Консультация для педагогов и родителей "Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей"

Материал содержит описание метода песочной терапии и его применение для коррекции тревожности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Звёздочка»

Консультация для воспитателей и родителей

«Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста»

D:\консультации\3.jpg

Песочная терапия — это терапевтический метод раннего развития детей, оказывающий сильнейшее положительное воздействие на эмоциональную и познавательную сферу ребенка.

В процессе игры с песком решаются следующие задачи: 

  • коррекция различных  форм нарушений поведения;
  • помощь при сложностях во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция повышенной  тревожности, страхов, агрессивности.

Для детей игра с песком – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет.

В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Взрослый создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. Поэтому метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей.

Материалы песочной терапии.

Сама песочница для занятий – прямоугольной формы голубого цвета – цвет ясного неба, позитивный и настраивающий на созерцательный и творческий лад. Но самое главное – это фигурки. Несколько групп самых разных по цвету, форме и размеру игрушек позволяют ребенку выстроить то, что он пожелает. Обычно используются следующие группы миниатюрных игрушек:

  • Люди. Всех возрастов, профессий, рас и национальностей и обязательно обоих полов.
  • Животные – дикие, домашние, разных размеров, привычные малышу и не знакомые, симпатичные и страшные.
  • Персонажи мультфильмов – также, от уродливых и неприятных, до смешных и хорошо знакомых малышу.
  • “Страшилки” из сказок – ведьмы, чертики, колдуны и прочая “нечисть”.
  • Всевозможные строения – от простых домиков до замков.
  • Мебель, транспорт, растения.

Ниже представлены игры, которые можно использовать воспитателям на занятиях, а также родителям дома:

  • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
  • «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
  • Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка.
  • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
  • Змейка. Проскользните ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.).
  • Пианино. По поверхности песка можно поиграть, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом должны двигаться не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.
  • Пуговичный массаж. Предложите ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.
  • Обыкновенное чудо. И наконец, можно безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, аэродромы, железные дороги, комнаты для кукол и т. д.

Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Подготовила

педагог-психолог Смурова Е.В.