Программа профильного лагеря интеллектуально-развивающего направления "Юный психолог"

Андреева Мария Александровна

Целью практического курса является ознакомление учащихся с базовыми теоретическими знаниями по психологии,  развитие навыков практического применения психологических знаний в учебной деятельности и межличностном общении. Участники клуба должны знать особенности психических процессов личности; способы самопознания; понятие «общение» и его слагаемые; техники борьбы со стрессом и другими психофизическими состояниями. Уметь преодолевать неуверенность, повышенное волнение в различных ситуациях; конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми; предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них, ставить цели и прилагать волевые усилия для их достижения. Итогом реализации проекта должно стать повышение личностной зрелости учащихся, повышение успеваемости, улучшение учебной мотивации, повышение эффективности межличностных отношений, в том числе с родителями и учителями.

Программа является победителем конкурса программ на получение ГРАНТа Управления образования администрации г. Хабаровска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba_yunyy_psiholog.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 имени Пяти Героев Советского Союза

Клуб «Юный психолог»

Программа профильного лагеря интеллектуально-развивающего направления

Разработчик:

Педагог-психолог МБОУ СОШ №15

имени Пяти Героев Советского Союза

Андреева Мария Александровна

Хабаровск

2014

Содержание.

  1. Сроки реализации проекта
  2. Обоснование актуальности проблемы
  3. Цели и задачи проекта
  4. Описание проекта
  5. Календарный план
  6. Ожидаемые результаты программы
  7. Материально-техническое обеспечение
  8. Смета расходов на реализацию проекта
  9. Литература.


Сроки реализации проекта:

02.06.2014г – 20.06.2014г

Программа рассчитана на 40 часов (13 дней по 3 часа, включающие в себя как теоретические, так и практические занятия). Участники программы – группа от 10 до 15 человек, возраст 14-16 лет.

Обоснование.

Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями. Знакомство с психологией, ее законами и природой предполагает заманчивые перспективы более глубокого понимания себя и других. Программа клуба «Юный психолог» предназначена для работы с детьми подросткового и старшего школьного возраста (14 - 16 лет). Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Потребность в психологических знаниях резко возрастает в подростковом возрасте и не теряет своей актуальности до окончания школы и выбора жизненного пути. Знания, полученные на занятиях клуба, призваны готовить подростков к ориентации в современном мире, саморегуляции, социально-психологической адаптации. Психологические знания нужны учащимся для правильной ориентации в социальной среде, установления конструктивных межличностных отношений, профессионального самоопределения. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, а с другой - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений. Основы психологических знаний не только очень интересны для них, но и очень важны и полезны. Так как именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами, формируются личностные смыслы жизни. Предлагаемая программа способна помочь подросткам осознать свои силы и индивидуальность, получить необходимые знания по психологии эффективного межличностного взаимодействия, освоить навыки саморегуляции, а в целом – повысить собственную психологическую культуру.

Цели и задачи проекта:

Целью практического курса является ознакомление учащихся с базовыми теоретическими знаниями по психологии,  развитие навыков практического применения психологических знаний в учебной деятельности и межличностном общении.

Задачи:

  1. дать представление о психологических науках и их практическом значении;
  2. изучить сформированность основных познавательных психических процессов и познакомить с приемами их развития;
  3. дать знания о самом себе, а также способы получения этих знаний;
  4. познакомить с особенностями управления психической жизнью;
  5. развить и воспитывать культуру общения подростков;
  6. развить навыки и умения, необходимые для уверенного и рационального поведения, для преодоления затруднений в учебе.

Описание проекта.

Занятия клуба начинаются с комплектования группы, знакомства, введения в программу работы.

Тема 1. Психология общения. Коммуникативный тренинг.

Искусство самопрезентации. Умение работать с аудиторией. Ролевые позиции. Эффективное взаимодействие: умение слышать и слушать. Манипулятивное поведение и способы борьбы с манипуляциями. Коммуникативный тренинг.

Тема 2. Наше восприятие мира и его особенности.

Что такое ощущение. Виды ощущений, виды анализаторов. Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека. Определение восприятия. Отличие ощущений от восприятия. Исследование наблюдательности, восприятия времени. Иллюзии восприятия. Способы развития восприятия.

Тема 3. Память. Структура и природа памяти.

Представления древних о памяти. Виды памяти. Исследование объема кратковременной памяти. Исследование опосредованного запоминания. Оценка состояния памяти. Мнемотехники. Приемы развития памяти.

Тема 4. Внимание. Понятие внимания и его основные свойства.

Функции и значение внимания в учебной деятельности. Исследование избирательности, концентрации, переключения внимания. Приемы развития внимания.

Тема 5. Мышление. Природа и виды мышления.

Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов. Исследование аналитичности и рефлексивности мышления. Динамика мыслительной деятельности. Оценка вербального и логического мышления. Значение мышления для успешного обучения.

Тема 6. Воображение как отражение личности.

Воображение и творчество. Виды воображения. Приемы создания образов. Исследование продуктивности воображения, индивидуальных особенностей воображения, творческого воображения. Приемы развития воображения.

Тема 7. Речь. Значение речи для человека.

Виды и функции речи. Звучащая речь и ее особенности. Техники интонирования. Вербальные и невербальные средства общения, язык телодвижений. Мимика и пантомимика. Исследование ригидности речи, эготизма. Методы развития устной речи.

Тема 8. Психология личности.

Что такое «личность». Индивид, индивидуальность, личность. Каждый ли человек становится личностью. Направленность личности, мотивы и способности. Важность мотивации в учебной деятельности. Исследование мотивации достижения и избегания неудач. Способы формирования мотивации достижения.

Тема 9. Темперамент и характер. Воля как основное психическое свойство. Развитие силы воли.

Теоретическое  понятие о темпераменте и характере. Их формирование и взаимосвязь, влияние на поведение человека. Диагностика темперамента и характера. Воля как основное психическое свойство. Развитие силы воли. Тест на определение силы воли, рекомендации по ее развитию.

Тема 10. Эмоции и чувства 

Как человек выражает свои чувства. Проявление дружбы и любви. Влияние рефлексии на поведение человека в обществе и формирование отношений между людьми. Эмоциональный интеллект – способность понимать и выражать эмоции. Диагностика развития эмоционального интеллекта. Тренинг эмоционального интеллекта.

Тема 11. Психология стресса.

Стресс в жизни человека. Стресс и дистресс. Методы профилактики и преодоления стресса. Упражнения по развитию стрессоустойчивости и снятию стрессовых состояний. Аутотренинг.

Тема 12. Конфликт, причины возникновения конфликтов, пути решения конфликтных ситуаций.

Теоретическое понятие конфликта, причины возникновения и этапы развития. Виды конфликтов. Приемы предотвращения конфликтов, пути их решения. Тренинг конфликтологии.

Тема 13. Итоговое занятие. Формирование жизненных ценностей и приоритетов.

Важность принятия решений. Ответственность за свои решения. Тренинг ценностных ориентаций.

Подведение итогов проекта. Занятия завершаются выдачей сертификата участника клуба «Юный психолог».


Календарный план.

Дата

Тема и содержание теоретических занятий

Количество часов

Тема и содержание практических, лабораторных и индивидуальных занятий

Количество часов

02.06.

Вводное занятие. Психология общения. Что такое эффективное общение.

9:30-11:00

Коммуникативный тренинг

11:00-12:30

03.06.

Что такое ощущение. Виды ощущений, виды анализаторов. Определение восприятия. Отличие ощущений от восприятия.

9:30-11:00

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека. Исследование наблюдательности, восприятия времени. Иллюзии восприятия. Способы развития восприятия.

11:00-12:30

04.06.

Представления древних о памяти. Виды памяти. Структура и природа памяти.

9:30-11:00

Исследование объема кратковременной памяти. Исследование опосредованного запоминания. Оценка состояния памяти. Мнемотехники. Приемы развития памяти.

11:00-12:30

05.06.

Внимание. Понятие внимания и его основные свойства.

Функции и значение внимания в учебной деятельности

9:30-11:00

Исследование избирательности, концентрации, переключения внимания. Приемы развития внимания.

11:00-12:30

06.06.

Мышление. Природа и виды мышления. Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов.

9:30-11:00

Исследование аналитичности и рефлексивности мышления. Динамика мыслительной деятельности. Оценка вербального и логического мышления. Значение мышления для успешного обучения.

11:00-12:30

09.06.

Воображение и творчество. Виды воображения. Приемы создания образов.

9:30-11:00

Исследование продуктивности воображения, индивидуальных особенностей воображения, творческого воображения. Приемы развития воображения.

11:00-12:30

10.06.

Речь. Виды и функции речи. Звучащая речь и ее особенности. Техники интонирования. Вербальные и невербальные средства общения.

9:30-11:00

Язык телодвижений. Мимика и пантомимика. Исследование ригидности речи, эготизма. Методы развития устной речи.

11:00-12:30

11.06.

Что такое «личность». Индивид, индивидуальность, личность. Каждый ли человек становится личностью. Направленность личности, мотивы и способности. Важность мотивации в учебной деятельности.

9:30-11:00

Исследование самооценки личности, уровня притязаний, эгоцентризма. Исследование мотивации достижения и избегания неудач. Способы формирования мотивации достижения.

11:00-12:30

16.06.

Теоретическое понятие о темпераменте и характере. Их формирование и взаимосвязь, влияние на поведение человека.  Воля как основное психическое свойство.

9:30-11:00

Диагностика темперамента и характера (силы нервной системы, типа темперамента, склонности к риску). Исследование субъективного контроля, настойчивости, импульсивности. Развитие силы воли.

11:00-12:30

17.06.

Как человек выражает свои чувства. Проявление дружбы и любви. Влияние рефлексии на поведение человека в обществе и формирование отношений между людьми. Эмоциональный интеллект – способность понимать и выражать эмоции.

9:30-11:00

Исследование настроений, тревожности. Диагностика развития эмоционального интеллекта. Тренинг эмоционального интеллекта.

11:00-12:30

18.06.

Стресс в жизни человека. Стресс и дистресс. Методы профилактики и преодоления стресса.

9:30-11:00

Упражнения по развитию стрессоустойчивости и снятию стрессовых состояний. Аутотренинг.

11:00-12:30

19.06.

Теоретическое понятие конфликта, причины возникновения и этапы развития. Виды конфликтов. Приемы предотвращения конфликтов, пути их решения.

9:30-11:00

Тренинг конфликтологии.

11:00-12:30

20.06.

Формирование жизненных ценностей и приоритетов.

Важность принятия решений. Ответственность за свои решения.

9:30-11:00

Тренинг ценностных ориентаций.

11:00-12:30


Требования к помещению.

Для занятий требуется просторная проветриваемая комната, которая может обеспечить аудиторную работу (т.е. за партами), работу «в кругу», двигательные упражнения; возможность работы в удобных позах, возможность регулировать освещение и подключить видео- и аудиоаппаратуру.

Материально-техническое обеспечение.

Для занятий необходимы рабочие тетради для тренингов (готовятся заранее на каждого участника), листы формата А4, тетрадь для аудиторной работы (для записи основных теоретических положений), листы ватмана, цветные карандаши, маркеры, цветные восковые мелки, флипчарт, аудиоаппаратура, резиновый мяч (для разминок), раздаточный материал, включающий в себя бланки для проведения диагностики, стимульный материал для тренингов и т.д.

Для распечатки рабочих тетрадей и раздаточного материала необходим принтер, а также компьютер и проектор для демонстрации обучающих презентаций.

В конце каждого занятия учащимися заполняется «стена гласности», заранее подготовленная психологом (с использованием флипчарта), где каждый может выразить свои чувства, отношение, замечания и пожелания ко всему, что происходило в ходе занятия.

Ожидаемые результаты программы.

Участники клуба должны знать особенности психических процессов личности; способы самопознания; понятие «общение» и его слагаемые; техники борьбы со стрессом и другими психофизическими состояниями. Уметь преодолевать неуверенность, повышенное волнение в различных ситуациях; конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми; предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них, ставить цели и прилагать волевые усилия для их достижения. Итогом реализации проекта должно стать повышение личностной зрелости учащихся, повышение успеваемости, улучшение учебной мотивации, повышение эффективности межличностных отношений, в том числе с родителями и учителями.


Смета расходов на реализацию проекта.

Наименование

Стоимость

Цена

Кол-во

Сумма

1

Ватман А-1 200гр/м2

26,00

20

520,00

2

Бумага белая А4 «Снегурочка»

160,00

5

800,00

3

Цветные карандаши (12 цветов)

75,00

10

750,00

4

Маркер цветной для белых досок

40,00

15

600,00

5

Мелки восковые (12 цветов)

30,00

15

450,00

6

Скотч широкий

68,00

2

136,00

7

Скотч узкий

15,00

4

60,00

8

Тетрадь (24 листа)

20,00

20

400,00

9

Ручка шариковая

10,00

20

200,00

10

Простой карандаш с ластиком

10,00

20

200,00

11

Ластик

10,00

20

200,00

12

Дипломы, грамоты, благодарности

16,00

30

480,00

13

Бейдж

10,00

20

200,00

Итоговая сумма

4996,00


Литература.

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу  «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
  2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.—560 с.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  4. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. (сост.). Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. — М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996
  5. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.