Семинар - практикум "Шаги навстречу"

Семинар - практикум для воспитателей раннего и младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_shagi_navstrechu.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:    1. Расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о

                работе с детьми 2–3 лет в период адаптации.

            2. Обеспечение психологической безопасности ребёнка раннего  

                возраста в образовательном процессе.

            3. Повышение уровня психологического здоровья ребёнка раннего

                возраста, создание условий для для его благополучного развития в  

                период дошкольного детства.

Возраст от 1 до 3 лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребёнка. Зачастую родители не готовы к новым формам отношения со своим ребёнком, который вдруг отказывается выполнять их требования, напористо доказывает свою независимость, его трудно дисциплинировать.

И приходя в детский сад, попадая в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает, поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности.  Эти проблемы приводят к нарушениям в эмоциональной сфере и поведения, появлению вредных привычек, детских нервных заболеваний. Такие проблемы возникают вовсе из – за  безразличия или злого умысла родителей. А  потому, что родители недостаточно хорошо знают возрастные особенности, свойственные ребёнку 1-3 лет, поэтому им трудно найти золотую середину между требовательностью и любовью. А педагоги не всегда пытаются разобраться в мотивах поступках ребёнка.

Есть китайская поговорка: «Расскажи и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я пойму и чему – то научусь».

Человек  усваивает:

10%   того, что слышит

50%   того, что видит

100% того, что делает

Поэтому мы будем вовлекаться.

Упражнение: « Поза Наполеона»

Ведущий показывает  три движения: Наполеон, руки вытянуты вперёд ладонями вверх, кулаки. По команде один, два, три покажите одно из движений.

Это упражнение показывает насколько Вы готовы к работе. Если большинство показали ладони – вы открыты и готовы к работе. Кулаги – агрессивность, поза Наполеона – закрытость и нежелание работать. Давайте повторим упражнение.

Сегодня мы с вами  постараемся разобраться в адаптации ребёнка глазами  самого ребёнка.

Упражнение "Погружение в детство"

 Цель: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2–3 лет.

 Ведущий: "Сядьте удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора, спиной обопритесь о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.

 Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку. Вспомните, как вас называла мама или папа, а может быть бабушка.

Откройте глаза. Какие чувства вы испытали?

Запишите на листочке имя, которое Вы вспомнили.

Упражнение "Я иду в детский сад"

 Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.

 Ведущий: "Закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в детский сад. Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?"

 Страх, вот то чувство, которое овладевает и не оставляет ребёнка. Как помочь ребёнку в этот период?

Первое, это налаживание контакта с ребёнком. Я предлагаю Вам упражнение, которое всем знакомо, но наиболее демонстрирует ощущение ребёнка при  общении с взрослым.

Упражнение «Позиции в общении».

Ведущий:  разделитесь на пары. Один воспитатель садится на пол, а второй стоит рядом. Тот кто сидит расскажите вашему партнёру, о чем – нибудь. Например, как вы сегодня шли на работу, или ходили вчера в магазин. Поменяйтесь местами. Что Вы чувствовали, когда были в позиции рассказчика?

Ребёнок еще так мало знает о себе, он не может разобраться в скоплении эмоциональных взрывов. В это период нужно поддержать его и помочь обозначить его переживания словами.   Важно также дать детям возможность выразить своё горе и быть принятым в этом горевании. Многим кажется, что слёзы травмируют ребёнка, приносят вред. Взрослым так трудно находиться рядом с плачущим ребёнком  и ничего не предпринимать для его немедленного утешения. Это непростая задача – позволить малышу плакать, но при этом дать ему понять, что он не одинок, что Вы сочувствуете ему, что Вы не отвергаете его.

Упражнение  «Придумайте фразы сочувствия плачущему ребёнку»

  • Как ты громко плачешь. Это так грустно. И мне грустно от того, что ты грустишь и плачешь. Можно я тебя пожалею?
  • Тебе хочется домой, к маме, тебе трудно тут одному. Мамы придёт скоро, но пока её нет, как тебе помочь. Можно я с тобой посижу?

Если ребёнок остро переживает расставание с родителями, единственный способ пережить эту ситуацию для него формирование тесных отношений с воспитателем, ребёнок начинает реагировать на воспитателя как на родительскую фигуру.

Что можно делать в  острой фазе, когда ребёнок плачет не переставая? Есть так называемые «переключатели». В стрессовой ситуации помогает переключение на более сильную реакцию – пищевую. Плачущий ребёнок засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Нужно чаще предлагать ребёнку попить.  Пока он пьёт, он не плачет, успокаивается. Если в группе плачут одновременно несколько человек, отведите ребёнка в сторону, дайте попить. Возможно те, кто плакал «за компанию» за это время успокоятся. Неплохо, если их в это время займёт чем – то помощник воспитателя.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные  движения руками или сжимание кистей рук.

Хороший эффект оказывают игры с водой и песком.

Неплохо если время от времени в группе звучит негромкая спокойная музыка, способствующая снятию нервного напряжения. Можно включать ее вовремя еды. Это универсальные методы воздействия на детей.

 А можно пользоваться гендерным подходом в период адаптации мальчиков и девочек. Например, плачущей девочке можно обратиться к её внешнему виду: будешь плакать, глазки будут красными, некрасивыми». Девочкам     важно быть хорошими ( в данном случае красивыми) в глазах значимых взрослых. А мальчикам не важно как они будут выглядеть. Но и к ним можно обратиться, приводя в пример других ребят: «Посмотри Миша тоже переживает, но он не показывает это всем, он не плачет, он же мальчик».

        Чем предложить заняться мальчикам и девочкам? Девочки любят помогать. Им важен сам процесс, а не результат. Нужно акцентировать их внимание на этой роли: «Спасибо тебе! Ты настоящая помощница! Так аккуратно помогла мне всё разложить».  Мальчики же «люди действия». Их нужно вовлекать в это действие: «Посмотри, все ли машинки в группе исправны. Не нужно ли какую – нибудь починить».

        У девочек повышена речевая активность. Это средство установить с ними « доверительный диалог». Доверить им какой – нибудь секрет. Переключив их тем самым с переживаний на что – то интересное.

 Еще один аспект адаптации это игры.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

 Поделитесь, какие игры вы используете для создания теплой атмосферы в группе?

Непросто в этот период и родителям. Многие испытывают тревогу за детей, пугаются их плача, капризности, агрессивности. Стоит продемонстрировать им сопереживание, понимание того, что ситуация сложна для всех.

Упражнение «Разговор с родителями»

Придумайте , что сказать маме, если ребёнок

  • Плачет утром, не хочет заходить в группу
  • Не ест в детском саду
  • Не спит в детском саду
  • Для чего нужны слёзы
  • Откуда берётся гнев

Например: « Я вижу, что вы очень переживаете и тревожитесь за ребёнка. Это так естественно сейчас. Вам и самой не просто сейчас, кажется, что всё идёт не слишком гладко. Но если Вы сумеете успокоиться, то  это пойдёт на пользу и сыну и Вам».

В период адаптации чаще всего встречается два типа родителей, одни не желают оставаться в группе с ребёнком, а другие не желают расставаться со своим чадом и находят всяческие поводы, чтобы остаться в группе по – дольше.

Давайте представим разговор с такими родителями.

Педагогическая ситуация:

  1. Мама девочки  первый день в группе. Не хочет оставаться  с ребёнком. Убедите ее остаться.
  2. Мама мальчика, который ходит в сад уже неделю. Находит каждый день причины не оставлять его одного.
  3. Родители Тани часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.

- ребёнок после болезни

- родители идут на конфликт.

- тревожные родители

На этом наш семинар заканчивается и мне хочется прочитать вам эти строки:

Спокойно матери уйдут

В день полный дел, хлопот, забот.

С надеждою в глаза взглянут,

С Тобой прощаясь у ворот.

Надежду Ты не обмани,

 С малышкою не будь Ты строгой ,

И сердца нежного ростки

Рукой жестокою не трогай.