сюжетно-ролевая игра (пример урока)

Шевченко (Надрова) Елена Андреевна

сюжетно-ролевая игра (пример урока)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Королевство» (модифицированный вариант)

Тема занятия: Когда выбираю Я, когда выбирают за меня.

Цели:

-отработка участниками коммуникативных навыков;

- исследование отношения участников к различным групповым ролям;

-осознание участниками собственной индивидуальности и индивидуальности других;

- развитие у участников представления о своем месте в группе, о своих потенциальных возможностях;

- отработка навыков принятия решений и принятия выбора других.

Задачи:

  1. Диагностировать, направлять и корректировать групповые процессы, такие как сплочение группы
  2. Изучить распределение обязанностей в группе
  3. Выявить пассивные позиции
  4. Активизировать творческую активность участников
  5. Изучить и откорректировать межличностных отношений внутри группы
  6. Изучить социально-ролевой потенциал участников группы

Ход занятия.

Группа садится полукругом в одном конце комнаты, большая часть пространства комнаты остается свободным.

1 ЭТАП. Участникам предлагается создать своё королевство. Для этого необходимо, чтобы кто-то стал бы королем. Королем становится желающий, он садится там и так, как  ему хочется (и переносит туда свой стул). Затем король выбирает себе королеву и наследника – принца, сажает их туда и так, как ему хочется. Далее королева выбирает себе придворного шута и советника. Принц выбирает придворную даму и маршала королевской армии. Далее по такой же схеме создается королевство, но месторасположения для каждого жителя королевства выбирает король. Роли могут быть следующие: придворный доктор, судья, солдат, повар, сапожник, промышленник и т.д. Ведущий фотографирует королевство.

Инструкция:  Сегодня на занятии по психологии мы с вами окажемся перед большим количеством выборов. Каждый раз вы будете делать выбор сами. Как бы я не хотела подсказать вам правильный выбор…всё будет зависеть только от вас. А начать я хочу со сказки.

В далеком-далеком королевстве, в могучем каменном замке жили добрый и справедливый король, прекрасная королева и храбрый принц. Король и королева души не чаяли в придворном шуте, который был необычайно мил. Принц доверял королевскому маршалу, с которым дружил с детства. А статный и красивый маршал в свою очередь был влюблен в одну из придворных дам. Придворные дамы были прекрасно образованы и обаятельны.

В королевстве уважали все профессии. Ведь, кто если не солдат  - главный защитник страны? Благодаря строителям королевство славилось сооружениями. Актеры и художники были прекрасными посланниками искусства.  Учителя.. да тут и объяснять нечего, какое королевство без учителей??  Не будем забывать и парикмахера, и портного, которые помогали людям почувствовать себя ещё красивее. А если бы не доктора, кто бы лечил носики и животики? И повара. Как же жить без них ?? и даже разбойник в королевстве был на своем месте.  

Сегодня мы с вами погрузимся в мир древнего королевства, где каждого из вас ждет своя роль.  Кто-то будет решать судьбы, а кто-то просто жить в своё удовольствие.  А, может, всё будет совсем иначе. Главное, у каждого из вас будет возможность найти своё место в этом старом, но могучем королевстве.  Будьте готовы выбирать.

 Мне нужен самовыдвиженец на роль короля. Для этого нужно взять стул и выйти на середину комнаты. Король может занять любое место в рамках игрового пространства. С этого момента, Ваше Величество, только Вы будете решать,  кто в Вашем королевстве стоит, кто сидит. И самое главное – где находится этот человек. Для начала необходимо выбрать Королеву и Вашего наследника – Принца. (далее лесенкой выбираются прочие персонажи).

2 ЭТАП. У каждого есть возможность 1 хода:

А. он либо меняет свою роль и\или свое место.

Б. либо он оставляет себя как есть, но меняет ролями или местами двух других участников.

Королевство снова фотографируется. Выполняется несколько кругов игры, затем следует обсуждение.

3 ЭТАП. Участникам предлагается покинуть игру, если им не комфортно в данных ролях и они не хотят продолжать упражнение.

Инструкция: теперь каждому из вас предстоит принять очень важное решение. Задумайтесь, нравятся ли вам ваши роли? Готовы ли вы оставаться в королевстве в данных ролях? Если вам категорически не нравятся ваши роли, то вы можете выйти из игры. Но тогда королевству придется как-то выживать без вас… Готовы ли вы покинуть королевство? Желающие покинуть игру могут присесть на свои места.

4 ЭТАП. После этого все садятся в общий круг и начинается обсуждение ролей королевства в позиции граждан: «Я повар, мне нравится моя работа, я делаю вкусные печеньки», «а я учитель, работаю в школе 43 года» и т.д.

5 ЭТАП. Снятие ролей (деролинг). Обсуждение:

- какие роли вы занимали в королевстве?

- в процессе занятия вы меняли роли или только место?

 - удовлетворены ли вы процессом игры? И т.д.

6 ЭТАП. Окончание занятия.

Инструкция: Закончено наше занятие. Мы вместе дописали сказку. Сказку, которая имеет отражение в реальности. Ведь как часто нами приходиться выбирать или быть выбранными,  принимать этот выбор или нет. И главное, делать выбор, а не оставаться в стороне.

Источник базового варианта:

Леванова Е., Волошина А., Плешаков В., Соболева А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.:ил.