Классный час по профилактике табакокурения "Курить - здоровью вредить!"

Чубарова Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие по профилактике табакокурения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_meropriyatiya.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Курить – здоровью вредить!

Педагог-психолог ОКУСО «Курский СПРЦ» Чубарова Е.Н.

Цель:

формировать у обучающихся негативное отношение к курению.

Оборудование:

проектор, ноутбук, экран, аудиоколонки, магнитно-маркерная доска, название классного часа «Курить – здоровью вредить!», видеоролик «О вреде курения» (YouTube), презентация «Курить – здоровью вредить!» (Microsoft PowerPoint), документальный филь «Секреты манипуляции. Табак» (YouTube), документальный фильм «Конвейер смерти. Никотин» (YouTube), фото «Курильщик» (Приложение 1), карточки с характеристиками курящего человека (Приложение 2), плакат «Я против курения, потому что…» и карточки.

Ход мероприятия

Классный руководитель:

        Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами встретились, чтобы обсудить очень важную тему, а какую попробуйте догадаться сами. Подсказкой для вас будет видеоролик (Демонстрируется видеоролик)

Классный руководитель:

         Так о чем  будет наш классный час? (обучающиеся высказываются)

Классный руководитель:

        Итак, название сегодняшнего классного часа – «Курить – здоровью вредить!» (Слайд 1) Наш разговор пойдет о табаке и  вреде курения.

Вопрос: Вокруг нас большое количество людей, которые курят, а вы знаете, что такое курение? (обучающиеся высказываются)

Курение – это никотиновая зависимость, которая разрушительно воздействует на различные органы и системы организма. (Слайд 2)

Классный руководитель: 

Но начнем по порядку.

Вопрос: Знаете ли вы, что такое табак? (обучающиеся высказываются)

Табак – это однолетнее растение, родина которого Южная Америка. Листья у него крупные, цветы собраны в соцветия и как правила только ночью источают аромат. Все части растения покрыты клейкими волосками. (Слайд 3) Само по себе растение не приносит вред. Но к сожалению, люди курят  высушенные листья табака и тем самым вредят себе и окружающим.

Вопрос: А знаете ли вы, как табак появился в Европе и России? (обучающиеся высказываются)

Вот что об этом говорят исторические факты - 15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал следующие записи в своем дневнике: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило большое число практически голых людей,  которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Аборигены сворачивали в трубки огромные желто-зеленые листья, какого-то растения и конец трубки поджигали. Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли «табаго» или «сигаро». (Слайд 4)

Туземцы угощали путешественников табаком, но при этом с начало курили сами, а затем передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами, и им ничего не оставалось, как подчиниться воле хозяев. Возможно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. Именно матросы с корабля Христофора Колумба привезли табак и его семена на свою родину, в Испанию.

В Россию «горящие головешки» завезли английские торговцы в 1585 году. А моду к курению привил Петр I «ведь это так по-европейски».

Классный руководитель: 

Но почему же курение опасно? Почему это вредная привычка? Давайте разберемся с этими вопросами.

Каждый курильщик курит и никогда не задумывается о том, что внутри сигареты. Что же такого вредного там может быть? Сейчас вы посмотрите видеоролик о составе сигарет.

Демонстрируется отрывок из документального фильма «Секреты манипуляции. Табак» (состав сигарет)

Классный руководитель: 

        Все эти вредоносные вещества медленно разрушают наш организм. Они отравляют все органы. Курение становится причиной развития страшных заболеваний таких как рак, гангрена и многих других.

Демонстрируется отрывок из документального фильма «Секреты манипуляции. Табак» (вред курения)

Классный руководитель: 

Даже после этой информации курильщик все равно старается оправдать свою привычку. Он говорит о том, что - «Сигареты с фильтром безопасны», «Курить можно легкие сигареты, они не наносят вред организму». Но, к сожалению, и сигареты с фильтром и легкие сигареты негативно воздействуют на человека. И доказательством этих слов является видео, которое вы сейчас увидите.

Демонстрируется отрывок из документального фильма «Секреты манипуляции. Табак»

Классный руководитель: 

Итак, вы наглядно увидели, какой вред организму наносит курение. Никотин, который входит в состав сигареты, - один из наиболее опасных ядов растительного происхождения. Его капля убивает лошадь. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает каждый день в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает лишь потому, сто доза попадает в организм постепенно, не в один прием.

Систематическое потребление небольших доз никотина вызывает привыкание, пристрастие к курению.

Вопрос: Является ли табак наркотиком? (обучающиеся высказываются)

Да, - это не табак в целом, а его составная часть – никотин. Запомните: «Курение является наркотической зависимостью!» (Слайд 5)

Вот как о табаке отзывается Оноре де Бальзак: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Слайд 6)

Вопрос; Как вы понимаете эти слова великого писателя? (обучающиеся высказываются)

Классный руководитель: 

Все негативные воздействия на наш организм не проходят для него бесследно. Курящего человека можно узнать по внешним признакам. Давайте вместе с вами попытаемся составить портрет курящего человека (обучающиеся высказываются)

На доске собирается портрет курящего человека:

  • Тусклый цвет лица, дряблая кожа.
  • Плохой запах изо рта.
  • Желтые зубы.
  • Тусклые и ломкие волосы.
  • Желтизна ногтей и пальцев рук.
  • Хриплый голос

Классный руководитель: 

Современные исследования доказали, что вред курения на организм человека огромен. У курильщика резко повышен риск заболеваемости раком не только органов дыхания, но раком пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, почек, мочевого пузыря, потому что частички табачного дыма выводятся из организма и через легкие и через желудочно-кишечный тракт.

 Еще в то время, когда наука не была так развита как сейчас, люди все равно знали, что курение табака – это вред. Народная мудрость через пословицы, поговорки пыталась уберечь от пагубной привычки. Давайте сейчас вспомним некоторые мудрые высказывания.

На доске вы видите пословицы, но они записаны не полностью. Вам нужно закончить каждую и объяснить ее значение. (Обучающиеся по очереди выходят к доске, из предложенных вариантов выбирают правильный, зачитывают пословицу полностью и объясняют ее значение)

  • Кто курит табак – тот сам себе враг
  • Каждая выкуренная сигарета – это гвоздь, вбитый в крышку своего гроба
  • Труд деньги собирает, а курение их по ветру пускает
  • Один курит – весь дом болеет

Классный руководитель:

        Последняя народная мудрость говорит о том, что курящий человек отравляет жизнь не только себе, но и окружающим его людям. Это так называемое пассивное курение.

Вопрос: Вы знаете что такое пассивное курение? (обучающиеся высказываются) (Слайд 7)

Пассивное курение – это вдыхание сигаретного дыма человеком, который сам не курит, но находится в окружении курящих.

Давайте посмотрим какой вред наносит курящий человек окружающим

Демонстрируется отрывок из документального фильма «Секреты манипуляции. Табак»

Классный руководитель:

        В связи с тем, что курение стало общенациональной проблемой государство ужесточает законодательство в области продажи и употребления табачной продукции.

Антитабачный закон 2014: главные изменения

С 1 июня 2013 году запрещено курить:

  • в подъездах жилых домов, лифтах, на лестничных клетках;
  • на рабочих местах;
  • на детских площадках, пляжах;
  • в аэропортах, на вокзалах и на расстоянии менее 15 метров от остановок общественного транспорта, станций метро;
  • на территории культурных, спортивных, медицинских и общеобразовательных учреждений;
  • в закрытых помещениях госучреждений и социальных служб, тюрем, исправительных колоний и СИЗО.

С 1 июня 2014 года к запретным местам добавились:

  • поезда дальнего следования, самолеты, пассажирские суда;
  • кафе, рестораны и другие общественные зоны отдыха;
  • рынки и прочие предприятия торговли;
  • пассажирские платформы. 

(Слайд )

Также с 1 июня 2014 года курение кальянов приравнивается к курению табака.

«Антитабачный закон» предполагает внедрение системы штрафов. Так, за курение на территориях, обозначенных выше, курильщик должен заплатить от 500 до 1500 рублей. За курение на детских площадках величина штрафных санкций – от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. Указанные санкции установлены статьей 6.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Классный руководитель:

        А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Что заставляет людей курить? (Обучающиеся высказываются. Ответы могут быть следующими: подростки хотят казаться взрослыми, курят за компанию, нечем заняться в свободное время, получают удовольствие от процесса курения, не понимают опасности и вреда курения, считают, что курить «модно» и красиво, из любопытства и др.)

Вопрос: Являются ли эти причины значимыми для человека? (Обучающиеся высказываются)

Классный руководитель:

        Итак, нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» или «против» курения. Но для того, чтобы принять какое-то решение, нужно собрать информацию об объекте, проанализировать ее, рассмотреть с разных сторон. При этом человеком движут, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который позволяет оценить ситуацию, взвесить все «за» и «против», с третьей стороны – воля, которая ответственна за принятие решения.

Давайте с вами попытаемся наглядно представить этот процесс.

Упражнение «Принятие решения» 

Я приглашаю 3х человек. Один – Любопытство, второй – Воля, третий – Разум. (обучающимся даются соответствующие таблички)

Задача Воли – внимательно выслушивать все аргументы, которые приводят Любопытство и Разум, и в конце принять решение: начинать курить или нет.

Все остальные ребята могут принять сторону Любопытства или Разума, аргументировав свое решение.

Вопросы:

  • Процесс принятия решения сложный?
  • Кто был убедительнее Любопытство или Разум?
  • Какие доводы приводило Любопытство? А какие Разум?

Обучающиеся высказываются

Классный руководитель:

        Привыкнуть к табаку достаточно быстро, а вот потом отказаться от этой пагубной привычки сложно. Сейчас многие курильщики пытаются заменить настоящие сигареты электронными, курить кальян или приклеивать пластырь. Но, к сожалению, все эти приспособления не помогают бросить курить. «А почему?»  Ответить на этот вопрос поможет отрывок из документального фильма

Демонстрируется отрывок из документального фильма «Секреты манипуляции. Табак»

Действие никотинового пластыря: после того, как пластырь приклеивается к коже, в организм человека начинает поступать определенная доза никотина. В результате тяга курильщика к сигаретам притупляется, но в организм все равно поступают вредные вещества. В качестве побочных эффектов применения пластыря от курения можно назвать иногда возникающую в первые недели бессонницу, появление на коже раздражений, аллергические реакции. Нельзя использовать никотиновый пластырь беременным женщинам и кормящим матерям.

Классный руководитель:

        А вот советы, которые реально могут помочь человеку в борьбе с курением:

 (Слайд 8)

Памятка «Как бросить курить»

  • Начните с того, что не докуривайте сигарету до конца, тем более что самые вредные компоненты табачного дыма находятся именно в ней.   
  •  Старайтесь ежедневно сокращать количество выкуриваемых сигарет на 1-2 штуки.     
  • Никогда не курить за компанию.                                                                 
  •  При возникновении острого желания закурить постараться пережить этот «приступ» без сигарет.
  • Пейте больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном.
  • Не пейте крепкий чай или кофе, это обостряет тягу к сигарете.              
  • Каждый день съедайте ложку мёда – он помогает печени очистить организм от вредных веществ.
  •  Активно двигайтесь, занимайтесь спортом, физкультурой, так как это не только отвлекает от курения, но и очищает дыхание.    
  •  Ежедневно принимайте душ.

Демонстрируется отрывок из документального фильма «Конвейер смерти. Никотин»

Классный руководитель:

Незаметно наша встреча подошла к концу. Вам понравился классный час? Изменилось ли ваше отношение к курению? Давайте вспомним, чем опасно курение? А теперь, давайте совместно сделаем плакат против курения.  

Упражнение «Закончи фразу»

Каждый обучающийся на специальном листочке дописывает предложение – «Я против курения потому, что……» Затем все эти листочки прикрепляются к красочному плакату на доске.

Классный руководитель:

Каждый из вас высказал свое мнение почему он против курения. У нас с вами получился плакат, который мы повесим в училище.

 В конце классного часа обучающимся раздаются памятки «Как бросить курить»