Психологический аспект патриотического воспитания дошкольников

Филиппова Елена Алексеевна

     Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. Именно в этом возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_aspekt.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический аспект патриотического воспитания дошкольников

     Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. Именно в этом возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры.

      В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  • эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
  • когнитивный (наличие представления о родном доме, проявление любознательности);
  • мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
  • практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

    Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребенка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностные отношения к семье, к близким людям. Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания».  Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от условий, в которых живет ребенок и от средств и методов воспитания.

     Отечественные и зарубежные психологи такие, как Х. Литтон, Дж. Грузен,

 А. В. Запорожец, В. А. Петровский отмечают, что ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовывать  такую деятельность он не может. Это должен сделать взрослый, используя современны гуманитарные технологии. Поэтому в нашем детском саду одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания является метод проектов.

    Использование технологии проектирования развивает актуальное для воспитанников поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности. Дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, ответственным отношением к себе, получают право на саморазвитие.

      Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <…>. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко считал необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и их родителями.

    На базе детского сада мною проведено анкетирование старших дошкольников о наличии знаний о Великой Отечественной Войне.

Ответы детей поразили своей искренностью и эмоциональностью. Каждый из воспитанников рассказывал свою историю, правду о своей семье, прадедушках и прабабушках, воевавших на фронтах войны. Дети с искренне гордятся и читают их настоящими героями, которые с честью выполнили свой долг, были преданы Родине и своему народу.

      Таким образом, проведенные с детьми  мероприятия затрагивают сферу развития, обучения и воспитания  ребенка в детском саду. Целесообразно проводить данные мероприятия без приурочивания их к какому-либо событию в жизни страны,  делать это  последовательно в течение всего учебного  года, что и планируется в дальнейшем на базе нашего детского сада. На наш взгляд, получение детьми подобных знаний формирует в них патриотические качества личности и чувства гордости за свой народ, приобщает к истории страны и помогает укрепить авторитет традиций государства.

Литература:

  1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации  / Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»: http://archives.ru/.
  4. Козлова, С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру /  С.А. Козлова. - М.: Владос, 2001. - 94 с.
  5. Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / под  науч. ред. Р.С. Буре. - М.: М.П.О., 1994. - 92 с.
  6. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: Избранное / К.Д. Ушинский. - М.: Карапуз, 2000. - 256 с.