Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу современных образовательных технологий составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Под цифровыми образовательными ресурсами понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Цифровые образовательные ресурсы педагог-психолог может использовать практически в любом виде профессиональной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий
(в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Ф. И. О. аттестуемого Филиппова Елена Алексеевна
Обоснование выбора | Системность использования | Результат | |
Технология | |||
Технология ТРИЗ (теория решения изобретатель-ских задач) | Развитие у детей речи, изобретатель-ской смекалки, творческого воображения, мышление. Учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. | Используется на занятиях. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследователь- ского характера | Активизирует познавательную деятельность детей, мотивирует на создание творческих проявлений, повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами. |
Технология развивающего обучения | Формирует теоретическое мышление и сознание | Использую часто в основной части занятия, в индивидуальной деятельности с одаренными детьми | Дети владеют многими общими теоретическими понятиями, активизируется умственное развитие через содержание учебного материала |
Технология познавательно-исследователь-ской деятельности | Формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознатель-ность | Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире. Педагог-психолог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследователь ского характера: на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмету, опреде лять его место и значение в окружающем мире. Педагог организует экспериментально-исследователь скую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирова ния, анализируют условия, свободно эксперименти руют, находят самостоятельное оригинальное решение, создают модель на основе умозаключений и логических выводов, испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового. | У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия 40% / 80%. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения 50% / 75%. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов 60% / 85%. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др. 40% / 50%. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия 40% / 90%. |
Игровые технологии | Взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе, служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности, обеспечивает заинтересован-ное восприятие детьми изучаемого материала и привлекает их к овладению новым знанием | Использую системно в непосредственной образовательной деятельности | Развивается психика ребенка, обеспечивается заинтересо-ванность восприятия детьми изучаемого материала, целенаправлен-ность действий, овладение новыми знаниями |
Здоровьесбере-гающие технологии | Повышение эмоционального фона занятия, формирование у детей двигательных качеств, развитие воображения, мышления | Использую периодически на подгрупповых занятиях | Успешная реализуются собственные устремления к совершенство-ванию здоровья, предупреждается психоэмоциональ-ное напряжение |
Педагогика сотрудничества | Сотрудничество педагога-психолога и ребенка на равных, гуманно-личностный подход, переход от педагогики требований к педагогике отношений, отказ от прямого принуждения, формирует положительную Я концепцию | Использую системно в работе с детьми | Формируются общечелове-ческие ценности, постановка личности ребенка в центр всей воспитательной системы |
Информационно-коммуникатив-ные технологии | Позволяет обобщать свой педагогический опыт работы, при проведении открытых занятий, выступлений, мастер-классов, на семинарах, методобъедине-ниях, конкурсах, размещать конспекты занятий на страницах интернета | Использую системно в своей деятельности | Развивает компетентность педагога-психолога, новый стиль мышления |
Личностно-ориентирован-ные технологии | Обеспечивание бесконфликтных условий развития ребенка, характеризуется гуманистической направленностью | Использую в воспитании детей, в сотрудничестве с педагогами | Отрицает манипулятивный подход к детям, подход к детям как полноправным партнерам в условиях сотрудничества |
Технология проектной деятельности | Развитие творческих способностей ребенка путем организации исследователь ской деятельности, в ходе которой формируются познавательные, коммуникатив-ные навыки, интеллектуальная инициатива. | Применение проектной технологии позволяет интегрированным методом развивать познавательные и творческие способности дошкольника. •Формируется проблема с целью научить детей видеть проблемную ситуацию, задуматься над ней, вызвать желание детей решить ее. •Ставится цель с опорой на интересы, потребности и умения детей, для решения которой дети становятся активными участниками. Организуется активное обсуждение путей достижения цели. •Допускаются к обсуждению любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных. •Определяются основные этапы работы, планируются занятия, игры, опытно-исследователь ская деятельность и др.мероприятия. •Участие дошкольников в разнообразных видах деятельности на правах партнеров, помощников. Допускается своевременная коррекция отдельных шагов. •Участие воспитанников в игровой презентации достигнутых результатов. Проведение с помощью взрослого посильного анализа работы над проектом. | Технология проектной деятельности широко используется в детском саду. Воспитанники научились понимать и принимать проблему, формулировать важные вопросы. - У детей сформирована потребность в помощи решения проблемы от 60% до 85%. Повысилась творческая активность в принятии решений по достижению цели от 50% до 80%. Возросла активность детей в проведении любых мероприятий, связанных с реализацией проекта от 60% до 90%. Возросла активность участия родителей в жизни группы и детского сада от45% до 60%. У дошкольников сформирована способность учитывать и принимать решение в пользу сверстников, подчинять свои желания интересам общего дела 60%. |
Технология «Портфолио педагога» | Позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникатив-ной) | Использую системно | Позволит педагогу-психологу проанализировать и представить значимые профессиональ-ные результаты, достижения, обеспечит мониторинг профессионального роста |
Технология самовоспитания и самообразова-ния педагога | Самоанализ деятельности педагога-психолога, осознание необходимости самовоспитания, выбор форм и методов самосовершен-ствования | Использую системно в своей деятельности | Изучение литературы по проблеме, создание программы по самовоспитанию, разработка критериев качественных изменений |
Электронный образовательный ресурс | |||
Разработка мультимедий-ных презентаций | Позволяет сделать занятие привлекатель-ным и по-настоящему современным, расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, усвоение материала | Использую на занятиях, в проектной деятельности, на родительских встречах, консультациях, методических объединениях, мастер-классах | Формируют познавательную деятельность детей, развивает внимание, речь, мышление дошкольников |
Использование сети Интернет | Работа с коллегами, педагогами-психологами ДОУ, школ, создание своего блога, участие в работе профессиональ-ных сетевых сообществ, оn-line конференций, использование современных интернет-ресурсов, обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты | Использую активно по всем направлениям в деятельности | Дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс, повысить его эффективность |
Использование компьютер- ных игр в образователь-ной деятельности | Обладает потенциалом игровых и обучающих возможностей, формирует положительное эмоциональное отношение к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности | Использую переодически на индивидуальных занятиях | Обогащает знания, подготавливает к деятельности в «компьютерной действительно-сти» |
Изготовление печатной продукции | Использование для выступлений и для ведения документации | Использую постоянно в своей деятельности | Расширяет возможность предъявления информации |
Оформление стендов | Информация для родителей по вопросам воспитания и обучения, в проективной деятельности | Использую системно в своей деятельности | Способствует овладению практических и теоретических знаний |
