Психологическая подготовка к ЕГЭ. Учимся методам саморегуляции снятия напряжения. Занятие для учащихся 11 класса

Копалина Надежда Владимировна

Цель занятия: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе при сдаче экзаменов.

Задачи:

·     Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

·     Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания  рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.

УЧИМСЯ МЕТОДАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ

И СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Цель занятия: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
  • Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания  рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята, Каждому человеку в  жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание как экзамен (в переводе с латыни «испытания»).  Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями. Уже потом, с ужасом вспоминаются суетные дни, когда катастрофически не хватало ещё одного дня, одной ночи, уверенности в своих силах, спокойствия.

От того насколько психологически грамотно вы справитесь с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние вашего здоровья.

Итак, приступим.

Упражнение 1 «Ассоциации». Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «Экзамен»?

Выпускники называют слова (ассоциации).

Мы с вами можем убедиться, что экзамен для вас является, действительно, актуальной и насущной проблемой и связан с тревогой, страхами и негативными переживаниями.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано?

Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах.

Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

Уважаемые выпускники, это было небольшое вступление, а теперь переходим к основной части нашего занятия.

Итак. Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ необходимо, конечно, заниматься, и прийти на экзамен подготовленным на все 100%.

А для того, чтобы ваши занятия по подготовке к ЕГЭ были эффективными, можно использовать некоторые способы повышения умственной активности.

В данный момент, ребята, ваша задача, получить от меня некоторую долю информации. Вопросы, уточнения, пожелания по ходу нашей работы желательны и даже необходимы.

Повышаем умственную активность!

Ребята, обратите внимание на слайды.

Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится:

  • при наличии приятных запахов лимона, лаванды  

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

  • негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, пение птиц, шум дождя за окном и т. п.
  • при чередовании работы и короткой паузы, через каждые 5 минут (1-2 минуты)
  • переключиться на другую деятельность.
  • заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать
  • выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
  • опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
  • постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.

Снимаем напряжение!

Способы снятия нервно-психического напряжения

Ребята, любой живой организм, обязательно, нуждается в состоянии покоя, отдыха. Для чего нам необходимо умение расслабляться?

Выпускники говорят о необходимости отдыха, расслабления.

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность.

Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение.

Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально, а также сбросить накопившееся напряжение.

Приступим к обучению некоторым несложным упражнениям.

Упражнение 2. «Покажи и запомни».Мы сейчас попытаемся узнать и освоить некоторые способы снятия утомления и напряжения.

Перед вами карточки, на которых написаны различные методы приведения нашего организма в нормальное работоспособное состояние.

Я могла, конечно, просто прочитать их вам, но, по исследованиям психологов, только 5% информации, воспринятой в форме лекции откладывается в долговременную память. В процессе же действия усваивается и запоминается информация гораздо успешнее. Поэтому действуем, играем и запоминаем.

Сейчас каждый из вас возьмет по карточке, прочитает написанное и покажет, изобразит всем мимикой, пантомимой, жестами и т.д., не произнося слов, различные способы снятия напряжения. Можно издавать подходящие звуки.

Работать стараемся быстро. У каждого не больше минуты.

Выпускники по одному выходят и невербально демонстрируют различные способы снятия напряжения, остальные пытаются понять о каком способе идёт речь.

Это лишь некоторые способы и методы, а Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам.

Упражнения, которые помогут расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах:

  • Спортивные занятия.
  • Контрастный душ.
  • Поплавать в бассейне, реке.
  • Можно поколотить подушку.
  • Стирка белья.
  • Выжать мокрое полотенце.
  • Мытье посуды.
  • Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
  • Попросить друга / подругу сделать массаж околошейной зоны.
  • Газету порвать на мелкие кусочки. Затем выбросить в ведро.
  • Потанцевать под музыку.

Напряжение может быть «заперто» в горле. Упражнения:

  • Громко спеть свою любимую песню.
  • Покричать то громко, то тихо.
  • Погулять в лесу, покричать.
  • Производить любые спонтанные звуки.
  • Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
  • Сказать вслух слова Карлсона «Спокойствие, только спокойствие!».

А также:

  • Погулять в тихом месте на природе.
  • Рисование эмоций.
  • Смотреть на горящую свечу.
  • Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  • Умыть лицо холодной водой.
  • Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
  • Поднять настроение - сходить в парикмахерскую, сделать стрижку.

Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться?

Предложите свои оригинальные методики!

Выпускники предлагают свои способы снятия напряжения.

Итак, способов восстановиться и прийти в рабочее состояние множество. Не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать тот, что подходит лично ему.

Знакомимся с приемами волевой мобилизации

 и приемами самообладания

Упражнение 3. "Приятно вспомнить"

Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение.

В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения похожих проблем в прошлом.

В конце концов, нужно твердо сказать себе: "Я решал задачи и посложнее, решу и эту!"

Запоминаем алгоритм:

  1. Вспомнить ситуацию, связанную с проявлением тревожности и эмоционального напряжения, успешно пройденную.
  2. Просмотреть в памяти этапы преодоления нежелательных ощущений.
  3. Понять, что помогло успешно решить проблему (методы, способы).
  4. Сказать себе: «Всё проходит, пройдёт и это».

У вас 5 минут: попробуйте мысленно пройти эти этапы.

Далее. Для того чтобы вы поняли как вы воспринимаете ситуацию прохождения выпускных экзаменов и вашу степень ответственности перед этой ситуацией, я предлагаю поучаствовать в небольшом тестировании.

Этот шуточный тест (шуточный, но… как говорится, в каждой шутке есть!) дает некоторое представление об особенностях вашей стратегии подготовки к экзаменам. Тест состоит из 10 вопросов. На каждый вопрос вам необходимо выбрать одни из вариантов ответа А, В или С. Внимание на слайды.

ТЕСТ. Почему так бывает: кто-то гуляет, развлекается по полной программе, потом приходит на экзамен и по-легкому «срубает» свою пятерку? Ты же учишь, учишь днями и ночами, а тебе с трудом натягивают троечку или вообще отправляют на пересдачу. Что это, закон подлости? Или, может, в экзаменах что-то не так?

  1. Как вы проводите последнюю ночь перед экзаменом?
  1. Гуляю с другом, подругой;
  2. в обнимку с конспектами, как же еще;
  3. стараюсь выспаться.
  1. Чем вы поддерживаете себя во время подготовки к экзамену?
  1. Можно на дискотеке оторваться или боевичок посмотреть;
  2. главное, чтобы кофе не кончался;
  3. побольше витаминов, прохладный душ, немного спорта и свежего воздуха.
  1. Ваше последнее желание утром перед «казнью»?
  1. Плейер с приятной музычкой;
  2. валерьянка и средство от диареи;
  3. хорошее напутствие.
  1. От чего, по-вашему, зависит экзаменационный успех?
  1. Экзамен — это лотерея. Как попадешь;
  2. важно, чтобы дней на подготовку хватило, чтобы билет хороший попался, чтобы шпору не заметили и т.д.;
  3. главное — уверенность в себе, деловой настрой.
  1. Пишете ли вы шпаргалки?
  1. Что же мне, больше делать нечего? Я их стреляю у тех, кто уже сдал;
  2. а как же. Это мое главное занятие во время подготовки. Без них на экзамене делать нечего;
  3. на всякий случай по некоторым предметам кое-что записываю. То, что труднее всего запомнить.
  1. Сильно ли вы волнуетесь перед экзаменом?
  1. Да я как удав на него вползаю;
  2. лично мне так страшно, что желудок болеть начинает;
  3. я стараюсь себя успокоить, настраиваюсь на лучшее.
  1. Вы подходите к аудитории. Перед ней толпится народ, но никто не спешит заходить. Что будете делать вы?
  1. Немножко с народом потусуюсь, давно не виделись;
  2. постараюсь все разузнать: кто как учил, к кому лучше идти, какие вопросы задают. Да еще и повторю что-нибудь;
  3. пойду сдаваться.
  1. Кaк вы поступите, если вам попадется плохой билет?
  1. Не бывает плохих билетов, бывают плохие шпоры;
  2. вероятно, завалюсь. Этого я боюсь больше всего;
  3. постараюсь хоть что-то вспомнить и выбраться за счет материала, который знаю.
  1. Экзаменатор задает вам слишком много вопросов. Что вы думаете об этом?
  1. Ему не нравится мой прикид;
  2. он хочет меня завалить, чувствует, что может, и, скорее всего, завалит;
  3. ему просто очень приятно со мной общаться.
  1. Вы чувствуете, что экзаменатор колеблется между двумя оценками. Ваша реакция?
  1. Ой, мне хватит и той, что поменьше;
  2. скажу, что очень плохо себя чувствую, может, сжалится;
  3. попрошу его задать дополнительный вопрос, «на пятерку».

Приговор

У вас больше А:

Да вы настоящий пофигист. Такое ощущение, что вам абсолютно все равно, сдадите вы экзамены или нет. Если в течение учебного года вы так же относитесь к обычным занятиям, то, скорее всего, за вами тянется внушительный шлейф «хвостов». А может быть, ваш папа — ректор? Тогда лучше поберечь его нервы. А ваши, надо сказать, просто железные. Конечно, уверенность в себе — это очень хорошо, но в такой степени она становится опасной.

У вас больше B:

Интересно, как долго вы приходите в себя после экзаменов? И не доходит ли дело до клиники неврозов? Если вы будете продолжать в том же духе, вы себя угробите. Экзамены — не повод для паники. Это нормальный рабочий момент, после которого наступают каникулы. И чтобы не потратить их на лечение, надо спокойнее относиться к экзаменам, нормально питаться, спать и рационально строить рабочий график. И не надо так трястись со своими шпаргалками, а то однажды вас выгонят с экзамена.

У вас больше C:

Вы — золотая серединка. Конечно, экзамен — это серьезное испытание, и волнение неизбежно. Но вы стараетесь держать себя в руках и соблюдать здоровый режим. Скорее всего, и во время учебного года вы не валяете дурака, успеваете и учиться, и отдыхать. А может, вы просто выбрали профессию, которая подходит вам как никакая другая? В любом случае вы на правильном пути. Если же вдруг вам ставят не ту оценку, на которую вы рассчитывали, не стоит принимать это слишком близко к сердцу. Все образуется. Если же у вас перемешались А, Б и В, это значит, что все экзамены у вас впереди!

Интерпретация теста.

Крайние категории А и С – Это, конечно, ситуации, когда выпускнику стоит пересмотреть свое отношение к предстоящему событию и постараться скорректировать свое поведение.

В завершение нашего занятия я предлагаю прослушать притчу, которая называется  «Бабочка».

Притча «Бабочка»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я прошу вас подумать и ответить всего лишь на 1 вопрос: «Для чего человек постоянно преодолевает себя, проходит через испытания»?

Выпускники делают выводы по прослушанной притче.

Обратная связь. Итак, подводим итоги. Вам нужно определить свое отношение к нашему занятию по известной схеме: «за-против-воздержался».

Внимание!

Сейчас те, которые получили сегодня какую-то информацию, которой они раньше не располагали, и она является полезной, которые задумались о том, что нужно, может быть кое-что изменить в своем отношении к предстоящему событию, которые считают, что занятие было нужным и небессмысленным, на счёт раз-два-три! скажите «Ура!».

Спасибо.

«За»

А теперь те ученики, которые уверены в обратном, покажите, жест из нелегкой жизни гладиаторов (большой палец вниз ).Спасибо.

«Против»

Те, кто, может быть, не определился, сделайте, пожалуйста, движение плечами, как бы говоря, «не знаю….»

Спасибо.

«Воздержался»

Ещё раз спасибо, мне очень важна обратная связь, ваше мнение для дальнейшей работы.

Итак.

Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.

Мы продолжим нашу работу для того, чтобы достичь поставленной цели и успешно сдать государственные экзамены.

СПАСИБО за вашу работу, активность и чувство юмора. Успехов!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Спортивные

занятия

Контрастный

душ

Можно поколотить

подушку

Стирка белья

Выжать

мокрое полотенце

Мытье посуды

Комкание

газетного листа.

Сделать этот комок

как можно меньше

и закинуть подальше

Газету порвать

на мелкие кусочки,

"еще мельче".

Затем выбросить

в ведро.

Потанцевать

под музыку

Громко спеть свою

 любимую песню

Покричать

то громко, то тихо

Погулять в лесу,

 покричать

Производить любые

спонтанные звуки

Высказаться тем

людям, которые

поймут и посочувствуют

Аутотренинг.

Сказать вслух

слова Карлсона

«Спокойствие,

только спокойствие!»

Рисование эмоций

Смотреть

на горящую свечу

Дыхательная

гимнастика.

Вдохнуть

глубоко до 10 раз

Посчитать зубы

 языком с внутренней

стороны.

Все на месте?

Погулять в тихом месте на природе

Поплавать

 в бассейне, реке

Умыть лицо

холодной водой

Попросить друга /

подругу сделать

массаж околошейной

зоны

Сходить

в парикмахерскую,

сделать стрижку

Для памятки

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания, вам полезно:

  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
  • подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
  • рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо...».
  • Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.