Проект тренинга развития эмоционального интеллекта (для педагогов)

Андреева Мария Александровна

Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и на взаимоотношениях с учащимися. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности педагога своей профессией [3].

Предлагаемый тренинг позволит повысить коммуникативную компетентность учителей, улучшить взаимодействие внутри коллектива, с учениками, родителями учащихся и администрацией школы, повысить удовлетворенность работой.

"Тренинг развития эмоционального интеллекта" является призером заочного конкурса методических материалов педагогов-психологов "Методическая копилка" в номинации "Работа педагога-психолога с педагогами". г. Хабаровск, 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_treninga_emotsionalnogo_intellekta_dlya_pedagogov.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 имени Пяти Героев Советского Союза

Проект тренинга развития эмоционального интеллекта

Конкурсная работа заочного конкурса методических материалов педагогов-психологов «Методическая копилка»

Номинация «Работа педагога-психолога с педагогами (проект педагогического собрания, консультации, тренинга)»

Разработчик:

Педагог-психолог МБОУ СОШ №15

имени Пяти Героев Советского Союза

Андреева Мария Александровна

Хабаровск

2014


Пояснительная записка.

Проблема эмоциональной культуры человека остается актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». Общеизвестно, что показатели интеллекта не позволяют прогнозировать жизненный успех, среди факторов, его определяющих, показатель уровня интеллектуального развития не превышает 20%. В настоящее время намного более существенная роль приписывается эмоциям: «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект» [1].

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности [6].

Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека [4].

Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество; это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего [5].

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.

Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ-«регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей [2].

Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее [7].

С понятием «эмоциональный интеллект» связано представление об «эмоциональной грамотности» - целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Развитие эмоциональной компетентности особенно актуально для повышения педагогической культуры преподавателя. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих - наиболее важные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.

Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и на взаимоотношениях с учащимися. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности педагога своей профессией [3].

Предлагаемый тренинг позволит повысить коммуникативную компетентность учителей, улучшить взаимодействие внутри коллектива, с учениками, родителями учащихся и администрацией школы, повысить удовлетворенность работой.

Целевая группа, на которую рассчитан тренинг: педагоги школ.

Цели тренинга:

  • Научиться распознавать и осознавать свои и чужие эмоции;
  • Выделить собственные успешные стратегии самомотивации;
  • Устанавливать и поддерживать позитивные межличностные коммуникации;
  • Овладеть способами эффективного управления стрессом;
  • Диагностировать и преодолевать конфликты, возникающие в работе с учениками, родителями учеников, коллегами, администрацией;
  • Выявить и осознать возможные причины неэффективности в работе;
  • Научиться управлять собой, чувствами, состояниями, внутренним диалогом.

Основная часть. Программа тренинга развития эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям в области развития эмоционального интеллекта, он проявляется в трудовой деятельности через профессионально важные интегральные качества, включающие в себя знания, умения, навыки и установки. Специально подобранный набор эффективных упражнений позволяет участникам тренинга развить те из компетенций, которыми они владеют недостаточно.

Для выявления индивидуального уровня выраженности эмоционального интеллекта, а также степени развития его составляющих, рекомендуется проведение входящей диагностики участников, а также послетрегинговой диагностики, с целью отслеживания динамики изменений. Для изучения эмоционального интеллекта могут быть использованы следующие методики: «ЭмИн» - опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (Приложение 1), и методика Н Холла для определения уровня развития эмоционального интеллекта (Приложение 2).

Тренинг начинается организационным моментом, в который входят: знакомство, объявление содержания тренинга, опрос ожиданий участников, введение правил поведения, «разогревающие» игры, игры на создание работоспособности.

Правила:

  1. Общение по принципу «Здесь и теперь».
  2. Персонификация высказываний.
  3. Искренность в общении.
  4. Конфиденциальность.
  5. Активное участие в происходящем.
  6. Уважение к говорящему.

«Мои ожидания от тренинга»

Инструкция: «Сейчас каждый, по кругу, ответит на вопросы:

1. С каким настроением я пришёл на тренинг?

2. Участвовал ли я в других подобных занятиях раньше?

3. Что я жду от сегодняшнего дня?

Ответы на вопросы должны быть краткими. Лучше всего отвечать по одному предложению на каждый вопрос. Для этого я передаю по кругу «микрофон». Отвечает тот, у кого сейчас «микрофон» в руках. Остальные участники внимательно слушают говорящего.

Знакомство: «Кратко о себе в стихотворной форме»

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива...» и т.д. Пожалуйста. Подумали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали.

«Представление партнера». Инструкция: сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

1. Каждый самостоятельно рисует образ «Я и моя профессия». Необходимо ответить на вопросы: Как я вижу свою профессию? Что я ценю в самом себе? Предмет моей гордости. Что я умею делать лучше всего?

  1. Рассказать партнеру о себе и своем рисунке как можно подробнее.
  2. Представление группе своего партнера

«Ассоциации».

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Пожалуйста. Сейчас задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда... Упражнение завершается обменом впечатлениями.

«Объединение». Цель – разминка. Участники свободно расходятся по комнате.

Инструкция: найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «те, у кого день рождения летом», «те, в чьем имени пять букв» и т.д.). Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

Ход тренинга. Первый день.

1.Самоуважение - способность уважать и принимать себя и свои поступки.

А. Мои сильные стороны (выполняется устно или письменно). Каждый участник тренинга рассказывает по кругу о своих сильных сторонах характера. Группа после самопрезентации каждого аплодирует.

Б. Мои успехи. Участники группы по очереди рассказывают о своих реальных жизненных достижениях на данный момент времени. Например, кто-то закончил университет с отличием, кто-то успешно завершил сложный проект, другой, например, бросил курить и др. Группа приветствует каждого аплодисментами.

В. Я – герой. Проанализируйте свою биографию. Найдите в ней что-либо героическое, ценное, хотя бы пять-шесть событий. И постарайтесь выстроить на них свою биографию. Красочно распишите ее в героическом ракурсе.

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза — все говорит о крайней степени неуверенности. Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голос постоянно твердит: «Я хуже всех!».

Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущения страха, тревоги, мнительности.

А потом медленно «выйдите» из зеркала и отметьте, как ваш образ становится все более тусклым и наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.

Медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы уверенный в себе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были «на коне». Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувство уверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя! Я уверен в себе!». Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке.

Каков цвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи. Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверен в себе!». Глубоко вдохните и откройте глаза.

Г. Аналоговые состояния. Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был успешно сданный экзамен, лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, превосходный доклад,  или вы просто что-то сумели сделать лучше других. Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем.

Еще раз эмоционально ярко переживите его. Отметьте опорные симптомы вашей уверенности.

А теперь постарайтесь детально вспомнить вчерашний день, восстановить в подробностях события прошедшей недели. Какой настрой у вас преобладал? Уверенность наполняла вашу душу или ее терзали бесконечные сомнения?

Вспомните пики своей уверенности и провалы в бездну неуверенности. Как в том и другом случае звучал ваш голос? Как работала голова? Каким было выражение лица?

Сделайте глубокий вдох, на выдохе улыбнитесь. Вдох, на выдохе улыбка. И так несколько раз до закрепления навыка, до автоматизма.

Добейтесь того, чтобы ваши глаза тоже освещались улыбкой.

Д. Случай, за который мне стыдно до сих пор (выполняется письменно). Требуется описать подробно реальную ситуацию, когда участник группы повел себя непродуктивно. После создания такого мини-сочинения участник большими буквами внизу пишет: « Я принимаю себя вместе с этим!»

2.Эмоциональная самоосознанность - способность понимать свои чувства и причины, их вызывающие. 

А. Назови эмоцию (слайд-шоу). Предлагаются фотографии людей, выражающих какие-либо различные эмоции. Участникам тренинга предлагается их распознать и назвать.

Б. Психологическая скульптура. Участникам тренинга предлагается в статике и в динамике  изобразить разные эмоции, например, радость, испуг, тоску, восторг и т.д. После упражнения необходим обмен чувствами.

В. Дискуссия «Я и мои чувства». 

Какие чувства я испытываю большую часть времени?

Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство?

Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему?

Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?

3. Ассертивность - способность выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права в недеструктивной форме. 

А. Мои недостатки. По центру круга ставится стул, на который в порядке очередности садится каждый участник тренинга. Каждый участник, сидя на стуле, называет три своих недостатка. Участники тренинга начинают упрекать сидящего на стуле за его недостатки, а он активно оправдывается и защищается. Обмен чувствами и мыслями после упражнения обязателен.

Б. Критика руководителя. Группа объединяется в пары. Каждый участник из пары по очереди играет руководителя, затем подчиненного. Требуется покритиковать руководителя и получить от него обратную связь. После выполнения упражнения происходит обмен чувствами и оценка нового приобретенного опыта.

4.Независимость - способность думать и решать за себя, не будучи излишне подверженным эмоциям других людей. 

А. Вежливый отказ. Выполняется в парах. Шеринг после упражнения обязателен. Предлагаемые шаги:

Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.

Попросить разъяснения, если что-то непонятно.

Оставаться спокойным и сказать «нет».

Объяснить, почему вы говорите «нет».

Если собеседник настаивает и пытается манипулировать вами, давить на чувство вины, повторить «нет» без дополнительных объяснений, кратко и четко.

Б. Просьба о помощи. Выполняется аналогично предыдущему упражнению.

Расскажите человеку о своей проблеме и попросите его помочь вам.

Вежливо, но твердо добейтесь от него помощи.

В. Навык ведения переговоров. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение – в парах. Шеринг после упражнения обязателен. Предлагаемые шаги:

Решите, имеете ли вы и другой человек различия во мнениях.

Скажите другому человеку, что вы думаете о проблеме.

Спросите собеседника, что он думает о проблеме.

Выслушайте внимательно его ответ.

Подумайте, почему другой человек может выбрать этот путь

Предложите компромисс.

Г. Отстаивание своего мнения. Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Шаги:

Обратите внимание на то, что происходит в вашем теле, чтобы помочь себе узнать, чем вы недовольны и что бы хотели изменить.

Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недовольным.

Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите один (конструктивный).

Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом.

Д. Преодоление обвинения.  Шаги:

Подумайте о том, в чем и почему  вас обвиняет другой человек.

Подумайте о способах, как можно ответить на обвинение.

Выберите наилучший способ и сделайте это.

5.Самоактуализация - стремление реализовать свой потенциал, ставить и достигать цели.

А. Мой герб и девиз. Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций. Герб рисуется в произвольной форме, главное, чтобы он отражал разные аспекты Я-образа его владельца. После создания герба прописывается девиз (жизненное кредо) человека. Каждый представляет свой герб и девиз по кругу по ходу часовой стрелки.  Шеринг обязателен.

6.Эмпатия - способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей.

А. Эмоциональное состояние. Участники садятся в круг. Инструкция: сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свое мнение относительно изображенного состояния, а затем называет его. При обсуждении нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом и что может способствовать их пониманию. Каждый раз  после  того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить (прежде всего у тех, кто дал правильный ответ), на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека. Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.

Б. Психорисунок «Нарисуй за минуту». За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного,  только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.

В. Живые руки. Выполняется в парах. Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается  отгадать, какая это эмоция. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.

Г. Разные маски.  Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось задуманное чувство. Когда маски готовы, можно предложить походить в них, озвучить маски, повзаимодействовать с другими масками. Обсуждение обязательно.

Подведение итогов первого дня. 

Ход тренинга. Второй день

7.Социальная ответственность - способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами.

А. Ролевая игра «Жизнь как она есть…» 

Действующие лица:

  • Анархист 
  • Дедушка-инвалид без ноги 
  • Чиновница – взяточница 
  • Вор 
  • Мафиози

Сюжет:

Дедушка решил, что его пенсия недостаточна и пошел в пенсионный фонд сделать перерасчет. Там ему чиновница намекнула, что сможет все сделать буквально за 3 часа, если он отдаст ей  половину пенсии в качестве благодарности за труд.

По пути домой у дедушки вор украл кошелечек с последними деньгами.

Попался «сочувствующий» - анархист, который говорит, что так все должно и быть, потому что каждый выживает как может. Надо каждому дать полную свободу, и все станет на свои места само собой.

Затем дедушка костылем случайно поцарапал джип мафиози. Мафиози хочет ехать к деду домой осмотреть его квартиру с целью отобрать ее в качестве компенсации за поцарапанную машину.

Задание

Разыграть игру и завершить ее каким-либо приемлемым окончанием. Каждый участник перед игрой  получает карточку с описанием своей роли, сохраняя инструкцию в тайне.

Аналитико-рефлексивный этап

  • Какой индивидуальный опыт вы получили в этой игре? 
  • Какие фрагменты были самыми эмоционально травмирующими? 
  • Какие ободряли и давали надежду? 
  • Что вы думали и чувствовали во время игры?

8.Межличностные отношения - способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения 

А. Я среди людей (психологическая скульптура). Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей – реальный»; вторая тема: «Я среди людей – идеальный». В символической форме каждый тренеруемый  изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае – как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. Обсуждение обязательно.

9.Стрессоустойчивость - способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям 

А. Мини-лекция «Что такое стресс?» (Приложение 3).

Б. Техника ИИП (Изменить-Избежать-Принять). Выполняется письменно. Каждый участник описывает типичную для себя стрессовую ситуацию в подпункте «сценарий». Затем он размышляет и записывает, как он может изменить эту ситуацию, избежать ее  или принять. После этого выбирается лучший вариант. Обсуждение результатов обязательно.

Сценарий:

Изменить:                  (Как вы можете убрать источник стресса?)

Избежать:                  (Как вы можете отдалиться от источника стресса?)

Принять:                    (Как вы можете жить со стрессом?)

Сопротивляться путем…

Изменить себя и/или свое восприятие путем…

Наилучший вариант:

10. Контроль импульсивности - способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение. 

А. Говорим гадости.  Группа объединяется в две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости. А члены другой команды отвечают на них комплиментами. Нецензурные слова не употреблять, говорить с улыбкой, ровно и спокойно. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется снова. При обсуждении итогов важно задать вопрос: в каких ситуациях было трудно удержаться в рамках упражнения.

Б. «Горячий стул». По центру круга ставится стул, на который садятся по очереди участники тренинга. Группа говорит участнику неприятные и обидные фразы. Задача – никак не отвечать на услышанное. В процессе обсуждения итогов важно сделать акцент на следующих моментах: легко ли было молчать в ответ? Какие слова задевали сильнее всего, какой тон? Что помогало сдерживаться и не реагировать?

В. Групповая дискуссия «Как мне удается контролировать свою импульсивность?»

11. Реалистичность - способность ясно различать, что происходит в действительности «здесь и сейчас».

А. Работа по вопроснику самосознания (письменная, затем комментарии в парах)

 Вопросник самосознания.

  1. Что я собой представляю как человек? 
  2. Как я выгляжу со стороны? 
  3. Какие черты моей личности воспринимаются другими положительно, а какие – отрицательно? 
  4. Как мое понимание себя совпадает с пониманием меня другими людьми? 
  5. Какие я имею способности понимать ситуации, других людей? 
  6. Какими стереотипными установками в понимании и оценивании других людей я обладаю? 
  7. Что мешает мне в ситуациях общения? 
  8. Умею ли я анализировать и оценивать ситуации с позиции будущего? 
  9. Какими положительными и отрицательными коммуникативными качествами я обладаю? 
  10. Какие личностные качества мне помогают или мешают уживаться с другими людьми? 
  11. Какие внутренние, жесткие, стереотипные тенденции поведения владеют мною в процессе общения? Думаю ли я, как справиться с ними? 
  12. Мое место в жизни. 
  13. На какие свои качества я могу опираться в процессе общения, а какие из них нужно подкорректировать? 
  14. Что больше всего мешает мне в процессе общения? 
  15. Достоин ли я уважения и могут ли меня любить? 
  16. Что для меня является важным в общении, а что второстепенным? 
  17. Знаю ли я свои «слабые места», которые будут отрицательно сказываться на моем общении?

12. Гибкость - способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации. 

А. Ролевая творческая игра «Два королевства».

Цели и задачи

Определение позиционирования и самооценки участников, стилей поведения в конфликтных, конкурентных и других сложных ситуациях, отработка умений управлять и подчиняться, выявление лидеров.

Подготовка

Есть два Королевства и есть роли: Король/Королева, Первый министр, Казначей (Министр Финансов), Воевода (он же Министр Вооруженных Сил), и т.д. по понижению статуса до Крестьянина, Батрака и др.

В начале игры распределяются роли по определенным правилам. Например, Короли/Королевы выбираются первыми, сначала идут заявки, и их выбирает народ. Первого министра выбирает Король/Королева. Остальные роли: как участники сами заявят и докажут свое право.

Далее могут быть: интриги (смена должностей), соперничество между Королевствами (конкуренция), приход Супостата, т.е. завоевание более сильной Империей (приход нового начальства, указания министерства, объединения) и т.д.

Правила

Правил очень много, и большинство из них выясняется во время игры (как и в жизни). В хорошем приближении к реальности проигрываются ситуации, часто возникающие в деятельности школы.

Вопросы для анализа

  • Лидерство и распределение ролей:
  • Кто на какой роли оказался и почему? 
  • Что поменялось в процессе игры?
  • Как решались вопросы перемещения по должностям? 
  • Какие решения принимались на соответствующей должности и как это отражалось на жизни Королевств? 
  • Короли/Королевы, Первый министр и Верхнее сословие: их действия были на благо Королевства, для народа, для себя лично? 
  • Как ведет себя вся команда в целом и отдельные члены во время прихода Супостата – разумно или эмоционально?

13. Решение проблем - способность выявлять и определять проблемы, а также находить и внедрять эффективные пути их решения.

А. Мини-лекция «Как принимать решения» (Приложение 4).

Б. Проблема атомного убежища. Выполняется в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает следующее фантастическое задание: «Представьте себе, что произошла атомная война. Вся планета погрузилась в ядерную зиму. Спаслись лишь 10 человек, которые сейчас находятся в ядерном убежище глубоко под землей. Однако проблема состоит в том, что в убежище всех необходимых ресурсов для жизнеобеспечения осталось только на 5 человек. Необходимо избавиться каким-либо образом от «лишних» 5 человек с тем, чтобы оставшиеся в живых пятеро смогли потом выйти на поверхность и начать жизнь на планете заново. Вот список этих десяти человек:

  1. Мисс Вселенная, 20 лет, просто красавица, и все. 
  2. Ядерный физик, 30 лет, высокий уровень интеллекта. 
  3. Медсестра-акушерка, 27 лет, профессионалка в своем деле, интеллект средний. 
  4. Эпилептоидный психопат, профессиональный военный, чернокожий, 56 лет. 
  5. Ученик 11-го класса школы, интеллект снижен, 17 лет. 
  6. Инженер-строитель, гомосексуалист, 40 лет. 
  7. Повар-кондитер, женщина 38 лет, бесплодная. 
  8. Слесарь-сантехник, алкоголик, интеллект средний,  32 года. 
  9. Художница, очень талантливая, хитрая и коварная, выносливая,  30 лет. 
  10. Мать семерых детей, швея, 38 лет (все дети погибли во время взрыва).

Группы обсуждают задание. После завершения обмен чувствами обязателен.

В. Путешествие на воздушном шаре.

Каждый участник путем жеребьевки выбирает себе профессию: врач, инженер, учитель, художник, повар и т.д. Один участник в микрогруппе – наблюдатель. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает терять высоту и падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из корзины. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы: Наблюдатель докладывает, что он заметил в ходе дискуссии:

  • Использование веских  доводов, аргументов в защиту «своей» профессии
  • Умение выслушивать друг друга
  • Авторитарное давление 
  • Сдача без борьбы, тактика ухода от активных действий.

14. Оптимизм - способность видеть светлую сторону жизни и сохранять позитивный настрой в любых, в том числе тяжелых, обстоятельствах. 

А. Давайте найдем в этом хорошее!

Вводная часть. За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и победы. Далеко не каждому удается проследить их взаимосвязи и влияния, построить соединяющие их мосты, извлечь уроки для пользы дня сегодняшнего и будущего. На самом деле старые драмы, непроработанные кризисы похожи на тлеющие пожарища, которые способны вспыхнуть в любой момент и разгореться с новой силой. Несчастны те, кто скрывает свои недуги под маской своей персоны, традиций в семье «так принято», устаревших шаблонов культуры, деньгами, престижем в обществе. Им принадлежит царство психиатрии.

Первая часть - это самопредъявление. Наша задача сейчас будет состоять в том, чтобы вспомнить три самых драматичных, неприятных события в жизни и  расположить их по степени важности, начиная с самого тяжелого. Затем назвать их. Упражнение, естественно, выполняется по желанию.

Вторая часть: описать негативные события в позитивном ключе, т.е. сказать о тех положительных уроках, какие вы извлекли из происходившего, об опыте, повлиявшем на качество жизни. Кроме того, вы можете их переформулировать как правила на будущее, как задачи, которые вы себе ставите. Это будет, по сути, тренировкой нашего оптимизма и веры в свои силы. Что вы скажете о выстроенной вами иерархии драматических событий? Всегда ли ваша позиция в этом плане будет незыблемой? Или, возможно, с возрастом и опытом будут внесены некоторые коррективы? Какие линии взаимосвязей вы можете провести между названными событиями? Завершены ли они для вас в вашей душе? А что, если попробовать дерзнуть, придать нашим ценностям новый смысл – противоположный устоявшемуся, который и обусловил отчасти наши неудачи в прошлом?! Такое явление называется инверсией. 

Третья часть: проект биографии – в общем круге. Теперь, когда мы навели порядок в нашем прошлом, мы попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5-10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые вам наверняка доставят удовольствие и радость. Давайте откажемся от предсказуемости. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей.

Участники группы по очереди рассказывают подготовленные биографии. Эти биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями в их жизни. Обсуждение «Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?» При обсуждении часто возникает вопрос о том, насколько объективен оптимизм, не является ли оптимистичный стиль мышления искажением реальности. Тренер в этом случае может сказать, что оптимизм означает, безусловно, ошибочное восприятие реальности, сфокусированное на позитивных ее аспектах. Оптимисты переоценивают свои шансы на успех и недооценивают значение неудач. Однако опыт показывает, что их чрезмерно радужные ожидания имеют обыкновение сбываться. Наиболее точное восприятие реальности во всей ее сложности легче всего встретить в отделении неврозов, депрессивных расстройств, но это лишний довод в пользу того, к чему, собственно, имеет смысл стремиться.

Подведение итогов тренинга.

Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта.

Заполнение оценочных анкет (Приложение 5).

Одна из заключительных частей социально-психологического тренинга, дающая всем членам группы возможность  выразить свои чувства – обмен чувствами. Упражнение «Дружественная ладонь». На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладонях что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).


Список литературы.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.
  2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. - М.: АСТ, 2008. – 480 с.
  3. Ермакова, И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1 – С. 63–73.
  4. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4 - С. 3 – 22.
  5. Масленникова, В.Ш. Педагог и культура [Текст] / В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. –Казань.: КГУ, 1994. - 111с.
  6. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. –М.: МПСИ; Флинта, 2001. -192 с.
  7. Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с.
  8. Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников [Текст] / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1 (58) – С. 109 – 112.


Приложение 1.

Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина

1.

Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

2.

Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

3.

Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

4.

Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

5.

У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

6.

Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю

7.

Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди

8.

Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

9.

Я умею улучшить настроение окружающих

10

Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

11

Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

12

В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

13

Я легко понимаю мимику и жесты других людей

14

Когда я злюсь, я знаю, почему

15

Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

16

Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

17

Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии

18

Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

19

Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

20

Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

21

Я контролирую выражение чувств на своем лице

22

Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

23

В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

24

Если надо, я могу разозлить человека

25

Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

26

Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю

27

Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

28

Я знаю, как успокоиться, если я разозлился

29

Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

30

Я не умею управлять эмоциями других людей

31

Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

32

Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

33

Мне трудно справляться с плохим настроением

34

Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает

35

Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

36

Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

37

Я умею контролировать свои эмоции

38

Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

39

По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую

40

Если близкий человек плачет, я теряюсь

41

Мне бывает весело или грустно без всякой причины

42

Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

43

Я не умею преодолевать страх

44

Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

45

У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

46

Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

Бланк для ответов

Пол ____  Возраст _____  Род занятий (профиль учёбы) _____________________

Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.

№ утверждения

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Полностью согласен

№ утверждения

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Полностью согласен

1

24

2

25

3

26

4

27

5

28

6

29

7

30

8

31

9

32

10

33

11

34

12

35

13

36

14

37

15

38

16

39

17

40

18

41

19

42

20

43

21

44

22

45

23

46


Приложение 2.

Методика Н.Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта.

 

Уважаемый респондент!

 

Укажите, пожалуйста, Ваши:

 Фамилия, Имя________________________________________________________

 

Инструкция.

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

  

Обозначение баллов:

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

 

 

Высказывание

Балл (степень согласия)

--3

--2

--1

++1

++2

++3

1

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

 

 

 

 

 

 

2

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

 

 

 

 

 

 

3

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

 

 

 

 

 

 

4

Я способен наблюдать изменение своих чувств.

 

 

 

 

 

 

5

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

 

 

 

 

 

 

6

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

 

 

 

 

 

 

7

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

 

 

 

 

 

 

8

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

 

 

 

 

 

 

9

Я способен выслушивать проблемы других людей.

 

 

 

 

 

 

10

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

 

 

 

 

 

 

11

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

 

 

 

 

 

 

12

Я могу действовать успокаивающе на других людей.

 

 

 

 

 

 

13

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

 

 

 

 

 

 

14

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

 

 

 

 

 

 

15

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

 

 

 

 

 

 

16

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

 

 

 

 

 

 

17

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

 

 

 

 

 

 

18

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

 

 

 

 

 

 

19

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

 

 

 

 

 

 

20

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

 

 

 

 

 

 

21

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

 

 

 

 

 

 

22

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

 

 

 

 

 

 

23

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

 

 

 

 

 

 

24

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

 

 

 

 

 

 

25

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

 

 

 

 

 

 

26

Я способен улучшить настроение других людей.

 

 

 

 

 

 

27

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

 

 

 

 

 

 

28

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

 

 

 

 

 

 

29

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

 

 

 

 

 

 

30

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

 

 

 

 

 

 


Приложение 3.

Мини-лекция «Что такое стресс?»

Все, что нарушает наше эмоциональное и физическое спокойствие, равновесие, вызывает ответную реакцию. Именно такая реакция называется стрессом.

По латыни это слово означает «напряжение». Так предусмотрено природой; в ситуации опасности, испытывая тревогу, мы должны быстро думать, ловко действовать, быть максимально выносливыми. Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, позволяют нам быть именно такими.
Но если тревожные ситуации происходят слишком часто или продолжаются долго, то уровень гормонов стресса «зашкаливает». Это вредит многим органам и системам. Стресс может быть:

  1. кратковременным и длительным - быстро проходящим или повторяющимся (хроническим);
  2. положительным и отрицательным. Положительный называется эустрессом. Он происходит в результате радостных событий, мобилизует силы организма, повышает жизненный тонус. А отрицательный - дистресс - возникает в ответ на негативные, травмирующие ситуации;
  3. физиологическим и психологическим. Первый проявляется как реакция тела. А второй имеет эмоциональную, интеллектуальную и даже информационную природу. То есть он возникает из-за регулярной или разовой информационной перегрузки.

Как распознать симптомы стресса

Проявляется стресс в самых разнообразных формах.
• Физиологически он может проявляться через головную боль, проблемы с пищеварением, запоры и диарею, судороги, обмороки, похудение или набор веса, нарушение эрекции, отсутствие менструаций, потерю аппетита и прочие напасти.
• Эмоционально - через раздражительность, подозрительность, беспокойство, напряженность, неудовлетворенность и прочие неприятные чувства.
• Поведенческие проявления - дрожание голоса, неопрятность, избегание близких отношений и тому подобное.

Последствия для здоровья

В первую очередь, стресс наносит урон нервной системе. Происходит это из-за выработки главного гормона стресса - кортизола.
Кортизол губительно действует на нервные клетки. В результате расстраивается память, снижается способность к обучению, возникают бессонница и ощущение разбитости. Крайне негативно постоянный стресс действует на
сердце и сосуды. Катехоламины (тоже гормоны стресса) приводят к накоплению кальция в сердечной мышце. Происходит отравление этим веществом, и повреждается миокард. Кроме того, повышается вязкость крови, что весьма опасно для сосудов. Хронический стресс вызывает и атеросклеротические изменения, так как в крови увеличивается концентрация холестерина.

Следующей в зону риска попадает иммунная система. И виноваты в этом другие гормоны - глюкокортикоиды. В небольших количествах они полезны для здоровья, так как помогают организму сопротивляться вирусам и бактериям. Однако чем больше их производится, тем мощнее реакция иммунной системы. Она начинает выдавать иммунные атаки уже на мнимых «врагов». Так развивается аллергия на пыль, ферменты слюны животных, пыльцу растений и другие, обычно безопасные для человека вещества.
Страдает и
пищеварительная система. В ответ на стресс наше тело мобилизуется. Все подчинено главной задаче - защите, спасению от угрозы. Рефлекторно органы брюшной полости сжимаются, то есть в их мышечной ткани происходит спазм. Из-за такого напряжения начинаются функциональные расстройства: запор, воспаление слизистой желудка (вплоть до язвы), нарушение желчеотделения. Кроме того, мышечные зажимы отражаются и на работе легких, бронхов. Результат - приступы астмы.

6 факторов риска

Спровоцировать стресс могут самые разные причины, но психологи выделили 6 основных источников риска.

  1. Слишком высокие нагрузки, конфликты с коллегами или начальством, отсутствие работы и риск потерять ее... Все эти неприятности способны существенно испортить нам нервы.
  2. Болезни, вредные привычки, дорогое лечение, снижение качества жизни - основные источники стресса.
  3. Если человек чувствует себя уязвимым, не имеет тыла и лишен защиты со стороны близких, он испытывает колоссальные нервное напряжение.
  4. Стресс-фактором могут выступать семейные неурядицы, развод или другие проблемы с кем-либо из членов семьи. Отсутствие семьи, неудачи в личной жизни тоже приводят к стрессу.
  5. Подавление воли и ограничение свободы - довольно частые спутники в семье, коллективе. Они заметно вредят психологическому здоровью. Причем как их отсутствие, так и наличие. Вечная нужда доставляет не меньше хлопот, чем боязнь потерять свои сбережения.

Источник: журнал "Лечебные вести", №5, 2012г


Приложение 4.

Мини-лекция «Как принимать решения».

Способность принимать правильные решения является типичной особенностью зрелой личности с развитым мышлением. Зрелую личность, наряду с другими качествами, характеризуют такие черты как смелость, самостоятельность, независимость, интернальность. Человек, принимая решение, делает выбор в таких значимых жизненных ситуациях, как выбор образования, профессии, спутника жизни, образа жизни. Кроме того, каждый человек постоянно находится перед нравственным выбором. Принятие решения предполагает принятие ответственности за его последствия, поэтому избегание принятия решения и его исполнения характерно для незрелых личностей [8]. Выбирая из стратегий совладания с проблемными ситуациями, зрелая личность отдает предпочтение прямому разрешению проблемы, а не отвлекающим стратегиям. Совладание с проблемой может включать в себя два типа стратегий:
1. Конструктивные формы реагирования:

а) решение проблемы, опирающееся на самостоятельный выбор и принятие решения с последующим его исполнением, контролем и оценкой результатов;

б) вербализация чувств в общении с другим человеком.

2. Деструктивные формы реагирования, отвлекающие внимание от решения проблемы и создающие зависимости: алкоголизация, наркотизация, шопинг, ТВ-зависимость, пищевая зависимость.

Исследования показывают, что в случае значительных стрессогенных проблем представители юношеского возрасте чаще прибегают к деструктивным стратегиям, а не к принятию и реализации самостоятельных решений [6]. В качестве помех для принятия решений выступают низкая самооценка, внушаемость, конформность, ригидность мышления, низкий интеллект и др. Это определяет необходимость создания обучающих технологий, направленных на развитие у студентов умения самостоятельно принимать решение. Эту возможность предоставляют разработанные нами упражнения, предлагаемые студентам для выполнения во время аудиторных занятий и в заданиях для самостоятельной работы. Согласно Россу, способность принимать решения предполагает наличие следующих умений: находить возможные способы достижения цели; выбирать критерии их оценки; оценивать результаты. Для принятия решения нужно четко сформулировать задачу, рассмотреть возможные варианты решения и оценить их последствия. Манн и др. выделили несколько этапов принятия решения:

~ Желание выбирать и осознание необходимости выбора;

~ Формулирование проблемы, определение альтернативных способов решения, составление программы действий по достижению цели;

~ Осознание последствий выбранного способа действий для себя и окружающих;

~ Формирование и сохранение намерения реализовать принятое решение.

Принятие решения является продуктом мыслительного процесса, процесса решения задачи. Решение является выбором из множества альтернатив, каждая из которых обладает как преимуществами, так и недостатками, взвешиванием достоинств каждого варианта действия. Выбор, таким образом, делается в пользу той из альтернатив, которая обладает наиболее весомыми достоинствами и наименьшими недостатками по сравнению с другими возможными решениями. По мнению Тверски, принимая решение, человек выбирает наиболее привлекательный вариант: последовательно оценивает признаки каждого варианта и устраняет менее привлекательные альтернативы решения. Кроме того, решение может быть принято, если высоко оценивается вероятность успешности его результатов [11].

Самостоятельное принятие решений опирается на следующие индивидуально-личностные характеристики мышления:

1. Самостоятельность ума – активный поиск новых знаний и путей решения проблемы, повышенная чувствительность к минимальной помощи (когда решение зашло в тупик). Самостоятельности ума противопоставляется подражательность ума – избегание интеллектуального напряжения, копирование готовых образцов, использование привычных действий, отказ от усовершенствования способа решения, поиск помощи даже в случае посильной задачи [5].

2. Критичность ума – осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности; умение обдуманно действовать, сличать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с ожидаемыми результатами; умение не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, правильно их оценивать, видеть их сильные и слабые стороны [12].

3. Наличие мотива к решению проблемы – постановка проблемы и желание ее решить, потребность что-то понять, умение сформулировать вопрос, осознать противоречие [9].

4. Независимость суждений, нонконформизм [13].

Г. Линдсей, К. Холл и Р. Томпсон выделили следующие препятствия для творческого мышления:

1. Конформизм – доминирующее над творчеством стремление быть похожим на других людей, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях.

2. Внутренняя цензура – боязнь собственных идей, приводящая к пассивному реагированию на окружающее и отсутствию попыток творческого решения возникающих проблем.

3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений [13].

Источники.

  1. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб. 2003. – С. 199.
  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб. 2002. – С. 116.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М. 2005. – С. 231.
  4. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб. 2000. – С. 431-435.
  5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М. 1981. – С. 12.
  6. Крайг Г. Психология развития. – СПб. 2000. – С. 637.
  7. Прихожан А.С. Психологический справочник неудачника или как обрести уверенность в себе. – М. 1994. – С. 57-63.
  8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. 2000. – С. 211.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 1999. – С. 321.
  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб. 1999. – С. 254.
  11. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб. 2002. – С. 405.
  12. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М. 1984. – С. 197.
  13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. 1981. – С. 151.


Приложение 5.

Оценочные анкеты

Общая  оценка   эффективности   тренинга

Как вы оцениваете тренинг в целом?   1   2   3   4   5

Какая часть тренинга была:

  • Наиболее удачной? 
  • Наименее удачной? 
  • Что Вам не понравилось?

На какие вопросы Вы  не получили ответы?

Какой процент предоставленной на тренинге информации был полезен именно Вам?

  100%   90%   80%   70%   60%   50%   40%    30%   20%    10%   0%

Оцените, пожалуйста, работу тренера по 5-бальной системе:    1   2   3   4   5

Поясните, пожалуйста, свою оценку.

Ваши пожелания организаторам тренинга:

Оценочный лист участника тренинга

Понравилось и пригодится

Не знаю, может ли пригодиться

Не понравилось и не пригодится

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


Приложение 6.

Публикации автора по теме.

  1. Андреева, М.А. Эмоциональный интеллект как компонент профессиональной компетентности преподавателя // Профессиональное образование: преемственность, реализация и качество: материалы научно-методической конференции, 8-9 октября 2012 г. В 2 т. / под ред. Б.Е. Дынькина и А.Н. Гануса. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. Т.2. С. 7-11.
  2. Андреева, М.А. Психологическая саморегуляция как средство адаптации субъектов образовательного процесса // Психологическая помощь в ВУЗе: теория и практика: сборник материалов II Межвузовского семинара-совещания ВУЗов Хабаровского края и ЕАО, Биробиджан, 22 апреля 2011 г / Под науч. ред. Н.Г. Баженовой. - Биробиджан: Изд-во ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. С. 4-7.
  3. Андреева, М.А. Эмоциональный интеллект как фактор совладающего поведения // Прикладные научные разработки: материалы VII международной научно-практической конференции, том 5. Прага, Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2011. С. 48-53.
  4. Андреева, М.А. Основные направления исследования эмоционального интеллекта в отечественной науке последних лет // Ключевые аспекты научной деятельности: материалы 5 международной научно-практической конференции. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2010. – Т. 13. – С. 52-56.