Профилактическая программа для старших дошкольников "Волшебный мир красок"
Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций. Возникшие в результате столкновения с незнакомыми сторонами действительности, эти эмоции оказывают стимулирующее влияние на познавательные психические процессы ребенка, вырабатывают у него индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности.
По мере роста маленького человека эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. Эмоции помогают воспринимать действительность, реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю дальнейшую жизнь человека и его место в социума.
В наших силах помочь детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции. И желательно выполнить это в дошкольном детстве, ведь известно, что с возрастом проблемы обычно усугубляются.
Воспитание через эмоциональное воздействие требует большой тонкости со стороны взрослых, поэтому основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Актуальность обозначенной проблемы побудила нас к созданию профилактической программы «Волшебный мир красок» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она нацелена на предупреждение возможных социально – психологических проблем, повышение эмоционального тонуса, обеспечение детей необходимыми аффективными впечатлениями, создающими предрасположенность к развитию взаимоотношений с окружающим миром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Аннотация 4
Методические рекомендации 5
Сведения о практической апробации программы 10
Тематический план 14
Пояснительная записка 23
Цели и задачи программы 23
Оценка эффективности программы 28
Основное содержание
Занятие 1. В гостях у сказки 34
Занятие 2. Грустные минутки 37
Занятие 3. Моё веселое настроение 40
Занятие 4. Волшебные слова 44
Занятие 5. У страха глаза велики 47
Занятие 6. Цвет злости 50
Занятие 7. Удивительно интересно 52
Занятие 8. Когда я виноват 56
Занятие 9. Минутки спокойствия 59
Занятие 10. Давайте жить дружно 61
Занятие 11. В мире вежливости и доброты 64
Занятие 12. Счастливые дракончики 67
Занятие 13. Маска настроения 70
Занятие 14. Узнай себя лучше 72
Занятие 15. В рюкзачок на память 75
Занятие 16. Азбука эмоций 77
Список литературы 79
Приложение 80
Аннотация
Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций. Возникшие в результате столкновения с незнакомыми сторонами действительности, эти эмоции оказывают стимулирующее влияние на познавательные психические процессы ребенка, вырабатывают у него индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности.
По мере роста маленького человека эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. Эмоции помогают воспринимать действительность, реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю дальнейшую жизнь человека и его место в социума.
В наших силах помочь детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции. И желательно выполнить это в дошкольном детстве, ведь известно, что с возрастом проблемы обычно усугубляются.
Воспитание через эмоциональное воздействие требует большой тонкости со стороны взрослых, поэтому основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Актуальность обозначенной проблемы побудила нас к созданию профилактической программы «Волшебный мир красок» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она нацелена на предупреждение возможных социально – психологических проблем, повышение эмоционального тонуса, обеспечение детей необходимыми аффективными впечатлениями, создающими предрасположенность к развитию взаимоотношений с окружающим миром.
Методические рекомендации
Настоящая психопрофилактическая программа носит игровой характер и включает элементы сказко-, арт-, музыкальной терапии.
В игре ребенок приобретает новые навыки, умения, знания, раскрывает свои возможности. Играя, он реализует важные жизненные потребности в познании, общении. Ребенок усваивает новые социальные роли, учится действовать в реальной ситуации, у него формируются морально-нравственные ценности, он осознает смысл своих действий, переживаний, проблем.
Разрабатывая психопрофилактическую программу, направленную на развитие эмоциональной сферы ребёнка, мы исходили из того, что на каждом возрастном этапе ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики, которые позволяют ему быть личностью с собственными способностями и стремлениями.
Форма проведения – групповая, по 8-10 чел. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет). Занятия проводятся психологом один раз в неделю, продолжительность курса составляет четыре месяца, время проведения одного занятия 25 - 30 минут.
Предлагаемая программа «Волшебный мир красок» нацелена на профилактику трудностей в воспитании и социализации детей старшего дошкольного возраста, отклонений в развитии и поведении воспитанников.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы: организационный, мотивационный, практический, рефлексивный.
На организационном этапе психолог знакомит детей с правилами существования группы, снимает напряжение от неизвестности, используя «приветствия», игры с именами, совместные упражнения на объединение, взаимодействие. На следующем этапе, мотивационном, сообщается тема занятия, проясняются тематические понятия, выясняется исходный уровень знаний детей по данной теме. Практический этап представляет собой подачу новой информации на основе имеющихся данных. Психологические упражнения, игры, этюды, направлены на профилактику эмоционально-личностной сферы дошкольников. Многие задания стимулируют развитие познавательных процессов: воображения, творческого мышления, памяти. Каждое занятие включает в себя пальчиковый тренинг и развивает мелкую моторику рук.
Рефлексивный этап обобщает и конкретизирует сформированные в процессе профилактической работы качества и способы реагирования. Он носит ритуальный характер, во время этого занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках, что дает возможность открытого общения.
Для проведения занятий используется большое количество фотографий, на которых изображены люди с различным настроением.
В процессе практической работы допустимо сокращение количества игр и упражнений или, наоборот, внесение различных дополнений, в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Перед началом занятий рекомендуется провести предварительную диагностику развития эмоциональной сферы детей, личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников, что позволит сформировать равнозначные по подготовленности детей группы. Для этого можно воспользоваться методиками:
опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS Прихожан; «Эмоциональная идентификация», разработанная Е.Изотовой;
ндивидуальной психологической диагностикой дошкольника А. Н. Веракса (методики «Рисунок человека» (К. Маховер), «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи «Диагностика самооценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн), «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад), цветной тест отношений (Эткинд);
детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (В. Амен, Р.Тэммл, М. Дорки).
книга Р. С. Немова «Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики». – 640 с.»:
«Выбор в действии», детский вариант социометрической методики;
«Какой Я?», определение самооценки ребёнка дошкольника;
тест М. Люшера.
Ожидаемые результаты:
- психофизически здоровый ребенок, достигший адаптации и социализации;
- обладающий адекватной самооценкой;
- владеющий способами саморегуляции;
- имеющий сформированную познавательную мотивацию, творчески мыслящий.
Практическая значимость программы
Предлагаемая профилактическая программа «Волшебный мир красок», направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, апробировалась с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах № 8 и № 3 г. о. Отрадный. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей, прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: позитивная и адекватная оценка себя, увеличение степени самопринятия и уверенности в себе, снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, отмечено непринужденное поведение при общении со взрослыми и сверстниками.
Компоненты программы
Задания и игры, упражнения, входящие в программу, вводятся постепенно, усложняются на последующих занятиях.
Формирование социального доверия. Установление контакта с детьми, создание атмосферы безопасности, доверия, положительного эмоционального настроя.
Включение спонтанных игр как способа определения статусного положения ребёнка в коллективе, обыгрывание упражнений на понижение тревожности и повышение уверенности в себе, а также на преодоление психологического барьера застенчивости.
Гармонизация личности ребёнка. Расширение представления об эмоциях и эмоциональных состояниях, развитие способности узнавать различные эмоциональные состояния по схеме-пиктограмме, обучение умению передавать заданное эмоциональное состояние. Гармонизация образа «я», снижение эмоционального напряжения, формирование адекватной самооценки, помощь в преодолении негативных переживаний, осознание отрицательных черт своего характера. Обучение приемам релаксации, снятие мышечных зажимов, развитие мелкой моторики руки, тренировка психомоторных функций. Моделирование и разыгрывание ситуаций с позиции уверенности-неуверенности, развитие игровой инициативы, поддержка индивидуальных замыслов ребенка в игре.
Развитие социальных эмоций. Развитие способности эмоционального осознания своего поведения, формирование чувства уважения к себе. Повышение уровня социальной компетентности ребёнка в его взаимоотношениях со сверстниками. Развитие способности понимать осознавать чувства других людей и понимать их эмоциональные состояния. Включение игр и упражнений на осознание себя и повышение степени самопринятия, самооценки и оценки своих лучших сторон, снятие эмоционального напряжения и развитие мимики, пантомимики, выразительных движений.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие навыков конструктивного общения, чувства принадлежности к группе, взаимопонимания. Включение игр на сплочение, сотрудничество, развитие целенаправленного внимания, доверия к людям, способности договариваться, на преодоление у некоторых детей замкнутости, скованности, нерешительности.
Развитие социальной активности. Психопрофилактика непродуктивных форм поведения, формирование адекватной самооценки, развитие волевых качеств, творческого воображения, снятие страхов, тренировка психомоторных функций, развитие автономности ребенка, его познавательных способностей.
Формирование адекватной самооценки у детей. Повышение саморегуляции и самоконтроля. Развитие умения самостоятельно решать проблемы, принимать решения. Помощь в преодолении негативных переживаний, повышение уверенности в себе, своих силах. Развитие волевых качеств, произвольности и волевой регуляции, самоконтроля и мотивации деятельности.
Критериями эффективности программы являлась позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующая возрастанием степени осознания чувств и эмоций, гармонизация образа «я», увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях. Эффективность профилактической программы выявлялась путем обследования, проводимого до начала и по завершении цикла занятий.
Руководитель СП «Детский сад № 8»
О. А. Чалбышева
Учебный план программы «Волшебный мир красок»
Цель программы: формирование физически и психически здорового ребёнка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью
Категория обучающихся: дети подготовительной к школе группы
Срок обучения: ноябрь-февраль, четыре месяца (400 мин), раз в неделю
Режим занятий:
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Теоретиче - ских | Практиче- -ских | ||||
1 | В гостях у сказки | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рефлексия |
2 | Грустные минутки | 25 мин | 6 мин | 19 мин | Рисунок |
3 | Моё веселое настроение | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рефлексия |
4 | Волшебные слова | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рефлексия |
5 | У страха глаза велики | 25 мин | 3 мин | 22 мин | Рисунок |
6 | Цвет злости | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рефлексия |
7 | Удивительно интересно | 25 мин | 4 мин | 21 мин | Рефлексия |
8 | Когда я виноват | 25 мин | 4 мин | 21 мин | Рефлексия |
9 | Минутка спокойствия | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рисунок |
10 | Давайте жить дружно | 25 мин | 3 мин | 22 мин | Рефлексия |
11 | В мире вежливости и доброты | 25мин | 4 мин | 21 мин | Рефлексия |
12 | Счастливые дракончики | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рефлексия |
13 | Маска настроения | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рефлексия |
14 | Узнай себя лучше | 25 мин | 5 мин | 20 мин | Рисунок |
15 | В рюкзачок на память | 25 мин | 3 мин | 22 мин | Рефлексия |
16 | Азбука эмоций | 25 мин | 3 мин | 22 мин | Рефлексия |
Итого: 16 занятий | 400 мин | 70 мин | 330 мин | ||
Учебно – тематический план
программы «Волшебный мир красок»
Цель программы: формирование физически и психически здорового ребёнка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью
Категория обучающихся: дети подготовительной к школе группы
Срок обучения: ноябрь-февраль, четыре месяца (400 мин), раз в неделю
Режим занятий:
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Содержание занятия | Время проведения |
1 | В гостях у сказки | Развивать умения понимать своё внутреннее состояние путём ассоциации с цветом. Развивать внимания к своим эмоциональным ощущениям | Приветствие. Игра «Солнечные зайчики». Задание «Мы из сказки». Игра «Составь сказку». Этюд «Сон дракончиков». Рефлексия. Упражнение «Волшебное слово». Ритуал прощания. | ноябрь |
2 | Грустные минутки | Расширять представления детей об эмоции «грусть», развивать и совершенствовать умения детей распознавать собственное эмоциональное состояние | Приветствие. Игра «У Винни-Пуха в гостях». Упражнение «Настроение». Задание на листе «Грустинка». Игры с сухими листьями. Задание «Рисуем листьями». Пальчиковая гимнастика «Нежные цветочки». Этюд «Сон на берегу моря». Рефлексия. Ритуал прощания. | ноябрь |
3 | Моё веселое настроение | Расширять представление детей об эмоции «радость», развивать воображение, гармонизиро-вать эмоциональное состояние | Приветствие. Беседа. Игра «Рассмеши-ка». Упражнение «Мне радостно, когда…» Задание «Рыжий клоун». Пальчиковая гимнастика. Этюд «Игра с камешками». Задание «Колпачок клоуна». Игра «Минутка шалости» Рефлексия. Ритуал прощания. | ноябрь |
4 | Волшебные слова | Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом, повышать самооценку, гармонизиро-вать внутреннее, развивать творческое воображение | Приветствие. Упражнение «Волшебные слова». Игра «Собери картинку». Подвижная игра «Паровозик». Этюд «Туча». Пальчиковая гимнастика «Мои помощники». Задание «Сладкоежка». Рефлексия. Ритуал прощания. | ноябрь |
5 | У страха глаза велики | Расширить представление детей об эмоции «страх» и её графическом изображении, развивать и совершенствовать умения детей распознавать собственное эмоциональное состояние | Приветствие. Минутка сказки. Беседа по пиктограмме «Испуг». Упражнение «Страшные звуки». Пальчиковая гимнастика «Смелые барсуки». Упражнение «Чувство страха». Рисуем страшную маску. Ритуал уничтожения страхов. Рефлексия. Ритуал прощания. | декабрь |
6 | Цвет злости | развивать умения передавать свои чувства с помощью цвета, отрабатывать механизмы саморегуляции, развивать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке | Приветствие. Сказка (отрывок). Беседа по пиктограмме «гнев». Упражнение «Надуваем шарик». Пальчиковая гимнастика «Будем дружить». Игра «Фейерверк». Задание на стекле «Коврик злости». Рефлексия. Ритуал прощания. | декабрь |
7 | Удивительно интересно | Познакомить детей с чувством удивления, учить выражать чувство удивления в рисунке | Приветствие. Упражнение «Подводный мир». Упражнение «Удивительный остров». Беседа по пиктограмме «Удивление». Игра «Удивительные истории». Пальчиковая гимнастика «Рыбка озорница». Этюд «Удивительная рыбка». Задание «Чудо морское». Рефлексия. | декабрь |
8 | Когда я виноват… | Формировать умение изображать эмоцию «вина – стыд» с помощью мимики, позы, жестов; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок | Приветствие. Рассказ «Непослушный мальчик». Беседа по пиктограмме «вина». Упражнение «Я был виноват». Пальчиковая гимнастика «Виновник». Этюд «Стыд». Игра «Шарик настроения». Подвижная игра «Да или нет». Рефлексия. Ритуал прощания. | декабрь |
9 | Минутка спокойствия | формировать навык адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие, снятие эмоционального напряжения | Приветствие. Упражнение «Отдых на море». Задание «У костра». Беседа по пиктограмме «Спокойствие». Этюд «Качели». Пальчиковая гимнастика «Спокойные птички». Упражнение «Моё спокойствие». Рефлексия. Ритуал прощания. | январь |
10 | Давайте жить дружно | Развивать умение договариваться друг с другом, благодарить; развивать уверенность в себе | Приветствие. Задание «Дружно вместе». Упражнение «Встреча». Подвижная игра «Угадай». Беседа «Дружба». Упражнение «Цветик-семицветик». Пальчиковая гимнастика «Помощники». Упражнение «Мой портрет в круге». Рефлексия. Ритуал прощания. | январь |
11 | В мире вежливости и доброты | Развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми, развивать способность к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их | Приветствие. Диалог по рассказу К. Ушинского «Худо тому…» Игра – драматизация «Вежливость». Физкультминутка «Улыбнись другу». Упражнение «Нарисуй настроение». Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики». Игра с мячом «Добрые и вежливые слова». Упражнение «Рисование крупой». Рефлексия. Ритуал прощания. | январь |
12 | Счастливые дракончики | Стабилизировать психические процессы, снимать напряжение; адекватно выражать различные эмоциональные состояния, развивать уверенность в себе, воспитывать уважение друг к другу | Приветствие. Интересная встреча. Сказка «Добрые дракончики». Беседа по сказке. Упражнение на перевоплощение, самовыражение. Задание «Круглые норки». Упражнение «Дракончики из геометрических фигур». Пальчиковая гимнастика «Сказочные гости». Игровое упражнение «Почта». Рефлексия. Ритуал прощания. | январь |
13 | Маска настроения | Помогать осваивать навыки установления контактов со сверстниками, учить эмоциональному осознанию своего поведения, повышать самооценку ребёнка | Приветствие. Удивительная коробочка. Игра «Найди лишнее слово». Задание «Помоги маме». Этюд «Два клоуна». Физкультминутка «Мамины помощники». Упражнение «Рисуем обиду». Игра «Маска настроения». Рефлексия. Ритуал прощания. | февраль |
14 | Узнай себя лучше | Развивать групповую сплоченность, представления об уверенности - неуверенности | Приветствие. Беседа об уверенном человеке. Портрет. Посоветуйте, как быть. Физкультминутка «Стань смелей». Упражнение «Надень маску». Задание «Какое поведение?» Игра «Топ-топ». Рефлексия. Ритуал прощания. | февраль |
15 | В рюкзачок на память | Формировать отношения доверия, умения сотрудничать, развивать самосознание | Приветствие. Задание «Моя улыбка». Психогимнастическое упражнение «Прогулка в лес». Игра «Какой Я». Задание «Чудеса». Рефлексия. Ритуал прощания. | февраль |
16 | Азбука эмоций | Формировать отношения доверия, умения сотрудничать, развивать самосознание | Приветствие. Игра «Угадай эмоцию». Рисунок «Представь, нарисуй…» Этюд «В зимнем лесу». Игра «Не прослушай свое имя». Рефлексия. Ритуал приветствия. | февраль |
Учебная программа «Волшебный мир красок»
Пояснительная записка
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. По мере роста человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.
Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся удивление, любопытство, любознательность.
Возникшие в результате столкновения с незнакомыми сторонами действительности, эти эмоции оказывают стимулирующее влияние на познавательные психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений.
В этом возрасте эмоции имеют бурный, но неустойки характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.
В наших силах помочь ему преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции. И желательно выполнить это в дошкольном детстве, ведь известно, что с возрастом проблемы обычно усугубляется. Воспитание через эмоциональное воздействие требует большой тонкости со стороны взрослых, поэтому основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Актуальность обозначенной проблемы побудила нас к созданию профилактической программы «Волшебный мир красок» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она нацелена на предупреждение возможных социально – психологических проблем, повышение эмоционального тонуса, обеспечение детей необходимыми эффективными впечатлениями, создающими предрасположенность к развитию взаимоотношений с окружающим миром (адаптации).
Цель программы: формирование физически и психически здорового ребёнка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью.
Вся работа по программе направлена на решение следующих задач:
- развивать эмоциональную сферу; вводить ребёнка в мир человеческих эмоций;
-формировать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения;
-развивать волевую сферу, произвольность и психические процессы, необходимую для успешного обучения в школе;
- развивать личностную сферу - формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
- повысить адаптационные возможности организма ребёнка к окружающей среде, выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям;
- отрабатывать механизмы саморегуляции;
- научить слушать себя и других, управлять своим поведением.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также учитывается идея некритического гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К. Роджерс); эффективность основана на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.)
Структура программы
В структуру программы входят специально адаптированные к возрастным особенностям детей игры и упражнения, которые способствуют умению сотрудничать друг с другом, успешной социализации, развитию эмоционального состояния, коммуникативных навыков, повышению уверенности в себе, развитию психических процессов.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Ведь игра является доступным для ребенка путем понимания и освоения мира, и универсальным средством обеспечивающим комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития и воспитания.
Немаловажное значение придается развитию речи, через неё идет освоение коммуникативных навыков, она же важнейшее средство самовыражения. В каждом занятии есть упражнения на релаксацию, на снятие эмоционального напряжения.
Структура занятий разнообразна: в одном случае - это комплекс развивающихся игр, заданий и упражнений, в другом – путешествие, использование различных персонажей, специально изготовленных панно, элементов сюжетно-дидактической игры.
Важно помнить следующее: состав детей должен быть постоянным, необходимо принять групповые правила, занятие должно начинаться и заканчиваться ритуалом, следует сохранять логическую последовательность частей.
Структура занятий
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап
Создание эмоционального настроя в группе.
- Мотивационный этап
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме
- Практический этап
Подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие эмоционально-личностной сфер; отработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап
Обобщение полученных знаний; подведение итогов занятия.
Основные направления программы
·познание (мышление, аналогии, противоположности, воображение);
·общение и речь (обогащение словаря, развитие фонетико-фонематического слуха др.);
·поведение (принятие правил, взаимодействие и др.);
·воображение, творческое мышление;
·волевые качества (произвольность, саморегуляция);
·развитие моторики (движение и устойчивость руки, активизация моторики);
·чувствование (зрительные и осязательные впечатления, мимика, пантомимика).
Принципы проведения занятий
Систематичность подачи материала, наглядность обучения, цикличность построения занятия, доступность, развивающий и воспитательный характер материала.
Методы и приёмы
Приёмы активного обучения:
Этюды (мимические и пантомимические) позволяют ребёнку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
Элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводят к взаимному
усилению влияния на ребенка и той и другой деятельности.
Музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, обучение технике выразительных движений.
Игры способствуют приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость».
Методические приёмы:
- поддержка ребёнка в ситуации неудачи; одобрение поведения, создание ситуации успеха;
- ролевое проигрывание ситуаций; анализ поведения сказочных героев;
- придумывание терапевтических сказок;
- прослушивание медитативной музыки;
- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;
- эффект неожиданности, непривычности задания.
Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырёх направлениях:
♦ выражение ребёнком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребёнок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость);
♦ самопознание ребёнка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение самоконтроля за своими действиями);
♦ социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).
Изобразительные техники подбираются таким образом, чтобы создавать необходимые условия для решения общих и индивидуальных профилактических задач.
Так, при рисовании на стекле дети часто спонтанно переходят к рисованию пальцами и ладонями, что является знаком максимального раскрепощения. В таком состоянии ребёнок способен прорисовать собственные переживания, являющиеся источником напряжения.
Создание изображений с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов подходит детям с выраженной моторной неловкостью, зажатостью, способствуют процессу адаптации в новом пространстве.
Особое удовольствие доставляет детям коллективная работа – общие картины, композиции. В процессе выполнения задания создаются условия для развития у детей умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения.
Находясь в творческом пространстве, ребёнок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах.
При реализации программы используются:
- игры на взаимодействие;
- свободное и тематическое рисование красками, цветными карандашами;
- беседа, обсуждение рассказов, сказок; прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии;
- ролевое проигрывание детьми желательного поведения;
- свободное и тематическое рисование;
- этюды; физкультминутки;
- упражнения на развитие мелкой моторики руки; лепка из соленого теста и пластилина.
Ограничения и противопоказания
Программа не рассчитана на работу с детьми при наличии у них следующих форм и состояний:
• дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;
• дети с психопатоподобным поведением.
Описание контингента потенциальных участников
Это дети с повышенным уровнем психоэмоционального напряжения, недостаточным умением эффективно общаться с другими, застенчивые, не устойчивые к тревожащим ребенка ситуациям, часто конфликтующие друг с другом, авторитарным стилем воспитания со стороны значимых взрослых, обидчивые, не достаточно уверенные в себе.
Профилактическая программа «Волшебный мир красок» основана на следующих принципах:
- Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребёнка, веры в его положительный результат.
- Принцип опоры на положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности.
- Принцип добровольного участия.
- Принцип активности всех участников и творческой позиции.
- Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
- Принцип учета объёма и степени разнообразия материала.
- Принцип единства развития и диагностики.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка.
- Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждается, проводится обязательная рефлексия.
Организация занятий, кадровое обеспечение, необходимый материал
Профилактическая работа со старшими дошкольниками начинаются в ноябре, проводятся один раз в неделю, в кабинете психолога, закрепляющие занятия заканчиваются в марте месяце. Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Предлагаемый вариант программы рассчитан на 16 занятий продолжительностью (четыре месяца). Оптимальное количество участников 8-10 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: подготовительная к школе группа.
Каждое занятие строится по единому принципу:
• приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
• вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребят, погружают в тематику занятия);
• реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
• рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
• ритуал прощания
Оснащение занятий
Аудиовидеотека, мультимедийный проектор, предметные игрушки, доска, гуашь, кисти, карандаши, цветные мелки, пластилин, соленое тесто, цветная и белая бумага, клей, сыпучие предметы, сухие листья, стекла, ножницы, ковер.
Предполагаемый результат
Цикл занятий предполагает формирование эмоциональной сферы и личностных особенностей детей дошкольного возраста.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы выявлялось путем обследования, проводимого до начала и по завершении цикла профилактических занятий:
опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS Прихожан; «Эмоциональная идентификация», разработанная Е.Изотовой;
ндивидуальной психологической диагностикой дошкольника А. Н. Веракса (методики «Рисунок человека» (К. Маховер), «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи «Диагностика самооценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн), «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад), цветной тест отношений (Эткинд);
детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (В. Амен, Р.Тэммл, М. Дорки).
Кроме того обследование проводилось по предпочитаемым методикам из книги
Р. С. Немова «Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики». – 640 с.»:
«Выбор в действии», детский вариант социометрической методики;
«Какой Я?», определение самооценки ребёнка дошкольника;
тест М. Люшера.
В конце курса проводится анкетирование родителей.
Достигнутые результаты (2013 - 2014 уч. год)
Выборка в 2013 – 2014 уч. году состояла из старших дошкольников, подготовительных групп (51 воспитанник).
Результаты теста Дембо-Рубинштейн
в модификации А. М. Прихожан
(повторная диагностика)
• в подготовительной к школе группе у 94% детей самооценка адекватная, у
6 % -самооценка не изменилась.
Результаты проведенной психодиагностики
по методике «Какой Я?»
(самооценка ребёнка дошкольника)
Диаграмма 2013-2014 уч. год уровень самооценки старших дошкольников
По результатам первичной диагностики - 7 чел. (13,7 %) показали низкий уровень развития самооценки, 28 чел. (54,9%) – средний уровень развития самооценки, у 16 чел (31,4 %) – высокий уровень развития самооценки.
При повторной диагностике показатели улучшились, самооценка у воспитанников стало более адекватной, уменьшился процент показателей высокой самооценки
(на 21, 6%), низкой самооценки (на 9,8%).
Таким образом, занятия по программе «Волшебный мир красок» способствуют повышению самооценки детей.
Результаты опросника
«Детский вариант шкалы явной тревожности» СМАS А. Прихожан:
• в подготовительной к школе группе средний уровень тревожности у 92% детей, у 8% остался неизменным;
Результаты теста «Выбери нужное лицо»
(детский тест тревожности Р. Тэммл, М.Дорки и В.Амен):
Диаграмма 2013 - 2014 учебный год, уровень тревожности старших дошкольников
По результатам диагностики вначале года четыре воспитанника (7,8 %) получили высокие показатели по индексу тревожности, 3 воспитанника (5,9%) – низкий уровень тревожности, 44 воспитанника (86,3%) – средний.
Повторная диагностика изменила показатели индекса тревожности детей, у большинства воспитанников он стал в пределах от 30% - 45%, что соответствует среднему уровню тревожности.
Таким образом, занятия по программе «Волшебный мир красок» способствуют снижению уровня тревожности детей.
Результаты проведенной психодиагностики
по методике «Выбор в действии»,
детский вариант социометрической методики:
Диаграмма 2013- 2014 учебный год, оценка межличностных отношений детей в группах
При первичной диагностике восемь воспитанников (15,7%) имели низкий статус в группах, 12 воспитанников – высокий статус (23,5%), 31 воспитанник – средний (60,8%).
Повторная диагностика изменила показатели социометрического статуса детей: низкий статус в группе показали 2 человека (3,9%), средний 34 чел. (66,7%), высокий
15 чел. (29,4 %). У большинства воспитанников степень близости отношений стала средней, уменьшился процент низкого показателя статуса ребенка в группе (на 11,8%).
Работа с педагогами и родителями
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработаны совместно общие цели и образовательные задачи. Содержание и формы взаимодействия с семьями воспитанников обсуждаются и фиксируются в годовом плане дошкольного образовательного учреждения.
Совместная работа с педагогами
Педагог-психолог знакомит воспитателей с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей, обеспечивает необходимым диагностическим инструментарием для изучения личностного развития дошкольников. Используются также ряд активных методов: лекции, лекции-беседы, лекции-дискуссии, элементы тренинга, игры – релаксации, психотехнические игры. Тематика проводимых мероприятий определяется, с одной стороны, потребностями воспитателя в познании той или иной темы, а с другой – выявленными проблемами в ходе изучения деятельности педагогов. Семинары-практикумы объединены общей тематикой. Ключевыми словами являются следующие: психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, психологический комфорт. Темы семинарских занятий разнообразны («Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей», «Секреты хорошей дисциплины», «Непопулярные дети, возможности педагогической коррекции», «Создание психологического комфорта в группах детского сада»). Здесь педагоги осваивают современные методы воспитания, основанные на уважении и демократическом подходе, понимание чувств и эмоций ребенка, признании его как личности.
Кроме этого сами специалисты, воспитатели делятся своими впечатлениями о проведенных занятиях психолога с детьми по профилактической программе.
Наблюдения специалистов и воспитателей позволили выявить следующие тенденции:
• у детей, имеющих плохое настроение на начало занятий, к концу общий фон улучшился;
• дети, имеющие спокойное состояние, как правило, к концу занятий активизировались, становились радостными;
• ребята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всех занятий;
• у ребят, регулярно посещающих занятия, совершенствовались навыки рефлексии собственного психологического состояния; улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе; дети научились мыслить творчески;
• снизилась интенсивность проявления тревожности;
• меньше стали проявляться нежелательные формы поведения;
• более позитивная и адекватная оценка себя;
• научились слушать себя и других, управлять своим поведением;
• улучшились отношения в общении «ребенок-ребенок».
Работа с родителями детей
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, которые бы способствовали наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Также с родителями проводятся просветительская работа в форме лекций, семинаров – практикумов, круглых столов, групповых и индивидуальных консультаций, опросы, анкетирование с последующим обсуждением, мини – тренинги с использованием телесно-ориентированных психотехник, элементов музыкальных, сказочных и арт-терапевтических упражнений, родительские собрания («Наказания: за и против», Дети – зеркало семьи», «Как с пользой провести зимние каникулы», «Мелочи воспитания», «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей»). Взрослые на таких занятиях учатся развивать состояние своего «Я». Это частичное знакомство с трансактным анализом Эрика Берна, развитие тактильных ощущений, способных к рефлексии и выражению собственных эмоций.
На тренинговых занятиях таких как «Три кита исцеления», «Семь «золотых» правил
хороших родителей», «Семейные реликвии», «День рождения Кузи», «Волшебные руки», «Ярмарка» многие родители порою осознают и переоценивают свое взаимодействие, как с детьми, так и со взрослыми, учатся умению владеть своими эмоциями, настроением, знакомятся с принципами поощрений и наказаний.
Результаты анкетирования родителей показали:
• 78% детей испытывали радостное, положительное состояние после занятий, а 22% детей – спокойное и ровное эмоциональное состояние;
• 84% детей делились с родителями своими впечатлениями от занятий;
• видимые изменения в поведении детей отметили 74% родителей; незначительные изменения 15%, нет изменений 11%;
• 88% родителей считаю, что их дети значительно улучшили свои взаимодействия с другими детьми, 12% - незначительные изменения;
• 78% родителей отметили положительные изменения в эмоциональном состоянии детей, 22 % незначительные изменения.
Анализ результатов анкетирования родителей показывает, что большинство респондентов видят положительные изменения в своих детях и положительный опыт в занятиях.
Вывод. Воспитатели и родители детей отмечают, что после четырех месяцев занятий дети стали более спокойны, общительны, жизнерадостны, конфликты и вспышки агрессии стали гораздо меньше, появились друзья.
Диагностическая работа показала, что психологические свойства воспитанников, в динамической модели выпускника дошкольного учреждения, на этапе промежуточного тестирования улучшилось на 18%, на выходе на 6%, в итоге улучшение произошло на 24%; психические состояния, самоуважение, уверенность, рефлексия улучшились в группе на 26% по результатам промежуточного тестирования, на 4,5 % на выходе, что в целом увеличило уровень на 30,5 %.
Программа опробована, результат эффективен. Воспитателям подготовительной к школе группы выдаются рекомендации по работе с воспитанниками. Работа педагога-психолога в этом направлении продолжается, динамика развития отслеживается ежегодно.
