Гендерные особенности профессионального самоопределения подростков с высоким умственным развитием
В данной статье представлены основные барьеры на пути профессионального самоопределения девушек и юношей с высоким интеллектуальным развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernye_razlichiya_v_prof_ns_portal.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог ЦПМСС
Красносельского района по городу Санкт-Петербург
Макухина Е.Г.
Гендерные особенности профессионального самоопределения подростков с высоким умственным развитием
Авторами разных стран описано множество несовпадающих данных о характере и выраженности гендерных различий в познавательных способностях учащихся с высоким интеллектуальным развитием [Попова Л.В., Савостеенко Н.А., Щебланова Е.И.]. По мнению Е.И. Щеблановой, различия в кросскультурных исследованиях свидетельствуют о значительном влиянии социальных и культурных факторов на формирование гендерных различий. Таким образом, выявленные различия в способностях юношей и девушек существуют из-за «сложного взаимодействия маленьких биологических различий и больших различий в опыте социализации» [Щебланова Е.И. «Неуспешные одаренные школьники», с. 112-117].
В таблице представлены основные внешние и внутренние барьеры, ограничивающие профессиональное самоопределение девушек и юношей. В целом, по мнению психологов, изучавших проблему профессиональной самореализации одаренных юношей и девушек, наибольшее внимание специалистами должно оказываться старшеклассницам, подверженным гендерным стереотипам о месте женщины в обществе. Необходимо помочь девушкам выбрать профессию из сферы проявления их одаренности, а не из той области, в которой, как считается, им будет легче справляться с будущими семейными обязанностями («традиционно женские профессии») [Попова Л.В., Щебланова Е.И.].
Таблица «Барьеры, ограничивающие профессиональное самоопределение»
Девушки | Юноши |
Внешние барьеры | |
1. Общественные стереотипы о гендерных ролях | |
Выбор профессии и способ получения образования у девушек сильно зависит от планирования семейной жизни. Девочки подвержены влиянию гендерных стереотипов о «неженских» предметах, а так же имеют намного меньше ранней практики и взрослых образцов для подражания. | Юноши менее подвержены влиянию гендерных стереотипов по отношению выбора профессий. Мужчины реже, чем женщины, отказываются от интересной работы при неблагоприятных условиях. |
2. Представления родителей о способностях и достижениях своих детей и их ожидания | |
Родительские оценки очень сильно влияют на девочек, которые характеризуются большей чувствительностью к внешним оценкам и обладают более высокой ранимостью, чем мальчики. Девочки практически всю жизнь помнят о том, как родители оценивали их способности. | Родители мальчиков чаще, чем родители девочек, считают, что их дети обладают высокими способностями, и с возрастом эта тенденция усиливается. |
3. Выявление одаренных учителями | |
Учителя нередко удивляются, когда узнают, что та или иная из их учениц успешно выполняет тесты интеллекта. (Одаренные девочки могут умело скрывать свой интеллект) | Учителя обычно способны идентифицировать одаренных мальчиков и, в среднем, больше их любят, чем одаренных девочек. |
4. Мужчины - преподаватели | |
Воспринимают одаренных девочек как более эмоциональных, напряженных и доверчивых. Чаще рассматривают учениц в более традиционной манере, чем женщины – преподаватели. | Воспринимают одаренных мальчиков как любознательных, изобретательных, импульсивных и оригинальных (с хорошо развитым воображением). |
5. Полоролевые стереотипы учителей обоих полов | |
Девочки добиваются успеха с помощью усердия. Низкие ожидания в отношении успешности девочек, в отличие от мальчиков. Поднятые руки девочек реже замечаются, чем мальчиков. | У юношей хорошо развиты врожденные способности. Частое преувеличение активности мальчиков на уроках математики, любви к предмету и самостоятельности мышления. Неудачи мальчиков объясняют отсутствием усидчивости, невнимательностью, ленью. |
Внутренние барьеры | |
1. Оценка своих интеллектуальных способностей | |
Уверенность в себе и самооценка способностей одаренных девочек устойчиво уменьшается с возрастом. Избегают демонстрировать свои достижения, идут по пути приспособления к групповым нормам ровесников, т.к. высокий интеллектуальный уровень и принятие сверстниками одаренные девочки часто воспринимают как несовместимые вещи. | Мальчики отличаются большей уверенностью в своих способностях и будущих достижениях. С самого раннего возраста у них стимулируют развитие познавательных процессов, двигаться более самостоятельно и активно, обходиться без помощи взрослых. Мальчики нацелены на внешний мир, достижения связанные с работой для них имеют большое значение. |
2. Принятие своей одаренности | |
Одаренной девушке трудно принять себя, т.к. существует конфликт между ее индивидуальными особенностями, жизненными ценностями и традиционными представлениями о женщине. | Одаренному юноше легче принять себя; одаренность – его козырная карта, которая поможет ему самореализоваться в дальнейшей жизни. |
3. Характерные личностные черты | |
Одаренные девушки отличаются большей тревожностью и меньшей уверенностью в себе, сильным перфекционизмом, часто демонстрируют «выученную беспомощность». Они испытывают большие трудности при сравнении себя с другими учащимися и часто преуменьшают свои достижения. | Одаренные мальчики часто обладают эмоциональной чувствительностью и признаками психологической андрогинии. Важно, чтобы юноши ценили свою эмоциональность, но не рассматривали ее как специфически женскую черту, чтобы не ранить свою мужскую идентичность. |
4. Характерные проблемы, связанные с реализацией одаренности | |
Девушки, обладающие мультипотенциальностью, часто не могут определиться с предпочтениями, им все интересно и все удается. | В литературе приводятся данные о преобладании доли мальчиков среди одаренных с двойной исключительностью. |
Список используемой литературы:
1) Попова Л.В. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. Выпуск 4. – М.: МИОО, 2006. – 120 с.
2) Савостеенко Н.А. Гендерная социализация на разных возрастных этапах в различных видах профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: http://psyjournals.ru/icjp_2011/issue/41811.shtml (дата обращения: 14.12.2013)
3) Щебланова Е.И. Лонгитюдное исследование взаимосвязей компонентов общей одаренности учащихся в период с V по VII классы // На пороге взросления. – М.: МГППУ, 2011 - C. 114-124. URL: http://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48328.shtml (дата обращения 27.01.2014)
4) Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008 – 212 с.