Анализ опыта работы в Сенсорной комнате

Баскова Ольга Алексеевна

Представлен опыт работы в Сенсорной комнате,рассмотрены некоторые аспекты специфики работы. Более подробно проанализирована работа с детьми раннего возрата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кабинет «Сенсорная комната» был открыт в Центре Диагностики и консультирования в 2007 году. За это время, занятия в сенсорной комнате посетили более  500 детей дошкольного и школьного возраста. На занятия дети направляются  по рекомендациям  специалистов  Центра (психологи, логопеды, дефектологи), а так же проходят обследование у  врача-невролога.   Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин» (в переводе с голландского «дрема»), мультисенсорная комната) – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы. Приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики, которые помогают ребенку, взрослому развивать свои сенсорные способности, ощутить уют,  комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

   Уже отмечалось, что в современных условиях все четче проявляется тенденция к использованию в образовательном процессе полифункционального оборудования, требующего организации работы не на малой плоскости стола, а в больших помещениях (в большом пространстве). Однако рекомендации по использованию такого оборудования разработаны недостаточно.  

    Мною разработаны, апробированы и используются  программы   для детей раннего возраста (от 1 года до 3-х лет), дошкольного и младшего школьного возраста. Можно выделить два основных  вида психологической коррекции с использованием Сенсорной комнаты, проводимых в нашем Центре:

-психокоррекция   эмоционального развития ребенка;

-психокоррекция   сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.

   В зависимости от проблемы, решаемой при коррекционной работе, применяются различные приемы игровой, групповой, индивидуальной работы.

  Так же следует учитывать  противопоказания для посещения Сенсорной комнаты, поэтому перед посещением занятий  необходимо обследование неврологом. Противопоказания:   глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и  ритмичную  музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Методы  работы:

-релаксация;

-активация/

Методики работы:

1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Примерная структура  занятий (релаксация для дошкольного возраста):

  1. Ритуал приветствия.
  2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
  3. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
  4. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности  (игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты).
  5. Обобщение. Ритуал прощания.

Причины направлений детей  на занятия в Сенсорную комнату

Процентное соотношение

 Нарушения  сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности  у  детей «группы риска» (ранний  возраст)

15%

  Психологическая работа с поведенческими отклонениями, снятие внутреннего напряжения, тревожности, преодоление агрессии (дошкольный и младший школьный возраст)

20%

   Развитие и коррекция высших психических функций у детей с задержкой     развития и интеллектуальной недостаточностью разной степени тяжести (в комплексной работе с другими специалистами)

15%

Преодоление трудностей социализации, развитие и коррекция коммуникативной сферы,  

25%

Психопрофилактическая работа (авитальное поведение)

13%

Психокоррекционная помощь  для заикающихся  детей

10%

Другие причины.

 2%

   Как видно из данных таблицы, основными причинами  посещения занятий в

Сенсорной комнате были:

 1.компенсация и  активация   нарушенных функций кинестетического, слухового, зрительного  анализаторов, психических процессов у детей «группы риска» в раннем возрасте;  

2.активация  и коррекция высших психических функций у детей с задержкой     развития и интеллектуальной недостаточностью разной степени тяжести, за счет  использования обогащенной мультисенсорной среды;

3.различные психологические проблемы: депрессивные состояния, неврозы, стрессы, поведенческие  нарушения;  

4. психокоррекционная помощь  для заикающихся  детей с целью достижения  состояния релаксации стимуляция и развитие их навыков невербального и вербального общения с окружающими, их социальная адаптация.

5. создание  положительного эмоционального фона, повышения  мотивации к проведению других  коррекционных занятий.

           

Возрастной состав детей,  посетивших  сенсорную  комнату  за  2013-2015 гг.

(в процентном соотношении).

Возраст

Процентное соотношение

 До 1 года.

5%

От 1 года до 3 лет

30%

4-6 лет.

45%

7-10 лет.

15%

11-15 лет.

5%

    Основную группу детей, получающих коррекционную помощь в сенсорной комнате, составляют дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Дети, включенные в индивидуальную и групповую  коррекционную работу, получали  комплексную помощь со стороны психологической, дефектологической и логопедической служб.  

     Разработаны индивидуальные бланки для детей раннего и дошкольного возраста, где отражаются  результаты индивидуальной коррекционной работы. По окончанию  цикла занятий, родителям даются рекомендации по дальнейшей  работе  с детьми.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста разработаны парциальные  программы:

- «Коррекция психоэмоциональных нарушений у  детей в условиях сенсорной комнаты»;

-  Комплексная  программа «Релакс +» (для заикающихся детей);

-« Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ»

Для детей раннего возраста разработана программа:

- «Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности».

   Мною проводилась исследовательская работа по изучению   положительного  влияния полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты как элемента здоровьесберегающей деятельности на психофизическое и эмоциональное состояние   детей дошкольного и школьного возраста.

В исследовании использовались:

  1. 8-цветный тест Люшера (для определения эмоционального состояния школьников через восприятие цвета)

2) методика САН, определяющая психофизическое состояние детей   (самочувствие, активность и настроение).

Исследование проводилось в два этапа: в начале цикла занятий и по окончанию.

Результаты по тесту Люшера:

восторженное состояние до занятий в СК было у 34%  детей, после – у 58%; спокойное, уравновешенное до занятий в СК было у 20% ребят, после – у 28%.

Активное, возбужденное состояние до СК имели 27%  детей, после занятий – 6%, удовлетворительное состояние до посещения СК имели 27%  ребят, после занятий – 12%.

Результаты по тесту Люшера:

     Результаты по методике САН таковы: самочувствие после посещения СК улучшилось у 15% детей. Хорошее настроение до посещения СК было у 70%  ребят, после СК очень хорошее настроение стало у 80%.  Активность повысилась после посещения СК у 10% детей: до СК среднюю активность имели 61% учащихся, после СК высокая активность была уже у 71% ребят. В целом результаты самочувствия, активности, настроения  у детей  улучшились, действительно есть положительные сдвиги в общем состоянии организма. 

Результаты по методике САН

    Так же положительную динамику можно наблюдать  после проведенных занятий у заикающихся детей.  Преимущества  обучения психомышечной саморегуляции в условиях сенсорной комнаты можно определить    изолированностью, необычностью обстановки.  Использование  интерактивного  оборудования    позволяет   значительно  легче добиться эффекта произвольной релаксации: оптические эффекты сенсорной комнаты позволяют переключать внимание  детей;

свето-звуко-тактильная стимуляция в сенсорной комнате легко может быть ассоциирована с природными релаксирующими объектами, что усиливает глубину релаксации.  

     Таким образом, проводимые занятия в  сенсорной комнате оказывает положительное воздействие на психофизическое и эмоциональное здоровье, а это значит, что сенсорные комнаты целесообразно использовать психокоррекционные  и  здоровьесберегающие технологии.

     Моя методическая тема звучит так: «Коррекция сенсорно-перцептивных процессов у детей раннего возраста, в условиях интерактивной среды сенсорной комнате ». Поэтому, более углубленное исследование было проведено с детьми раннего возраста, целью которого являлось: изучение компенсаторных возможностей интерактивного оборудования  в работе с детьми раннего возраста  т.е  активация различных функций центральной нервной системы за счет  использования  обогащенной мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.).

Организация и методы  диагностики   детей раннего возраста.

     Достаточно часто, в психолого-педагогической литературе  встречается мнение, что у детей  раннего возраста наблюдается  существенное недоразвитие функционирования и слаженности в работе зрительного, слухового и тактильно-кинестетического анализаторов, что негативно влияет на психомоторное и сенсорно-перцептивное развитие детей. Было экспериментально доказано, что   коррекционная работа, проводимая   в  условиях полифункциональной  среде  с  детьми   раннего  дошкольного возраста,  значительно активизирует процессы восприятия: слухового, зрительного, сенсорно-пецептивных процессов.

  Общий объем обследуемых    составил   15 детей от 1,5 года до 2 лет. Это дети, имеющие неврологические нарушения (ПП ЦНС, гидроцефальный синдром, асфиксия, патологии беременности или родов). В коррекционно-развивающей работе принимали участие те же дети, которые участвовали в обследовании. Проводилось изучение особенностей сенсорного  развития детей  раннего дошкольного возраста;  дано обоснование и описание методик обследования, проанализирован уровень развития  сенсорных функций   детей  исследуемой группы.    Разработанный  коррекционно-развивающий комплекс  занятий способствует коррекции и ликвидации многих неблагоприятных нарушений у детей, способствует повышению функциональных и адаптационных возможностей организма. Предложен определенный  цикл посещений, он   включает в себя 10-15 занятий в сенсорной комнате по 15-20 минут. Все дети перед посещением сенсорной комнаты  прошли медицинское и психолого-педагогическое обследование. По данным обследования, у  детей данной  группы     наблюдается    умеренно выраженная задержка психического  или/и  речевого развития. Изначально предполагалось  использовать при  диагностике  детей  традиционных методик, однако столкнулась  с определенными трудностями. Например, традиционные методики обследования не в полной мере учитывают возможности детей раннего возраста, важные именно с точки зрения последующей организации работы  (прежде всего, уровень сформированности восприятия, сенсорно-перцептивных функций, а также тактильных, кинестетических, и т. д.). При разработке специальных  методик диагностики исходила из того, что у детей     в первую очередь наблюдается  нарушения сенсорно-перцептивных функций.  

    Были подобраны для обследования методики,  состоящие  из двух блоков заданий: на основе традиционной  методики психолого-педагогической диагностики Э.Г.Пилюгиной, шкалы психомоторного развития по Гриффитс (второй год жизни), и  опросника для родителей  «Шкала развития детей  от 14 мес. до 3,5 лет ».

   Диагностика осуществлялось в форме индивидуального психолого-педагогического эксперимента в условиях темной   сенсорной комнаты, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной жизнедеятельности в домашней обстановке родителями. Совокупность данных, полученных в процессе выполнения детьми двух блоков заданий, в ходе анкетирования   родителей, изучения заключений ПМПК   позволила сделать выводы об уровне и особенностях развития детей и выстроить на этой основе корректную в методическом отношении последовательность работы по коррекции нарушений сенсорного  развития детей  раннего возраста. По данным обследования, у  детей данной  группы   также   наблюдается    группа риска по эмоциональным или/и  речевым       нарушениям.

   По результатам диагностики и после проведенных коррекционных мероприятий, родителям давались рекомендации по воспитанию, развитию ребенка, а так же по подбору дидактических игр и пособий для занятий в домашних условиях.

    Первый блок заданий (скрининг-диагностика по Гриффитс) был направлен на определение следующих параметров: общей и мелкой моторики, сформированности функциональных возможностей кистей и пальцев рук, двигательных навыков; зрительного восприятия; уровня сформированности у детей сенсорно-перцептивных  действий; внимания; сформированности ориентировки в пространстве; развития, понимания речи. Следует отметить, что после проведенных коррекционных занятий, во всех показателям психомоторного развития у детей, наблюдается положительная динамика:

- общая  моторика (Д.З.) – отмечается преобладание среднего и низкого    уровня развития (моторная неловкость);  после проведенной коррекционной работы –  улучшение среднего и  высокого уровня развития от 33%  до  60 %;

-мелкая моторика - выявлено  средний и низкий уровень развития; после занятий – увеличение среднего и высокого уровня развития

(от 7 % до  66 %);

-эмоциональный отклик показал значительное увеличение   эмоционального отклика на занятия в сенсорной комнате (снизилась тревожность, реакция на пребывание в необычной обстановке от 18 % до 67 %)

- средства общения так же улучшились -  дети стали использовать более сложную мимику, жесты, стали  появляться новые слова, запоминали названия некоторых предметов. Отмечается улучшения в познавательной активности, контактности, внимательности  при выполнении предложенных заданий. Следует учесть, что показателями в этом возрасте так же являются и ответные реакции ребенка (мимика, положительные отклики) на эмоционально-радостное общение со взрослыми. А спонтанные эмоциональные экспрессии - показатель хорошего самочувствия ребенка, но не более. Наглядно результаты исследования до проведенных  занятий и после занятий  представлены на рисунках 1-8.  

Рис.1  Общая моторика                                       Рис.2  Мелкая моторика

Рис.3 Эмоциональный         отклик                  Рис.4 Средства         общения                                   

Рис.5  Внимание                                                          Рис.6   Характеристика  речи

                 Рис.7   Познавательная  активность                               Рис.8  Контактность

     С помощью второго блока заданий определялся уровень сформированности у обследуемых детей восприятия: зрительного, слухового, тактильного, а так же  сенсорно-перцептивных действий, с использованием  элементов методики  Э.Г.Пилюгиной.   Блок состоял из пяти заданий «Пирамидка» «Собери матрешку», «Построй башню», «Вкладыши», «Раскладывание предметов по форме, цвету».  

    Рассматривая результаты  исследования, можно наглядно убедиться, что наблюдается положительная динамика после проведенных коррекционных занятий. Зрительное восприятие улучшилось от 13 % до 34; слуховое восприятие от 23% до 36; тактильные ощущения от 14 % до 31 %.

Итоговые результаты исследования   восприятия        

     По результатам выполнения детьми двух блоков заданий, а также изучения медицинской и психолого-педагогической документацию, у исследуемой  группы детей были выделены три   уровня, в основу которых были положены оценочные критерии, характеризующие состояние их сенсорно-перцептивной, познавательной и речевой деятельности.    

     Чтобы более точно определить уровень общего психоречевого, сенсорного и моторного развития, сформированности социально-бытовых навыков и различных видов ощущений у детей, использовалось  анкетирование родителей - Шкала развития детей  от 14 мес. до 3,5 лет  , которая апробирована  в Центре Диагностики и консультирования.  Анкета охватывает:

- социальное развитие ребенка;

- навыки самообслуживания у ребенка;

-сенсомоторное развитие ребенка;

- развитие мелких и крупных движений у ребенка;

-понимание языка, эмоциональное состояние  ребенка на момент обследования.

     В то же время,  беседы по результатам  анкеты для родителей, позволил     нам сделать вывод о том, что причинами низкого уровня развития ребенка является  не только особенности уровень развития ребенка, развития его  сенсорной сферы, неврологические нарушения, время, но и качественная  педагогическая грамотность родителей, системность занятий. Отмечается, что родители или  часто в ответах  завышают  или занижают уровень развития ребенка, что может говорить о гиперопеке или гипоопеке, а так же о неправильно стиле семейного воспитания или неграмотном подходе к развитию и воспитания ребенка.

    Таким образом,  систематическая работа с предложенным комплексом коррекционной в условиях полифункциональной интерактивной среды, способствует совершенствованию фиксации, глазомера, цветовосприятия, формированию зрительно-моторных координаций, навыков ориентировки в пространстве, а следовательно, ребенок   быстрее сможет  адаптироваться в социуме, в микрогруппе сверстников.

     Так же,  подтверждаются данные об огромной роли в развитии  ребенка  своевременности и адекватности оказания ему коррекционно-развивающей помощи. Исходя из этого, занятия в сенсорной комнате с использованием уникального интерактивного оборудования в коррекционно-развивающей работе   открывает  перед педагогами  широкие возможности в решении проблемных задач в обучении  разновозрастных детей.

      В 2011 году кабинет пополнился новым интерактивным оборудованием:

проектором Брейскан, Цвето-Звуковым панно, Солнечным домиком, сухим  бассейном, вторым аппаратом фиброволокно, Панно «Звезды», мягким напольным покрытием, что значительно расширило функциональные возможности использования сенсорной комнате в психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми разных возрастов.

      Моя психологическая работа  в сенсорной комнате плавно сплелась  с комплексными  программами других специалистов  Центра- это комплексная коррекция  детей, имеющие логопедические расстройства(специалисты- логопед, дефектолог, психолог).Увеличивается количество детей с нарушениями темпа и ритма  речи (заикание различной этиологии),что более широко позволяет применять программу «Релакс плюс» комплексной коррекции с логопедом. Располагающая и уютная обстановка кабинета  позволяет проводить психопрофилактическую работу с детьми и подростками, имеющих нарушения в эмоциональной сфере, склонных к авитальным проявлениям.

Результаты психокоррекционной работы  в Сенсорной комнате

за 2013-2015 учебный год.

(в процентном соотношении)

Результаты коррекционной работы  

Процентное       соотношение

Дети, окончившие курс коррекции  с  положительной динамикой в соответствии с запросом.

 65%

 Рекомендован повторный курс занятий.

 30%

Дети, прервавшие обучение (по разным причинам).

 5%