Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР и их семей.

Петрова  Инна Николаевна

В последние годы увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья,  В нашем детском саду тоже есть дети с ОВЗ, дети с общим недоразвитием речи. О своем опыте работы с детьми ОНР расскажет педагог-психолог в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР и их семей.

  Одним из важнейших приоритетов в сфере образования является сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам детей с особенностями в развитии  призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми

 В нашем детском саду наряду с массовыми группами функционируют группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Общее  недоразвитие  речи – это  речевая  патология,  при  которой  отмечается  стойкое  отставание  в  формировании  всех  компонентов  языковой  системы: фонетики,  лексики  и  грамматики. Помимо речевых нарушений у таких детей могут страдать высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом без специального обучения, отстают в развитии словесно-логического мышления. Часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свой дефект, и поэтому  у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесной инструкции или невозможность высказать свои пожелания; повышается уровень тревожности.

Цель нашей работы: психологически подготовить детей с ОВЗ и их семьи к интегрированному обучению в школе.

Совершенно очевидно, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не устраняет проблемы их коррекционной поддержки. Для успеха интеграции в образовательном пространстве ДОУ должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная  педагогическая и психологическая помощь детям.

Свою работу в рамках  психологической подготовки детей с ОВЗ к интегрированному обучению, как педагог-психолог, я строю  в следующих направлениях:

  1. непосредственно  игровая  деятельность   с  детьми;
  2. просвещение родителей;
  3. обучение педагогов;

Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми:

  1. Первичное обследование детей с целью установления интеллектуального развития;
  2. Написание индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития на каждого ребенка группы;
  3. Составление коррекционно-развивающей программы для фронтальных (подгрупповых)  занятий с детьми;
  4. Систематический контроль за развитием ребенка.

Непосредственно игровая деятельность с детьми  логопедических групп проходит в форме игровых тренингов. Они проходят 1 раз в неделю, по подгруппам.  Данные тренинги подразделяются  на 3 блока: «Я и мои эмоции», «Я познаю мир», «Я умею расслабляться».

  1. Игровые тренинги первого блока «Я и мои эмоции» направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Они включают в себя игры и упражнения, направленные на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, гнев, на знакомство с новыми эмоциями: отвращение, зависть, вина, на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям, на развитие умения адекватно выражать свои чувства и распознавать эмоциональные  реакции окружающих. Например, игры «Подари настроение», «Разноцветные шары», где окраска шара соответствует определенному настроению.  В данном блоке я использую такую технику, как арт-терапия. С помощью нее дети выливают на бумаге свои эмоции, чувства, переживания.
  2. Игровые тренинги второго блока «Я познаю мир» направлены на развитие познавательной сферы детей.  Они включают в себя игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Мы играем в такие игры, как «Летает - не летает», «Подбери парную картинку», «Овощи и фрукты» на развитие мышления,  «Найди лишнее», «Сравни» на развитие внимания, заучиваем стихи с движениями на развитие памяти, в речевые игры «Объясни», «Расскажи сказку» и многие другие.

        3.  Игровые тренинги третьего блока «Я умею расслабляться» направлены на снятие у детей психоэмоционального напряжения, агрессии, тревоги. Они включают в себя игры-релаксации, упражнения на дыхательную гимнастику, комплексы психомышечной тренировки, предназначенные для обучения приемам саморасслабления детей с невротическими проявлениями. Например, игры-релаксации «Путешествие в волшебный лес», «Кукольный театр», «Котята» и многие другие.

С особо сложными детьми ведется индивидуальная коррекционно-развивающая работа по проблемам, выявленным по результатам диагностики.

Большую роль для успешной интеграции детей в общеобразовательные учреждения играет семья, где воспитываются дети с ОВЗ. Цель работы с родителями: научить понимать своих детей и помогать им  в развитии и социализации. Я использую в своей практике разнообразные  формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, психологические семинары-практикумы. Например, особенно продуктивно проходят такие мероприятия как  семинар-практикум «Как подготовить ребенка к школе», где родители сами играли в игры на развитие познавательной  и мотивационной сфер детей.

Семинары-практикумы «Гиперактивный ребенок. Что делать?» и  «Особенности развития детей с ОНР» пополнили знания родителей об особенностях их детей, играх и приемах, которые можно использовать в работе с ними.

Также ведется индивидуальное консультирование  родителей по различным детским проблемам.

В нашем детском саду есть свой сайт www.otradny-13sad.ru, где есть рубрика педагога-психолога, куда я помещала свои статьи,  и любой родитель мог задать мне вопрос и получить ответ на него.

Мною был создан мини-сайт в социальной сети работников образования, куда я помещаю интересную информацию для родителей, имеющих детей с нарушениями речи.  

В рамках коррекционно-развивающей работы с педагогами я также использую следующие формы: тренинговые занятия,  семинары-практикумы, консультации. Педагоги, работающие в логопедической группе, в большей степени подвержены  высокому эмоциональному напряжению, нервным срывам, заболеваниям психосоматического характера. Тренинги помогают им сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с воспитанниками, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «выгорания».  На данных тренингах мы обсуждаем с педагогами различные педагогические ситуации, разрешаем конфликты, играем в игры, способствующие эффективному взаимодействию воспитателя и воспитанника, обучаю  способам саморегуляции эмоционального состояния.

Итак, результаты проведенной психодиагностики в конце учебного года показывают, что  более 80% детей выпускаются из детского сада с положительными изменениями речевого развития и нормой интеллектуального развития; а, значит, можно, прогнозировать высокий уровень интеграции наших детей в общеобразовательные учреждения.

Хочется отметить, что большой процент выпускников логопедических групп нашего детского сада являются хорошистами и отличниками  в общеобразовательных школах.

Литература:

  1. «Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду»  Е.Кочева.  – Школьный психолог.2000. №25
  2. «Подумай и ответь» Любимова Т.Г. – Школьный психолог. 2005.
  3. «Путешествие с гномом» Н.Н. Монакова – СПб.: Речь, 2008г.
  4. «Психогимнастика» М.И.Чистякова – М.: Просвещение, 1990.
  5. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» Л.М. Шипицына- СПб.: Речь, 2003.
  6. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» О.А.Шорохова – М.: ТЦ Сфера, 2008.