Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.

Улезко Зоя Анатольевна

Особенности технологии ТРИ3

Использование технологии ТРИЗ в изодеятельности

         Развитие творческих художественных способностей

         через ТРИЗ у дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_izo.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателя

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей

Содержание

Введение ………………………………………………………………   3    

1. Понятие о творческих способностях и их развитии……………      9

2. Особенности технологии ТРИЗ………………………………...      15

3. Использование технологии ТРИЗ в изодеятельности………...      20

4. Развитие творческих художественных способностей через ТРИЗ у дошкольников……………………………….……………………………       30

Заключение…………………………………………………….......      35

Список литературы………………………………………………       37

Введение

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.

 Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребёнка.

 Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при правильной их организации обеспечивать всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребёнку пережить радость творчества. (1, 5)

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изодеятельности дошкольника.

Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименьше изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. (13, 27)

 Творчество - процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особо творческой атмосферы.

Что же мешает успешному развитию детского творчества?

Игнорирование специфики изобразительной деятельности. Оно проявляется в том, что, к сожалению, часто руководство изобразительной деятельностью строится так, что ребёнок не создаёт образ, а копирует изображение предмета с заранее подготовленного педагогом образца. Забывая, что внесение дополнений будит работу детского воображения, позволяет полнее передать образ предмета, его характера, особенности. Внося дополнения в рисунок, ребёнок проявляет творчество.

Формализм, неправильная постановка обучения изобразительной деятельности связаны часто с непониманием воспитателями программы и методических рекомендаций обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически воспринимают опыт, рекомендации, к тому же не всегда они учитывают конкретные условия дошкольного учреждения, отдельной группы детей.

Ещё одним существенным недостатком, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка. Боясь, что ребёнок не справится, ошибётся, сделает что-то не так, педагог стремится, как бы помочь ребёнку, подсказать, подстраховать его от ошибок, а на самом деле мешает самостоятельности, контролирует каждый шаг, буквально навязывает своё решение.

К недостаткам следует отнести и ограниченность изобразительных материалов, предлагаемых детям для изодеятельности, ограниченность используемых детьми способов изображения, идущая от установок воспитателя о том, что и как изображается. Некоторые считают, что не надо ничего детям показывать, что касается техники изображения, что это формализирует, засушивает детское творчество. Однако это ошибочное мнение. Дети любят новизну, им интересно разнообразие, и далеко не все дети могут сами выделить и воспроизвести способы изображения.  Именно это обедняет их творческие возможности.        

Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. (1, 76)

Для развития детского изобразительного искусства, решения задач эстетического воспитания важно предоставлять детям широкие возможности использования изодеятельности в разнообразных моментах их жизни: в играх, в оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. Применение полученных на занятиях изобразительных умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение не только для повышения эффективности детского художественного творчества, но и для осуществления более широких воспитательных задач.  (10, 30)

В настоящее время приёмы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель технологии ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Таким образом, самая главная цель у педагога, работающего по программе «ТРИЗ» - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. (16, 128)

Автор идеи Г. С. Альтшуллер. Дальнейшая разработка проводилась его учениками, один из них – М. Шустерман.

На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. (16, 140)

Очень интересные работы получаются в  технике  ТРИЗ.  Детям  нравится создавать композиции из полученных изображений, фантазировать при рассматривании их, пробовать необычные техники при изготовлении своих работ, и главное, дети испытывают от этих игр непременное условие успеха и радости при завершении занятия и получении результата. (10, 30)

Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. (16, 140)

Интересно отметить, что наряду со сторонниками нетрадиционного обучения детей есть и явные его противники. Исследователь-методист Г.В. Лабунская, рассматривая рисунки детей, делает следующий вывод: «…недооценка воспитательной или учебной работы, неполноценное их содержание, игнорирование или, наоборот, искусственное культивирование особенностей детского изобразительного творчества, сказываются всегда отрицательно на развитии творческих возможностей детей и подростков…» (15, 69)

Это же положение отмечает и Б.И. Юсов: «Умаление роли графической грамотности, как средства объективного отражения окружающей действительности, отказ от изобразительной стороны рисования, сведение содержания художественного творчества к самовыражению, последовательное и настойчивое культивирование субъективизма от его интуитивно-бессознательных до вполне осознанных форм – все это явление одного порядка, звенья одной цепи. Поощрение и наслаждение техницизма, «деления» искусства, проповедь «свободы» творчества на деле отражают попытки американский педагогики увести детей от социальных проблем». (30, 17)

В зарубежном обучении же активно преобладает линия на спонтанные проявления детей  в  изобразительной  деятельности,  которая сознательно не направляется на отражение окружающей действительности.

Педагоги и психологи подчеркивают, прежде всего, терапевтический характер этой деятельности, которая, позволяя детям свободно  использовать  разнообразные художественные материалы, способствует освобождению их от болезненных состояний психики. В связи с этим отрицается необходимость учить детей рисовать, лепить. Поощеряется создание беспредметных, абстрактных композиций из пятен, ритмов. Это стимулируется и поощеряется посещением музеев, выстовок абстрактного искусства.

Предоставляемое детям большое разнообразие материалов можно было бы рассматривать как положительное явление, позволяющее расширить представления детей о различных выразительных возможностях каждого, наталкивающее на разнообразие изобразительных решений. (10, 34)

Сторонники же Г.В. Лабунской и Б.И. Юсова считают, что отрицание необходимости обучения детей изобразительным навыкам и умениям, подчеркивание спонтанности возникновения и развития детского творчества сказалось на уровне разработанности методов и приёмов руководства детской художественной деятельностью. И как само собой разумеющееся, как правило, отсутствуют четкие последовательные указания о том, как нужно организовывать детскую деятельность. Взрослому, педагогу чаще всего отводится пассивная роль наблюдателя, который не должен мешать детскому самовыражению.

Вместе с тем у отдельных педагогов, исследователей начинают проявляться попытки путем обучения более активно влиять на детское художественное творчество. Это нечто среднее между двумя сторонами вышеназванных     представителей.     Одна      из     таких    исследователей американский учёный Б. Джефферсон.  Она пишет о методах  обучения  как  важном  средстве достижения успехов в развитии детского творчества.

В   её   работе,   которая   так  и  называется  «Обучение  детей  искусству», выделяются такие методы, как мотивирование, наставничество, оценка, выставки. Автор работы считает эти методы прогрессивными. Кроме этих методов автор называет указания, срисовывание, закрашивание готовых  контуров.  Эти ж методы   американский учёный  квалифицируют    как  отрицательные, которые не могут привести к развитию детского творчества. (10, 35)

Таким образом, видно, что отношение к вопросам руководства детским художественным творчеством, развитие творческой деятельности согласно способностям ребёнка являются ареной идеологической борьбы.

В настоящее время разработана и апробируется в детских садах программа «ТРИЗ» - «Росток». Её цель помочь педагогам в первый период работы по программе «ТРИЗ». (16, 140)

  1. Понятие о творческих способностях, их развитии.

Руководство детской изобразительной деятельностью требуют воспитателя знаний того, что представляют собой творчество вообще и особенно детское творчество, знания специфики детского творчества, умение тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребёнка, способность овладению им необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. (13, 6)

Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Творческий процесс – особая форма перехода от известного к неизвестному, к новому. Поисковая деятельность детей, ведомая взрослым, должна быть направлена на решение необычных задач, в нашем случае художественных. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия детей, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность.

Творческая фантазия не может быть продуктивной без определенного запаса информации, без её анализа и синтеза. Так, доктор психологических наук О. М. Дьяченко считает: «Развитие творческих способностей зависит и от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов». (19, 51)

Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.  Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться к невмешательству в процесс самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствам и впечатлениям, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями?

Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. (9, 58)

Как же определяют творчество ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество?

С этой целью обратимся к работам философов, психологов, педагогов, искусствоведов, в которых рассматриваются вопросы творчества, возникновения и развития замысла, воображения у детей, роль педагогического влияния, обучении я в развитии этих процессов. Обязательными признаками творчества, по мнению учёных, являются преобразование предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы. (10, 99)

А.Т. Шумилин пишет, что творчество – антипод подражанию, копированию, деятельности по готовому образцу. (29, 176)

Американские исследователи В. Лоунфельд и У. Ламберт, определяя детское творчество, выделяют такие характерные его черты, как гибкость мысли, гибкость идей, способность оперировать новым идеями, видеть вещи в новом значении, способность думать в направлении, которое отличается от других работ. В таком смысле проявление творчества (как его характеризуют вышеназванные авторы) можно видеть уже в дошкольном детстве. (10, 99)        

Известный советский педагог В.Н. Шатская, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребёнка, подчеркивала: «Мы рассматриваем детское художественное творчество в условиях общего эстетического воспитания, скорее как метод наиболее совершенного  овладения определенным видом искусства и формирования эстетического воспитания, скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетики развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей». (27, 8)

Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к окружающему». (25, 181)

Чем же характеризуется творчество?

Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без неё все другие достоинства теряют значение». (23, 19)

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней способности, без какой-либо предметной педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживает иногда незаурядные творческие способности.

Таким образом, возникает большая педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное действие желание «сочинять». (13, 9)

Что же мы подразумеваем под способностями? Вот какое определение дает известный психолог Урунтаева Г.А.: «Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость её усвоения. К особенностям относят не все психологические свойства, только те, которые отличают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения, навыки приводят к дальнейшему развитию способностей». (24, 291)

Способности имеют качественную и количественную характеристику. Еще их принято делить на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, память, творческое воображение важны для многих видов деятельности. Специальные же важны только в конкретных видах деятельности - изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

Куда же отнести такое понятие, как творческие способности?

Творческие способности относятся к познавательным способностям. Они связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решение задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

У ребенка проявляются такие способности как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный      уровень      развития     познавательных

процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. (24, 294)

Подводя итоги своей работы по обучению детей изобразительной деятельности, Г. В. Лабунская подчёркивала, что полноценное развитие творческих способностей детей и подростков осуществляется лишь в условиях соответствующего обучения, в процессе которого идёт постепенное нарастание умений и знаний в области реалистического изображения.

Из предполагаемого понимания художественного творчества становится очевидным, что для развития творческих способностей детей, детям необходимо пробрести определенные знания, овладеть навыкам и умениям, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ми богатого художественного опыта.  (13, 10)

Важный стимул развития детского творчества - это положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устанавливать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского сада.

В творческой деятельности ребёнка следует выделить 3 основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем моложе ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Второй этап - процесс сознания изображения детьми. Значительно бóльшие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания

изображения. Деятельность ребёнка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствам, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа. Иначе это будет скучный, а поэтому и не поучительный для детей этап создания изображения.

По отношению ко всем средствам эстетического воспитания, всем видам художественной деятельности выделяют общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих изобразительных способностей. (13, 15)

  1. Восприятие предметов и явлений действительности и их свойств, которое обладает индивидуальными различиями.
  2. Образное мышление. Специалисты считают, что эта форма мышления необходима не только для детского творчества, но и для творчества человека любой профессии. Поэтому развитие образного мышления так важно. (13, 13)
  3. Воображение. Здесь уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л.С. Выгодский. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта   человека, потому   что   этот   опыт   представляет   материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».   (8, 74)

        Активизируя детскую фантазию, педагог будет способствовать развитию воображения детей, их активности, самостоятельности и творчества. (13, 22)

  1. Безусловно, для создания изображений и развития творческих способностей принципиальное значение имеют положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладения детьми способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации. (13, 15)

Таким образом, существуют разные взгляды, подходы к определению творчества, творческих способностей. Но их объединяет определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Чтобы развивать творческие способности у детей в области изобразительной деятельности, необходимо использовать разные методы, приемы, технологии обучения. Одна из таких технологий является ТРИЗ.

  1. Особенности технологии ТРИЗ

Малыш с удовольствием придумывает новые слова, перевирает их, изображает чудовищ их сказок, старается запугать взрослых и изумить сверстников. Став постарше, ребенок фантазирует, шалит и дурачится ещё больше, порой ставя взрослых в тупик. И если человек не начал (или ему не дали возможности) самостоятельно творчески и нестандартно мыслить до 17-18 лет, он перестает это делать вообще, на всю оставшуюся жизнь.

Поэтому главная задача воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природой способности и задатки, не подавить в нем стремление к творчеству. (7, 5)

Первые шаги, приведшие к созданию стройной системы ТРИЗ, сделал в 1947 году изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Была создана уникальная теория, методы которой эффективны и сегодня.

ТРИЗ все время совершенствуется, на основе накопленного опыта происходит дальнейшее развитие и улучшение методики. (7, 18)

Главная идея этой теории состоит в том, что технические решения возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам; эти законы можно показать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательной смекалки, творческого воображения, диалогического мышления.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природообразности обучения. Обучая ребёнка, педагог должен идти от природы.

Программа «ТРИЗ» для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.

ТРИЗ призвана, не заменять основную программа, а максимально увеличивать её эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. (31, 128)

Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности, которые разработаны профессором Вайнцвангом, основателем и президентом общества «Мы за мир через культуру».

  1. Будь хозяином своей судьбы.
  2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивай свои творческие способности.
  6. Культивируй в себе смелость.
  7. Заботься о своем здоровье.
  8. Не теряй веру в себя.
  9. Старайся мыслить позитивно.
  10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием. (14, 23)

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. А ТРИЗ позволяет их снять, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать    восприятие    жизненных    и    учебных   проблем   не   как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

«Беда» ТРИЗ (или её достоинство?) в том, что эта программа постоянно развивается, изменяется, расширяется. И воспитателю, даже прошедшему специальное обучение, необходимо постоянно обновлять и пополнять свои знания, быть в курсе современных исследований и наработок. (21, 27)

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить её находить.

Следующий этап - это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении. Когда выясняют, что в нем хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении.

Важный этап - разрешение противоречий. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач.

В программе «ТРИЗ» собрано много приемов противоречий. Но основная задача: научить детей искать и находить свое решение - этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. (4, 30)

В программе «ТРИЗ» используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломаносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом. (31, 131)

Следует отметить, что программа «ТРИЗ» обучает не только ребёнка, но воспитателя творческой педагогике. ТРИЗ рекомендует по мере возможности знакомить с процессом понимания диалектичности, закономерности событий и явлений.

ТРИЗ - это не составная раз и навсегда система творческой педагогической работы, это постоянно развивающаяся программа. Тризовцы   всегда   в поиске, придумывают, разрабатывают все новые и новые методы активизации творческого мышления детей и воспитателей. (31, 134)        

А. Строунинг отмечает, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. Одним из таких барьеров он считал психологическую инерцию. Она является барьером при создании чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого (но трудной для ребёнка) пожизненной ситуации.

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, А. Строунинг называет «мозговой штурм».

«Мозговой шторм» рекомендуется проводить как с педагогами, так и с детьми. Но методика проведения, естественно, имеет свои особенности. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. (20, 16)

Другим инертным методом, применяющемся в ТРИЗ, является синектика. Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого языка синектика означает «объединение разнородных элементов». Если ребёнка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот.

Являясь творческой, развивающейся программой, программа «ТРИЗ» постоянно критически осмысливается тризовцами и подвергается различным изменениям, дополнениям, уточнением методических подходов, становясь, все более и более современной научной, соответствующей духу настоящего времени. (31, 141)

Хотелось бы затронуть и несколько острых, по мнению педагогов, проблем в работе по применению ТРИЗ в дошкольных учреждениях.        

Суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешении противоречий и взаимосвязях всех компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы – будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

Известно, что сами по себе методические цели, не подкрепленные практическими результатами, являются догмой. В то же время творческий подход без соответствующей методической направленности также лишен смысла – на «голом» творчестве далеко не уедешь. Задача педагогов – слить воедино эти две составляющие.

Следующий вопрос, распространенный в среде практиков: сложность совмещения технической науки с педагогикой. Безусловно, сама по себе техническая наука никогда не сможет «работать» в дошкольной педагогике без «подстраивания» под её цели и задачи. ТРИЗ хорошо «зарекомендовала» себя в изодеятельности, математике, обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.

Воспитателям надо дать возможность понять, какие методические новинки эффективны в детском саду, а какие ещё являются объектом наработки. Необходимо дать практику инструмент применения ТРИЗ в детском саду и богатый практический материал. (5, 60)

Итак, технология ТРИЗ используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательной смекалки, творческого воображения, диалогического мышления. Главная цель технологии ТРИЗ, состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природой способности и задатки, не подавить в нем стремление к творчеству. Поэтому главная задача воспитателей и педагогов, работающих по программе «ТРИЗ»: формирование у детей творческого мышления, т.е.  воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

  1. Использование технологии ТРИЗ в изодеятельности.

Надо ли обучать детей технике рисования? Нет! Считали А. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Да! Утверждали К. Ленников, Е. Разыграев, В. Бейер, а  также  зарубежные  исследователи  К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 30-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Саккулиной. В наше время, лет 10 назад, особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но  говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. (28, 14)

Такая техника ничто иное, как технология ТРИЗ, только в изодеятельности.

Эти техники уже широко используются в практике детских садов. Вот наиболее распространенные.

  1. «Пальчики-палитра»

Материал: гуашь или акварельные краски, бумага.

Под рукой нет кисточки? Не беда. Один палец обмакнем в красную краску, другой - в синюю, третий - в желтую… Чем не палитра!.. Для рисования в этой технике можно использовать следующие темы.

Младшая  группа:

  • «Рассыпались мамины бусы»
  • «Посыпался веселый горох»
  • «Кто здесь прошел?»
  • «Разноцветный дождь»
  •  «Подарим маме ткань на платье»
  • «Падает пушистый снег»
  • «Украсим елку к Новому году»
  • «Солнечный зайчик»
  • «Расцвели одуванчики»
  • «Собери ягоды».

Средняя группа:

  • «Дорожка для дымковской барышни»
  • «Вспомним лето»
  • «Веселые цыплята».

Старшая группа:

  • «Забавная игрушка»
  • «Дымковская фантазия»
  • «Подарим маме цветы»
  • «Гроздья спелой рябины»
  • «Волшебные облака».

Подготовительная к школе группа:

В этом возрасте дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования. Если они все же испытывают затруднения, можно предложить им подумать над такими замыслами, как:

  • «Космический сон»
  • «День смеха»
  • Веселые звери Фокуса-Покуса»
  • «В гостях у облака»
  • «Когда я плачу» и так далее.
  1. «Печать от руки»

Материал: гуашь или акварельные краски, бумага.

Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, оптом все смелей и смелей…

Предложите детям представить:

  • «Потеряли котятки на дороге перчатки…»

Учимся рисовать правой и даже левой рукой. А отпечаток на одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо.

  • «Какой сказочный герой пришел к нам в гости?»

И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку, важного индюка, задиристого петуха. А может это будет:

  • «Кактус в цветочном горшке?»
  • «Злой волк»?
  • «Индеец с раскрашенным лицом».
  1. «Печатка»

Материал: краска, картофельные половинки, на которых вырезаны различные изображения.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Детям младшей группы предложите нарисовать:

  • «Цветы для пчелки Майи»
  • «Бабочки, порхающие над лугом»
  • «Грибная полянка».

В средней группе можно использовать «печатки» с геометрическими фигурами и меняться ими.

Старшие дошкольники способны составлять более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали:

  • «Закладки для книг»
  • «Праздничный платок для бабушки».

                 4.  «Тампонирование»

        Материал: краски, кусочки поролона, или марли, бумага.

Увлекательнейшее занятие!

Штемпельная подушка из кусочка марли, поролона послужит палитрой. Наберем краски, и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

В младших группах дети рисуют:

  • «Облака»
  • «Солнечные зайчики»
  • «Сугробы»
  • «Одуванчики»

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать на такие темы:

  • «Пушистые цыплята»
  • «Веселые зайчата»
  • «Добрый снеговик»
  • «Яркие светлячки» и так далее.

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях сочетать эту технику с техникой «Трафарет».

А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрашиваем» силуэт.

             5.  «Набрызг»

  Материал: краска, стека, зубная щетка, бумага, клеёнка.

Непростая техника. Ее суть - в разбрызгивании капель с помощью специального  приспособления,  которые   в   детском   саду    нам   заменят

зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке наберем  немного  краски, а стекой будем проводить по поверхности щеткой - быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.

Вот примеры тем в этой технике:

  • «Салфетка для мамы»
  • «Снегопад»
  • «Закружила осень золотая».

В этой технике рисуют только старшие дошкольники.

             6. «Монотипия»

  Материал: гуашь, бумага.

Для этой техники понадобиться гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Вначале ее можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Попробуйте предложить детям такие задания.

  • «В стране Двуляндия»
  • «Каких я видел бабочек»
  • «Осенний парк»
  • «Маски для колядования»
  • «Я и мой портрет» или «Близнецы»
  • «Город на реке»
  • «Волшебный цветок» и так далее.

       7. «Кляксография» (по определению О. Белобыкиной)

        Материал: краска, трубочка для коктейля, бумага.

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим  большую яркую кляксу.  Возьми трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся: А на что же похожи их следы? Думайте.

  1. «Рисование по сырой бумаге»

Материал: краски, акварельный мелок, баночка с водой.

Для рисования в этой технике понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтоб бумага не высохла). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе.

А детям других возрастов предложите следующие темы.

Средняя группа:

  • «И поплывут по небу облака»
  • «Аквариумные рыбки»
  • «Зайцы на поляне»

Старшая группа:

  • Летний дождик»
  • «Воробушки зимой»
  • «Когда меня обижают»
  • «Мой добрый маленький друг»

Подготовительная к школе группа:

  • «На дне морском» или «В гостях у Нептуна»
  • «Последний лист»
  • «В метель»
  • «В батискафе»
  • «Радуга-дуга»
  1. «Цветные ниточки»

Материал: нитки длиной 25-30 см, краски, бумага.

Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте.   Затем,  прижимая   ладони   к   бумаге,   правой   рукой   осторожно выдерните одну нитку за другой. Разверните лист…

Попробуйте с детьми следующие темы:

  • «Морозные узоры»
  •  «Страна цветных снов»
  • «Вологодские кружева»
  1. «Граттаж»

Материал: акварель, свеча, черная гуашь, шампунь, стека, бумага.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании.

Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст готов». А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

Имейте в виду, что эту технику используют только старшем дошкольном возрасте. И осваивать ее можно только тогда, когда у ребенка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

Темы также могут быть разнообразными, например:

  • «В рождественскую ночь»
  • «Что за звездочки разные на пальто и на платке!»
  • «Ночной мотылек»
  • «Салфетка для мамы»
  • «Волшебная поляна»
  • «Дворец для Снегурочки»
  • «Полет в космос»
  • «Вечерний город»
  • «У семи гномов»
  • «Ветер по морю гуляет» и многие другие.
  1. «Рисование по мятой бумаге»

Материал: бумага, краска, кисти.

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это  называется  эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

  1. «Рисование восковыми мелками или свечой»

Материал: свеча, поролоновый или ватный тампон, краска.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковыми мелками или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу - на цветном фоне появляется рисунок.

Младшая группа:

  • «Солнце согревает травку»
  • «Дождевые капли»
  • «Елочки в лесу»

        Средняя группа:

  • «Веселые зайчата»
  • «Рыбки в аквариуме»
  • «Смешной снеговик»

         Старшая группа:

  • «Утренняя зарядка»
  • «Заиндевелое дерево»
  • «Что мы видим в лесу?»

          Подготовительная к школе группа:

  • «Пушки с пристани палят…»
  • «Царевна есть, что не можно глаз отвесть…»
  • «Там за туманами»
  • «Нарисуем веселую картинку для малышей»

И это лишь некоторые из нетрадиционных техник рисования в технологии ТРИЗ.

Такие нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способами сделать намного труднее, а порой и невозможно.

А главное, они дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. (16, 84); (28, 14)

Это подтверждают разнообразные апробированные в детских садах занятия по изодеятельности по программе «ТРИЗ», каждая встреча детей с нетрадиционными методами и приёмами сопровождающаяся счастливыми криками «Ура! Ура!», убеждает в целесообразности этой деятельности. ТРИЗ помогает решать следующие задачи:

  • осуществлять системный подход в ознакомлении детей с различными способами изображения предметов, формировать системное мышление детей;
  • воспитывать интерес к собственным открытиям в изодеятельности через поисковую и исследовательскую деятельность;
  • развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;
  • воспитывать эстетическую культуру. (26, 17)

Рисование в детском саду – художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребёнку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих  в жизни  событий   и   явлений.  Поэтому   обучение   детей

технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства  изображения,  а  для  того, чтобы ребёнок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.

Овладение разнообразными движениями рук, способами действиями с различными  инструментами  имеет  важное  значение  не  только  для  развития изобразительной деятельности ребёнка, но и для его психического развития. Развитие различных психических свойств, качеств, процессов позволяет ребёнку легче адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.

В результате использования технологии ТРИЗ в изодеятельности дети старшего дошкольного возраста овладевают различными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Для рисования в детском саду можно предоставлять различные материалы: палочки, тряпочки, поролон, вата, уголь, воск и многие другие, природные и бросовые материалы, а также свои пальчики, ладошки, локти и даже нос. Детей знакомят с техникой использования материалов, их выразительными возможностями. Как правило, вначале на занятиях материал определяет воспитатель. Постепенно по мере того, как дети овладевают разными материалами, педагог подводит их к осознанному выбору материалов для рисования. И не следует бояться того, что они выберут не то. Ребёнок должен ощутить возможность выбора. Это также способствует развитию творчества.

Сочетание разных материалов  в  одном  детском  рисунке  не  может быть случайным. Всякий раз ребёнок должен пробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получать более выразительное изображение. (12, 52)

Из всего выше сказанного можно прийти к выводу: обучение детей техникам рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит детские рисунки.   В   становлении   способности   к   творчеству   ребёнка,  особая  роль принадлежит обучению детей технике рисования. А для того, чтобы дети самоутверждались, гордились своими работами необходимо заинтересовать их способами изображения. Целесообразнее приобщать детей к нетрадиционной технике в изодеятельности, т.е. технологии ТРИЗ.

4. Развитие творческих художественных способностей у дошкольников через ТРИЗ.

«Пожалуйста, не помогайте мне…

Дайте мне рисовать, как я хочу…

Пусть вам не нравится -

Для меня это в самый раз.

Когда вы навязываете свою помощь,

Я начинаю думать: «Я ничего

Не умею делать как надо».

Вскоре я начинаю в это верить…

И мне становится так не по себе,

Что хочется всё бросить,

И тогда мне уже не обрести моего

Я.»                   Роговин А.  (17, 34)

Мы учим дошкольников, анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути её разрешения. Обучение проводится с помощью игр, сказок, различных текстов, которые и составляют систему развития творческих изобразительных способностей на базе ТРИЗ. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален. Но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затем достать максимального эффекта.

С чем же приходится сталкиваться на первом этапе работы с дошкольниками? Малыши, как правило, по началу не улавливают целей занятий, поскольку формально эти цели не объясняются. Обстановка не привычна для детей: общение происходит свободно, демократично - малыши теряются на первых порах. Им впервые представляется возможность   отвечать   на   вопросы   не  просто  вспоминая  что-то,  но  и

самостоятельно размышляя.

Но дети быстро усваивают обстановку. Какова же первая реакция, когда «свобода» вдруг осознана?

В группе возникает состояние свободной эйфории, ощущение полной вседозволенности и безнаказанности. Первыми включаются те дети, что поувереннее в себе, самые развитые. Но уже через 5-6 занятий подтягиваются и остальные. Через 3-4 месяца пассивными наблюдателями в худшем случае остаются 2-3 человека.

Темы программы комплексно изучаются и на них «нанизываются» элементы ТРИЗа. Занятия организуются в игровой форме. Такой подход позволяет развивать изобразительные способности детей, но и диалогическое понимание мира, видеть взаимосвязь вещей. Что особенно важно, дети самостоятельно выходят на творческое решение своих маленьких проблем. Эти детские «открытия» потом легко переходят в практическое выражение на занятиях по художественному изобразительному творчеству. (3, 26)

Постепенно в рисунках ребёнка находит отражение более зрелый взгляд на окружающую реальность. Развиваясь, ребёнок отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, который становиться в его восприятии более адекватным, более точным, близким к реальности. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок - это отражение его личности, его зрелости и развития. В рисунке ребёнок находит возможности самовыражение, в нем он пробует свои силы и развивает свои изобразительные способности. Исходя из этого те методы обучения, которые приняты сегодня образованием, как правило, не способствуют развитию детей, поскольку требуют, чтобы ребёнок действовал в рамках установленных схем, которые притупляют его организацию, подавляют его способности к творчеству, спонтанности и естественности. (22, 56)

А сколько существует возможностей пробудить фантазию ребёнка, увлечь его творчеством!

Не только работа акварелью, гуашью, цветными карандашами, но и лепка, аппликация и многое другое. Из простой еловой шишки, сухого деревянного корня, желудя, кусочка мха можно сделать много интересного: фигурки людей, животных, сказочных существ и т.д. Возможности ребёнка, его индивидуальные особенности проявляются лишь в результате обобщения и применения, полученных им знаний и навыков: рост способностей и развитие творческих начал немыслим без приобретения новых знаний и навыков. (1, 32)

Методы технологии ТРИЗ помогают разбудить творческие способности, заложенные природой в каждом человеке и успешно развивать их можно, решая изобразительные задачи на занятиях по изодеятельности, уже в дошкольном возрасте.

Но, прежде всего, взрослые должны знать, как можно способствовать развитию творческих изобразительных способностей ребёнка и всему тому, что сопровождает совершенствование его навыков рисования. Нужно учитывать то, что ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство. Ни сюжет рисунка, ни его качество, ни в коем случае не должны подвергаться критике. Напротив, мы должны всячески поощрять и воодушевлять его.

Обсуждайте вместе с ним его рисунки, задавайте вопросы, прости его объяснить нарисованное, то есть всячески проявляйте свой интерес к его деятельности и её результатом. (22, 56)

На занятиях с применением элементов ТРИЗ, которые являются основой развивающего обучения, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развиваются логика мышления, речевая и общая инициатива. (2, 28)

Методы и приёмы ТРИЗ помогают активизировать познавательную и творческую активность детей.

Вот некоторые из них, которые можно применять в работе со старшими дошкольниками:

  Метод проб и ошибок. Где идет перебор вариантов решения поставленной проблемы - одни более удачные, другие менее.

Дети, поняв, что можно высказывать любые, даже самые невообразимые предположения, фантазируют вовсю. При этом довольно часто они уходят от самой проблемы. Пользуясь методом проб и ошибок, можно выйти и на компромиссный вариант решения проблемы.

Для дошкольника этот метод можно применить, как упражнение (помогает развить мыслительный процесс), но не более. Ведь как сказал «отец» ТРИЗ Г.С. Альтшуллер: «Потери времени, сил и  жизней из-за несовершенства метода проб и ошибок страшнее потерь от чумы, землетрясений и наводнений». (2, 15)

Отсюда следует вывод, что этот метод дает не только часть решений и далеко не самых лучших.

Поэтому разработаны методы, резко увеличено число перебираемых вариантов.

Такими методами в ТРИЗе являются: «мозговой штурм», «синектика», «метод контрольных вопросов», «метод семикратного поиска». Например: морфологический анализ.

Все эти методы и случайного, и систематического поиска ещё называют эвристическими, так как они создают элемент озарения. (7, 4)

Некоторые выше перечисленные  методы, которые наиболее удачно используются в работе с дошкольниками, уже описаны в параграфе 1.2. Мы же с вами обсуждаем, как их применять в практической работе по изодеятельности. И насколько они эффективны для развития творческих изобразительных способностей детей.

Детям посильны методы «мозгового штурма», «синектики», «морфологического анализа».

Развивать творческие способности нужно оператором РВС (развития творческого   воображения),   методом   маленьких    человечков,    отказом    от привычной терминологии, специальными задачами-разминками, задачами-шутками, чтобы побороть психологическую инерцию. Да, она враг творчества, ибо заставляет видеть привычное, говорить обычное, отказываться от нового и бояться его. В некотором роде она положительное явление, но не для творчества, и поэтому с психологической инерцией надо бороться.

Если в группе есть яркий лидер, то со временем надо его переключить на какую-либо деятельность и беседовать с детьми без лидера. Иногда лидер давит на мнение и активность группы, поэтому полезно заниматься с подгруппами. Через 5-6 занятий в таком стиле дети станут активнее, изобретательнее, познав радость творчества и поиска.

(14, 26)

Основная и самая распространенная ошибка взрослых заключается в том, что они бояться предложить детям более сложные изобразительные задачи, считая, что это их уму и умениям не под силу. Такой подход говорит о незнаний своих детей и их возможностей. Неудивительно, что, когда взрослые начинают заниматься с детьми, они открывают в них такие знания и способности, о которых порой даже не подозревали. (6, 18)

Итак, каждый день работы с детьми должен стать поиском, раскрытием творческих способностей детей. Увидев перспективы в работе с дошкольниками, используйте идеи ТРИЗ через элементы, методы и приемы изобретательства. И вы будете вознаграждены - дети радостью одарят вас, за этот труд и будут ждать от вас ежедневных чудес, открытий, волшебства, превращений. И со временем по-старому вы уже работать не сможете. Поэтому, для развития творческих изобразительных способностей у детей через ТРИЗ нужно использовать идеи, элементы, методы и приемы изобретательства.

Заключение

Для реализации главной цели исследования была выявлена эффективность технологии ТРИЗ в развитии творческих художественных способностей старших дошкольников. Творческие способности развиваются там, где создаются определенные условия для освоения их.

Важно уже на начальном этапе обучения обеспечить творческую деятельность детей, направлять её на развитие воображения, мышления и восприятия.

Поэтому можно придти к выводу о необходимости изучения творческих художественных способностей детей, выявления современных подходов для развития личности малыша через тесное общение взрослого и ребёнка. Изобразительная деятельность включает в себя две стороны: творческую, основанную на развитии воображения, восприятия, и художественную, которая выступает по отношению к первой в качестве исполнительной.

Каждая из использованных нетрадиционных техник в технологии ТРИЗ имеет   свою   специфику.   Овладевая   ими,   дети   приобретают   свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования, овладевают разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы,   явления  окружающей   жизни,  которые  вызвали  их  интерес.  При использовании в работах  этих  техник  дети  могут  создавать  рисунки  разного характера. Все это дает им свободу творческого решения изобретательных задач.

Ценно и то, что дети с радостью занимаются рисованием и, не стесняясь, делятся своими умениями с близкими и сверстниками. Рисунки детей, у которых сформированы творческие художественные способности, отличаются большим разнообразием, выразительностью, в них можно видеть индивидуальную манеру изображения.

Следовательно, можно предположить, что на развитие творческих способностей влияет художественная деятельность на основе технологии ТРИЗ, те техники, которые предлагают авторы программы.

Чтобы достичь хороших результатов в творчестве детей, педагог должен работать в режиме поиска. От творчества педагога зависит творчество ребёнка. Педагог должен создать такие условия, чтобы привлечь ребёнка к развитию самостоятельной деятельности и помочь раскрыть творческие способности детей.

Анализируя психолого-педагогическую литературу и проведя исследование по проблеме, мы пришли к следующим выводам:

  1. ТРИЗ является средством формирования у детей творческих изобразительных способностей, воспитания творческой личности и нахождения способов решения разных проблем в окружающей жизни ребёнка.
  2. Методы и приемы ТРИЗ помогают активизировать познавательную и творческую деятельность детей, способствуют более успешному развитию творческих художественных способностей каждого ребёнка.
  3. ТРИЗ - это оригинальный подход к проблемам детского потенциала, из которого можно выделить такие художественные способности ребёнка, которые можно было бы назвать универсальными.
  4. ТРИЗ - это методика, которая все настойчивее прокладывает себе дорогу идей развивающего обучения.

Поэтому развивающее образование в любом случае должно устремлять ребёнка в перспективу саморазвития, расширения его сознания на основе заложенных от природы творческих способностей.

Список литературы

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М., Просвещение, 1984
  2. Басова Т. ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1995. - №6
  3. Богат В. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1
  4. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 1995. - №10
  5. Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 1
  6. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 1
  7. Вульфсон С.И. «Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. - М., Изд. Центр Академия, 1999
  8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., Просвещение, 1986
  9. Казакова Т. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4
  10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., Академия, 1990
  11. Комарова Т. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям. // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 2
  12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. - М., Мнемозина, 1995
  13. Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. - 1993. - №4
  14. Лабунская Г.В. Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей. – М.: Педагогика, 1980
  15. Никологородская С.В. Волшебные краски. - СПб., Питер Пресс, 1997
  16. Роговин А. Хочу сделать сам. - М., Просвещение, 1984
  17. Роговин А. Хочу сделать сам // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 9-10
  18. Смолячук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8
  19. Страунинг В. Развивайте творчество // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3
  20. Страунинг А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 11
  21. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. - М., Апрель Пресс изд-во Эксрю, 2003
  22. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Известия АПН. РСФСР, М., 1974 Выпуск 11
  23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр Академия, 1998
  24. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., Просвещение, 1961
  25. Цепенникова В. Буксует ли ТРИЗ в детском саду? // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 9
  26. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., Просвещение, 1968
  27. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание. - 1995. - №11
  28. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., Изд. центр Академия, 1999