Описание опыта работы педагога-психолога для конкурса

Шукшина-Молчанова Мария Викторовна

В данном материале дано описание моего опыта работы в период с 2012 по 2015 год включительно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание профессиональной педагогической деятельности

педагога-психолога

отделения «Надежда» по Новокузнецкому городскому округу государственной образовательной организации

«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

Шукшиной-Молчановой Марии Викторовны.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основывается на гармонии и сотрудничестве», - гласит Всемирная декларация защиты прав и развития детей. На гармонии и сотрудничестве я строю свои отношения с детьми.    Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, сохранение и сбережение психического здоровья школьников является основной целью моей педагогической деятельности, в основе которой лежит развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого.

      Решаю следующие задачи:

  1. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
  2. Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  3. Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании учащихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию;
  4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся.
  5. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и при переходе на каждую новую ступень школы.

              Для решения этих задач применяю на практике все направления деятельности педагога-психолога.

В течение трёх лет провожу мониторинг наркоситуации в образовательной среде в Куйбышевском районе.  С целью профилактики наркоупотребления, увеличения мотивации ЗОЖ занимаюсь реализацией групповых программ по следующим направлениям:

- профилактика социально – значимых заболеваний – программа «Детство без алкоголя» В.Ю. Климович для обучающихся 3 и 4 классов,

«Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании» С.Б. Белогурова, В.Ю. Климович для обучающихся 6 и 7 классов, «Я и другие» составителя Костроминой С.Ю. для обучающихся 5 и 7 классов;

          -  разработка и проведение районных, муниципальных мероприятий: «Урок здоровья», круглый стол «Безопасность общения» (в рамках акции «СПИД – болезнь 21 века»), «Наркомания – трагедия личности», интерактивная игра «Человек свободного общества и наркотики» (данная разработка занятия отмечена Дипломом I степени Всероссийского конкурса «Интеллектуал», 2015г.), родительский урок «Опасность – наркотики рядом!».

   В 2013 и  2014 годах проводила городской  социально-гигиенический мониторинг с целью определения групп психического здоровья учащихся в образовательных учреждениях Куйбышевского района: блок «Психическое здоровье» - в течение двух лет в МБОУ «СОШ № 37».

Осуществляю психолого – педагогическое сопровождение реализации ФГОС НОО – программа «Лесенка успеха» автора Локаловой Н.П. для обучающихся 3, 4 классов, «Шаг навстречу» авторов-составителей Костроминой С.Ю., Герасимовой М.В. для обучающихся 3 классов, «Я и другие» составителя Костроминой С.Ю. для обучающихся 3, 4 классов, «Мы -  пятиклассники» составителя Гавриленко А.В. для обучающихся 5 классов.

В 2013-2014 учебном году реализация программы «Лесенка успеха»  позволила добиться повышения уровня развития когнитивного блока  универсальных учебных действий на 33,9%, в 2012-2013 учебном году – 15,3%. Реализация программы «Детство без алкоголя» позволила повысить уровень знаний об опасности употребления ПАВ, а также уровень мотивации  ЗОЖ в 2012-2013 учебном году на 18,8%, в 2013-2014 учебном году - на 26,5%. Реализация программы «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании», позволила повысить уровень социально-психологической компетенции подростков с 22,3% в 2012-2013 учебном году до 37,8% в 2014-2015. Реализация программы «Я и другие», позволила повысить уровень развития навыков социализации, направленных на сбережение собственного здоровья в 2012-2013 учебном году на 17,4%, в 2013 - 2014 учебном году на 18,8%, в 2014-2015 учебном году на  28,5%.  

В 2014-2015 учебном году реализация программы «Адаптация пятиклассников», способствовала снижению на 26% уровня дезадаптации учащихся. Реализация программы «Шаг навстречу» позволила добиться увеличения количества детей, успешно адаптирующихся к обучению в школе, в 2012-2013 учебном году на  20,4%,  в 2013 - 2014 учебном году на 27%. Данная программа также в большой степени способствует развитию эмоциональной регуляции поведения, предупреждению и снижению тревожности и страхов, повышению уверенности в себе.

Психодиагностическая работа ведется со всеми субъектами воспитательно - образовательного процесса и носит системный характер. Данные, полученные в ходе диагностики обучающихся, испытывающих трудности в обучении, поведении, применяю в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми. Реализация психолого–педагогических программ, а также индивидуальных развивающих занятий с детьми позволяет 82% обучающихся, посещавших занятия и участвующих в реализации программ, успешно адаптироваться в социуме.

Эффективность консультирования состоит в увеличении новых обращений подростков, родителей и педагогов за психологической помощью, отсутствии жалоб со стороны клиентов и выполнении ими всех предложенных психолого-педагогических рекомендаций. Для оказания комплексной психологической помощи использую кадровый потенциал Центра «Надежда»: социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Владею информационно-коммуникационными технологиями. В своей работе активно использую Интернет-ресурсы, рекомендованные Департаментом образования и науки Кемеровской области, ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации», размещаю информацию на своём сайте http://nsportal.ru/molchanova-maria-viktorovna для учащихся, родителей и педагогов; обеспечиваю материалами школьные информационные стенды.

        Среди учащихся, педагогов и родителей ОУ Куйбышевского района имею положительные отзывы за организацию и проведение мероприятий и ведение дополнительно-образовательных программ, а также отсутствие жалоб и случаев травматизма.

           В рамках сопровождения выпускников провожу следующие мероприятия: составила буклет для учащихся «Памятка по подготовке к экзаменам», реализую программу «Лицом к лицу с экзаменом» для учащихся 9-11 классов.

          Принимаю участие в качестве члена жюри в муниципальных конкурсах: 2014 год - «Веселые старты», Конкурс устных журналов о здоровом образе жизни «Школьная мозаика» (МБОУ «ООШ № 98»).  

          Обобщая и распространяя свой опыт работы, принимаю участие в работе  районного методического объединения педагогов-психологов ОУ: В 2013 году выступила на районном совещании и методическом объединении с докладом «Новообразования младшего школьного возраста», с докладом и презентацией на тему «Технология личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской.». В 2014 году выступила с докладом и презентацией на тему «Развитие эмоциональной устойчивости в младшем школьном возрасте», с докладом «Формирование и развитие волевого усилия ребёнка в младшем школьном возрасте».

                       Принимаю активное участие в психолого-педагогических и педагогических совещаниях, семинарах, конференциях и форумах разного уровня: 2015г. – участие в открытой научной дискуссии «Психологическая наука: разрешение актуальных противоречий образовательной практики», в рамках XVI городских Дней науки (МАОУ  ДПО  ИПК); на августовском педсовете провела Мастер-класс для педагогов «Профилактика демонстративно-вызывающего поведения как составляющая психологической безопасности образовательной среды»; участие в Кузбасской Ярмарке «Образование. Карьера. Занятость.», мастер-класс «Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников посредством сказкотерапии»; прошла обучение на всероссийском семинаре “Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО”  2014г. – участник областных мастер-классов «Методы работы педагога-психолога с песком» и «Мировоззрение педагога-психолога. Профессиональные и личностные качества»; 2012г. – Международная научно-практическая конференция «Эпоха перемен: возможности практической психологии», мастер-класс «Сохранение целостности индивидуальности младшего школьника» (в рамках Недели психологической культуры) (МАОУ  ДПО  ИПК); Городской научно-практический семинар «Социально-психологическая работа по профилактике жестокого обращения с детьми»;            

Разрабатываю дополнительные образовательные, рабочие и индивидуально-коррекционные программы.

Образование: в 2011 году окончила Восточную экономико-юридическую гуманитарную Академию (Академия ВЭГУ), специальность – «Психология», квалификация - психолог, преподаватель психологии.

Сведения  о повышении квалификации: 2014г. - МАОУ  ДПО  ИПК курсы «Психология: актуальные направления работы педагога-психолога образовательного учреждения» (108 часов); 2014г. - ГОО «КРЦППМС «Здоровье и развитие личности»» курсы «Организация профилактики наркозависимости в образовательной среде» (120 часов). 2013г. - МАОУ  ДПО  ИПК  семинар «Актуальные проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно образовательный процесс» (36 часов);

 2012г. - ГБОУ ДПО Новокузнецкий ГИУВ «Основы психотерапии, медицинской и практической психологии» (288 часов).

          Постоянно работаю с литературой включая и периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углубляю свои теоретические знания, знакомлюсь с новыми методиками.