Программа "Я, ты, мы" О.Л. Князева

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ, которая направлена на развитие социально-эмоционального компонента. Программа предназначена для детей дошкольного возраста. Включает в себя тематическое и перспективное планирование, целевые ориентиры на этапе завершения программы. Программа составлена в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yatymy.docx69.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Росинка»

Рабочая программа социально – эмоционального развития детей 3-6 лет

 «Я, ты, мы»

Срок реализации: 4 года

Составлена на основе программы:

«Я, ты, мы» О.Л.Князевой                                                    

Составитель:

Педагог-психолог

Е.Е. Никифорова

Г. Черногорск 2015

Содержание

Целевой раздел

  • Пояснительная записка
  • Цели и задачи программы
  • Принципы программы
  • Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Содержательный раздел

Особенности образовательной деятельности

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
  • Перспективное планирование
  • Планируемые результаты
  • Расписание непосредственно-образовательной деятельности

Организационный раздел

  • Материально-техническое обеспечение
  • Список педагогической литературы
  • Приложения

Пояснительная записка

Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста составлена с учетом программы «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева;

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• приказ Минобрнауки России от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• образовательная программа ДОУ.

Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребительской сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Основной целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

  1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
  2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
  3. Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  4. Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
  5. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
  6. Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Принципы программы

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

•  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образования;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Возрастные особенности детей 3-4 лет (младшая группа)

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Данный возраст подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)

Средний возраст является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом).

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. 

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

 

Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей

Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Тематический план

Младший возраст

Наименование разделов

Время проведения

1.

Уверенность в себе

 

Ребенок и кукла

3 неделя октября

Отражение в зеркале

4 неделя октября

Какого цвета твои глаза и волосы?

1 неделя ноября

Все мы такие разные

2 неделя ноября

Что тебе нравится?

3 неделя ноября

Выбор игры любимая игрушка

4 неделя ноября

Вкусный - невкусный

1 неделя декабря

Обычный - странный

2 неделя декабря

Подведение итогов

3,4 неделя декабря

2.

                Чувства, желания, взгляды

Грусть и радость

3 неделя января

Изменение настроения

4 неделя января

Страшно

1 неделя февраля

Итоговое

2 неделя февраля

3.

Социальные навыки

Друзья

3 неделя февраля

Ссора

4 неделя февраля

Как помириться

1 неделя марта

Совместная игра

2 неделя марта

Совместное дело

3 неделя марта

Подведение итогов

4 неделя марта

Итого: 20

Тематический план

Средний возраст

Наименование разделов

Время проведения

1.

Уверенность в себе

Разгляди себя в зеркале

3 неделя октября

Что между нами общего

4 неделя октября

Представь и изобрази себя другим

1 неделя ноября

Твоя любима еда

2 неделя ноября

Животное, которое тебе нравится

3 неделя ноября

Твоя любимая игра, игрушка

4 неделя ноября

Красивый - безобразный

1 неделя декабря

Обычный - странный

2 неделя декабря

Подведение итогов

3 неделя декабря

2.

Чувства, желания, взгляды

3.

Грусть, радость, спокойствие

3 неделя января

Печаль, горе

4 неделя января

Злость

1 неделя февраля

Страх

2 неделя февраля

Никто меня не любит

3 неделя февраля

Итоговое

4 неделя февраля

Социальные навыки

Друзья

1 неделя марта

С кем ты хочешь дружить?

2 неделя марта

Ссора

3 неделя марта

Как помириться

4 неделя марта

Ласковые слова

1 неделя апреля

Что можно делать, а чего нельзя

2 неделя апреля

Совместные игры

3 неделя апреля

Подведение итогов

4 неделя апреля

Итого: 23

Тематический план

Старший возраст

Наименование разделов

Время проведения

1.

Уверенность в себе

Изобрази себя

1 неделя октября

Узнай по голосу

2 неделя октября

Ты и твое имя

3 неделя октября

Что ты любишь поесть?

4 неделя октября

Проба на вкус и запах

1 неделя ноября

Что ты хочешь носить?

2 неделя ноября

Что ты умеешь делать?

3 неделя ноября

Какой ты, что тебе нравится?

4 неделя ноября

Красивое - безобразное

1 неделя декабря

Робкий

2 неделя декабря

Смелый

3 неделя декабря

Подведение итогов по разделу

4 неделя декабря

2.

Чувства, желания, взгляды

3.

Мимические признаки эмоций

3 неделя января

Твои поступки и чувства других

4 неделя января

Спорящие лица

1 неделя февраля

Горе

2 неделя февраля

Подведение итогов по разделу

3 неделя февраля

Социальные навыки

Я считаю себя хорошим

С кем я дружу

1 неделя марта

Одиночество

2 неделя марта

Дразнить, обижать

3 неделя марта

Как можно объяснить все взрослым

4 неделя марта

Вместе с друзьями

1 неделя апреля

Совместные игры

2 неделя апреля

Подведение итогов

4 неделя апреля

Итого: 27

Перспективное планирование

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

№ п/п

             Программное содержание

Содержание

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

ТЕМА

Ребенок и кукла

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия — куклы

Упражнение «Приветствие»

Игра «Догадайся, кто я?

Игра «Похоже – непохоже»

Ритуал прощания

Отражение в зеркале

Знакомить детей с отражением в зеркале

Упражнение «Приветствие»

Игра «Кто у нас хороший?»

Игра «Узнай, про кого я расскажу»

Ритуал прощания

Какого цвета твои глаза и волосы

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом волос

Упражнение «Приветствие»

Игра «Догадайся, про кого я расскажу»

Игровое упражнение «Знакомство с колобком»

Аппликация «Мой портрет»

Ритуал прощания

Все мы такие разные

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом глаз

Упражнение приветствие

Рассматривание общего фото группы

Игра «В лесу»

Игра «Имена»

Игровое упражнение «Узнай, где твоя ладошка?»

Подвижная игра «Каравай»

Ритуал прощания

Что тебе нравится?

Определять вместе с детьми их предпочтения и вкусы

Упражнение приветствие

Аппликация «Что тебе нравится?»

Ритуал прощания

Выбор игры, любимая игрушка

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках

Упражнение приветствие

Дидактическая игра «Моя любимая игрушка»

Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

Дидактическое упражнение «Что ты выберешь?»

Ритуал прощания

Вкусный - невкусный

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

Упражнение приветствие

Стихотворение С Маршака «Воробей в зоопарке»

Дидактическая игра «Угадай на вкус», «Кто что любит»

Ритуал прощания

Обычный - странный

Дать общее представление о том, что такое «обычное -необычное»

Упражнение приветствие

Сказка К.Чуковского «Путаница»

Шапочки героев сказки

Ритуал прощания

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

 

Грусть, радость, спокойствие

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям

Упражнение приветствие

Чтение стихотворения С. Маршака «Перчатки»

Этюд «Кто как радуется»

Ритуал прощания

 

Изменение настроения

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения

Упражнение приветствие

Чтение сказки Т. Козловой «Почему плакал котенок?»

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

Ритуал прощания

 

Страх

Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей

Упражнение приветствие

Показ кукольного театра «Волк и семеро козлят»; «Пых»

Игра «Пчелка в темноте»

Ритуал прощания

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

 

Друзья

Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

Упражнение приветствие

Разгадывание загадок про животных

Игра «Выбери друга»

Танец «Стыдно ссориться с друзьями»

Ритуал прощания

 

Ссора

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга

Упражнение приветствие

Разыгрывание ситуации ссоры;

Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

Чтение стихотворения «Подружки»

Игра «Выбери друга»

Ритуал прощания

 

Как помириться

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта

Упражнение приветствие Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да Масляный»

Разучивание «мирилок»

Ритуал прощание

 

Совместная игра

Помочь понять, что играть вместе интересней

Упражнение приветствие Игра «Птички в домике», «Два мяча»

Подвижная игра «Пузырьки»

Ритуал прощание

Совместное дело

Помочь понять, что играть вместе легче справиться с любым делом

Упражнение приветствие

Рисование ладошками «Солнышко»

Сюжетно-ролевая игра «День и ночь»

Ритуал прощание

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

№ п/п

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Разгляди себя в зеркале

Продолжать определять вместе с детьми представление о себе

Упражнение приветствие

Разыгрывание ситуации

Игра «Говорящее зеркало»

Игра «Узнай про кого я расскажу»

Игра «Водяной»

Ритуал прощание

Что между нами общего

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других

Упражнение приветствие

Рассматривание общего фото

Игра «Садовник»

Игра «Узнай на ощупь»

Танец под медленную музыку

Ритуал прощание

Представь и изобрази себя другим

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей

Упражнение приветствие

Пантомима «Догадайся кто я?»

Игра «Театр эстрады»

Рисование лиц на надутых воздушных шариках

Ритуал прощание

Твоя любимая еда

Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к продуктам, сравнивать с предпочтениями других людей

Упражнение приветствие

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Рисование любимых продуктов»

Дидактическая игра «Что откуда?»

Ритуал прощание

Животное которое тебе нравится

Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать со вкусами других людей

Упражнение приветствие

Беседа о любимых животных

Вырезание фигур животных

Дидактическая игра «Лото»

Ритуал прощание

Твоя любимая игра, игрушка

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к играм, сравнивать с предпочтениями других

Упражнение приветствие

Пантомима «Как я люблю свою игрушку»

Игра «Фанты»

Игра «Экскурсия»

Ритуал прощание

Красивый -безобразный

Определять вместе с детьми что они считают красивым

Упражнение приветствие

Аудиозапись сказки «Звездный мальчик»

Дидактическая игра «Красивое-некрасивое»

Ритуал прощание

Обычный - странный

Развивать представления детей о том, что обычно

Упражнение приветствие

Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав»

Разыгрывание этюдов из мультфильма

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

Грусть, радость, спокойствие

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения бывают

Упражнение приветствие

Чтение стихотворения С. Маршака «Котята»

Этюд «Встреча с другом»

Игра «Закончи фразу»

Прослушивание музыкального произведения «История про Обидок и Грустинок»

Ритуал прощание

Печаль, горе

Помочь понять причины возникновения грустного настроения

Упражнение приветствие Карточки с изображением разных эмоций

Прослушивание музыкального произведения П.Чайковского «Болезнь куклы»

Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка»

Ритуал прощание

Злость

Помочь детям понять, что такое «злость»

Упражнение приветствие

Чтение К. Чуковского «Бармалей»

Рассматривание иллюстраций Канашевича

Игра «Волшебные слова»

Упражнения «Коврик злости»,

«Волшебный мешочек»

Техника «Разрывание бумаги»

Ритуал прощание

Страх

Помочь детям справляться со своими страхами

Упражнение приветствие

Рисование «Чего я боюсь»

Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами

Упражнение «Зеркало»

Игра «Медвежонок»

Ритуал прощание

Никто меня не любит

Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают

Упражнение приветствие

Раскрашивание картинок о дружбе

Игра «Ау»

Игра «Передай другому»

Подвижная игра «Ищу друга»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Друзья

Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей

Упражнение приветствие

Кукольный спектакль «Лучшие друзья»

Песенка «Как мы весело живем»

Игра «День Рождения»

Ритуал прощание

С кем ты хочешь дружить

Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг

Упражнение приветствие

Игра «Поезд»

Игра «Котенок»

Игра «Передай мячик»

Игра «Рукавички»

Ритуал прощание

Ссора

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры

Упражнение приветствие

Просмотр мультфильма В. Сутеева «Яблоко»

Ритуал прощание

Как помириться

Учить простым способам выхода из конфликта

Упражнение приветствие

Сценка «упрямые козлики»

Инсценировка с детьми

Упражнение «Мостик дружбы»

Разучивание «мирилок»

Ритуал прощание

Ласковые слова

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств

Упражнение приветствие

Игра «Назови ласково»

Прослушивание песенки «Улыбка»

Игра «Дружба»

Игровое упражнение «Давай помиримся»

Ритуал прощание

Что можно делать, а что нельзя

Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения

Упражнение приветствие

Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу»

Рисование «Что мне запрещают делать»

Игра «В стране запретов»

Ритуал прощание

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

п/п

Тема

 

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 

Изобрази себя

Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них

Упражнение приветствие

Рассматривание автопортретов русских художников

Рисование «Мой автопортрет»

Игра «Составь портрет»

Игра «Я-скульптор»

Ритуал прощание

 

Узнай по голосу

Привлечь внимание детей к таком индивидуальной особенности детей, как голос

Упражнение приветствие

Игра «Телефонный разговор»

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Ритуал прощание

 

Ты и твое имя

Развивать представления детей об имени

Упражнение приветствие

Игра «Имена»

Игра «Ласковые слова»

Упражнение «Постарайся отгадать»

Рисунок

Ритуал прощание

 

Что ты любишь поесть?

Продолжать определять вкусы детей

Упражнение приветствие

Рисование «Любимое блюдо»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Игра «Смак»

Игра Я и друзья»

Ритуал прощание

 

Проба на вкус и запах

Определять с детьми их предпочтения во вкусах и запахах

Упражнение приветствие

Игра «Путешествие в страну запахов»

Игра «Любимый запах

Ритуал прощание

 

Что ты хочешь носить?

Определять предпочтения в одежде

Упражнение приветствие

Демонстрация одежды

Игра «Я-модельер»

Игра «История костюма»

Презентация своей одежды

Ритуал прощание

Что ты умеешь делать?

Определять вместе умения и предпочтения детей в разных видах деятельности

Упражнение приветствие

Изготовление елочных игрушек

Ритуал прощание

Какой ты, что тебе нравится?

Развивать индивидуальность

Упражнение приветствие

Фотографии детей

Изготовление альбома «Что я люблю»

Ритуал прощание

Красивое-безобразное

Определить вместе, что красиво, что нет

Упражнение приветствие

Рассказ В. Сухомлинского «Что лучше?»

Рисование своей сказки о «красивом» и «безобразном»

Игра «Мир красоты»

Ритуал прощание

Робкий

Знакомить с чувством робость

Упражнение приветствие

Упражнение «Волшебный стул смелости»

Игра с зеркалом «Похвали себя»

Игра «Скажи другу комплимент»

Ритуал прощание

Смелый

Знакомить с понятием -смелый

Упражнение приветствие

Чтение книги В. Маяковского что такое плохо»

Чтение Рассказа Л.Толстого «Котенок»

Игра «Спасаем Мишку»

 «Что такое хорошо и

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

 

Мимические признаки эмоций

Развивать представления о мире эмоций и чувств

Упражнение приветствие

Этюд «Догадайся, что произошло»

Изготовление карточек с изображением эмоций

Игра «Мои ощущения»

Мимическая гимнастика

Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Ритуал прощание

 

Твои поступки и чувства других

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины

Упражнение приветствие

Игра «Я разведчик»

Упражнение «Я справлюсь»

Ритуал прощание

Спорящие лица

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица

Упражнение приветствие

Лото «Спорящие лица»

Изготовление масок с сердитым выражением лица

Ритуал прощание

Горе

Помочь понять, что такое горе, учить справляться с этим чувством

Упражнение приветствие

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Когда я грустил (рассказы детей)

Игра «Море волнуется»

Этюд «Северный полюс»

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Я считаю себя хорошим

Продолжить развивать представления о том, что такое дружба

Упражнение приветствие

Чтение К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»

Рисование «Мой друг»

Игра «Скажи соседу комплимент»

Игра «Ласковые имена»

Ритуал прощание

С кем я дружу

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых

Упражнение приветствие

Чтение С. Решетникова «Друг»

Игра «Закончи фразу»

Упражнение «Подари камешек»

Игра «Приглашение»

Ритуал прощание

Одиночество

Помочь понять что такое одиночество

Упражнение приветствие

Игра «Сбор рукопожатий»

Игра «Скульптура»

Ритуал прощание

Портрет друга

Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества

Упражнение приветствие

Аппликация «Портрет моего друга»

Исполнение песни «Дружба крепкая»

Ритуал прощание

Ссора

Способствовать осознанию причин ссор

Упражнение приветствие

Показ кукольного театра «Лиса и журавль»

Этюд «Давай помиримся»

Игра «Банк идей»

Ритуал прощание

Дразнить, обижать

Развивать добрые, теплые отношения между детьми

Упражнение приветствие

Чтение русских народных дразнилок

Кукольный театр «бычок и лиса»

Ритуал прощание

Как можно объяснить все взрослым

Способствовать хорошим отношениям детей и взрослых

Упражнение приветствие

Игра «Поручения-обращения»

Рисования «Запреты»

Упражнение «письмо родителям»

Ритуал прощание

Вместе с друзьями

Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр

Упражнение приветствие

Чтение пословиц

Чтение стихотворения Е.Серова «Нехорошая история»

Игра «Парашут»

Игра «Если нравиться тебе, то делай так»

Настольные игры в микрогруппах

Ритуал прощание

Совместные игры

Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться

Упражнение приветствие

Эстафеты

Коллективный портрет группы

Ритуал прощание

                 

                 Планируемые результаты

        В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.

        Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы 

1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

4.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Расписание непосредственно-образовательной деятельности

Реализация программы осуществляется на всем протяжении пребывания ребенка в детском саду начиная с младшего дошкольного возраста. Программа предполагает 97 НОД, изучается 4 года: младший возраст (20 НОД в год) и средняя (23 НОД в год), старшая (27 НОД в год). Начиная с младшей группы, одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развиваться по данной программе.
              Непосредственно образовательная деятельность с подгруппой детей проводится один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей). НОД проводится в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре, познавательно-исследовательской деятельности.

        Образовательный процесс, строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

                                      Взаимодействие с семьей

В рамках данной программы взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов в группах, организация выставки детского творчества, день открытых дверей, ознакомление с программой на официальном сайте ДОУ.

Материально - техническое обеспечение:

- компьютер;

-мультимедийная установка;

-музыкальный центр;

- ноутбук, DVD.

Методические пособия и игры:

-фотоальбом «Изобрази себя другим»;

- пособие  «Веселые, грустные или…», «Чье окошко?», «Календарь эмоций», «Ворчун и весельчак», «Ссоры», «Мы»;

- дидактическая игра «Подбери одежду», «Азбука настроения», «Кубики», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Забавный гномик», «Встреча эмоций», «Банк идей», «Хорошо и плохо»;

- альбом «Вот я какой»;

-дидактическое пособие «Что нравится мне и другим», «Котауси и Мауси»;

-альбом «Эта книжечка про меня»;

-альбом «Вот мы какие!»;

-результаты деятельности детей «Буква моего имени»;

Наглядные пособия:

-игрушки (куклы, животные, сказочные персонажи);

-фотографии, картинки, карточки.

Оборудование:

-колокольчик,

-зеркало, шкатулка, платочки;

-листы бумаги;

-набор цветных карандашей;

-детский конструктор;

-мел;

-магниты;

- клубок ниток;

-фланелеграф.

Список педагогической литературы

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н.П. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
  3. Дьяченко О. М.и др.  «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004;
  4. Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006