Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Филиппова Елена Алексеевна

     Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу современных образовательных технологий составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Под цифровыми образовательными ресурсами понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Цифровые образовательные ресурсы педагог-психолог может использовать практически в любом виде профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_eor_ii_ikt.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых образовательных технологий

(в том числе  ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Ф. И. О. аттестуемого       Филиппова Елена Алексеевна

Обоснование выбора

Системность использования

Результат

Технология

Технология ТРИЗ

(теория решения изобретатель-ских задач)

Развитие у детей речи, изобретатель-ской смекалки, творческого воображения,

мышление.

Учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Используется на занятиях.

Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследователь-

ского характера

Активизирует познавательную деятельность детей, мотивирует на создание

творческих проявлений, повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами.

Технология развивающего обучения

Формирует теоретическое мышление и сознание

Использую часто в основной части занятия, в индивидуальной деятельности с одаренными детьми

Дети владеют многими общими теоретическими понятиями, активизируется умственное развитие через содержание учебного материала

Технология познавательно-исследователь-ской деятельности

Формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознатель-ность

Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире.

Педагог-психолог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки,

выделять главное, сравнивать с другими объектами,

анализировать, делать выводы и обобщения.

Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследователь

ского характера: на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмету, опреде

лять его место и значение в окружающем мире.

Педагог организует экспериментально-исследователь

скую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирова

ния, анализируют условия, свободно эксперименти

руют, находят самостоятельное оригинальное решение, создают модель на основе умозаключений и логических выводов, испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.

У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия 40% / 80%.

Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения 50% / 75%. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов 60% / 85%.

 На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др. 40% / 50%. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия

40% / 90%.

Игровые технологии

Взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе, служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности, обеспечивает заинтересован-ное восприятие детьми изучаемого материала и привлекает их к овладению новым знанием

Использую системно в непосредственной образовательной деятельности

Развивается психика ребенка, обеспечивается заинтересо-ванность восприятия детьми изучаемого материала, целенаправлен-ность действий, овладение новыми знаниями

Здоровьесбере-гающие технологии

Повышение эмоционального фона занятия, формирование у детей двигательных качеств, развитие воображения, мышления

Использую периодически на подгрупповых занятиях

Успешная реализуются собственные устремления к совершенство-ванию здоровья, предупреждается психоэмоциональ-ное напряжение

Педагогика сотрудничества

Сотрудничество

педагога-психолога и ребенка на равных, гуманно-личностный подход, переход от педагогики требований к педагогике отношений, отказ от прямого принуждения, формирует положительную Я концепцию

Использую системно в работе с детьми

Формируются общечелове-ческие ценности, постановка личности ребенка в центр всей воспитательной системы

Информационно-коммуникатив-ные технологии

Позволяет обобщать свой педагогический опыт работы, при проведении открытых занятий, выступлений, мастер-классов, на семинарах, методобъедине-ниях, конкурсах, размещать конспекты занятий на страницах интернета

Использую системно в своей деятельности

Развивает компетентность педагога-психолога, новый стиль мышления

Личностно-ориентирован-ные технологии

Обеспечивание бесконфликтных

условий развития ребенка, характеризуется гуманистической направленностью

Использую в воспитании детей, в сотрудничестве с педагогами

Отрицает манипулятивный подход к детям, подход к детям как полноправным партнерам в условиях сотрудничества

Технология проектной деятельности

Развитие творческих способностей ребенка путем организации исследователь

ской деятельности, в ходе которой формируются познавательные, коммуникатив-ные навыки, интеллектуальная инициатива.

Применение проектной технологии позволяет интегрированным методом развивать познавательные и творческие способности дошкольника.

 •Формируется проблема с целью научить детей видеть проблемную ситуацию, задуматься над ней, вызвать желание детей решить ее.

Ставится цель с опорой на интересы, потребности и умения детей, для решения которой дети становятся активными участниками.

Организуется активное обсуждение путей достижения цели. •Допускаются к обсуждению любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.

Определяются основные этапы работы, планируются занятия, игры, опытно-исследователь

ская деятельность и др.мероприятия.

Участие дошкольников в разнообразных видах деятельности на правах партнеров, помощников. Допускается своевременная коррекция отдельных шагов.

Участие воспитанников в игровой презентации достигнутых результатов. Проведение с помощью взрослого посильного анализа работы над проектом.

Технология проектной деятельности широко используется в детском саду.

 Воспитанники научились понимать и принимать проблему, формулировать важные вопросы. - У детей сформирована потребность в помощи решения проблемы от 60%  до 85%.

Повысилась творческая активность в принятии решений по достижению цели от 50% до 80%.

Возросла активность детей в проведении любых мероприятий, связанных с реализацией проекта от 60% до 90%.

Возросла активность участия родителей в жизни группы и детского сада от45% до 60%.

У дошкольников сформирована способность учитывать и принимать решение в пользу сверстников, подчинять свои желания интересам общего дела 60%.

Технология «Портфолио педагога»

Позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникатив-ной)

Использую системно

Позволит педагогу-психологу проанализировать и представить значимые профессиональ-ные результаты, достижения, обеспечит мониторинг профессионального роста

Технология самовоспитания и самообразова-ния педагога

Самоанализ деятельности педагога-психолога, осознание необходимости самовоспитания, выбор форм и методов самосовершен-ствования

Использую системно в своей деятельности

Изучение литературы по проблеме, создание программы по самовоспитанию,

разработка критериев качественных изменений

Электронный образовательный ресурс

Разработка мультимедий-ных презентаций

Позволяет сделать занятие привлекатель-ным и по-настоящему современным, расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, усвоение материала

Использую на занятиях, в проектной деятельности, на родительских встречах, консультациях, методических объединениях, мастер-классах

Формируют познавательную деятельность детей, развивает внимание, речь, мышление дошкольников

Использование сети Интернет

Работа с коллегами, педагогами-психологами ДОУ, школ, создание своего блога, участие в работе профессиональ-ных сетевых сообществ, оn-line конференций, использование современных интернет-ресурсов, обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты

Использую активно по всем направлениям в деятельности

Дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс, повысить его эффективность

Использование компьютер-

ных игр в образователь-ной деятельности

Обладает потенциалом игровых и обучающих возможностей, формирует положительное эмоциональное отношение к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности

Использую переодически на индивидуальных занятиях

Обогащает знания, подготавливает к деятельности в «компьютерной действительно-сти»

Изготовление печатной продукции

Использование для выступлений и для ведения документации

Использую постоянно в своей деятельности

Расширяет возможность предъявления информации

Оформление стендов

Информация для родителей по вопросам воспитания и обучения, в проективной деятельности

Использую системно в своей деятельности

Способствует овладению практических и теоретических знаний