Блок занятий по развитию эффективного запоминания учебного материала "приемы запоминания"
В блоке занятий представлены 3 этапа изучения приемов запоминания учащимися 9 классов. Основные задачи блока: выявление дефицитов, поиск эффективных способов запоминания, отработака на практике,выбор эффективного способа, знакомство одноклассников с данным способом, проверка полученных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приемы запоминания - блок занятий | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок: ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ
Данный блок занятий разработан к курсу «Развитие мышления» МАОУ «Лицей № 10», г. Пермь.
Цель курса – обучение детей эффективным способам обучения и развитие универсальных учебных действий (УУД)
1 этап. Занятие № 1.
Цель: определение и изучение эффективных способов запоминания по выявленным дефицитам.
1) Актуализация дефицитов
И: перед вами текст, содержащий разнообразную информацию для запоминания.
У вас есть 10 минут, чтобы прочесть текст несколько раз и запомнить его содержание.
Текст:
21 сентября 1989 года Артем Воронин шел из школы домой. День был солнечный, поэтому школьник не торопился: вертел головой по сторонам и рассматривал разные объекты. Взгляд его остановился на вывеске магазина снаряжения для экстремальных видов деятельности в доме 109 по улице Ленина. Вывеска включала в себя картинки экстремальных работ разбросанных вперемешку с иностранными словами: respirator (респиратор), blade (лезвие), drain (дренаж), fate (судьба), breeze (ветерок)…
«Ветерок здесь ни к чему» - подумал про себя Артем и пошел дальше.
«Берегись!» - раздался крик сверху. И тут же в нескольких метрах от Артема со второго этажа пятиэтажки упало старое кресло и рассыпалось на несколько частей. Артем замер... Недалеко от него началась ругань старых бабушек, сидящих на лавочке у подъезда.
«Недолет» - сказал кто-то сверху – «говорил же, что нужно бросать под другим углом». Куда не долетело кресло, Артем так и не понял, но вполне мог бы помочь испытателям рассчитать траекторию полета:
«Если построить траекторию движения тела, брошенного горизонтально, в системе координат ХУ, приняв за начало отсчета координат точку бросания, а направление оси ординат совпадающим с направлением вектора ускорения свободного падения, то координаты каждой точки Р траектории представляют собой перемещение тела в горизонтальном направлении (движение с постоянной скоростью U0) и в вертикальном направлении (равномерно ускоренное движение с ускорением g)
Думая о расчетах, Артем чуть было не прошел свой собственный дом по адресу Ленина 87. На его доме висела мемориальная доска памяти героя ВОВ Лебедева Н.А. (1914 – 1942), бабушка говорила, что Лебедев жил в этом доме до войны. Посмотрел вверх (вдруг кто-то еще собирается испытать предметы в полете), вошел в 4 подъезд, поднялся на 3 этаж и воткнул ключ в замочную скважину двери квартиры с номером 71.
И: Воспроизведите текст в тетради (письменно)
Проверка: подсчет совпадений и несовпадений. (максимальный балл 30)
1) хронология событий (шел домой, вертел, вывеска, слова, крик, кресло, замер, ругань, недолет, теорема, дом, доска, подъезд). - 13
2) правильно указаны все числа: 21.09.1989, 109, 87, 1914-1942, 4,3,71 - 7
3) правильно указана формула - 2
4) правильно написан закон - 3
5) правильно написаны слова - respirator (респиратор), blade (лезвие), drain (дренаж), fate (судьба), breeze (ветерок)
2) Работа в группах (распределение учащихся по группам, согласно выявленным трудностям в запоминании)
Разделение на группы:
1) запоминание формул
2) запоминание иностранных слов
3) запоминание дат и чисел
4) запоминание текстов
5) запоминание теорем
3. Поиск и анализ эффективных приемов запоминания.
И: Найдите не менее 3-х способов запоминания X (либо найдите в интернете, либо опишите способ хорошо известный вам), обсудите и изучите их в группе, примените каждый способ в групповой работе друг на друге.
Для проверки способа используйте учебный материал или материал из предложенного ранее текста.
Заполните сравнительную таблицу. Оцените каждый параметр в критерии по шкале 0 - не эффективно, 1 - можно и так, 2 - достаточно эффективно, укажите свой балл в каждой ячейке.
название ------------- критерии | Способ №1 | Способ №2 | Способ №3 | Способ №4 |
Описание способа | ||||
1) Время, потраченное на запоминание | ||||
2) Необходимая дополнительная информация, стимулы. | ||||
3) Характер запоминания (письменно - устно) | ||||
4) Форма запоминания (образы, логическая цепочка, движения, история и т.д.) | ||||
5) Возможность воспроизведения в любое время | ||||
6) Быстрота забывания (часов, дней, месяцев) | ||||
7) Общие моменты для всех способов (универсальные) |
Д\з: До следующего занятия примените данные способы на практике.
Заполните таблицу:
Предмет | Материал для запоминания | Способ | Результат |
2 этап. Занятие № 2.
1. Анализ полученного опыта.
Используя общую таблицу с приемами запоминания и таблички, которые вы заполняли дома по отработке приемов, определите ПЛЮСЫ и МИНУСЫ (таблица ПЛЮСЫ И МИНУСЫ) каждого приема сначала для себя (индивидуально), затем обсудите их в группе. Выберите тот прием, который является самым оптимальным (удачным, легким в использовании, надежным). 20 мин.
Подготовьте в группе презентацию выбранного приема так, чтобы можно было научить других (продумайте, в какой форме вы будете обучать данному приему, какие примеры представите для запоминания, как будете отслеживать и оценивать успешность ваших учеников в овладении данным приемом). 20 мин
Научите своих одноклассников удачному приему запоминания теорем (формул, иностранных слов, дат). (25 мин)
2. Рефлексия. Псиьменно. (учитель проводит согласно логическому завершению, рекомендовано послк 3 блока)
1) Какие учебные действия я совершал(а) на уроках по теме приемы запоминания (не менее 7)?
2) В каких моментах я проявлял(а) собственную активность, был(а) заинтересованным(ой)?
3) Что из изученного мной материала по теме я использую в своей учебной деятельности?
4) Что еще хотел(а) бы использовать из того, что услышал, увидел на занятиях?
5) Что мне нужно для того, чтобы начать использовать изученный материал?
6) Оцените от 0 до 10 свой уровень усвоения изученного материала.
Д.З. От каждой группы подготовьте по 5 заданий на запоминание Х. Материалы сдать до 7.10.15 по электронной почте или в каб 113.
Способ 1: | Способ 2: | Способ 3: | Способ 4: | ||||
«+» | «-« | «+» | «-« | «+» | «-« | «+» | «-« |
Таблица ПЛЮСЫ и МИНУСЫ
3 этап. Занятие № 3.
Индивидуальный зачет. Приемы запоминания.
(задания готовила параллель 9 классов, учитель внес корректировки)
Инструкция. Мы сейчас с вами будем запоминать разную информацию. За каждое выполненное задание - 1 балл. Максимальное колличество баллов, которое можно набрать – 63
Некоторые задания требуют определенных способов запоминания, некоторые ориентированы на результат, а сам процесс запоминания не обозначен.
Задание № 1.
Перед вами физический закон. Прочтите его и запомните любым из имеющихся в вашем арсенале приемом запоминания. (3 минуты).
Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло.
Запишите окончание предложения.
Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к ______________________.
1 балл
Задание № 2.
Для того, чтобы запоминать звучание иностранных слов и их перевод можно воспользоваться способом – история. Придумайте очень коротенькую история на запоминание к следующей паре слов:
apologize – извиняться.
(вариант ответа – апполон джаз играл плохо, что ему ударили по голове и потом «извинились») (3 мин)
1 балл
Задание № 3.
Составьте схемы и рисунки для запоминания предложенной информации. (4 мин)
Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
Если угол одного треугольника равен углу другого треугольника, то площади этих треугольников относятся как произведения сторон, заключающих углы.
Задание № 4.
Воспроизведите по вашим схемам и рисункам только что изученную информацию.
(ответ – текст задания 3) (3 мин)
3 балла
Задание № 5.
Перед вами текс, содержащий экономическую информацию. У вас есть 5 минут, чтобы запомнить как можно больше информации из текста.
Величина предложения на рынке труда равна величине экономически активного
населения - общей численности людей, работающих по найму, работающих не по
найму ( в том числе на своём предприятии) и безработных, ищущих работу.
размер предложения труда зависит от величины населения в трудоспособном
возрасте, т.е. в возрасте от совершенолетия до пенсии . В 2006 г. в России в
трудоспособном возрасте ( от 16 до 59 лет у мужчин и от 16 до 54 лет у
женщин) находилось примерно 90 млн человек, или 63,3% всего населения.
Но не только граждане трудоспособного возраста составляют экономическо
активное население. сюда же входят некоторые люди, достигшие пенсионого
возраста, и подростки, стремящиеся работать по найму. с другой сторон, из
этой категории исключаются люди трудоспособного возраста, которые не
претендуют на работу по найму: домохазяйки, школьники, некоторые студенты и
др. В 2010 г экономически активное население России составило около 75,4
- напишите 3 слово текста. (на) (1 балл)
- напишите всю числовую информацию из текста (2006 г, 16 до 59 лет у мужчин и от 16 до 54 лет у женщин, 90 млн человек, 63,3% всего населения, 2010 г, 75,4.) (9 баллов)
- Составьте план изученного текста (для 9а – интеллект карту) (2 балл)
Задание № 6.
Перед вами картинка. Используя пространственное мышление и визуалзацию запомнить, где, что находится (5 минут)
Изобразите картинку схематично у себя в тетради (если не умеете рисовать, можно подписать.
За каждый правильно расположенный объект – 1 балл (19 баллов)
Задание № 7.
Откройте последнюю страницу вашей тетради. На обложке в нижнем правом углу напишите ручкой слово с переводом, к которому вы придумывали историю. ( 1 мин)
Задание № 8. (4 мин)
Перед вами закон и формула. Запомните информацию любым удобным для вас приемом.
Задания:
- Напишите, латинское буквенное обозначение той величины, которую расскрывает закон.
- укажите остальные буквы из формулы (назовите их)
- напишите формулу
- воспроизведите закон.
Задание № 9. (10 мин)
Перед вами список иностранных слов. Составьте рассказ (любой текстовый элемент) на русском языке с включением в него иностранных слов так, чтобы можно было, вспоминая рассказ, воспроизвести все иностранные слова и их перевод.
1 балл
Задание № 10. (7 мин)
Перед вами список слов, запомните их:
турникет, стойка, дверь, пролет, дежурный, предметы, доска, стул, мел, рука, фонтан, очередь, компот, упражнение, балл, голова, обувь.
- напишите те слова, которые вы запомнили, у себя в тетради. (17 баллов)
- опишите последовательность своих действий при запоминании данного списка слов. (1 балл)