Особенности взаимодействия педагогов и родителей с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Халина Ирина Семеновна

Воспитание и обучение детей  с особенностями в развитии на сегодняшний день является актуальной проблемой. Дети часто с трудом адаптируются к условиям детского сада и к любой другой обстановке, иногда у таких детей наблюдаются трудности во взаимодействии с внешним миром (взрослыми, детьми и непривычным окружением). Задача взрослых помочь таким детям,  используя определённые методы и приемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание и обучение детей  с особенностями в развитии на сегодняшний день является актуальной проблемой. Дети часто с трудом адаптируются к условиям детского сада и к любой другой обстановке, иногда у таких детей наблюдаются трудности во взаимодействии с внешним миром (взрослыми, детьми и непривычным окружением). Задача взрослых помочь таким детям,  используя определённые методы и приемы. Вот некоторые из них:

Пути предупреждения развития детской агрессии

 (рекомендации для родителей)

Необходимо:

  1. Формировать у дошкольников модели социально-положительного поведения  через: игру, чтение художественной литературы и др;
  2. Учить детей способам снятия эмоционального напряжения, используя следующие приемы:
  • Перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики и т.д.);
  • Вербальное выражение гнева в вежливой форме (называние своих отрицательных эмоций: «Я злюсь», «Я сержусь»);
  • Конструктивные навыки взаимодействия детей со  сверстниками и взрослыми в конфликтных ситуациях;
  • Использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева: например остановить  занесенную для удара руку, удержать ребенка за плечи и твердо сказать «нельзя»;
  • Попытаться отвлечь внимание ребенка каким-либо занятием;
  • Использовать мягкое физическое манипулирование (например, спокойно взять ребенка за руки и увести его с места конфликта);

  1. Если вы решили, что необходимо наказать ребенка за проступок, тогда  следует соблюдать некоторые правила.

Наказание должно:

  •  следовать непосредственно за проступком.
  •  быть адекватным проступку.
  • быть последовательным.

Наказание не должно:  

  • быть одновременно с поощрением.
  • быть унизительным для ребенка.
  • содержать угроз, тем более невыполнимых

         .

Система «скорой помощи»

при работе с гиперактивным ребенком

(главные постулаты)

  • Отвлечь ребенка от капризов.
  • Поддерживать дома четкий распорядок дня.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (а в противном случае он не услышит вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Рекомендации родителям  и воспитателям по взаимодействию с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний или каких-либо работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так,  чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.
  11.  Не унижайте ребенка, наказывая его.

Родители, помните! Дети учатся у жизни!

- если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.

- если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.

- если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.

- если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

- если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.

- если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.

- если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.

- если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.

- если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.

- если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.

- если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!