Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом Образования (методические рекомендации)

Владимирова Ирина Михайловна

Основанием для разработки данных рекомендаций является Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Представлены основные  направления  коррекционной работы и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с целевыми задачами Приказа N1599.

 Данные материалы могут быть полезны для специалистов РПМПК, психологов и педагогов различных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_intellekt_2015.docx (21.75 КБ)21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

ГБОУ ЦДК Санкт-Петербурга

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОБРАЗОВАНИЯ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

                                                                                                         Владимирова Ирина Михайловна

                                                                           педагог-психолог ГБОУ ЦДК

                                                                           кандидат психологических наук

                                                                           доцент

Санкт-Петербург

2015

          Основанием для разработки данных рекомендаций является Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

          В рамках данного приказа на реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

          ЦЕЛЬЮ оказания психологической помощи является обеспечение коррекции нарушений развития, оптимизация процессов социальной адаптации и индивидуально-личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

          ЗАДАЧИ (направления) коррекционной работы и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близко к тексту Приказа N1599 перечислены ниже.

          Данные материалы могут быть полезны для специалистов РПМПК, психологов и педагогов различных образовательных учреждений.

           Выделенным шрифтом обозначены основные направления коррекционно-развивающей работы с обучающимися, после этого приведены более «узкие» направления деятельности специалиста в этом сегменте, либо варианты формулировок.

__________________________________________________________________

         * Далее по тексту под «вторичными отклонениями» подразумеваются отклонения в психологическом развитии ребенка, не обусловленные имеющимся дефектом, а связанные с особенностями восприятия ребенка окружающими людьми и им самим, с неадекватной системой отношений и межличностного взаимодействия (неадекватные самооценка, уровень притязаний, система ценностей; утрата мотивации к обучению и различным видам деятельности; формирование агрессивных и зависимых моделей поведения и др.)

          **Далее по тексту: «» обозначены цитаты из текста ПРИКАЗА 1599.

Легкая умственная отсталость

Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Для детей данной группы рекомендованы занятия с психологом по:

- профилактике вторичных отклонений развития;

- формированию «готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками и педагогами»;

- «развитию мотивации к обучению и социальному взаимодействию со средой, интереса к познанию окружающего мира»;

- развитию познавательных мотивов;

- «стимуляции познавательной активности»;

-коррекции недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;

- развитию речевой, познавательной и предметно-практической деятельности;

- развитию предметно-практической деятельности;

- развитию познавательной и предметно-практической деятельности;

- формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;

- «развитию перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов»;

- коррекции речевых расстройств и нарушений коммуникации;

- развитию познавательных психических процессов;

- развитию психомоторной сферы;

- развитию отдельных действий и представлений, которые оказываются для ребенка особенно трудными;

- «формированию основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками)»

- формированию (развитию) «универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных)»;

- повышению (стабилизации) самооценки;

-формированию позитивного отношения к своему «Я»;

- повышению уверенности в себе;

- «формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру»;

- гармонизации психоэмоционального состояния;

- гармонизации индивидуально-личностного развития

- гармонизации эмоционально-нравственного развития;

- воспитанию нравственных качеств и свойств личности;

- «духовно-нравственному развитию, формированию основ гражданской идентичности»;

- «формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств»;

- развитию качеств эмоционально-волевой сферы;

- развитию (совершенствованию) волевой сферы;

- развитию самостоятельности;

- формированию навыков самоконтроля;

- развитию элементов социального интеллекта навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию и развитию социально значимых мотивов учебной деятельности; развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях»);

-развитию элементов эмоционального интеллекта («этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»);

- развитию способности к эмпатии, сопереживанию;

- профилактике зависимого (аддиктивного) поведения;

- «становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ»;

- повышению коммуникативной компетентности;

- «развитию социальных компетенций, формированию адекватных моделей поведения»;

- «овладению разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой»;

- «формированию продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе)»;

- «повышению социального статуса ребенка в коллективе»;

- «формированию и развитию социально приемлемых форм поведения»;

- коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

- редукции проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое)

- развитию индивидуальных способностей, творческого потенциала;

- «обеспечению роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»;

- развитию творческого потенциала;

- профессиональной ориентации, формированию профессиональной направленности;

- «формированию возможности обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих»;

Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:

- «психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися»;

- «психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации»;

- «организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)»;

Умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость, тяжелые и множественные нарушения развития.

Вариант 2. Для обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы. Возможны текущие психические и соматические заболевания.

Для детей данной группы рекомендованы занятия с психологом по:

- профилактике вторичных отклонений развития;

- формированию элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

-стимуляции познавательной активности;

- развитию познавательных мотивов;

- формированию мотивации к обучению и познанию;

- коррекции недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;

- развитию сенсорно-перцептивной сферы (обогащению опыта ощущений и восприятий);

- «формированию первоначальных представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира»;

- развитию познавательных психических процессов;

- стимуляции развития психомоторной сферы;

- коррекции речевых расстройств и нарушений коммуникации;

- «развитию отдельных действий и представлений, которые оказываются для ребенка особенно трудными»;

- развитию способностей к целенаправленной деятельности (игровой, трудовой, прочих);

- развитию познавательной и предметно-практической деятельности;

- развитию речевой, познавательной и предметно-практической деятельности;

- «формированию основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками)»;

- «формированию базовых учебных действий (подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий)»;

- развитию (совершенствованию) волевой сферы;

- «развитию готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми»;

- «обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в том числе, в познавательной деятельности)»;

- «практическому освоению социальных ритуалов, форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового»;

- формированию социально приемлемых форм поведения;

- «обогащению практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях»;

- развитию навыков альтернативной коммуникации;

- редукции проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое);

- формированию позитивного отношения к окружающему миру;

- повышению уверенности в себе;

- гармонизации психоэмоционального состояния;

- воспитанию нравственных качеств и свойств личности;

- развитию индивидуальных способностей, творческого потенциала;

- духовно-нравственному развитию, формированию основ гражданской идентичности;

- коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.

Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:

- «психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и другими обучающимися»;

- «психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации»;

- «организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)»;