Арт-практикум "Психологические маски"

Живило Наталья Юрьевна

Психологический практикум с использованием грима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_maski.doc18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические маски

Практическое занятие с использованием грима

Участники: педагоги-психологи.

Цель: самопознание, личностный рост.

Задачи:

– знакомство со своими масками, присвоение их;

– осознание своих положительных и отрицательных качеств.

Материалы: аквагрим, крем для снятия макияжа, ватные диски, влажные салфетки, возможны различные аксессуары (головные уборы, шарфы и т.д.)

Ход занятия

  1. Знакомство.
  2. Чаще всего при слове «маска» возникают ассоциации с праздником, карнавалом, дурачеством и т.п. В наше время мы привыкли считать маски атрибутом зрелищ. На самом деле маска («личина») – очень древнее и очень серьезное изобретение человечества. Первоначальная магическая функция маски – стать на время тем, кого она изображает. Маска до сих пор дает нам реальную возможность превращения, метаморфозы, чуда. Как показывает вся история мировой культуры, маска возникла очень и очень давно, и не для увеселения, а для того, чтобы замаскироваться, создать образ иного мира.

Весь мир – театр, и хотим мы того или нет, мы являемся его актерами. Мы играем множество ролей, определяемых архетипами коллективного бессознательного.

Архетип - (от греч. arche - начало и typos - образ), изначальный, первоначальный образ, прообраз, запечатленный в душе человека. Понятие архетип идет от Платона; позже его применял Юнг, считая архетипом – любое «стойкое понятие или идею».

Архетип создает для личности анонимное единство «Я» и окружающих, позволяя понимать разных людей. Архетипы создаются и сохраняются в коллективной психике.

Развивая идею архетипов, Четуинд выделил четыре основных сектора: Божественное дитя, Мудрость, Сила и Самость. Каждый сектор имеет полярные проявления, светлые и теневые (темные) аспекты.

Архетип имеет свою собственную систему ценностей и убеждений; определенные шаблоны и правила во взаимоотношениях и отношения к миру; жизненный сценарий.

Зная проявления и психологию каждого сектора, можно привнести изменения в жизненный сценарий, предположить поведение человека и его результаты в жизни.

3. Я хочу предложить вам сегодня поиграть и примерить на себя разные  архетипические маски.

        Всего у нас будут четыре роли:

1. Хозяин/Хозяйка

2. Воин/Охотница

3. Принц/Принцесса

4. Шут/Жрица

Все эти роли имеют определенный образ – обладают определенными качествами (и положительными, и отрицательными). И для начала я прошу вас определить, какие это могут быть качества. Обязательно разделите плюсы и минусы. Давайте поделимся на 2 группы, а потом сравним результаты.

4. А теперь попытайтесь определить для себя, в какой роли Вы чаще бываете в жизни (ориентируйтесь на качества и психологический образ роли). И какие роли вам несвойственны, используются вами реже всего.

5. Определили? А теперь самое интересное!

Мы берем аквагрим и пытаемся воплотить эти роли в жизнь!

Очень важно – определить, можете ли вы примерять разные маски, наименее свойственные вам роли. Будем рисовать маски не себе, а друг другу. Поэтому я предлагаю вашим партнерам нарисовать Вам ту маску, которая вам (по вашему мнению) подходит меньше всего. Разумеется, маску определяете вы сами, но ваш партнер рисует так, как он видит образ этой маски.

Итак, мы рисуем.

6. Завершающий этап. Обсуждение. Насколько вам комфортно в данной роли? Насколько легко было рисовать маску партнеру?

7. Фотосессия в образах.

Литература:

Калошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации. – 2010. – 75 с.

Четуинд Т. Архетипический квадрат.