ПРОГРАММА психологического тренинга «Личностная гармония педагога ДОУ»

Гурьянова Людмила Сергеевна

ПРОГРАММА

психологического тренинга

«Личностная гармония педагога ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заведующая МДОУ

«Детский сад №2 «Малышка»

р.п. Турки

Жарская Н.Г. _________                                                                                    

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Малышка»

р.п. Турки

ПРОГРАММА

психологического тренинга

«Личностная гармония педагога ДОУ»

2013 – 2014 учебный год

педагог-психолог:

Гурьянова Людмила Сергеевна

р.п. Турки

Актуальность

В настоящее время одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает негативизм и усталость.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе воспитательно-образовательного процесса дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений педагога. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

-        Развивать уверенность в себе, устойчивость к стрессам, умение
раскрывать свой творческий потенциал.

-        Обучить способам психологической саморегуляции.

- Снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения.

-        Формированию эмоционально-позитивной атмосферы в педагогическом
коллективе.

Участники проекта: Педагогический состав коллектива ДОУ Сроки реализации: 2013 -2014 учебный год

В тренинг были включены три части. Первая направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками друг друга, вторая направлена на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья - на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.

Тренинг состоит из 12 занятий. Занятия проводятся ежемесячно в течении 40-50 минут.

В разработку данного тренинга легли работы: Водопьяновой Н.Е, Старченковой Е.С, Семеновой Е.М, Малкиной-Пых И.Г.

Правила поведения в тренинговой группе

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

“Не опаздывать!”

Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

Планирование психологического тренинга

«Личностная гармония педагога ДОУ»

Занятие №1

Цель: Знакомство

Задачи:

  1. Познакомиться с участниками и ведущими тренинга
  2. Выяснение целей посещения тренинга и желаемого результата

1.«Знакомство»

2.«Выяснение целей»

3.«Сиамские близнецы»

4.«Преодоление препятствий»

5.«Третий лишний»

6.«Зеркало»

6.Рефлексия

Занятие №2

Цель: Совершенствование навыков общения

Задачи:

  1. Создание атмосферы раскрепощённости
  2. Снятие телесных зажимов
  3. Усвоение навыков вербального и невербального общения
  4. Эмоциональная разрядка

1.Приветствие

  1. «Атомы»
  2. В эфире
  3. «Построиться в шеренгу»
  4. Вырвись из круга
  5. «Договориться молча»
  6. Рефлексия
  7. Маечка

Занятие №3

Цель: Совершенствовать навыки общения

Задачи:

  1. Осознание важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
  2. Развитие коммуникативных навыков
  3. Снятие эмоциональною напряжения
  4. Установление контакта с партнером по общению.

  1. Приветствие
  2. «Апельсин»
  3. «Разговор»
  4. «Пианино»
  5. «Убеди»
  1. «Ящерица»
  2. Рефлексия
  3. «Лирика»

Занятие №4

Цель: Научиться вырабатывать коллективные решения

Задачи:

  1. Усовершенствовать умение слушать собеседника
  2. Развить способность понимать точку зрения другого человека.

3.Снятие эмоционального напряжения.

1.Приветствие

  1.  «Круг доверия»
  2. «Кораблекрушение»
  3. «Кошка-Собака»
  4. Рефлексия

Занятие №5

Цель: Личностное самораскрытие

Задачи:

  1. Создание условий и формирование навыков самораскрытия, совершенствование навыков группового выступления.
  2. Снятие психоэмоционального напряжения,
  3. Развитие навыков невербального общения.

  1. Приветствие
  1. Упражнение "Кто Я?"
  2. «ХВАСТОВСТВО»
  3. «Проекция»
  4. Рефлексия дня

Занятие №6

Цель: Приобретение навыков - эффективного общения

Задачи:

  1. Создание атмосферы эмоционального комфорта
  2. Снятие телесных зажимов
  3. Развитие навыков эффективной коммуникации
  4. Развитие навыков вербального и невербального общения и умение отстаивать свою точку зрения

1.Приветствие

  1. «Клубок»
  2. «Взгляд с другой стороны»
  3. «Узнай предмет»

5.«За и против»

6.Рефлексия

Занятие №7

Цель: Приобретение внутреннего комфорта и внешней уверенности.

Задачи:

  1. Мобилизация внимания, улучшение настроения, повышение активности участников занятий.
  2. Выработка навыков уверенного поведения
  3. Создание в группе доверительной атмосферы, располагающей к самораскрытию

  1. Приветствие
  2. «Постановка уверенной походки»
  3. «Поговори со мной»
  4. «Познакомься»
  5. «Печатная машинка»
  6. Рефлексия

Занятие №8

Цель: Закрепление навыков уверенного общения и взаимодействия

Задачи:

  1. Обучение навыком эмпатии
  2. Закрепление навыков уверенной самопрезентации
  3. Дать участникам обратную связь

  1. Приветствие
  2. «Моё состояние»
  3. «Выступление на публике»
  4. «Рассказ о себе»
  5. Рефлексия

Занятие №9

Цель: Раскрытие внутренних резервов

Задачи:

1.Снятие телесных зажимов

2.Развитие позитивного мышления

3.Раскрытие внутреннего потенциала

1.Приветствие

2.Построится по признаку

  1. Скала
  2. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
  3. «Мой герб». «Моя проблема».
  4. Мое имя
  5. Аутотренинг,
  6. Рефлексия

Занятие №10

Цель: Развитие невербальных способов общения и выражения эмоций

Задачи:

  1. Закрепление навыка аутогенной тренировки
  2. Развитие невербальных способов общения и выражения эмоций

  1. Приветствие
  2. «Пантомимика»
  3. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
  4. Вместе мы - сила
  5. «Мой ребенок»
  6. Аутотренинг
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

Занятие №11

Цель: Закрепление и обобщение приобретенных навыков

Задачи:

  1. Развитие невербальных способов общения и выражения эмоций
  2. Закрепление развития позитивного мышления
  3. Подведение итогов тренинга

  1. Приветствие
  2. «Найди свою пару»
  3. Домашнее задание
  4. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
  5. Каково мое отношение к моему ребенку
  6. Музыкальная релаксация
  1. Чемодан
  2. Рефлексия

Занятие №12

Цель: Сформулировать выводы по поводу проведенного тренинга

Задачи:

1.Дать участникам обратную связь

2.Продемонстрировать их достижения и недоработки

3. Развитие внимательного отношения друг к другу

4.Снятие эмоционального напряжения

1.Приветствие

2.«Кошка-собака»

3. «Подарок»

4. Рефлексия.

Библиографический список

  1. Бачков И.В. Основные технологии группового тренинга М: Издательство
    «Ось-89», 1999.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и
    профилактика. - СПб.: Питер, 2005.
  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПБ.: Издательство
    «Речь», 2005.
  4. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. - М.:
    «Академический Проект», 2000
  5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического
    психолога. - М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
  6. Практикум     по     профессиональной     коммуникации     педагогов:
    рекомендации, игры, тренинги/авт.-сост. О.М. Елъцова. - Волгоград:
    Учитель, 2010.
  7. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель
    и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. -
    Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Профилактика   синдрома   профессионального   выгорания   педагогов:
    диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград:
    Учитель, 2009.
  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
    Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008.

11 .Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 12.Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие / авт.-сост. К. Фопель. - Издательство «Генезис», 2006.