ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (статья)

Андреева Мария Александровна

В статье рассматриваются современные подходы к изучению эмоционального интеллекта, а также связь эмоционально-волевой регуляции с эффективностью профессиональной деятельности. представлены результаты исследования "Преподаватель глазами студента". Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей,  а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.98+159.923.35

М.А. Андреева

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Хабаровск

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, профессиональная компетентность.

Проблема эмоциональной культуры человека остаётся актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». Общеизвестно, что показатели интеллекта не позволяют прогнозировать жизненный успех, среди факторов, его определяющих, показатель уровня интеллектуального развития не превышает 20%. В настоящее время намного более существенная роль приписывается эмоциям: «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект» [1].

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности [6].

Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека [4].

Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего [5].

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.

Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ-«регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей [2].

Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее [7].

С понятием «эмоциональный интеллект» связано представление об «эмоциональной грамотности» - целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Развитие эмоциональной компетентности особенно актуально для повышения педагогической культуры преподавателя. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих  - наиболее важные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.

Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию синдрома «эмоционального выгорания».  Профессиональный долг обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и на взаимоотношениях со и студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности педагога своей профессией [3].

В рамках проведения конкурса «Лучший преподаватель вуза» в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, сотрудниками Психологического центра ДВГУПС было проведено исследование «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, проходящих по конкурсу, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями. В исследовании приняли участие 709 студентов и 23 преподавателя из различных филиалов вуза.

В ходе исследования был использован модифицированный сотрудниками Психологического центра ДВГУПС вариант метода семантического дифференциала. Этот метод разработан в середине 50-х гг. XX века американскими учеными под руководством Ч. Осгуда. Широко известный в психологии и социологии, метод СД является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие студентами преподавателей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними.

В процессе исследования, по полученной методике СД, студентам предлагалось оценить степень выраженности качеств по шкале от 7 (качество сильно выражено) до 1 (качество выражено крайне слабо или совсем не выражено).

Перечень качеств, оцениваемых студентами, был составлен на основании результатов ранее проведенного в 2004 г., сотрудниками Психологического центра, ассоциативного эксперимента. В ходе данного эксперимента, студентам было предлагалось ответить на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «преподаватель», и какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель»? В результате обобщения полученных данных была сформирована методика, где в иерархическом порядке представлены наиболее часто встречающиеся качества, характеризующие: 1) профессиональный уровень, подходы к преподаванию педагогов; 2) личностные особенности, а так же их внешние проявления. Таким образом, в методике представлено 21 качество: 1. понимающий; 2. нестандартный подход к преподаванию; 3. всесторонняя образованность; 4. чувство юмора; 5. доброжелательный; 6. требовательный; 7. отзывчивый; 8. справедливый; 9. четкая, громкая речь; 10. коммуникабельный, общительный; 11. высокий теоретический уровень; 12. сдержанный, спокойный уравновешенный; 13. индивидуальный подход к студентам; 14. объективность, непредвзятость; 15. опрятность, аккуратность; 16. уважительный, внимательный; 17. уважаемый, авторитетный; 18. высокий практический уровень; 19. творческий; 20. современный; 21. высокий практический уровень.

Результаты исследования показывают следующее. В целом, степень выраженности качеств преподавателей, проходящих по конкурсу, оценивается студентами положительно, данные находятся в диапазоне от 5,5 до 6,7, при максимальной оценке в 7 баллов. Это позволяет говорить о достаточно высокой степени выраженности всех качеств. Межличностные отношения студентов и преподавателей отличаются благоприятностью. Отношение студентов к преподавателям достаточно позитивное, толерантное, присутствует установка на принятие преподавателей, их особенностей, как личностных, так и профессиональных.

Наиболее высоко студенты оценили следующие качества: высокий теоретический уровень; опрятность, аккуратность; уважительный, внимательный; высокий практический уровень; высокий профессионализм. Наиболее низкие оценки получили следующие качества: нестандартный подход к преподаванию; чувство юмора; отзывчивый; индивидуальный подход к студентам; творческий.

Исследование позволяет сделать вывод, что качества, характеризующие профессиональный уровень педагогов, оценены студентами более высоко, чем личностные качества преподавателей, входящие в состав эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры, и позволяющие эффективно взаимодействовать со студентами. Можно говорить о том, что по мнению респондентов преподаватели плохо понимают эмоциональное состояние студентов (индивидуальный подход), мало способны управлять собственным эмоциональным состоянием (чувство юмора) и эмоциональным состоянием учащихся (отзывчивость, творчество). Общение и эмоции играют огромную роль в обучении. Современное обучение требует конкретных способов непосредственного взаимодействия педагога и студента. Без обратной связи с аудиторией работа педагога превращается в механическое действие. Эффективность такого занятия резко снижается. В дальнейшем, если ситуацию не исправить, такое поведение может стать «нормой» для преподавателя и своеобразной личностной защитой от студентов, что в конечном счете оказывает непосредственное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и качество подготовки выпускников.

Проблема развития эмоциональной компетентности педагогов связана не только с профессиональной необходимостью – выслушать и понять учащихся, создать позитивный эмоциональный фон на занятии, но и с удовлетворением собственного профессионализма, с переживанием личностного и профессионального роста. Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения влияния эмоционального интеллекта на различные стратегии поведения и оптимизацию профессиональной деятельности преподавателя.

Список литературы.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.
  2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. - М.: АСТ, 2008. – 480 с.
  3. Ермакова, И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1 – С. 63–73.
  4. Масленникова, В.Ш. Педагог и культура [Текст] / В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. –Казань.: КГУ, 1994. - 111с.
  5. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. –М.: МПСИ; Флинта, 2001. -192 с.
  6. Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с.
  7. Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников [Текст] / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1 (58) – С. 109 – 112.