Психологическая подготовка к ЕГЭ. Учимся методам саморегуляции снятия напряжения. Занятие для учащихся 11 класса
Цель занятия: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе при сдаче экзаменов.
Задачи:
· Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
· Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.
УЧИМСЯ МЕТОДАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
И СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
Цель занятия: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе при сдаче экзаменов.
Задачи:
- Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
- Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята, Каждому человеку в жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание как экзамен (в переводе с латыни «испытания»). Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями. Уже потом, с ужасом вспоминаются суетные дни, когда катастрофически не хватало ещё одного дня, одной ночи, уверенности в своих силах, спокойствия.
От того насколько психологически грамотно вы справитесь с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние вашего здоровья.
Итак, приступим.
Упражнение 1 «Ассоциации». Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «Экзамен»?
Выпускники называют слова (ассоциации).
Мы с вами можем убедиться, что экзамен для вас является, действительно, актуальной и насущной проблемой и связан с тревогой, страхами и негативными переживаниями.
Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано?
Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах.
Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.
Уважаемые выпускники, это было небольшое вступление, а теперь переходим к основной части нашего занятия.
Итак. Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ необходимо, конечно, заниматься, и прийти на экзамен подготовленным на все 100%.
А для того, чтобы ваши занятия по подготовке к ЕГЭ были эффективными, можно использовать некоторые способы повышения умственной активности.
В данный момент, ребята, ваша задача, получить от меня некоторую долю информации. Вопросы, уточнения, пожелания по ходу нашей работы желательны и даже необходимы.
Повышаем умственную активность!
Ребята, обратите внимание на слайды.
Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится:
- при наличии приятных запахов лимона, лаванды
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
- негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, пение птиц, шум дождя за окном и т. п.
- при чередовании работы и короткой паузы, через каждые 5 минут (1-2 минуты)
- переключиться на другую деятельность.
- заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать
- выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
- подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
- опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
- постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.
Снимаем напряжение!
Способы снятия нервно-психического напряжения
Ребята, любой живой организм, обязательно, нуждается в состоянии покоя, отдыха. Для чего нам необходимо умение расслабляться?
Выпускники говорят о необходимости отдыха, расслабления.
Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность.
Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение.
Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально, а также сбросить накопившееся напряжение.
Приступим к обучению некоторым несложным упражнениям.
Упражнение 2. «Покажи и запомни».Мы сейчас попытаемся узнать и освоить некоторые способы снятия утомления и напряжения.
Перед вами карточки, на которых написаны различные методы приведения нашего организма в нормальное работоспособное состояние.
Я могла, конечно, просто прочитать их вам, но, по исследованиям психологов, только 5% информации, воспринятой в форме лекции откладывается в долговременную память. В процессе же действия усваивается и запоминается информация гораздо успешнее. Поэтому действуем, играем и запоминаем.
Сейчас каждый из вас возьмет по карточке, прочитает написанное и покажет, изобразит всем мимикой, пантомимой, жестами и т.д., не произнося слов, различные способы снятия напряжения. Можно издавать подходящие звуки.
Работать стараемся быстро. У каждого не больше минуты.
Выпускники по одному выходят и невербально демонстрируют различные способы снятия напряжения, остальные пытаются понять о каком способе идёт речь.
Это лишь некоторые способы и методы, а Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам.
Упражнения, которые помогут расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах:
- Спортивные занятия.
- Контрастный душ.
- Поплавать в бассейне, реке.
- Можно поколотить подушку.
- Стирка белья.
- Выжать мокрое полотенце.
- Мытье посуды.
- Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
- Попросить друга / подругу сделать массаж околошейной зоны.
- Газету порвать на мелкие кусочки. Затем выбросить в ведро.
- Потанцевать под музыку.
Напряжение может быть «заперто» в горле. Упражнения:
- Громко спеть свою любимую песню.
- Покричать то громко, то тихо.
- Погулять в лесу, покричать.
- Производить любые спонтанные звуки.
- Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
- Сказать вслух слова Карлсона «Спокойствие, только спокойствие!».
А также:
- Погулять в тихом месте на природе.
- Рисование эмоций.
- Смотреть на горящую свечу.
- Вдохнуть глубоко до 10 раз.
- Умыть лицо холодной водой.
- Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
- Поднять настроение - сходить в парикмахерскую, сделать стрижку.
Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться?
Предложите свои оригинальные методики!
Выпускники предлагают свои способы снятия напряжения.
Итак, способов восстановиться и прийти в рабочее состояние множество. Не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать тот, что подходит лично ему.
Знакомимся с приемами волевой мобилизации
и приемами самообладания
Упражнение 3. "Приятно вспомнить"
Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение.
В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения похожих проблем в прошлом.
В конце концов, нужно твердо сказать себе: "Я решал задачи и посложнее, решу и эту!"
Запоминаем алгоритм:
- Вспомнить ситуацию, связанную с проявлением тревожности и эмоционального напряжения, успешно пройденную.
- Просмотреть в памяти этапы преодоления нежелательных ощущений.
- Понять, что помогло успешно решить проблему (методы, способы).
- Сказать себе: «Всё проходит, пройдёт и это».
У вас 5 минут: попробуйте мысленно пройти эти этапы.
Далее. Для того чтобы вы поняли как вы воспринимаете ситуацию прохождения выпускных экзаменов и вашу степень ответственности перед этой ситуацией, я предлагаю поучаствовать в небольшом тестировании.
Этот шуточный тест (шуточный, но… как говорится, в каждой шутке есть!) дает некоторое представление об особенностях вашей стратегии подготовки к экзаменам. Тест состоит из 10 вопросов. На каждый вопрос вам необходимо выбрать одни из вариантов ответа А, В или С. Внимание на слайды.
ТЕСТ. Почему так бывает: кто-то гуляет, развлекается по полной программе, потом приходит на экзамен и по-легкому «срубает» свою пятерку? Ты же учишь, учишь днями и ночами, а тебе с трудом натягивают троечку или вообще отправляют на пересдачу. Что это, закон подлости? Или, может, в экзаменах что-то не так?
- Как вы проводите последнюю ночь перед экзаменом?
- Гуляю с другом, подругой;
- в обнимку с конспектами, как же еще;
- стараюсь выспаться.
- Чем вы поддерживаете себя во время подготовки к экзамену?
- Можно на дискотеке оторваться или боевичок посмотреть;
- главное, чтобы кофе не кончался;
- побольше витаминов, прохладный душ, немного спорта и свежего воздуха.
- Ваше последнее желание утром перед «казнью»?
- Плейер с приятной музычкой;
- валерьянка и средство от диареи;
- хорошее напутствие.
- От чего, по-вашему, зависит экзаменационный успех?
- Экзамен — это лотерея. Как попадешь;
- важно, чтобы дней на подготовку хватило, чтобы билет хороший попался, чтобы шпору не заметили и т.д.;
- главное — уверенность в себе, деловой настрой.
- Пишете ли вы шпаргалки?
- Что же мне, больше делать нечего? Я их стреляю у тех, кто уже сдал;
- а как же. Это мое главное занятие во время подготовки. Без них на экзамене делать нечего;
- на всякий случай по некоторым предметам кое-что записываю. То, что труднее всего запомнить.
- Сильно ли вы волнуетесь перед экзаменом?
- Да я как удав на него вползаю;
- лично мне так страшно, что желудок болеть начинает;
- я стараюсь себя успокоить, настраиваюсь на лучшее.
- Вы подходите к аудитории. Перед ней толпится народ, но никто не спешит заходить. Что будете делать вы?
- Немножко с народом потусуюсь, давно не виделись;
- постараюсь все разузнать: кто как учил, к кому лучше идти, какие вопросы задают. Да еще и повторю что-нибудь;
- пойду сдаваться.
- Кaк вы поступите, если вам попадется плохой билет?
- Не бывает плохих билетов, бывают плохие шпоры;
- вероятно, завалюсь. Этого я боюсь больше всего;
- постараюсь хоть что-то вспомнить и выбраться за счет материала, который знаю.
- Экзаменатор задает вам слишком много вопросов. Что вы думаете об этом?
- Ему не нравится мой прикид;
- он хочет меня завалить, чувствует, что может, и, скорее всего, завалит;
- ему просто очень приятно со мной общаться.
- Вы чувствуете, что экзаменатор колеблется между двумя оценками. Ваша реакция?
- Ой, мне хватит и той, что поменьше;
- скажу, что очень плохо себя чувствую, может, сжалится;
- попрошу его задать дополнительный вопрос, «на пятерку».
Приговор
У вас больше А:
Да вы настоящий пофигист. Такое ощущение, что вам абсолютно все равно, сдадите вы экзамены или нет. Если в течение учебного года вы так же относитесь к обычным занятиям, то, скорее всего, за вами тянется внушительный шлейф «хвостов». А может быть, ваш папа — ректор? Тогда лучше поберечь его нервы. А ваши, надо сказать, просто железные. Конечно, уверенность в себе — это очень хорошо, но в такой степени она становится опасной.
У вас больше B:
Интересно, как долго вы приходите в себя после экзаменов? И не доходит ли дело до клиники неврозов? Если вы будете продолжать в том же духе, вы себя угробите. Экзамены — не повод для паники. Это нормальный рабочий момент, после которого наступают каникулы. И чтобы не потратить их на лечение, надо спокойнее относиться к экзаменам, нормально питаться, спать и рационально строить рабочий график. И не надо так трястись со своими шпаргалками, а то однажды вас выгонят с экзамена.
У вас больше C:
Вы — золотая серединка. Конечно, экзамен — это серьезное испытание, и волнение неизбежно. Но вы стараетесь держать себя в руках и соблюдать здоровый режим. Скорее всего, и во время учебного года вы не валяете дурака, успеваете и учиться, и отдыхать. А может, вы просто выбрали профессию, которая подходит вам как никакая другая? В любом случае вы на правильном пути. Если же вдруг вам ставят не ту оценку, на которую вы рассчитывали, не стоит принимать это слишком близко к сердцу. Все образуется. Если же у вас перемешались А, Б и В, это значит, что все экзамены у вас впереди!
Интерпретация теста.
Крайние категории А и С – Это, конечно, ситуации, когда выпускнику стоит пересмотреть свое отношение к предстоящему событию и постараться скорректировать свое поведение.
В завершение нашего занятия я предлагаю прослушать притчу, которая называется «Бабочка».
Притча «Бабочка»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я прошу вас подумать и ответить всего лишь на 1 вопрос: «Для чего человек постоянно преодолевает себя, проходит через испытания»?
Выпускники делают выводы по прослушанной притче.
Обратная связь. Итак, подводим итоги. Вам нужно определить свое отношение к нашему занятию по известной схеме: «за-против-воздержался».
Внимание! Сейчас те, которые получили сегодня какую-то информацию, которой они раньше не располагали, и она является полезной, которые задумались о том, что нужно, может быть кое-что изменить в своем отношении к предстоящему событию, которые считают, что занятие было нужным и небессмысленным, на счёт раз-два-три! скажите «Ура!». Спасибо. | ⇨«За» |
А теперь те ученики, которые уверены в обратном, покажите, жест из нелегкой жизни гладиаторов (большой палец вниз •).Спасибо. | ⇨«Против» |
Те, кто, может быть, не определился, сделайте, пожалуйста, движение плечами, как бы говоря, «не знаю….» Спасибо. | ⇨«Воздержался» |
Ещё раз спасибо, мне очень важна обратная связь, ваше мнение для дальнейшей работы.
Итак.
Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.
Мы продолжим нашу работу для того, чтобы достичь поставленной цели и успешно сдать государственные экзамены.
СПАСИБО за вашу работу, активность и чувство юмора. Успехов!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Спортивные занятия | Контрастный душ | Можно поколотить подушку |
Стирка белья | Выжать мокрое полотенце | Мытье посуды |
Комкание газетного листа. Сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше | Газету порвать на мелкие кусочки, "еще мельче". Затем выбросить в ведро. | Потанцевать под музыку |
Громко спеть свою любимую песню | Покричать то громко, то тихо | Погулять в лесу, покричать |
Производить любые спонтанные звуки | Высказаться тем людям, которые поймут и посочувствуют | Аутотренинг. Сказать вслух слова Карлсона «Спокойствие, только спокойствие!» |
Рисование эмоций | Смотреть на горящую свечу | Дыхательная гимнастика. Вдохнуть глубоко до 10 раз |
Посчитать зубы языком с внутренней стороны. Все на месте? | Погулять в тихом месте на природе | Поплавать в бассейне, реке |
Умыть лицо холодной водой | Попросить друга / подругу сделать массаж околошейной зоны | Сходить в парикмахерскую, сделать стрижку |
Для памятки
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания, вам полезно:
- понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
- подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
- рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
- постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
- не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
- помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо...».
- Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.