План коррекционных занятий с первоклассниками не готовыми к обучению в школе

Дети, психологически не готовые к обучению в школе, имеют существенные изъяны в развитии воображения и в сфере общения со взрослыми и сверстниками, препятствующие вхождению в кризис семи лет и успешному его прохождению. Трудности прохождения этого возрастного кризиса связаны с отсутствием у ребенка способности к общению во внеситуативной  ппозиции, что прямо и непосредственно детерминировано развитием новообразования дошкольного возраста - воображения. Специфика развития воображения у детей, не готовых к обучению в школе, требует коррекционной работы, направленной на формирование у ребенка особой внутренней позиции, выступающей показателем высокого уровня воображения и необходимым условием подготовки детей к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План коррекционных занятий с первоклассниками не готовыми к обучению в школе

Этапы коррекционной работы

Дата проведения

Задачи, решаемые на каждом этапе

Средство коррекционной работы

Перечень возможных заданий

Первый этап (обучение

режиссёрской игре)

Научить:

- неоднозначно воспринимать окружающие предметы;

- переносить функции с одного предмета на другой;

- соединять различные предметы, объекты по смыслу, содержательно, включая их в единый сюжет

Цель: развить умение самостоятельно играть с разными предметами продолжительное время; появление индивидуальной игры

1) многофункциональные предметы (кубики, коробочки, части конструкторов и др.), т. е. предметы-заместители;

2) картинки

3) участие в разного рода совместных со взрослым делах, в которых организатором и инициатором выступает взрослый ( шкатулка с различными предметами, кубики с нарисованными лицами, строительный материал)

Игры: «магазин», «больница», «автогонки» и др.

Игры: «Оживи картинку», «Придумай по картинке сказку, историю»

«Волшебная шкатулка»-составление совместных рассказов (нахождение различных способов использования предмета в зависимости от ситуации);

«Город для зверей и людей»

Второй этап

 (обучение образно-ролевой игре)

Развивать умение:

- выделять ключевое свойство предмета или живого существа, в большей степени характеризующее этот предмет или живое существо;

-входить в разные роли и подолгу оставаться в одной и той же роли;

- вносить изменения по ходу реализации роли

1) изображение с помощью костюмов и мимики различных предметов, животных; сценок сказок, мультфильмов;

2) участие в конкурсах, театрализации

«А ну-ка, угадай», «Море волнуется»,

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»;

«КВН». Постановка сценок из спектаклей, конкурсы

Третий этап

( развитие сюжетно-ролевой игры)

Ознакомление с различными сферами действительности, которую возможно отобразить в игре;

развитие умения создавать свой сюжет и действовать по собственному замыслу;

учить соподчинению ролей, взаимопониманию, общению

Цель: научить на более высоком уровне общаться со взрослыми и сверстниками, подолгу развивать один и тот же сюжет и подчиняться правилам ролевого поведения

1) обогащение опыта детей, знакомство с окружающей действительностью

2) отобразительные игры      ( необходимы партнёры по игре);

3) игры-драматизации с привлечением детей к рисованию декораций, изготовлению костюмов, с возможностью изменения сюжетной линии ;

4) сюжетно-ролевые игры с созданием ситуации вхождения в роль, придумыванием новых ролей, включением сказочных персонажей;

5) обыгрывание различных ситуаций с воображаемыми партнёрами или игрушками (адекватные воображению ребёнка игрушки)

Экскурсии, знакомство с трудом людей, рассказы детей о событиях.

Поиграть в мультфильм, который только что посмотрели; изображение того, что только что увидели

Обыгрывание сказок, придумывание историй

Игры «в школу», «В парикмахерскую»

Игры «в школу», «больницу», «в театр», «путешествие за город» и т.д.

Четвёртый этап  (формирование игры по правилам)

Учить:

- объединять как можно больше предметов в единый сюжет;

-формулировать правила, выделяя их из сюжета;

-находить смысл и контекст в любой ситуации – постигать суть игры, уметь объяснить эту суть другим, т. е. вставать в позицию обучающего позиция в общении «над»);

-договариваться друг с другом о том, во что играть, вырабатывать совместный способ игры, распределять участников, договариваться о стратегии и тактике

Цель: учить действовать вне рамок сюжета, приобретение навыков, необходимых для развития воображения: действие от замысла

1)Различные предметы, картинки с изображением предметов, наборы мелких игрушек;

2) взрослый как субъект, которого нужно научить правилам игры или в качестве субъекта может выступать другой ребёнок

3) придумывание сюжета, чтобы лучше запоминались правила;

4) позиция наблюдателя в игре с правилами; выполнение роли тренера или болельщика – определённая позиция вовне;

5) нетрадиционные версии известных игр, придумывание правил к старым играм

Истории из жизни людей и животных с объединением до 15-20 предметов

Игры по сюжету известной сказки, элементы сюжета в которых превращаются в правила; истории или рассказы, содержание которых превращается в игру с правилами

«Вышибала» с элементами сюжета (охотники и зайцы)

настольные игры с обучением правилам игры других детей

старые игры по новым правилам

Пятый этап (обучение режиссерской игре на высоком уровне)

Цель: научить реализовывать собственные сюжеты.

Учить:

-учитывать разные позиции при организации общения;

- учить играть самостоятельно в режиссерскую игру;

- совместно сочинять сказки, придумывать сюжеты(осмысливать и переосмысливать окружающее, понимать позицию партнёра по общению) и обыгрывать их;

- угадывать и показывать чужие сюжеты (предметно представить или создать замысел в контексте предметной ситуации, придуманной другим или другой группой детей)

1) кубику, пуговицы, катушки и другой материал(20-25 отдельных предметов) для объединения (составление историй в совместной деятельности, сотрудничество: позиции: «сверху», «снизу»);

2) индивидуальная режиссерская игра  с использованием предметов и «пустых» кубиков, фигурок из бумаги;

3) совместное сочинение сказок;

4) рассказы и изображение их содержания с помощью игрушек – отгадывание предметной ситуации, предложенной другими;

5) занятия с младшим дошкольником, игра с ним

«Подружи» игрушки, объединив их единым сюжетом

«Придумай окончание сказки», «Покажи историю, которую я рассказала только что», «Придумай свою игру»

«Продолжи рассказ, придумав одно-два предложения» по темам:» Самое весёлое», «Приятное-неприятное», «Групповая картина»

«Угадай и покажи историю»

«Поиграй с Васей»