План коррекционных занятий с первоклассниками не готовыми к обучению в школе
Дети, психологически не готовые к обучению в школе, имеют существенные изъяны в развитии воображения и в сфере общения со взрослыми и сверстниками, препятствующие вхождению в кризис семи лет и успешному его прохождению. Трудности прохождения этого возрастного кризиса связаны с отсутствием у ребенка способности к общению во внеситуативной ппозиции, что прямо и непосредственно детерминировано развитием новообразования дошкольного возраста - воображения. Специфика развития воображения у детей, не готовых к обучению в школе, требует коррекционной работы, направленной на формирование у ребенка особой внутренней позиции, выступающей показателем высокого уровня воображения и необходимым условием подготовки детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_korrektsionnyh_zanyatiy_s_pervoklassnikami_ne_gotovymi_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План коррекционных занятий с первоклассниками не готовыми к обучению в школе
Этапы коррекционной работы | Дата проведения | Задачи, решаемые на каждом этапе | Средство коррекционной работы | Перечень возможных заданий |
Первый этап (обучение режиссёрской игре) | Научить: - неоднозначно воспринимать окружающие предметы; - переносить функции с одного предмета на другой; - соединять различные предметы, объекты по смыслу, содержательно, включая их в единый сюжет Цель: развить умение самостоятельно играть с разными предметами продолжительное время; появление индивидуальной игры | 1) многофункциональные предметы (кубики, коробочки, части конструкторов и др.), т. е. предметы-заместители; 2) картинки 3) участие в разного рода совместных со взрослым делах, в которых организатором и инициатором выступает взрослый ( шкатулка с различными предметами, кубики с нарисованными лицами, строительный материал) | Игры: «магазин», «больница», «автогонки» и др. Игры: «Оживи картинку», «Придумай по картинке сказку, историю» «Волшебная шкатулка»-составление совместных рассказов (нахождение различных способов использования предмета в зависимости от ситуации); «Город для зверей и людей» | |
Второй этап (обучение образно-ролевой игре) | Развивать умение: - выделять ключевое свойство предмета или живого существа, в большей степени характеризующее этот предмет или живое существо; -входить в разные роли и подолгу оставаться в одной и той же роли; - вносить изменения по ходу реализации роли | 1) изображение с помощью костюмов и мимики различных предметов, животных; сценок сказок, мультфильмов; 2) участие в конкурсах, театрализации | «А ну-ка, угадай», «Море волнуется», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»; «КВН». Постановка сценок из спектаклей, конкурсы | |
Третий этап ( развитие сюжетно-ролевой игры) | Ознакомление с различными сферами действительности, которую возможно отобразить в игре; развитие умения создавать свой сюжет и действовать по собственному замыслу; учить соподчинению ролей, взаимопониманию, общению Цель: научить на более высоком уровне общаться со взрослыми и сверстниками, подолгу развивать один и тот же сюжет и подчиняться правилам ролевого поведения | 1) обогащение опыта детей, знакомство с окружающей действительностью 2) отобразительные игры ( необходимы партнёры по игре); 3) игры-драматизации с привлечением детей к рисованию декораций, изготовлению костюмов, с возможностью изменения сюжетной линии ; 4) сюжетно-ролевые игры с созданием ситуации вхождения в роль, придумыванием новых ролей, включением сказочных персонажей; 5) обыгрывание различных ситуаций с воображаемыми партнёрами или игрушками (адекватные воображению ребёнка игрушки) | Экскурсии, знакомство с трудом людей, рассказы детей о событиях. Поиграть в мультфильм, который только что посмотрели; изображение того, что только что увидели Обыгрывание сказок, придумывание историй Игры «в школу», «В парикмахерскую» Игры «в школу», «больницу», «в театр», «путешествие за город» и т.д. | |
Четвёртый этап (формирование игры по правилам) | Учить: - объединять как можно больше предметов в единый сюжет; -формулировать правила, выделяя их из сюжета; -находить смысл и контекст в любой ситуации – постигать суть игры, уметь объяснить эту суть другим, т. е. вставать в позицию обучающего позиция в общении «над»); -договариваться друг с другом о том, во что играть, вырабатывать совместный способ игры, распределять участников, договариваться о стратегии и тактике Цель: учить действовать вне рамок сюжета, приобретение навыков, необходимых для развития воображения: действие от замысла | 1)Различные предметы, картинки с изображением предметов, наборы мелких игрушек; 2) взрослый как субъект, которого нужно научить правилам игры или в качестве субъекта может выступать другой ребёнок 3) придумывание сюжета, чтобы лучше запоминались правила; 4) позиция наблюдателя в игре с правилами; выполнение роли тренера или болельщика – определённая позиция вовне; 5) нетрадиционные версии известных игр, придумывание правил к старым играм | Истории из жизни людей и животных с объединением до 15-20 предметов Игры по сюжету известной сказки, элементы сюжета в которых превращаются в правила; истории или рассказы, содержание которых превращается в игру с правилами «Вышибала» с элементами сюжета (охотники и зайцы) настольные игры с обучением правилам игры других детей старые игры по новым правилам | |
Пятый этап (обучение режиссерской игре на высоком уровне) | Цель: научить реализовывать собственные сюжеты. Учить: -учитывать разные позиции при организации общения; - учить играть самостоятельно в режиссерскую игру; - совместно сочинять сказки, придумывать сюжеты(осмысливать и переосмысливать окружающее, понимать позицию партнёра по общению) и обыгрывать их; - угадывать и показывать чужие сюжеты (предметно представить или создать замысел в контексте предметной ситуации, придуманной другим или другой группой детей) | 1) кубику, пуговицы, катушки и другой материал(20-25 отдельных предметов) для объединения (составление историй в совместной деятельности, сотрудничество: позиции: «сверху», «снизу»); 2) индивидуальная режиссерская игра с использованием предметов и «пустых» кубиков, фигурок из бумаги; 3) совместное сочинение сказок; 4) рассказы и изображение их содержания с помощью игрушек – отгадывание предметной ситуации, предложенной другими; 5) занятия с младшим дошкольником, игра с ним | «Подружи» игрушки, объединив их единым сюжетом «Придумай окончание сказки», «Покажи историю, которую я рассказала только что», «Придумай свою игру» «Продолжи рассказ, придумав одно-два предложения» по темам:» Самое весёлое», «Приятное-неприятное», «Групповая картина» «Угадай и покажи историю» «Поиграй с Васей» |