Гендерные особенности профессионального самоопределения подростков с высоким умственным развитием

Макухина Елена Геннадьевна

В данной статье представлены основные барьеры на пути профессионального самоопределения девушек и юношей с высоким интеллектуальным развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernye_razlichiya_v_prof_ns_portal.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог ЦПМСС

Красносельского района по городу Санкт-Петербург

Макухина Е.Г.

Гендерные особенности профессионального самоопределения подростков с высоким умственным развитием

Авторами разных стран описано множество несовпадающих  данных о характере и выраженности гендерных различий в познавательных способностях учащихся с высоким интеллектуальным развитием [Попова Л.В., Савостеенко Н.А., Щебланова Е.И.]. По мнению Е.И. Щеблановой, различия в кросскультурных исследованиях свидетельствуют о значительном влиянии социальных и культурных факторов на формирование гендерных различий. Таким образом, выявленные различия в способностях юношей и девушек существуют из-за «сложного взаимодействия маленьких биологических различий и больших различий в опыте социализации» [Щебланова Е.И. «Неуспешные одаренные школьники», с. 112-117].

В таблице представлены основные внешние и внутренние барьеры, ограничивающие профессиональное самоопределение девушек и юношей. В целом, по мнению психологов, изучавших проблему профессиональной самореализации одаренных юношей и девушек, наибольшее внимание специалистами должно оказываться старшеклассницам, подверженным гендерным стереотипам о месте женщины в обществе. Необходимо помочь девушкам выбрать профессию из сферы проявления их одаренности, а не из той области, в которой, как считается, им будет легче справляться с будущими семейными обязанностями («традиционно женские профессии») [Попова Л.В., Щебланова Е.И.].

Таблица «Барьеры, ограничивающие профессиональное самоопределение»

Девушки

Юноши

Внешние барьеры

1. Общественные стереотипы о гендерных ролях

Выбор профессии и способ получения образования у девушек сильно зависит от планирования семейной жизни. Девочки подвержены влиянию гендерных стереотипов о «неженских» предметах, а так же имеют намного меньше ранней практики и взрослых образцов для подражания.

Юноши менее подвержены влиянию гендерных стереотипов по отношению выбора профессий. Мужчины реже, чем женщины, отказываются от интересной работы при неблагоприятных условиях.

2. Представления родителей о способностях и достижениях своих детей и их ожидания

Родительские оценки очень сильно влияют на девочек, которые характеризуются большей чувствительностью к внешним оценкам и обладают более высокой ранимостью, чем мальчики. Девочки практически всю жизнь помнят о том, как родители оценивали их способности.

Родители мальчиков чаще, чем родители девочек, считают, что их дети обладают высокими способностями, и с возрастом эта тенденция усиливается.

3. Выявление одаренных учителями

Учителя нередко удивляются, когда узнают, что та или иная из их учениц успешно выполняет тесты интеллекта. (Одаренные девочки могут умело скрывать свой интеллект)

Учителя обычно способны идентифицировать одаренных мальчиков и, в среднем, больше их любят, чем одаренных девочек.

4. Мужчины - преподаватели

Воспринимают одаренных девочек как более эмоциональных, напряженных и доверчивых. Чаще рассматривают учениц в более традиционной манере, чем женщины – преподаватели.

Воспринимают одаренных мальчиков как любознательных, изобретательных, импульсивных и оригинальных (с хорошо развитым воображением).

5. Полоролевые стереотипы учителей обоих полов

Девочки добиваются успеха с помощью усердия. Низкие ожидания в отношении успешности девочек, в отличие от мальчиков. Поднятые руки девочек реже замечаются, чем мальчиков.

У юношей хорошо развиты врожденные способности. Частое преувеличение активности мальчиков на уроках математики, любви к предмету и самостоятельности мышления. Неудачи мальчиков объясняют отсутствием усидчивости, невнимательностью, ленью.

Внутренние барьеры

1. Оценка своих интеллектуальных способностей

Уверенность в себе и самооценка способностей одаренных девочек устойчиво уменьшается с возрастом. Избегают демонстрировать свои достижения, идут по пути приспособления к групповым нормам ровесников, т.к. высокий интеллектуальный уровень и принятие сверстниками одаренные девочки часто воспринимают как несовместимые вещи.

Мальчики отличаются большей уверенностью в своих способностях и будущих достижениях. С самого раннего возраста у них стимулируют развитие познавательных процессов, двигаться более самостоятельно и активно, обходиться без помощи взрослых. Мальчики нацелены на внешний мир, достижения связанные с работой для них имеют большое значение.

2. Принятие своей одаренности

Одаренной девушке трудно принять себя, т.к. существует конфликт между ее индивидуальными особенностями, жизненными ценностями и традиционными представлениями о женщине.

Одаренному юноше легче принять себя; одаренность – его козырная карта, которая поможет ему самореализоваться в дальнейшей жизни.

3. Характерные личностные черты

Одаренные девушки отличаются большей тревожностью и меньшей уверенностью в себе, сильным перфекционизмом, часто демонстрируют «выученную беспомощность». Они испытывают большие трудности при сравнении себя с другими учащимися и часто преуменьшают свои достижения.

Одаренные мальчики часто обладают эмоциональной чувствительностью и признаками психологической андрогинии. Важно, чтобы юноши ценили свою эмоциональность, но не рассматривали ее как специфически женскую черту, чтобы не ранить свою мужскую идентичность.

4. Характерные проблемы, связанные с реализацией одаренности

Девушки, обладающие мультипотенциальностью,  часто не могут определиться с предпочтениями, им все интересно и все удается.

В литературе приводятся данные о преобладании доли мальчиков среди одаренных с двойной исключительностью.

Список используемой литературы:

1) Попова Л.В. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. Выпуск 4. – М.: МИОО, 2006. – 120 с.

2) Савостеенко Н.А. Гендерная социализация на разных возрастных этапах в различных видах профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: http://psyjournals.ru/icjp_2011/issue/41811.shtml (дата обращения: 14.12.2013)

3) Щебланова Е.И. Лонгитюдное исследование взаимосвязей компонентов общей одаренности учащихся в период с V по VII классы // На пороге взросления. – М.: МГППУ, 2011 - C. 114-124. URL: http://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48328.shtml (дата обращения 27.01.2014)

4) Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008 – 212 с.