую направленность, обобщающего вопросы безопасности в системе «человек – общество – природа».
В примерной программе по экологии и безопасности жизнедеятельности для старшеклассников предусмотрено развитие всех представленных в программах общего образования видов деятельности обучаемых, преемственно с основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования. При этом примерная программа по экологии и безопасности жизнедеятельности для старшей школы имеет свои особенности, связанные с психологическими возрастными особенностями обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, спецификой их ведущей деятельностью, требованиями стандарта к результатам освоения содержания по экологии и безопасности жизнедеятельности на старшей ступени обучения, а также со значимостью данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации выпускника.
1.3. Цели изучения предмета
Цели интегрированного предмета формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области ОБЖ и экологии.
Стратегические цели школьного образования в области экологии и ОБЖ определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения безопасности страны, общества, личности, природы; устойчивого развития общества и природы; идеями модернизации отечественного образования в условиях информационного постиндустриального общества, международными рекомендациями по развитию образования в интересах устойчивого развития – как генеральной гуманитарной стратегии XXI века, направленной на предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Переосмысление мировым сообществом роли образования по вопросам экологии и безопасности в XXI веке (международные конференции – Стокгольм, 1972; Тбилиси, 1977; Рио-де-Жанейро, 1992; Йоганенсбург, 2002) привело к выводам о том, что в условиях глобализации рисков, динамичности и непредсказуемости современного мира не научно-технические и не экономические возможности общества, а человеческий фактор, нравственность, психология, компетентности человека определят, в конечном итоге, сценарий развития цивилизации. Образование в области экологии и безопасности жизнедеятельности становится ценностно-смысловым стержнем общекультурного развития и гражданского воспитания подрастающего поколения.
Для выполнения этой функции интегрированный предмет должен строиться на теории и практике развивающей педагогики, а его предметное содержание – приобрести гуманитарно-естественнонаучный, социально-проблемный характер.
С учетом вышеназванных подходов стратегическим вектором образования в области экологии и ОБЖ являются:
- социализация обучаемых – вхождение в мир культуры безопасности, экологической культуры; оценка своих возможностей и осознания своего места в созидании социальных отношений общества устойчивого развития;
- ориентация в системе нравственных категорий общенациональных ценностей, экологической этики, признание ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; приобретение опыта решения личностных противоречий в ситуации выбора;
- приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, порождая новые аспекты безопасности человека и социума;
- воспитание экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям; патриотизму, гражданственности; готовности к соблюдению законности, социальному партнерству, социальной толерантности, восприятию окружающего мира с разных, даже противоречащих друг другу точек зрения, соблюдению демократических форм принятия согласованных решений и выполнения совместных действий для комплексного решения социальных и экологических проблем;
негативного отношения к любым формам неравенства - экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного – как источников неустойчивого развития;
- формирование готовности безопасно действовать и жить в быстро меняющихся условиях, неопределенном будущем за счет развития способности к творчеству, освоения новых способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, способности к сотрудничеству, совместным действиям в новых ситуациях, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; участвовать в планировании социального развития территории, предвидеть последствия предпринимаемых действий, действовать предосторожно;
- накопление личного опыта применения полученных знаний и умений действовать безопасно в реальных жизненных ситуациях в рамках экологических, нравственных и правовых императивов, в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды, качества жизни.
Цель интегрированного предмета «Экология и безопасность жизнедеятельности» на этапе старшей школы – формирование экологически образованной личности безопасного типа, владеющей основами экологического мышления и безопасной жизнедеятельности, способной прогнозировать последствия своей деятельности на глобальном, национальном и локальном уровнях, для окружающей социоприродной среды и себя, делать ответственный выбор, руководствуясь нормами российского законодательства, общенациональными ценностями на основе самоидентификации в культуре и мире природы, быть готовым к социальному партнерству, практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества и природы.
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения по реализации интегрированного учебного предмета «Экология и безопасность жизнедеятельности» должна быть направлена на достижение обучающимися образованности в области экологии и безопасности жизнедеятельности, критериями которой выступает: сформированная на теоретическом уровне экосистемная познавательная модель, как принцип и методологическая основа системного познания проблем безопасности системы «человек – общество – природа»; готовность к осуществлению экологически сообразной безопасной практической деятельности в разных жизненных ситуациях; мотивация и умение самообразования и саморазвития личной экологической культуры, культуры здоровья и культуры безопасности.
Достижение этого интегрированного результата рассматривается на уровне личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты предусматривают:
- ценностное отношение к экологическому качеству окружающей социоприродной среды, здоровью человека, безопасности жизни, устойчивому развитию общества и природы; экологическому императиву, правовым и этическим нормам, регулирующим взаимодействие человека и общества с природой; поликультурному опыту рационального природопользования;
- направленность личности на саморазвитие личностных качеств, необходимых для служения Отчизне в разных его формах (честный труд, законопослушность, исполнение Конституциональных обязанностей); отрицание экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, асоциального поведения;
- самоидентификацию человека как части мира природы и как представителя социокультурной общности с поиском смыслов гармонизации социального и природного, путей устойчивого развития общества и природы;
- рефлексивную готовность к самооценке личного эколого-эстетического отношения к социальной и природной среде; вклада в развитие коллективной экологической безопасности, реализацию социально-значимых проектов в сфере безопасности и здоровья человека, экологического качества окружающей среды.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по экологии и безопасности жизнедеятельности являются:
- сформированность экологического системного мышления, способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности, как имеющей универсальную значимость в глобальном мире,
а также умений:
- придавать любому проекту направленность на обеспечение здоровья и безопасности человека, снижение экологического следа в окружающей среды, повышение экологической культуры, культуру здорового и безопасного образа жизни;
- прогнозировать и оценивать системные последствия (риски) действий, деятельности, поведения для состояния окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития местного сообщества и природы; проектировать действия, поведение, деятельность в окружающей среде на основе баланса экологических, экономических и социальных интересов, в рамках экологического императива, включая принципы природосообразного управления сложными системами и предосторожности;
- позиционировать себя в роли гражданина, защитника, эксперта, консультанта, специалиста, потребителя в целях взвешенного принятия решения в ситуациях столкновения экологических, экономических и социальных интересов,
- находить информацию по вопросам экологии, безопасности жизнедеятельности и здоровья, проверять ее на достоверность; систематизировать новые знания и применять их в повседневной жизни при организации экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни;
- вступать в социальное партнерство, конструктивно общаться, организовывать совместную согласованную деятельность в группе, оказывать само- и взаимопомощь, в том числе по обеспечению эмоциональной устойчивости в критической ситуации;
- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также на основе использования различных информационных источников;
- применять эти умения для организации в совместной деятельности экологически безопасной образовательной среды и формирования личной учебной культуры;
- рационально организовывать учебу на основе представлений о его научной организации и учета индивидуальных особенностей.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы «Экология и безопасность жизнедеятельности» предусматривают:
сформированность представлений о
- взаимообусловленности природы и культуры, природного и культурного разнообразия на планете, здоровья человека и безопасности окружающей его среды; о единстве природы окружающей среды и природы самого человека;
- закономерностях экологических связей и отношений в системе «человек–общество–природа», экологических кризисах и их причинах; экологической культуре, культуре здорового и безопасного образа жизни как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы;
- экологических императивах, гражданских правах и обязанностях в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
- культуре безопасности жизнедеятельности, культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- формах служения Отечеству; решении проблем экологии, здоровья и безопасности в трудовой деятельности в интересах глобальной, национальной и личной безопасности;
- экологии труда, его научной организации и безопасности, вкладе профессионального труда в устойчивое развитие и обеспечение национальной безопасности.
- экологически сообразном здоровом и безопасном образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- распространённых в данной территории опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; основных мерах защиты и правилах поведения;
- принципиальной невозможности жизни без рисков; важности психологического принятия их постоянного присутствия, недопущения фобий; формирования взвешенного отношения к рискам на основе взаимоучета их экологического, экономического и социального аспектов;
- факторах, разрушающих здоровье человека, и факторах, укрепляющих его; необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.), факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, в том числе информационных; роли учебной культуры в сохранении здоровья человека в информационном обществе;
- биологических, психологических и социальных резервах здоровья, принципах сохранения и укрепления их; закономерностях адаптации человека в быстро изменяющихся условиях окружающей среды;
- роли образования для устойчивого развития, Хартии Земли для сохранения биосферы и выживания человечества;
- основах медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
- основах обороны государства и воинской службы,
а также умения
- оценивать личные резервы биологического, психологического и социального здоровья и возможности их развития;
- проектировать экологически сообразный здоровый и безопасный образ жизни с учетом специфики территории проживания и индивидуальных особенностей;
- обосновывать актуальность поиска цивилизацией путей гармонизации отношений с природой, осуществления хозяйственной деятельности в пределах ресурсной емкости биосферы;
- систематизировать знания по вопросам государственной системы обеспечения безопасности населения, основам обороны государства и воинской обязанности;
- выявлять системные связи социоприродной, социальной, информационной, технической безопасности; ресурсы безопасности на глобальном, национальном и личностном уровнях;
- характеризовать переход к устойчивому развитию как переход от стихийного развития к «направляемому»; от общества потребления к информационному обществу, материальные потребности и жизнедеятельность которого ограничены возможностями биосферы;
- выявлять риски безопасности, оценивать вероятности его реализации, масштаб последствий, определять максимально возможный ущерб; выбирать пути управления риском, разрабатывать стратегии для снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий.
1.5. Основное содержание учебного предмета
Базовый уровень образования
Модуль 4. «Личность в социальной и природной среде» (8 час).
Цель изучения модуля «Личность в социальной и природной среде» - формирование толерантных и эффективных стратегий взаимодействия с людьми и миром природы, умений сотрудничества и партнерства, коррекция неоптимальных отношений к техносфере.
Содержание.
Психология человека и окружающая его среда. Роль социальной и природной среды в обеспечении безопасности, здоровья и развития человека, индивида, личности. Психология восприятия окружающей среды.
Психология общения в социальной среде. Проблема конструктивных коммуникаций в интересах устойчивого развития. Эффективность межличностных взаимодействий для решения экологических проблем, их условия и характеристика. Экология общения. Доверие и толерантность. Внимание к интересам, потребностям и состояниям партнёров. Желание и умение слушать. Риски эффективности общения и пути их преодоления.
Психология отношения к техносфере. Проблема фобий. Пути их преодоления.
Отношение к природе и экологическая культура. История отношения людей к природе. Становление новой экологической культуры в условиях глобализации экологического кризиса. Экологическая этика и гуманное отношение к природе. Задача сохранения дикой природы. Психология содержания животных и растений в жилище человека. Общение с природой. Экологическая активность личности.
Примерные темы практических работ.
Тренинги, игры на темы:
- Толерантность и психологическая безопасность общения.
- Самопознание и саморазвитие личности.
- Приёмы и техники эффективного общения.
- Диагностика отношения к природе.
- Приёмы и техники эмоционально-эстетического освоения мира природы.
Резерв времени в рабочей программе рекомендуется использовать для выполнения проектной работы по одному из предложенных направлений:
- просвещение в области экологии и безопасности жизнедеятельности;
- организация безопасной здоровьесберегающей образовательной среды, экологически безопасного уклада школьной жизни;
- вклад будущей профессии в устойчивое развитие местного сообщества;
- межкультурное (межнациональное, межпоколенное) общение по актуальным проблемам современного мира (экология, здоровье, безопасность);
- социальное партнерство в интересах устойчивого развития;
- образцы ресурсосберегающего поведения в быту;
- экологический дизайн;
- безопасность человека в быту;
- безопасность человека в информационной среде;
- экология детства (воспитание здорового ребенка);
- действия в экстремальных и чрезвычайных экологических ситуациях;
- действия за мир и международную безопасность.
Тематическое планирование
Разделы программы и число отводимых на раздел часов | Темы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Сроки по плану | По факту |
1 | 2 | 3 | |||
«Личность в социальной, техногенной и природной среде» (8 час) |
| Личность и среда. Представление о личности. Личность как продукт и творец среды. Потребности личности и возможности среды в их удовлетворении. Роль личности в возникновении и решении проблем в области экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности. Роль психологической грамотности человека в понимании причин экологического кризиса, обеспечении безопасности в постиндустриальном мире. Личность в социальной среде: задачи социального партнерства. Представление о потребности личности в общении и коммуникациях. Возможности современной социальной среды в их удовлетворении. Проблема социального партнерства в интересах устойчивого развития. Принципы конструктивных межличностных взаимодействий. Доверие и толерантность. Внимание к интересам, потребностям и психологическим состояниям партнёров. Барьеры в общении и пути их преодоления. Личность в техногенной среде. Связь природных и технических элементов культуры. Особенности техногенной среды жизни. Психология взаимодействия человека с техногенной средой. Проблема преодоления потребительского отношения человека к природным ресурсам и создаваемым материальным ценностям. Эстетика гармонии техногенной и природной среды. Эколого-эстетическая организация среды – как синтез природы, науки, искусства и современных технологий. Отношение человека к техносфере. Экофобии, радиофобии и пути их преодоления. Атомная энергетика как путь решения экологических проблем. Личность и природная среда. Общение с природой как условие психического здоровья человека. История отношения людей к природе. Проблема отчуждения от природы современного человека. Отношение к природе и экологическая культура. Психология содержания животных и растений в жилище человека. Становление новой экологической культуры в условиях глобализации экологического кризиса. Экологическая этика. Принципы экологической этики. Хартия Земли как этический кодекс землян 21 века. | Систематизировать и составлять схему взаимных влияний социальной, природной и техногенной среды на психологические (личностные) качества человека. Прогнозировать изменение роли психологической грамотности человека в условиях обострения экологического кризиса. Сопоставлять научные суждения с метафорами и афоризмами ученых разных эпох о взаимодействии личности и среды. Различать объективные характеристики окружающей среды и ее субъективное восприятие. Описывать окружающую среду, основываясь на личностном восприятии, отношении, оценках и на основе научных данных, исследований. Прогнозировать цепь событий, которые приведут международное сообщество к неизбежности социального партнерства стран, народов, специалистов разных профессий, соседей для обеспечения безопасности на всех ее уровнях. Давать экспертную оценку результативности применения принципов конструктивного общения, включая три его компонента – мировоззренческий, психологический, технологический. Разъяснять смысл толерантности и ее границ. Приводить примеры плодотворного межгосударственного сотрудничества при решении глобальных экологических проблем и проблем глобальной безопасности. Формулировать вопросы в области психологии взаимодействия человека с техносферой. Использовать разные источники информации для получения на них ответов. Объяснять социальную опасность фобий (в том числе экофобии и радиофобии) и причины их возникновения. Выделять критерии эколого-эстетической организации среды и применять их при оценке экологической сообразности техногенных объектов. Называть исторические этапы изменения отношения человека с природой, формулировать ключевые вопросы, которые решал человек на каждом из этих этапов. Называть основные принципы экологической этики. Критически оценивать свою готовность к их применению в жизни. Анализировать личные мотивы и формы общения с природой, делать прогноз их значимости для здоровья, трудоустройства, жизненной перспективы. Составлять презентацию по материалам Хартии Земли с адаптацией ее положений с использованием иллюстраций, афоризмов и метафор для лучшего восприятия аудиторией. |
[1] Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3 ст. 152; № 7, ст.676; 2001 № 24, ст.2421; 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст.1110; 2005, № 42, ст.4212; 2006, № 29, ст.3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30 ст. 3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445).
[2] Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).
