Семинар-тренинг для родителей "От дошкольника к школьнику".

Васикова Ирина Максютовна

Цель данного мероприятия - подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг для родителей «От дошкольника к школьнику».

Психолог. Добрый вечер, родители! Начнем нашу встречу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающие на ту же букву, что и его имя. 

    Родители выполняют задание.

Психолог. Поступление ребенка в школу- переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родители будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу. А чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых негативно сказываются на готовности ребенка к школе. Назовите ассоциации, которые у вас возникают со словом «школа».

       Родители выполняют задание.

Психолог. Негативные ассоциации говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не демонстрируйте негативные эмоции, а вспомните, что вам нравилось в школе: успехи, увлечения, забавные эпизоды.

           Давайте проведем тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы психологически отдать ребенка в школу. Прочитайте каждое утверждение и, если согласны с ним, поставьте рядом цифру 1.

        Родители получают бланки теста (приложение 1) и выполняют задание.

Психолог. Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.

       10 и более  баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Занимайтесь его закаливанием. Поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился- обратитесь к психологу.

        5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребёнка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребёнка к школе.

        4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своём ребёнке. Помните: уверенность не должна превратиться в беспечность и невнимательность.

        А теперь я предлагаю составить портрет «идеального родителя».

Назовите качества, которыми должен обладать идеальный родитель.

         Ответы родителей.

         Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, а чем дальше от центра, тем дальше и от идеала.

Психолог. Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и мысленно отметить на мишени то место, где, по вашему мнению, каждый из вас находится сейчас по отношению к идеальному родителю.

             Родители выполняют задание.

Психолог. А каким видят дети идеального родителя?

            Родителям зачитывают ответы детей.

Психолог. На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет), напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились.

      Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.

Психолог. Не всегда есть время обратить внимание на себя, проанализировать. Сейчас вы подумали, написали, провели определенную работу над собой. Первый шаг в достижении позиции идеального родителя вами сделан, так как вы пришли на наши занятия. Все изменения зависят только от нас. Иметь идеального родителя – мечта каждого ребенка.

       Психолог раздает памятки (приложение 2).

Психолог. Давайте пожелаем друг другу успеха!

Пожелайте своему соседу справа что-то хорошее.

                                                                                          Приложение 1

              Готовы ли вы отдать ребёнка в школу?

                                      (по А.Е. Хасановой)

1.Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе.

2.Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть.

3.Вы не можете представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счётом.

4.Вы уверены, что Ваш ребёнок сможет быть лучше всех.

5.Вы считаете, что первоклассники недостаточно самостоятельны.

6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку.

7.Вы опасаетесь, не будут ли другие дети обзывать и дразнить Вашего ребенка.

8.Вы не уверены в объективности и справедливости будущего учителя Вашего ребенка.

9.Без Вас ребёнок часто плачет, угнетён.

10.Вы считаете, что в возрасте 6-7 лет ребёнка лучше обучать дома, а не в школе.

11.Вы считаете, что Ваш ребенок будет уставать в школе.

12.Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться.

13.Вы опасаетесь, что с началом обучения в школе Ваш ребенок станет непослушным.

14.Вам кажется, что Ваш ребенок откажется идти в школу без Вас.

15.Вы уверены, что дети-первоклассники ещё не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку.

           

                                                                                           Приложение 2

              Памятка родителям будущих первоклассников.

-Поощряйте инициативу ребенка.

-Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.

-Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь.

-Не забывайте хвалить.

-Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».

-Необходима общая положительная оценка.

-Подробно вместе разбирайте ошибки.

-Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.

-Избегайте  принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями.

-Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.

-Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.

-Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.

-Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами-специалистами, педагогами, логопедом, психологом.

-Не перегружайте ребёнка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребёнка вам никто не вернёт.