Программа по профилактике суицидальных проявлений у подростков "Палитра жизни"

Моргунова Эльвира Николаевна
В основе профилактической программы «Палитра жизни» лежит принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов, основанный на согласовании общих усилий специалистов различных областей (учителей, школьных психологов, социальных педагогов), а также родителей при проведении профилактической работы в семьях и в образовательном учреждении. Занятия для родителей и учителей по профилактике суицида среди детей и подростков, мы считаем, необходимо проводить совместно, что повышает их эффективность в плане разработки индивидуального подхода к каждому ребенку и помогает выработать совместный план действий школы и семьи. Занятия для учащихся можно проводить со всеми учащимися класса начиная с 7 по 11 класс, вне зависимости от того входят ли они в группу риска или нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блок 1

Занятие №1

Философский камень или вот я какой

Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье,

 Её цени, в ней черпай вдохновенье.

 Как проведёшь её – так и пройдет,

 Не забывай: она – твоё творенье.

Омар Хайям

Цель: 

Формировать у учащихся осознания себя как личности, принятие и понимание собственной ценности, уникальности и неповторимости.

Оборудование: Лист А3,кисти, фиолетовая гуашь, презентация, медиапроектор, компьютер, музыкальный центр, диски с музыкой для релаксации, небольшой камушек выкрашенный в фиолетовый цвет «философский камень».

Ход занятия

  1. Вводная часть.
  1. Правила поведения в группе.(Обсуждение и запись на доске ( время: 2 мин, ожидаемый результат(ОР): Атмосфера взаимопонимания и психологического доверия в ходе работы группы по программе..)
  2. Упр. «Продолжай-ка…»( время: 3 мин, ОР: активизация работы группы.)

Ребятам предлагается закончить следующие предложения:

  • «Меня любят за то, что …»
  • «Мне хочется доставить радость….».
  • «Я хочу жить, потому что...»
  • «Мне пришла в голову отличная мысль..»
  • «Хочу поделиться своей радостью…»
  • « У меня теплеет на душе, когда я думаю о …»
  • « Мне помогает в жизни…»
  • « Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …»
  • « Фиолетовый цвет у меня ассоциируется с…»

  1. Основная часть
  1. Притча «Краски жизни» …» ( время: 15 мин, ОР: постановка цели занятий, настрой на работу по программе, знакомство с влиянием цвета на настроение)

Ведущий: (звучит негромкая музыка) Чтение притчи

 «Краски жизни» ( см.приложение) 

Рефлексия: От чего зависит наша жизнь? В какие тона окрашен окружающий мир? Кто художник, выбирающий краски для каждого дня и настроения?

- В ходе наших занятий мы с вами попробуем найти краски в нашей жизненной реальности, составим свою «палитру жизни» и научимся раскрашивать свою жизнь яркими красками, находить их там , где кажется что их нет, как настоящие художники.

Как вы думаете, какая краска сегодня будет у нас на занятии?

Откуда будем черпать его  в безбрежном океане нашей жизни?

(дети высказывают свои предположения)

-Да. Мы сегодня уже начали о ней говорить это фиолетовая краска.

Фиолетовый цвет- цвет философов. Поэтому и наше занятие называется «Философский камень». А кто знает, что это за камень и почему его ищут?(ответы учащихся. Если дети не знают, то ведущий рассказывает историю философского камня) А мы с вами будем с его помощью, раздумывать над собой, т.е. говоря языком художников- рисовать свою личность в которой есть много ценного и позитивного, и все это необходимо сберечь .

  1.  Упражнение   «Философский камень ...». ( время: 5 мин, ОР: помочь участникам увидеть в себе положительные и значимые для других личностные качества)

Дети, встав в круг кладут «философский камень» в ладони другому, по очереди говорят ценные качества, которыми обладает его сосед справа. Например: «Дима, обладает таким ценным качеством, как доброта». Следующий ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет: «А  вот Алена, обладает таким ценным качеством, как ...».

Ведущий: Вот видите как много в вас уникальных и ценных качеств.

  1.  Упр. «Бабушкин сундук» …» ( время: 15 мин, ОР: учащиеся находят в себе, уникальные качества личности и задумываются о своей неповторимости и ценности )

Ведущий: Все вы наверняка в детстве любили заглядывать в бабушкин сундук. А что там было? (ответы детей) Самое ценное для вашей семьи, может и до сих пор все хранится в них. Вот и мы сейчас нарисуем с вами с помощью фиолетовой краски прямоугольник, символизирующий сундук и положим в него все ценные  неповторимые качества вашей личности. А какие качества личности вы знаете? Давайте назовем (ответы детей). А теперь напишите свои качества внутри этого прямоугольника.(работа детей).

Ведущий: Кому принадлежат эти уникально-ценные качества? Эти качества мы должны сохранить, так же как хранятся семейные ценности в бабушкиных сундуках. И что бы не произошло, мы храним семейные реликвии. А что надо сделать, чтобы сохранить вашу ценность? ( детей привести к мысли, что они и только они являются носителями уникальных качеств,а значит, чтобы их сохранить, надо сберечь себя, как личность-самое ценное что есть в жизни ).

-А вот как это сделать мы будем учиться с вами на следующих занятиях.

III. Заключительная часть.

Рефлексия: ( время: 5 мин, ОР: получить обратную связь с учащимися, услышать пожелания для следующего занятия. )

-Что запомнилось в занятии, что показалось важным и интересным? ( ответы детей по кругу, можно с использованием «философского камня)

Ритуал прощания : ( 5 мин,ОР: позитивный настрой) А теперь встали в круг и улыбаемся , похлопали по плечу друг друга и громко произнесли, хлопнув в ладоши над собой : «Жизнь – прекрасна!»

Занятие 2

Испытание любовью

"Любовь - самая зыбкая разновидность счастья"
Э.М. Ремарк

Цель: формировать понятия о любви, качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным любви.

Оборудование: Красная гуашь, лист А3,кисти, презентация, медиапроектор, компьютер

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1.Игра -  активизатор  (время: 3 мин, ОР: активизация работы группы.)

2.Упр. «Чувства» (время: 7 мин, ОР: умение выражать чувства и распознавать их по мимике и жестам )

Каждому участнику прикрепляется на спину карточка со словом означающим чувства (например: любовь, ненависть, ревность, восторг идр.), которую он не видит. Игрок находит себе "собеседника", читает его слово, так же делает и "собеседник". Чтобы угадать свое слово, они показывают без слов друг другу , изображая чувства.Угадывать можно 3 раза.

  1. Основная часть.
  2. 1.Притча «Как важна любовь» …» ( время: 10 мин, ОР: постановка цели занятий, настрой на работу по программе, знакомство с любовью, как ценным чувством)

Ведущий: (звучит негромкая музыка, идет показ презентации) Чтение притчи

 «Как важна любовь» ( см.приложение) 

Рефлексия: Что значит любовь для вас? А какая бывает любовь?( виды любви)  С каким цветом можно соотнести любовь? Всегда ли любовь взаимна? Для чего нужна любовь? Можно ли прожить без нее?  Можно ли заставить любить?

2. Рисуем «Любовь» …»( время: 5 мин, ОР:  вызвать положительные ассоциации со словом любовь) Красной гуашью рисуют предметы напоминающее  о любви, нежных чувствах друг к другу.

3. Диспут « Несчастная любовь» ( время: 10 мин, ОР: умение конструктивно относится к проблемам в любви и самому находить силы чтобы справится с этим)

Ведущий зачитывает отрывок из произведения Э,М,Ремарк : "Неделя - это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен. Несчастны были мои волосы, мое тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что мир перестал для меня существовать. Я была настолько несчастна - вся, полностью, - что через неделю мое горе иссякло. Все проходит, и постепенно оживаешь".

- А что бы вы посоветовали человеку, у которого несчастная любовь? (ответы учащихся)

4.КТД: Составление памятки « Все впереди…»( время: 10мин, ОР:  умение самостоятельно справляться с трудностями)

 ( коллективная работа в группах по составлению алгоритма действий , если у тебя несчастная любовь)

III. Заключительная часть.

Рефлексия( 3 мин)

Ритуал прощания ( 2 мин)

Занятие №3

Per aspera ad Astra –

Через тернии к звездам

 

 

Самая лучшая победа для человека - это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.

Платон

Цель: поддержать позитивное восприятие себя и других, формировать более адекватное  представление о себе и жизни,повысить самооценку подростков.

Оборудование: Синяя гуашь, лист А3,кисти, презентация, медиапроектор, компьютер

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1.Игра -  активизатор  (время: 3 мин, ОР: активизация работы группы.)

2.Упр. « Художник – оптимист»  (время: 10 мин, ОР: научатся изменять негативные эмоции в позитивные, меняя внутреннее состояние  )

- Мы с вами сегодня рисуем, но рисовать можно по разному : карандашами, красками, руками, а еще словами. Вот этим-то мы и займемся.C:\Users\Владислав\Pictures\PHP4C23DC91ECB47.jpg

Один изображает «портрет» лицом, позой жестами-отрицательное эмоциональное состояние.Второй «художник» «стирает» это и исправляет его на позитивный антипод, давая словесные инструкции: «Уголки губ поднять, разверни плечи» А зритель должен отгадать первоначальное состояние и замысел «художника».

Рефлексия: какая роль была самой трудной?

Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим инструкциям. Меняется ли внутреннее состояние от изменения «маски»?

Почему наше сегодняшнее занятие имеет такое название «Per aspera ad Astra – Через тернии к звездам»? (ответы учащихся) (необходимо вывести ребят к тому, что только преодолевая препятствия , мы достигаем успехов.Привести примеры из жизни знаменитостей, выслушать примеры детей)

  1. Основная часть.

1.Притча «Отношение к жизни» …» ( время: 10 мин, ОР, умение находить в трудностях, которые встречаются в жизни у подростков- позитив)

Ведущий: ( идет показ презентации) Чтение притчи

 «Отношение к жизни» ( см.приложение) 

Рефлексия: -Удается ли вам когда у вас проблемы видеть в них положительную сторону для себя?

Бывало ли что из-за плохого настроения вы не видели , то хорошее что происходило с вами рядом?

Какие советы вы дали бы своим сверстникам, чтобы они избежали таких ошибок? ( ответы записываются на доске)

2. Упр  «Мой портрет в синих тонах» ( время: 15 мин, ОР, умение находить положительные стороны в критике)

C:\Users\Владислав\Pictures\shapka789.jpg

Каждый держит перед собой лист подписанный и кисть с синей гуашью. Все становятся в круги : внешний и внутренний . Кто стоит напротив берет лист и рисует соседа 30 сек, по звуковому сигналу меняются местами и дорисовывают портрет. Так пока все у каждого чего-то не нарисуют.

Рефлексия: Трудно было рисовать? Почему? Нужно ли всегда воспринимать видение другого серьезно?

Так и в жизни, что бы тебе не сказали, даже если тебе это не нравится, нужно воспринимать позитивно-вот как этот портрет.

  1. Заключительная часть

1.Рефлексия (2мин)

2.Ритуал прощания.

Занятие №4

Путь счастливого человека


Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон 

Цель: Открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различныеситуации в жизни подростков. Оборудование: Желтая гуашь, лист А3,кисти, презентация, медиапроектор, компьютер

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1.Игра -  активизатор  (время: 2 мин, ОР: активизация работы группы.)

2.Упр.  «Дневной дозор» (время: 10 мин, ОР: научатся видеть положительные образы в  различных ситуациях, помогая другим  )

Введение. «Правая и левая рука»: берут цвета темные, но (например черный и синий) разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв глаза, меняются  рисунками и взяв гуашь желтого цвета сформируют образы и стараются создать позитивный рисунок.

Ведущий: закрыв глаза, размашистыми движениями рук создайте каракули. Затем поменявшись листами,посмотрев на полученное изображение с разных сторон, попытайтесь найти в нем образы счастья и создайте рисунок.(включить позитивную музыку)

Рефлексия: Трудно ли было увидеть образы-счастья? А сто такое счастье в вашем понимании? А кто знает формулу счастья?( ответа учащихся)

  1. Основная часть.

1.Стихотворение Такмаковой «Сказочка о счастье» …» ( время: 10 мин, ОР, видеть счастье в помощи тем, кто в ней нуждается)

Ведущий: ( идет показ презентации) Чтение стихотворения.

 «Сказочка о счастье» ( см.приложение) 

2. Диспут « Формула счастья» ( время 10 мин, ОР: выведение формулы счастья) ( вывести ребят к тому что счастье имеет 3 составные : 1-быть оптимистом.2-полная загруженность работой. 3- делится позитивом со всеми)

3. Упр   на невербальную поддержку «МЧС» 10 мин

C:\Users\Владислав\Pictures\getImageCA9ZR5KQ.jpg

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Обсуждение.

-        Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели?

III. Заключительная часть.

Упр. «Символы счастья» (2 мин, Ор: соотнесение цвета и символов)

Ведущий-нарисуйте желтой краской на нашем полотне символы счастья, т.е., то что увидев, вы вспоминаете счастливые моменты.

Рефлексия ( 3 мин)

Ритуал прощания .

Занятие № 5

День преображения

Хорошо, когда художник знает, что такое конфликт и стресс. Это богатый источник идей. Но я убежден, что творить в состоянии стресса невозможно. Стресс подавляет творчество.

Д.Линч

Цель:. Формирование навыков саморегуляции для снятия негативных последствий стресса.

Оборудование: Лист А3,кисти, голубая гуашь, презентация, медиапроектор,

компьютер,оборудование сенсорной комнаты.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1.Игра -  активизатор  (время: 3 мин, ОР: активизация работы группы.)

2.Упражнение « Интервью» (время: 2 мин, ОР: систематизация знаний о стрессе и раздражении )

- А теперь мы с вами попробуем взять интервью.   Мы знаем, журналистам приходится разговаривать с людьми иногда в сложных обстоятельствах , и они справляются с задачей. Вы сейчас разделитесь на пары и получите опросные листы, ваша задача взять интервью.( Как только участники получают опросные листы, включается громко музыка тяжелого рока, которая длится до конца интервью)

Лист1

Лист2

1.Что для вас стресс?

1.Кто или что вас раздражает?

2.Испытывают ли стресс ваши близкие?

2.Что обычно вы говорите близким ,когда вы видите что они напряженны?

3.На что похоже ваше стрессовое состояние?

3.Могли бы вы вообще не испытывать стресс?

Обсуждение: - Что раздражало вас? Что мешало?

  1. Основная часть.

1.Притча «Профессор и стакан» ( время: 10 мин, ОР:научить не держать в себе негатив)

Ведущий: ( идет показ презентации) Чтение притчи

 «Профессор и стакан» ( см.приложение) 

Рефлексия: Бывало ли с вами такое? Чем все закончилось? Что надо сделать, чтобы избежать таких провлений? ( ответы учащихся)

  1. Мини-лекция « Возникновение стресса и его виды»(5 мин, Ор: научатся разбиратьсяв видах стресса и правильно реагировать на них)

план

А) Что такое стресс.

Б) Как он возникает.

В) Стресс «Кролика»

Г) Стресс «Льва»

Обсуждение: Кто из вас испытывал стресс «Кролика» или «Льва»?  каких ситуациях?

                          Как вы думаете, стресс может положительно влиять на нас?

                          А в чем оно заключается?

                           А какие отрицательные последствия вам известны?

                         Стоит ли их избегать?

 

4.  Практикум «Знакомство со  способами  саморегуляции  в преодолении негативных последствий стресса». (20 мин, ОР: умение применять различные способы борьбы со стрессом)

- Умеете ли вы справляться со своим стрессом?

Давайте сейчас вместе вспомним, как мама утешает своего ребенка? (гладит)

Как это делает друг? (похлопывает по плечу)

А любимый? (обнимает)

А как сын утешает мать? (прижимается, целует)

А если нет никого рядом? Вот сейчас я дам вам несколько советов о том, как самому себе помочь преодолеть негативные последствия стресса и мы с вами попробуем им научиться.

4.1Похлопывание по коленям, щекам.

4.2.Поглаживание.

4.3. «антистрессовая точка»

.

4.4. « Божественные ворота»( снимает крайнюю раздраженность)

4.5 «Мудра земли» (снимает стрессы, повышает самооценку)

Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза и замрите.

4.6. «Лестница небесного храма» (снимает состояние безысходности, тоски, улучшает настроение)

Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, безымянный на безымянный итд. Мизинцы выпрямите, и замрите на несколько минут. Улыбнитесь!

7.7. «Сова и совенок» (освобождает от напряжения)

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разведите плечи. Посмотрите через левое плечо и разведите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите тоже с левым плечом.

4.8. « Крюки» (поднимает настроение, улучшает позитивное отношение)

4.9. Упражнение «расслабление»

   Руки сложить за спиной в замок и потянуться, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

 Пошевелите пальцами ног.

( можно использовать и такие упражнения как «Энергизатор», «Кнопки баланса», «Слон», кнопка «радость жизни»)

-Можно также просто погулять на природе, созерцая красоты- этому мы уже с вами научились.

-Хорошо снимает стресс –голубой цвет. Давайте возьмем голубую краску и просто почеркаем для души на нашем полотне.

-Элементы аромотерапии.

-Что усиливает наши зрительные ощущения? Конечно, запах. Каждый из вас уже знает, что запахи играют особую роль в нашей жизни. Одни, например, напоминают нам приятные события, например, запах апельсина-напоминает праздник. А еще он помогает снять напряжение, депрессию, сильную усталость, повышает работоспособность. ( демонстрация масла сладкого апельсина). Есть еще такие ароматические эфирные масла как «иланг-иланг» (снимает состояние стресса, нервное истощение, беспокойство.), лавандовое, ромашковое, масло душицы и т д. Немного масла можно втереть в область щитовидной железы и висков. Должны ощутить растекающееся тепло по телу. Осторожно применять аллергичным людям.

III. Заключительная часть.

Рефлексия ( 5мин)

Ритуал прощания .

Занятие № 6

Ключи общения

Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнений позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними.

Люк де Клапье де Вовенарг

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения. 

Оборудование: Лист А3,кисти, оранжевая гуашь, презентация, медиапроектор, компьютер. 

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1.Игра -  активизатор  (время: 2 мин, ОР: активизация работы группы.)

2.Упр. «Разговор руками» (время: 10 мин, ОР: знания о вербальных и не вербальных формах общения  )

Группа делится на разнополые пары, которые рассаживаются вполоборота.C:\Users\Владислав\Pictures\3417094_f496.jpg

Итак: Мы объединились в пары. В каждой выберите ведущего и ведомого. Теперь закройте глаза. Найдите в парах ладошки друг друга. Теперь каждый ведущий должен попробовать свой правой рукой что-то сказать руке партнера. Имеется ввиду ладошка, пальцы, запястье, тыльная сторона руки партнера. Вы можете прикасаться, теребить, сжимать, тереть, что-то еще, но своими движениями обязательно старайтесь донести до своего партнера свою мысль. Если партнер четко представляет, что ему говорят, т.е. что делают с его рукой, он должен «отзеркалить» эту фразу, т.е. сделать то же самое с левой рукой ведущего. Первый после этого говорит правой рукой вторую фразу, второй «зеркалит» первому, и.т.д.

Рефлексия: расскажите, как вам удалось поговорить с партнером? Поняли ли вы друг друга? Что вы чувствовали в этом упражнении?

Затем партнеры меняются местами, после  чего отвечают на вопрос « Что легче говорит или понимать?»

  1. Основная часть.

Ведущий: Сегодня на занятии у нас оранжевый цвет. А кто-нибудь знает что он означает? ( Дружба, наслаждение, преданность…)

1.Притча «Два товарища» …» ( время: 15 мин, ОР: научатся вдеть лучшее в дружбе , прощать обиды)

Ведущий: ( идет показ презентации) Чтение притчи.

 «Два товарища» ( см.приложение) 

Рефлексия:

Кто из вас прощал обиды?

Что легче прощать или обижаться и злиться?

2.Игра «Довольный и сердитый».( 5 мин. Ор: научатся снимать напряжение)

C:\Users\Владислав\Pictures\d42c63ae714ct.jpg

Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда сердит. Сначала представь, что ты доволен. Как ты чувствуешь себя в этом случае? Где в своем теле ощущаешь, что ты доволен? Что ты тогда делаешь? Теперь представь, что ты рассержен... Открой глаза и походи по комнате, как можно более явно выражая, что ты сердит. Замри на минуту. Поменяй состояние. Веди себя и двигайся так, как если бы ты был очень доволен...

Рефлексия.

  1. Заключительная часть.

1.Упр  «Неприятность эту мы переживем»  (10 мин, ОР: научатся вербально справляться с проблемами и позитивно настраивать себя на их решение)

-Когда случается внезапно, какая - ни будь неприятность, то мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания…. Поэтому необходимо потренироваться реагировать по другому, используя словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать», «Подумаешь, важность какая..», «Вот так фокус…». Вы должны придумать сами варианты реакций. ( Конечно слова звучат иронично с досадой, даже раздраженно, но здесь включается цепочка используется зависимость слово-действие-состояние, перестраиваются на поиск выхода.)C:\Users\Владислав\Pictures\getImageCASI9JUL.jpg

2. Упр « Холст» ( время 2 мин, отображение символов дружбы, настройка настроения с помощью цвета)

- Возьмите наш холст и нарисуйте оранжевой краской символы дружбы.

Рефлексия ( 3мин)

Ритуал прощания .

Занятие № 7

Величайшая ценность – жизнь

Никогда ни о чём не жалей, то что пройдено всё не за зря…
Без ошибок не стать нам мудрей, без синиц не поймать журавля.
С. Асадова

Цель осознание здорового образа жизни,   значения видения и миссии жизни человека.

Оборудование: Лист А3,кисти, зеленая гуашь и все предыдущие, презентация, медиапроектор, компьютер. 

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1.Игра -  активизатор  (время: 2 мин, ОР: активизация работы группы.)

2.Упр. «Мое жизненное кредо» (время: 10 мин, ОР: значение ценностей в жизни подростка  ) Нужно написать на тему эссе.

Рефлексия: Трудно ли вам было писать о жизни? Что значит для вас слово жизнь? Какой цвет называется цветом жизни?

  1. Основная часть.

Ведущий: Сегодня на занятии у нас оранжевый цвет. А кто-нибудь знает что он означает? ( Дружба, наслаждение, преданность…)

1.Притча «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась» …» ( время: 10мин, ОР: научатся не опускать руки при неудачах, и иметь несколько вариантов их решения, верить в лучшее )

Ведущий: ( идет показ презентации) Чтение притчи.

 «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась» ( см.приложение) 

Рефлексия: Что означают сказанные стариком слова?

Кто из вас всегда имеет запасной вариант решения проблемы?

2. Мозговой штурм «Закончи проповедь» (3мин, ОР:активизация мышления подростков.)

 Проповеди  священников гласят:
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;

 еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье;

слуг, но не друзей;

женщин, но не любовь;

 жилище, но не ...

3. Упр.   Игра «Найди решение». ( время 10 мин, ОР: научатся не теряться в сложных ситуациях, доверять людям)

  Цель: Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.

    Психолог говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, - это трудная работа, требующая мужества и иногда - полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти - вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить».

(Суть здесь, конечно, не в самом событии - «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать детям, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.)

  1. Заключительная часть.

Упр. «Холст» ( время 5 мин, ОР: Развитие творческого мышления: гибкости, беглости, оригинальности)

А теперь мы с вами собрали всю палитру красок жизни. Что-то уже изображено на нашем холсте, а чего-то не хватает. Сейчас вам нужно подумать и добавить в  свою картину жизни, то чего вы еще не изобразили. Не забудьте, что теперь краски можно смешать, так как палитра собрана. Может вы смешаете любовь и солнце и получите друзей, а может…Впрочем вам решать , приступайте.

(Делаем вернисаж работ учащихся)

А теперь выскажитесь,  чья картина вам ближе и почему?

Ведущий: Главное запомните, что темных и плохих красок в жизни не бывает, мы их по незнанию смешиваем, а потом просто не видим. Будьте хорошими художниками своей жизни, постоянно делая ее все ярче и привлекательнее!

Рефлексия:

Чему вы научились, пройдя эти занятия?

Что нового и интересного подчерпнули для себя?

Сможете ли вы теперь, справляется с трудностями в жизни!

Ритуал прощания.