Практические задания по развитию психологических умений преподавателей, способствующих реализации коммуникативных функций профессиональной деятельности

Мансурова Светлана Ахатовна

Формирование психологической компетентности педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на развитие психологических умений, способствующих реализации коммуникативных функций педагогической деятельности

Упражнение 1.

Распределиться на пары. Один партнер играет роль „скульптора", другой — „материала". „Скульптору" надо „вылепить" любой предмет или игрушку. Он не имеет права давать команды „материалу", пользуется в работе только руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т. д.). Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется.

Одному из участников (по желанию) предлагается создать из любого другого участника „скульптуру" чувства, которое, по его мнению, является нежелательным в общении. „Скульптура" отсеивает все хорошее и плохое из того, что может дать это чувство. „Скульптор" благодарит за хорошее и высказывает пожелания.

Например: „Когда я смотрюсь в зеркало, у меня возникает чувство сожаления, что я не так совершенна, как хотелось бы". — „Скульптор" изменяет мимику и положение тела „скульптуры" (плечи опущены, голова склонена вниз и набок, руки в карманах или прижаты к груди и т. д.).

«Скульптура „Сожаление"»: „Я напоминаю тебе о твоих недостатках, снижаю твое настроение и уверенность в себе…" или: „Я даю тебе понять, что тебе необходимо быть активным в жизни — следить за своей внешностью, вступать в общение в качестве хорошего собеседника, чтобы окружающие видели не только твою внешность, но и могли оценить твои способности, богатство твоей души и т. д."

„Скульптор": «Благодарю тебя за то, что ты помогаешь мне найти способ разносторонне развиваться (не зацикливаться только на внешности), активно проявлять себя. Но мне бы хотелось, чтобы ты, „Сожаление", не теснило свою соседку — „Гордость", она мне тоже необходима!»

Выделение в чувстве положительного и отрицательного оттенков. Один из участников создает „скульптуру" любого чувства, используя группу участников. „Скульптура" (устами участников) рассказывает о том, что положительное и отрицательное она несет своему хозяину. В заключение „скульптор" высказывает свое мнение по поводу услышанного. Упражнение проигрывается столько раз, сколько предложений поступает от участников. Обсуждение.

Какие мысли и чувства появлялись в процессе упражнений? Какие новые ощущения себя, знания вообще и знания о себе получены сегодня? Какие возникли пожелания для реализации на последующем занятии?

Можно в качестве домашнего задания предложить анонимно описать ситуацию, когда чувства вышли из-под контроля. Попытаться описать свои невербальные реакции в тот момент.

Упражнение 2.

Участники называют чувство, которое характерно для дискомфортного состояния, приводит к нежелательным последствиям в поведении.

1. Выбирается участник, который будет играть это чувство. „Чувство" рассказывает, как оно себя проявляет в действиях.

2. Называются чувства, которые могли бы прекратить (изменить) эти действия. Человек в роли „чувства" высказывает предположения. Постепенно вводятся и располагаются новые „чувства" в пространстве, им предлагаются действия (психолог спрашивает „чувство" о том, что должны делать другие „чувства").

Например: «Любовь меня толкает на нежелательные поступки» (здесь уместно упомянуть двойственность некоторых чувств: „люблю—боюсь", „люблю—страдаю", как проявление внутриличностного конфликта). Выбирается человек, который играет роль любви — постоянно толкает.

«Что ты чувствуешь, когда „оно" (чувство) тебя толкает, что хочется сделать?» — «Я злюсь, отчаиваюсь, не понимаю что происходит и т. д.», «Я хочу, чтобы его что-нибудь остановило».

Выбирается чувство, которое возникает под действием толкания, и находятся (предполагаются) чувства, которые рождают желание (что-то сделать) помочь, защитить. Все „чувства-роли" распределяются среди исполнителей — членов учебной группы.

Затем по сигналу ведущего начинаются одновременные действия всех эмоций: чувство любви толкает; чувство самозащиты отталкивает чувство любви…, чувство злости тоже отталкивает чувство любви, чувство уверенности в себе ободряет действия помогающих, чувство жалости успокаивает, обнимает, собой прикрывает. На этом может все закончиться, так как достигается терапевтический эффект — снижение или ослабление первоначального дискомфорта. Внутриличностный конфликт находит разрешение через „внешний" конфликт „чувств".

Упражнение 3.

Рассказчик высказывает свою точку зрения по любой интересующей его теме. „Слушающий" не столько слушает собеседника, сколько старается сконцентрироваться на своей точке зрения по этому поводу и не вступать в обсуждение. Отработать следующие вопросы:

Что чувствовал каждый из собеседников?

Что хотелось сделать?

Что „слушающий" понял из сказанного?

Каков смысл на самом деле?

Далее ведущий предлагает эти же упражнения, но с изменением поведения слушающего.

1. Слушая, партнер ставит цель — побыстрее высказаться самому, но не перебивает собеседника.

2. „Слушающий" выслушивает внимательно только затем, чтобы уличить в чем-нибудь: во лжи, нелогичности, предвзятости, плохом вкусе.

3. „Слушающий" не столько заинтересован услышать мнение собеседника, сколько хочет оценить собеседника во время выслушивания: глупый, умный, выскочка, мямля, лидер, верзила, опасный, красивый и т. д.

Обсуждение. Каков эффект?

Как меняется поведение говорящего (мимика, жесты, манера, голос) в процессе разговора? Обобщение. Формулируются и записываются на доске „правила хорошего

слушания".

Упражнение 4.

Работа с тетрадью для самонаблюдений.

Ведущий предлагает учащимся разделиться на три подгруппы: „учителя", „родители", „ученики". Лучший вариант для этого — квадратики бумаги трех цветов, которые педагоги  выбирают, еще не зная, к какой подгруппе они относятся.

Каждая подгруппа получает задание подготовиться к переговорам по вопросу организации выпускного вечера, которые начнутся через 15 минут. В тетради самонаблюдения отражены интересы всех участников встречи, подготовленные на предыдущем занятии. Задача подгруппы на этом этапе формулируется так: „Найти совпадающие интересы сторон. Подготовить предложения". После того как подготовительная работа завершена, ведущий раздает участникам карточки с заданиями, предупреждая, что задания засекречены до конца занятий.

Содержания карточек:

Твоя задача — прояснить точку зрения говорящего, чтобы лучше его понять (2 шт.).

Твоя задача — выделить проблему и возвращать ход обсуждения к ней (2 шт.).

Твоя задача — в любой ситуации стараться захватить инициативу в разговоре (1 шт.).

Твоя задача — находить общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров (2 шт.).

Твоя задача — уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы (1 шт.).

Твоя задача — фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять их участникам переговоров как общее достижение (1 шт.).

Твоя задача — подчеркивать общие интересы сторон в переговорах (1 шт.).

Твоя задача — выбрать необычный для тебя стиль общения и придерживаться его (2 шт.).

Твоя задача — внимательно слушать говорящего и повторять его главную мысль своими словами так, как она тобой понята (3 шт.).

Упражнение 5.

Эффективная коммуникация как условие принятия группового решения (используется игра „Потерпевшие кораблекрушение").

Ежегодно на воде терпят бедствие около 200 тысяч человек. Четверть из них погибают во время крушения, а из оставшихся 90% погибают в первые сутки, имея спасательные средства, воду и продукты. Они погибают от психологического шока. Порядок работы.

1. Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут. Инструкция.

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате внезапного пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение не ясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Однако 15 предметов остались целыми и неповрежденными после пожара (см. список ниже). В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и часть перечисленных ниже предметов.

Ваша задача — ранжировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания, чтобы в случае необходимости избавляться от наименее важных. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее — до пятнадцатого, наименее важного. Список предметов: Секстант, Зеркало для бритья, Десятилитровая канистра с водой, Противомоскитная сетка, Одна коробка с армейским рационом, Карты Тихого океана, Подушка (плавательное средство), Четырехлитровая канистра нефтегазовой смеси, Маленький транзисторный радиоприемник, Репеллент, отпугивающий акул, Два квадратных метра непрозрачного пластика, 250 граммов медицинского спирта, Пять метров нейлонового каната, Две коробки шоколада, Рыболовная снасть.

Оставшееся имущество пассажиров составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять денежных банкнот…

После завершения индивидуальной классификации группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Ведущий предлагает использовать следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов „уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

(Эти рекомендации могут быть написаны на большом листе бумаги и вывешены на доске.)

После того как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации, приведенный в Приложении к данному упражнению. Здесь вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия.

Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для „протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решений группой?