Лекция по фототерапии Побединская И.В.(АППО).

 Побединская Ирина Викторовна

Теоретические аспекты фототерапии в психологической практике - фототерапия, терапевтическая фотография, функции фотографии, описания упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_po_fototerapii_-_moya.docx82.56 КБ

Предварительный просмотр:

Джуди Вайзер . Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской - Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64-108 

а также : http://publicsphere.narod.ru/Weiser.pdf

а также 

http://velib.com/read_book/kopytin_aleksandr_ivanovich-platts_dzhordzh/rukovodstvo_po_fototerapii/А. Копытин, Дж. Платтс. Руководство по фототерапии 

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.

Одним из несомненных достоинств фотографии следует признать то, что во многих случаях она облегчает проведение обсуждений, стимулирует клиента к рассказу о своих чувствах и описанию ситуаций прошлого и настоящего. Фотоснимки обеспечивают наглядность биографического материала, конкретизируют обстоятельства жизни и отношения клиента с окружающими. Они также обеспечивают детализацию, необходимую для психотерапевтического процесса, позволяя прояснить важные нюансы жизни клиента.

Если при общении клиента с психотерапевтом присутствуют фотоснимки, пациенту сложнее уклониться от рассказа о тех чувствах и обстоятельствах, к которым он относится неоднозначно. Наличие фотографий нередко позволяет ослабить или «обойти» психологические защиты клиента, а также увидеть, когда клиент начинает искажать реальные события под их воздействием.

Фотографии могут выступать в качестве триггеров, «пусковых стимулов», пробуждающих определенные чувства или потребности клиента, и тем самым способствовать его самораскрытию.

Кроме того, при описании фотографий клиент может прийти к новому восприятию запечатленных на них событий, представить себе другие варианты их развития, критически оценить характерные для себя схемы мышления и обозначить поведенческие альтернативы.

Словесное описание чувств и обстоятельств нередко помогает пережить катарсис, упорядочить представления и достичь инсайта. Однако следует учесть, что каждому клиенту присущи индивидуальный темп работы, а также разная степень готовности к обстоятельному рассказу и установлению ассоциативных связей. Вполне возможно, что дополнения к рассказу о фотоснимке будут возникать у клиента постепенно, и психотерапевту не следует его торопить, пытаясь «вытянуть» из него ассоциации и признания.

Область применения:

Помимо семейной и супружеской психотерапии, а также психоанализа, ориентированного преимущественно на клиентов с пограничными психическими расстройствами, работа с фотографией может быть важной составной частью лечения и реабилитации лиц с разными психическими и соматическими заболеваниями, а также развивающих программ и тренингов.

В настоящее время фотография с успехом применяется в работе с людьми пожилого возраста. При этом очень ценным является то, что она стимулирует обмен опытом, оживляет воспоминания, способствует осознанию связи между разными событиями жизни и даже помогает подвести ее «итоги». Для обозначения использования фотографии в терапии пожилых людей иногда применяют понятие «психотерапия воспоминаниями».

Имеется также опыт работы с фотографией на базе психиатрических учреждений, в особенности дневных стационаров и домов престарелых (Berman, 1993). Наряду со снимками, которые эмоционально оживляют группу и стимулируют ее участников к самораскрытию, при этом иногда также используются личные предметы (сувениры, книги и т. д.). В данной практике учитывается, что фотография является более безопасным средством рассказать о себе, чем слова, и позволяет компенсировать ослабленные в результате заболевания или старения коммуникативные навыки. Она также способствует сохранению чувства Я пациентов, является зримым свидетельством пережитых ими событий, утверждая ценность прошлого, когда настоящее может казаться неясным или проблематичным.

При работе с детьми и подростками фотография помогает установить с ними контакт, активизировать их вербальную экспрессию и повысить самооценку (Ammerman, Fryrear, 1975). Описан опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приемные семьи (Berman, 1993). При этом ребенок создает фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Крайне эффективным при работе с детьми и подростками может оказаться их фотографирование психотерапевтом и другими детьми (если работа проводится в группе), а также создание ими фотографий разных ситуаций и предметов. Фотографирование ребенка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.

Особой областью применения фототерапии является работа с лицами, перенесшими утрату или насилие, и пациентами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством.

Это может касаться таких ситуаций, как смерть близкого человека, развод, пережитое физическое или сексуальное насилие и т. д. Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе деструктивного характера, либо их дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний и обеспечивать дистанцирование от психотравмирующей ситуации. Фототерапия также применяется в работе с пациентами, страдающими онкологическими заболеваниями или СПИДом.

Если у человека есть проблемы в личной жизни, отношениях, и он не может решить их самостоятельно, то, скорее всего, данные проблемы настолько глубоко укоренены в бессознательных чувствах, мыслях, ценностях, взглядах и воспоминаниях, что человек даже не догадываются о внутреннем существовании таких эмоций. Высвободить эти глубинные невербальные потоки чувств и ассоциативных значений, сделать их осознанными, чтобы появилась возможность о них говорить,  задача не из легких.

Используя различные фотографии, терапевты могут помочь им глубже «исследовать» собственную жизнь и получить более четкую картину возможных причин их личных проблем.

Снимки являются не только источником фактической информации о жизни клиентов, но и содержат скрытые коды с бесконечным набором возможных значений, актуализирующихся лишь с применением ряда личных, уникальных фильтров, бессознательно используемых для понимания всего, что представлено на снимках. В совокупности эти фильтры представляют собой карту ценностной системы и взаимосвязанных убеждений клиента (именно с них и должен начинаться процесс терапевтических изменений). В свою очередь, личные фотоснимки всегда «работают» одновременно на двух уровнях: конкретном и символическом, в разделении которых нет необходимости (и возможности). Именно поэтому фотоснимки являются необычайно эффективными терапевтическими «инструментами».

При работе с фотографией  информация должна исходить от человека, отвечающего на вопросы терапевта о снимках. Чувства и ассоциации клиента вызываемые каждым снимком, индивидуальны, и, поскольку не существует изначально неверного способа интерпретировать значение фотографии, то не существует и внешнего критерия «объективности» оценки восприятия клиента. Разумеется, терапевты также могут делиться своими ощущениями от просмотра снимков, но только в случае, если их мнение не транслируется как более удачное или правильное, чем мнение клиента.

Реакция клиента сама по себе не может свидетельствовать об определенной диагностической проблеме или о состоянии психики, а общие выводы, предположения и оценки не должны вытекать из единичных ответов. Терапевты, обученные фототерапевтическим техникам, изучают внутренние закономерности (паттерны) ответов, темы и образы, последовательно (зачастую периодически) повторяющиеся во времени, необычное или символическое их содержание, и, в особенности, эмоциональные реакции клиента, демонстрирующие его сокровенные (осознанные или неосознаваемые) чувства, порождаемые снимком-катализатором.

Рассматривая снимок, терапевт задает простые вопросы, способствующие погружению клиента в свой внутренний мир и отрешению от внешней реальности, например: «Что ты можешь сказать про этот снимок?» «Какие чувства вызывает у тебя эта фотография?» «Почему вы принесли именно эти фотографии, почему не выбрали другие?» «Какова история данного снимка?», «Как его сняли?», «Этот снимок имеет для Вас значение, и если имеет, то какое?», «Когда Вы его рассматриваете, какие мысли, чувства, воспоминания он в Вас пробуждает?», «Кто сделал этот снимок?», «Почему он или она выбрали именно этот момент и именно этот объект для съемки?», «Если бы Вы могли что-то изменить в этом снимке, то что бы это было и почему?», «Если бы фотоснимок мог говорить, что бы он сказал или спросил?», «Вы бы хотели что-то сказать или спросить у него?», «Напоминает ли Вам это фото другие снимки, которые кажутся похожими?», «Что в этом снимке (не)нравится Вам, Вашей маме (отцу, супругу/е)?», «Что бы другие люди ( мать, отец, супруг, начальник, соседка и т.п.)  сказали о Ваших ответах на эти вопросы?» и так далее. Обсуждению также подлежит то, что на фотографии не видно: что предшествовало изображенной на снимке ситуации, что за ней последовало, какие еще варианты развития событий были возможны, особенно если бы клиент повел себя по-другому и т. д. Можно предложить клиенту  принести на следующую встречу те фотографии, на которых он себе нравится или не нравится, добавив, что уже в ходе предстоящей встречи он сможет решить, показывать те фотографии, на которых он себе не нравится, или нет. Осознание этого права сделает для него ситуацию более психологически безопасной и даст ощущение контроля над сложными чувствами по поводу своей внешности.

Использование фотографий:

- «фототерапия» (фотография в процессе терапии и консультировании). Предполагает присутствие терапевта (консультанта). Консультант самостоятельно формирует наборы фотографий, предлагаемых клиенту ( предполагает тот или иной эффект).

Напрямую взаимодействуя с бессознательным, визуальные символы позволяют естественным образом преодолевать вербальные фильтры (а также связанные с ними объяснения, оправдания и аналогичные защитные реакции), которые автоматически ограничивают прямую связь с сильными чувствами, мыслями и воспоминаниями клиентов. Подобные символические коммуникации возникают непосредственно из бессознательного клиента, являясь лишь одним из множества уровней возможных значений; в свою очередь, квалифицированный терапевт должен помочь клиенту в изучении данных значений. Применение с 1970-х в США (Дэвид Краусс, Стюарт, Закем, Энтин и др.) и Канаде (Дж.Вайзер http://phototherapy-centre.com/2014/08/05/history/)

- «терапевтическая фотография» (фотография как терапия) - это использование фотографии в самостоятельно организованной (не предписанной терапевтом) деятельности, которая осуществляется самими индивидами «для себя», в целях личностного роста и самопознания. А также в целях совершения личных открытий, исследования себя, или в качестве инструмента личных или социальных изменений, вне формального контекста консультации (т.е. официально не присутствует терапевт, который руководит процессом или позднее обсуждает перенесенный опыт с клиентом в более широком контексте специально организованного консультирования). Не является терапией. Это может быть создание фотографий, коллажей, коллекций. Может быть индивидуальный и групповой процесс.  Начало - Джо Спенс (Англия)  - «терапевтическая фотография», «автобиографическая фотография», «фотографическое самопознание» и даже «фотографические исследования культуры».

Техники использования фотографий:

1. Фотографии, найденные или созданные клиентом.

Любая фотография по сути дела представляет собой автопортрет, отражающего личность фотографа, и каждый снимок содержит скрытую информацию о своем создателе. Независимо от того, был ли сделан снимок осознанно или нет, решение о том, где, когда, кто, как, и, что самое важное, зачем его сделал (или сохранил), он может рассказать так же много о создателе, как и о том, что запечатлено на плёнке.

Помимо фотографий, которые клиенты делают с помощью своих камер или приносят из личного архива «найденных» изображений, данная методика также работает с копированными, коллажированными, сканированным и цифровыми фотографиями и со снимками, подвергнутыми иным способам «повторного использования». Терапевты не просто изучают факты по снимкам клиентов, но выявляют более общие закономерности в повторении тем, личных символов и метафор, а также прочей визуальной информации, о которой клиент мог не догадываться в момент съемки.

Фотоснимки, которые приносят клиенты (по своей инициативе или по просьбе терапевта), могут использоваться для проведения фокусированных дискуссий о жизни пациентов, выходящих за рамки запечатленных на снимках объектов. Помимо «изучения» готовых снимков, принесенных клиентами на сеанс, терапевт также может разработать для своих пациентов «домашнее задание», подразумевающее более активный поиск, сбор снимков или фотографирование с определенной целью - затронуть конкретные темы, требующие более глубокого изучения.

Задания на поиск фотографий не должны быть слишком конкретными - «чем шире сеть, тем больше улов». Возможность заснять то, что впечатляет, дает клиентам больший контроль над сферой неизведанного и непредсказуемого. При этом поиск «чужих» фотографий дает клиентам иной угол зрения, повышающий «безопасность» проводимого исследования.

2. Фотопортреты клиента, снятые другими людьми

Фотопортреты, снятые другими людьми, позволяют клиентам увидеть себя со стороны, не в зеркальном отражении. Люди редко задумываются о том, как они бессознательно транслируют визуальную информацию о себе другим, наблюдающим за ними (или рассматривающим их фотографии). Многие из этих «безмолвных посланий» имеют непосредственное влияние на процесс восприятия окружающих. Люди часто удивляются, видя себя на фотографиях совсем другими - не такими, какими они себя представляли.

 

Терапевтически полезным может стать сравнение постановочных и репортажных снимков, а также фотопортретов, сделанных разными фотографами, что позволит увидеть, насколько отличаются их изображения (восприятие клиента), и что это может сказать о различиях во взаимоотношениях авторов снимков с клиентом. Полезным может быть изучение того, каким образом человек меняет свое обычное поведение, внешний вид или язык телодвижений, когда неожиданно замечает, что его фотографируют.

В отличие от техники автопортрета, когда клиенты работают со своими изображениями, сделанными самостоятельно, без внешнего вмешательства, в данной технике используются фотографии клиентов, сделанные другими людьми, принимавшими решения о том, где, когда, как и почему необходимо (если необходимо) было сделать эти снимки. Клиент в данном случае, даже позируя для фотографа, обладает меньшим контролем над результатом. Фотографии клиентов, снятые «со стороны», репрезентируют динамику властных отношений между ними («субъектами» съемки) и фотографом, взгляд которого через объектив фотокамеры превращает клиента (вне зависимости от его желания) в объект внимания. «Субъект» и «объект» становятся многозначными терминами, поскольку один человек обретает власть над другим, получая его фотоснимок.

Клиентам также можно дать задание отснять свои портреты, например, с помощью друзей или членов семьи, а затем сфотографироваться с каждым из них. Индивидуальные фото можно сравнить с групповыми, а репортажные снимки - с постановочными. Фотографии, снятые в профессиональных студиях, можно изучать не только «как они есть»: при желании, по мере развития терапии, можно сделать новые фотографии с целью изучения любых изменений.

3- Автопортреты

Автопортреты клиентов - фотоснимки, сделанные без вмешательства посторонних, - позволяют им изучать себя, когда никто другой не наблюдает за ними, не судит о результатах и не пытается контролировать процесс. Независимо от того, является ли съемка спонтанной (с целью получить мгновенные снимки на сеансе терапии) или фотографии снимают и собирают по заданию терапевта позднее, каждый снимок - это персональное (само)исследование определенных граней собственной личности, без вмешательства «со стороны».

Поскольку вопросы самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия лежат в основе большинства проблем клиентов, способность увидеть себя вне зависимости, вне связи с окружающими обладает мощным терапевтическим эффектом. А поскольку автопортреты представляют собой прямой невербальный контакт с собственным «я», то, вызывая эмоции, они могут не только улучшать ситуацию, но и представлять собой определенную угрозу. Это объясняет, почему они являются настолько быстрыми и эффективными катализаторами внутренних процессов в терапевтических ситуациях.

Под внимательным руководством консультанта даже в наиболее чувствительные моменты «столкновения» с собственным «я», когда работа защитных механизмов затруднена (так как не существует постороннего, на которого можно было бы переложить вину), клиенты могут использовать автопортреты для налаживания внутреннего диалога с собой на своем внутреннем языке, изучая собственные открытия без ведома посторонних, но под наблюдением специалиста, осведомленного о конкретных проблемах клиента.

4- Семейный альбом и другие биографические фотоколлекции

Фотоальбомы и схожие подборки снимков, фиксирующих «историю семьи», - это, разумеется, совокупность фотографий предыдущих трех типов: снятых самими людьми, их фотопортретов, сделанных другими, и автопортретов (которые сочетают в себе характеристики первых двух типов). Однако, в случае, когда они составляют упорядоченную совокупность снимков, формирующих более масштабную картину (например, альбом), все они получают вторую жизнь: их нарративная система простирается далеко за пределы определенного типа фотографий, задействованных в любой из четырех техник фототерапии. По этой причине работу с семейными фотографиями и другими автобиографическими снимками необходимо рассматривать как отдельную технику фототерапии. При этом каждый отдельный снимок может рассматриваться как определенный «тип» применения любой из четырех техник.

В альбомах фиксируют особенные моменты, места, людей (и домашних животных), значимых в жизни семьи (или человека, создавшего этот альбом). На страницах фотоальбомов представлены не только отдельные личности, но и то, как они вписаны в многочисленные, более широкие контексты и семейные системы, показано, кто они вместе (в матрице семейных отношений) даже если кажется, что они изображены одни. Во многих отношениях семейный альбом - это (в метафорическом смысле) их дом и основа их идентичности.

Альбомы обычно создаются с целью показать семью «с лучшей стороны»; их скрытый подтекст - «так было всегда» (однако реальные семейные отношения редко бывают столь идеальными). Согласно нарративной / конструктивистской теории, любая история создается из последовательности предложений, в которых важен не только выбор определенных слов, но также их порядок (каждое слово определяется всеми предыдущими словами и их взаимодействием). Если в приведенном выше предложении «слова» заменить на «снимки», то легко заметить, что семейный альбом - это не объективный документ семейной истории, но личная конструкция из выбранных фактов, созданная человеком для того, чтобы определенным образом рассказать историю семьи. В свою очередь, другой член семьи может с помощью тех же снимков рассказать абсолютно другую историю согласно своей точке зрения. Таким образом, семейный альбом не может быть объективным артефактом, который люди воспринимают как подлинный документ, фиксирующий коллективную идентичность семьи; история, конструируемая на страницах альбома, всегда будет избирательной.

Обобщенная, идеализированная семейная история, представленная на страницах семейного альбома, редко схожа с личными воспоминаниями, поэтому имеет смысл попросить клиентов вернуться в прошлое и реконструировать альбом по-своему, воссоздать свою версию истории. Это позволяет взглянуть на семейные взаимоотношения с иной точки зрения, в соответствии с особым (зачастую отличным) восприятием реальности клиентом. Терапия, помогая увидеть себя в личности в историческом контексте, также способствует лучшему пониманию ситуации (и чувств), сложившейся в настоящем и, возможно, прогнозированию ожиданий в будущем.

На страницах альбома могут обнаружиться физические сходства и прочие «сквозные» тематические паттерны. В альбомах хранятся «забытые» люди, секреты, мифы, тайны, драматические истории и случайная ложь; и то, чем пренебрегли на страницах альбома, порой более значимо в терапевтическом плане, чем то, что в нем представлено. Для терапевтов, обученных любой модели семейных систем, альбомы будут богатым источником информации о таких видах динамики, как синтез / дифференциация, паттерны триангуляции, тендерные ожидания, «незаконченные дела» и семейные «сценарии», а также об иных реальных воплощениях эмоциональных коммуникаций в семье.

Альбомы - это доказательство человеческого существования; ведь они легко переживут своих хозяев и таким образом расскажут миру о том, что эти люди жили, и их жизнь имела значение. В этом контексте использование таких фотографий с целью помочь клиентам осмыслить свое прошлое и вызвать у них воспоминания, может способствовать смене точки зрения, переключению с конкретного момента кризиса на закономерности более глобального течения жизни. Это позволяет клиентам пересмотреть свой опыт и свои успехи, свои связи и отношения с другими людьми, а также найти цель своей жизни.

5. «Фотопроекции»

Подобно тому, как люди смотрят на мир сквозь солнечные очки, искажающий эффект которых настолько привычен, что незаметен до момента снятия очков, клиенты видят мир через неосознанные «линзы», автоматически фильтрующие все, что попадает в их поле зрения, включая собственные взгляды, мысли и чувства. При этом люди абсолютно не осознают происходящее. Аналогичным образом взгляд человека на любую фотографию порождает ощущения и эмоции, проецируемые его внутренней картой реальности, которая определяет понимание того, что он видит. Следовательно, «подлинный смысл» снимка содержится не в самой фотографии, но в нематериальном, абстрактном взаимодействии между снимком и зрителем, в процессе которого каждый формирует своё собственное, уникальное восприятие увиденного. Данный процесс лежит в основе всех интеракций человека и фотографии (камеры) и позволяет выявить основные способы и мотивы восприятия фотоснимков.

Поскольку не существует объективного смысла любого снимка, восприятие одной и той же фотографии разными людьми всегда будет различаться. Данная техника называется «фотопроекции», поскольку люди всегда проецируют значение на фотографию: другого способа ее увидеть просто не существует. Именно это качество делает реакции зрителей на снимки крайне полезным терапевтическим инструментом, помогающим клиенту понять способ восприятия реальности. Это относится не только к личным фотографиям, снятым самостоятельно, или фото из семейных альбомов, но также к фотографиям, не имеющим прямого отношения к клиентам. Например, газетные фото, почтовые открытки, журнальные рекламы, обложки книг и тому подобные изображения, отобранные терапевтом с определенной целью. Таким образом, данная техника является не самодостаточной, но скорее неотъемлемой частью остальных техник. Ее следует обсуждать отдельно и, по возможности, в первую очередь при обучении терапевтов.

В фотопроекции не может быть «неправильных» способов восприятия или реакций на фотографии, как не может быть и неверных оценочных суждений. Правильное и ложное - термины относительные, поскольку реакции на фотографии принимаются в соответствии с их содержанием, а не правильностью. Поскольку любая интерпретация, предлагаемая клиентом, является верной для него самого, данная техника может служить эффективным инструментом укрепления самосознания пациента, особенно в случае, если он в течение долгого времени испытывал девальвацию собственных взглядов и неуверенность в себе. Смысл любого снимка в большей степени зависит от эмоциональной, а не от визуальной составляющей, поэтому неудивительно, что фотографии часто вызывают глубинные воспоминания, сильные чувства и информацию, которая долгое время хранилась в сфере бессознательного. Люди редко задумываются о том, почему и как это происходит, однако это является основным фокусом и целью фотопроективных практик.

Проективные техники являются для клиентов идеальным, безопасным способом увидеть свои личные, общественные, семейные, классовые, культурные и прочие «фильтры», без риска последующей девальвации ценностей, унижения или осуждения со стороны других людей, не понимающих их в силу отличий собственных «фильтров». На терапевтических сеансах, в процессе которых особенно важна ясность коммуникации, это может помочь клиентам осознать, что их способ восприятия мира не является единственно возможным. Как только клиенты смогут принять тот факт, что разные люди по-разному воспринимают один и тот же снимок, все встанет на свои места (для каждого из них). Возможно, они также начнут понимать, что процесс выборочного восприятия имеет место и в других ежедневных интеракциях, когда они воспринимают человека или ситуацию не так, как другие (или не так, как себя),

Изменения могут начаться лишь изнутри, с осознания клиентом того, что существует множество взглядов на его личную жизненную ситуацию. Это может помочь клиенту взглянуть на нее под другим углом зрения. Для того, чтобы помочь людям в осуществлении желаемых изменений (особенно представителям культурных меньшинств, депривированных классов или рас и так далее), терапевтам необходимо взглянуть на мир глазами клиентов (и выявить присущие им особые смысловые «фильтры», не всегда очевидные для терапевта).

Чувства и воспоминания, которые хранятся в подсознании и не имеют вербального доступа, зачастую не осознаются клиентом. Они выходят на поверхность благодаря сенсорным раздражителям (таким как запах или визуальный материал), действующим спонтанно и интуитивно, минуя обычные защитные барьеры и вербальные объяснения, зачастую скрывающие мощь этих чувств и причиняемую ими сильную боль. Чтобы «высвободить» данную информацию для дальнейшей работы, необходимо обойти обычные вербальные каналы, незаметно проникнуть на уровень чувств, до того, как сознание замаскирует или опровергнет их. Например, для клиента обычно намного безопаснее говорить о людях на фотографиях (даже если среди них он сам), чем о себе напрямую, поскольку в последнем случае информация может представлять слишком большую угрозу. Как это было проиллюстрировано на предыдущих примерах, фотографии, используемые в качестве проективных катализаторов, могут успешно применяться в процессе преодоления барьеров. Они могут способствовать проникновению в подсознание, сохраняя при этом возможность управлять процессом, поскольку фотографии предоставляют клиенту безопасную дистанцию и позволяют работать на метафорическом уровне с визуальными символами.

Техники, игры и упражнения предназначены для выражения различных чувств – как правило, «в обход» заявленной или предполагаемой психологической проблематики. В то же время они позволяют дать выход сложным переживаниям и осознать их. Они могут применяться с целью совершенствования навыков самоконтроля и психологических защит, раскрытия внутренних ресурсов личности и творческого потенциала, а также актуализации и проявления ее латентных потребностей и свойств. При использовании в групповом контексте они способствуют самораскрытию участников группы и ее сплочению, развивают способность к пониманию чувств и потребностей других людей. В некоторых случаях такие задания также могут способствовать безопасному самораскрытию, исследованию системы отношений и разрешению внутриличностных конфликтов.

И наконец, они помогают развить образное мышление и способность к восприятию пространственных отношений между предметами, а также понятийного мышления, самостоятельности, творческой фантазии и эстетических представлений.

1. «Построение и фотографирование предметных композиций»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается выбрать в окружающем пространстве несколько предметов, составить из них композицию, а затем произвести съемку. Предметы могут выбираться на основании различных критериев, в частности, по тематическому принципу или сходству содержания, на основе эстетических предпочтений или эмоциональных привязанностей (что любимо автором или дорого ему). Можно создать и сфотографировать несколько предметных композиций, руководствуясь разными критериями выбора.

2. Фотоколлаж «Дом, сад, магазин»

Содержание: Предлагается нарисовать план дома, сада или магазина, а затем расположить и приклеить на нем вырезки из журналов или сделанных ранее фотографий с изображением разных предметов таким образом, чтобы «наполнить» внутреннее пространство дома мебелью и людьми, магазина – товарами, продавцами и покупателями, а сада – растениями и живыми существами (животными, птицами, отдыхающими или работающими там людьми).

3. «Карта района или города»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается создать в технике фотоколлажа план района или города, используя при этом вырезки из журналов или сделанные ранее фотографии. При желании также можно нарисовать некоторые объекты, например, реку или дорогу. Данная карта может соответствовать реальному району или городу, которые автору знакомы, либо нет. Создав такую карту, автор может также «заселить» район или город людьми (расположив на ней фотографии людей, в том числе с изображением самого себя и своих друзей или родственников) и животными, фантастическими существами, включить в нее транспортные средства. Вполне логично дополнить такую работу сочинением рассказа об истории города или района и населяющих его персонажах.

4. «Работа с полярностями»

Содержание: Участникам группы, каковыми могут быть как взрослые, так подростки и дети, предлагается создать серию фотоснимков, на которых представлены предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства. Некоторые темы для такой работы: «Большое и маленькое», «Красивое и безобразное», «Приятное и неприятное», «Высокое и низкое» и т. д. В одних случаях ведущий может предложить группе одну из этих тем, в других он дает ее участникам возможность самим выдвинуть и выбрать тему. Съемка может производиться как в ходе занятий, так в промежутках между ними.

Когда снимки будут готовы, участники группы должны определенным образом расположить их в пространстве или подготовить слайд-фильм. Дополняя их текстами (сочиненными или заимствованными, например, цитатами из художественной литературы, Библии), а также сочетая визуальные образы с музыкой они могут реализовать различные творческие, в том числе мультимедийные, проекты.

5. «Праздники»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается создать серию фотоснимков на тему какого-либо семейного, религиозного или светского праздника, а когда снимки будут готовы – определенным образом организовать их в пространстве или, дополняя их текстами, создать плакат, инсталляцию или миниальбом-книжку, либо подготовить слайд-фильм. После этого происходит представление работ и их обсуждение.

6. «Времена года»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается создать серию снимков, отражающих смену времен года. Вполне допустимым при этом является запечатление не только различных состояний природы, связанных со сменой времен года, но и человека, включая самих участников группы. Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами, изготовить плакат, инсталляцию или миниальбом - книжку. Также возможно создание слайд- фильма и реализация мультимедийных проектов. После этого происходит представление работ и их обсуждение.

Примечание: Очевидно, что такая работа должна быть рассчитана на длительное время (как правило, на год) и допускать обращение к другим темам и упражнениям. Кроме того, данная тема может интегрировать опыт обращения к разным темам и способствовать ретроспективному обзору процесса работы группы за определенный период. Логично было бы связать ее с терминацией, временным перерывом в работе (например, отпуском) или завершением календарного года.

Одним из вариантов техники может быть использование готовых снимков, сделанных участниками группы за определенный период времени. Следует учесть, что тема «Времена года» является весьма емкой метафорой различных циклических процессов и связанных с ними изменений. Обращение к ней может актуализировать те чувства участников, которые связаны с рождением и смертью, ростом и созреванием, старением и увяданием, актуализировать опыт утрат и в то же время готовить их к встрече с будущим и началу нового этапа жизни.

7. «Стихии»

Содержание: Участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, связанных с разными природными стихиями – землей, водой, воздухом и огнем. Желательно, чтобы каждая стихия была представлена в разных своих проявлениях. Так, например, стихия огня может быть представлена в виде горящего камина, света лампы, свечи и т. д. Вполне допустимо при этом метафорическое прочтение данной темы, позволяющее передать проявления разных «стихий» в самом человеке, что может предполагать фотографирование участниками группы друг друга или других людей в разных ситуациях и состояниях.

Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами и другим визуальным материалом (например, вырезками из журналов), создать плакат, инсталляцию или миниальбом-книжку После этого происходит представление работ и их обсуждение. Одним из вариантов данной техники является использование готовых снимков, сделанных участниками группы ранее.

8. «Цвета вокруг нас»

Содержание: Участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, на которых представлены объекты разного цвета. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен несколькими оттенками. Вполне допустимо метафорическое прочтение данной темы, позволяющее передать различные оттенки состояний природы и человека, что может предполагать фотографирование участниками группы друг друга и других людей. Метафорическое «прочтение» цвета также может быть связано с идеей изменений, а потому, так же как и предыдущая тема, располагать к передаче опыта физической и психологической трансформации.

Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами и другим визуальным материалом (например, вырезками из журналов или предметами разного цвета), создать плакат, инсталляцию, ассамбляж или миниальбом-книжку. Возможно также создание слайд-фильмов. После этого происходит представление работ и их обсуждение. Желательно, чтобы участники группы делились тем, какие ассоциации вызывают у них разные цвета. Можно также организовать обсуждение таким образом, чтобы акцентировать внимание участников на различных, внешних и внутренних ресурсах, связанных с цветами.

9. «Иллюстрации»

Содержание: Участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, которые могли бы иллюстрировать какое-либо литературное произведение – поэзию, прозу, притчу, сказку, миф или священный текст (например, Библию).

Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами, создать плакат, инсталляцию, ассамбляж или миниальбом-книжку. Возможно также создание слайд-фильмов или реализация мультимедийных проектов (с использованием комплекса выразительных средств – музыки, текстов, визуальных образов). После этого происходит представление работ и их обсуждение.

Техники, игры и упражнения на основе фотографии, направленные на исследование образа «Я» и системы отношений личности.

1. «Линия жизни»/«Жизненный путь»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в разные периоды своей жизни. Можно при этом уточнить, что снимки должны отражать «критические» и наиболее значимые моменты их биографии, либо предоставить им возможность свободного выбора.

В некоторых случаях можно акцентировать их внимание на тех снимках, которые связаны с наиболее сложными периодами в их жизни.

В ходе занятия участники показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен также вариант работы, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает участникам акцентировать внимание на определенных этапах жизненного пути или аспектах системы отношений, тех или иных чувствах и т. д. Предметом обсуждения может стать также ролевая динамика, профессиональная деятельность, сфера досуга, семейные отношения.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, их размещения на полоске бумаги (символизирующей «путь») или в альбоме.

2. «Воспоминания детства»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в детстве. Можно при этом попросить их выбрать такие снимки, которые отражают наиболее запомнившиеся моменты детства – как приятные или «особенные», так и неприятные или вполне «обыденные». Можно приносить фотографии, на которых вместе с ними изображены их родные и близкие.

В ходе занятия участники показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен вариант работы, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает участникам акцентировать внимание на определенных ситуациях (например, семейных праздниках) или аспектах системы отношений, тех или иных чувствах (например, возникавших у них, когда их фотографировал кто-то из родителей). Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д.

3. «Прошлое, настоящее, будущее»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома личные фотографии, связанные с их прошлым и настоящим, а также предполагаемыми будущими ролями и ситуациями. Затем происходит представление и обсуждение снимков.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д.

4. «Грани моего Я»/«Ролевая карта»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в различных ролях или за разными занятиями. Можно предоставить им полную свободу выбора, хотя в некоторых случаях имеет смысл просить их принести фотографии, отражающие как положительные, так и отрицательные (с их точки зрения либо с точки зрения окружающих) проявления их личности либо любимые и нелюбимые роли. Во время занятия происходит представление и обсуждение снимков.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д.

5. «Мужское и женское внутри и вокруг меня»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в разных тендерных ролях, т. е. тех, которые связаны с их «мужскими» и «женскими» качествами. На снимках может быть отражено их общение с мужчинами и женщинами

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен вариант, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает акцентировать внимание на тех чувствах, которые связаны с разными тендерными ролями, или семейных и социальных влияниях на формирование тендерной идентичности.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д. Возможна работа в технике фотоколлажа, при создании которого используются как личные фотографии, так и вырезки из журналов.

6. «Автопортрет»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома одну или несколько фотографий со своим изображением (это может быть портрет или снимок в полный рост). Фотографии должны по возможности передавать их «сущность» – по крайней мере, некоторые наиболее характерные проявления их личности, отразившиеся в позе и выражении лица, прическе, одежде, окружающей обстановке и т. д.

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Ведущий может организовать обсуждение, например, попросить участников группы объяснить, почему, как им кажется, выбранная ими фотография передает их «сущность», а затем предложить другим сказать, насколько их восприятие данного человека отличается от того, каким видит себя он сам.

Один из вариантов данной техники допускает выбор сразу нескольких фотографий, отражающих чем-то схожие или различающиеся «сущности» человека. Возможно изготовление плаката или автопортрета в смешанной технике с использованием не только фотографии, но и вырезок из журналов (изображения и тексты) и рисунков. Другим вариантом данной техники является создание автопортрета-ассамбляжа, включающего не только фотографию, но и личные предметы.

7. «Символический/метафорический автопортрет»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома созданные ими фотографии с изображением определенной обстановки, пейзажа или предметов, которые передавали бы, по крайней мере, некоторые наиболее характерные проявления их личности. Так, например, пейзаж или предмет могут передавать одно из свойственных человеку состояний, то, что ему особенно дорого или «созвучно» его личности. Сам человек должен при этом отсутствовать в кадре.

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Ведущий может организовать обсуждение, например, попросить участников группы объяснить, почему, как им кажется, выбранная ими фотография передает их «сущность», а затем предложить другим сказать, насколько их восприятие данного человека отличается от того, каким видит себя он сам.

Один из вариантов данной техники допускает выбор сразу нескольких фотографий отражающих чем-то схожие или различающиеся «сущности» человека. Возможно изготовление плаката или автопортрета в смешанной технике с использованием не только фотографий, но и вырезок из журналов (изображения и тексты) и рисунков. Другим вариантом данной техники является создание символического автопортрета-ассамбляжа, включающего не только фотографии, но и личные предметы.

В некоторых случаях, в особенности когда участники группы не располагают готовыми фотографиями такого рода, им может быть предложено их создать. Снимки могут делаться как в ходе занятия, так в промежутках между занятиями.

8. «Песочница с фотографиями»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается, используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий и ламинированные изображения самих себя и близких людей, создать какую-либо композицию. В некоторых случаях изготовлению композиции может предшествовать фотографирование автора с целью создания одного или нескольких его изображений (на которых он, например, представлен в разных позах).

Данная техника описана Джин Лей и Джин Хаузи (Лей, Хаузи, 2000).

9. «Реклама себя»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, отражающие, по крайней мере, некоторые их положительные качества и достижения. При этом они могут быть представлены в различных – как официальных, так и неформальных – ситуациях.

В ходе занятия, используя принесенные фотографии и дополняя их текстами и рисунками, каждый участник группы изготавливает плакат, который мог бы служить ему в качестве своеобразной «саморекламы», т. е. представлять его окружающим в наиболее положительном свете. Можно дополнить эту работу элементами игры, предложив участникам представить себя таким образом, чтобы это позволило им, например, устроиться на хорошую работу. После того, как плакаты будут созданы, члены группы показывают их друг другу и обсуждают. Можно допустить такой вариант обсуждения, когда другие говорят, насколько их восприятие положительных качеств данного человека отличается от его видения себя.

10. «Я как представитель определенной профессии, социальной группы, культуры»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии со своим изображением, а также с изображением определенной обстановки, пейзажа или предметов, которые передавали бы некоторые наиболее значимые их характеристики как представителей определенной профессии, социодемографической группы, культуры. Лучше, если каждый из аспектов идентичности участников группы будет исследоваться в ходе отдельного занятия с последующим их объединением на итоговом.

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Ведущий может организовать обсуждение, например, попросить участников группы объяснить, как выбранные ими фотографии передают наиболее значимые их характеристики как представителей определенной профессии, социодемографической группы или культуры, и какие чувства по поводу своей принадлежности к ним они испытывают.

Возможно изготовление плаката или автопортрета в смешанной технике с использованием не только фотографий, но и вырезок из журналов (изображения и тексты) и рисунков. Другим вариантом данной техники является создание символических автопортретов-ассамбляжей, включающих не только фотографии, но и личные предметы, связанные с представлениями участников группы о своей профессиональной, социодемографической и культурной идентичности.

В некоторых случаях членам группы может быть предложено создать серии снимков – как в ходе занятий, так и в промежутках между ними – которые могли бы выполнять те же функции, что и вышеописанные готовые фотографии.

11. «Мои друзья в прошлом и настоящем»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии с изображением самих себя и/или своих друзей в прошлом и/или настоящем.

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Ведущий может организовать обсуждение, например, попросить участников группы рассказать, почему тот или иной друг им интересен и дорог.

Один из вариантов техники допускает изготовление плаката или миниальбома-книжки на данную тему.

12. «Чувства и состояние в данный момент»

Содержание: Участникам группы предлагается в ходе занятия создать один или несколько фотоснимков, которые передавали бы их чувства и состояние в данный момент. На снимках могут быть изображены либо сами участники группы, либо пейзаж или предметы, чем-то «созвучные» состоянию и чувствам автора.

При выполнении этого задания лучше пользоваться цифровыми камерами, иначе снимки могут потерять свою «актуальность».

13. «Мои секреты/проблемы»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии с изображением самих себя в разных ситуациях, связанных с теми или иными «секретами» или «проблемами» – теми ситуациями, переживаниями или чертами личности, которых участники группы, возможно, стесняются или стыдятся и предпочли бы скрыть от других.

Во время занятия участников группы просят решить, какие фотографии они готовы были бы показать группе; какие из них они могли бы показать лишь отдельным участникам, а какие они не хотели бы показывать никому.

После этого участники группы показывают друг другу и обсуждают те фотографии, которые они готовы показать (это можно делать как в общем круге, так и в парах или малых группах, предоставив участникам возможность выбрать в качестве собеседников тех, кому они в наибольшей степени доверяют).

Одним из вариантов выполнения данной техники является визуальная организации фотоснимков, например, в виде миниальбома, а также путем их размещения на разных гранях картонных коробок. При этом некоторые фотографии располагаются на внешней поверхности коробки, некоторые – на внутренней, а автор работы имеет возможность сам определять, показывать ему находящиеся внутри фотографии или нет.

14. «Мир моих интересов и увлечений»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии с изображением самих себя в разных ситуациях, связанных с их интересами и увлечениями.

Во время занятия участники показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Возможна также визуальная организация снимков путем изготовления плаката, миниальбома и иным образом.

Техники, игры и упражнения на основе фотографии, предназначенные для работы в парах.

Задачи применения техник данного типа многообразны и включают, в частности, развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность, осознание характерных для партнеров способов взаимодействия в ситуациях межличностного общения, укрепление «Я» и личных границ, проявление латентных потребностей и свойств личности и, конечно, раскрытие творческих способностей. Использование этих техник, игр и упражнений в группе часто способствует сближению и самораскрытию участников, а также формированию групповой сплоченности.

Такие техники, игры и упражнения могут применяться в различных условиях и в разных по составу группах, как тренинговых, так и психотерапевтических, а также работающих в рамках реабилитационных программ. Возраст участников может варьировать в широком диапазоне, однако некоторые виды совместной деятельности, связанные с выполнением заданий этой группы, предполагающие, например, тесную речевую коммуникацию между партнерами, могут быть недоступны для лиц с речевыми нарушениями или детей младшего возраста с естественной для них ограниченностью вербальной активности. Можно рассматривать задания данного типа как средства подготовки участников к более активному взаимодействию. Это может, в частности, учитываться при работе с подростковыми группами, в случае которых личные границы участников часто оказываются слишком хрупкими для использования интерактивных техник на начальных этапах работы.

1. «Разговор»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, отражающие их профессиональную деятельность и увлечения. После того, как они в ходе занятия образуют пары, им предлагается, не вступая друг с другом в вербальный контакт, «общаться» посредством фотографий, показывая их друг другу и выражая свое отношение к ним посредством рисунков, мимики и жестов. После того, как они продемонстрируют друг другу фотографии, они должны, используя снимки и любые изобразительные материалы (в том числе технику коллажа), вместе создать композицию в форме плаката или миниальбома-книжки, передающую общность и различия их жизненного опыта, занятий и увлечений. На этом этапе работы они также не должны прибегать к вербальному общению и постараться достичь при этом взаимопонимания.

После создания композиций участники группы в общем круге показывают их друг другу и обсуждают. Ведущий может определенным образом организовать обсуждение, например, попросить партнеров рассказать, какие чувства они испытывали в процессе «разговора» и создания композиции, как они оценивают результаты совместной деятельности, что общего и какие различия они увидели в опыте, занятиях и увлечениях друг друга.

2. «Совместный фотоколлаж»

Содержание: Участники группы образуют пары, после чего им предлагается совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии. В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях они могут в процессе работы общаться для того, чтобы определить тему и согласовать свои действия.

В случае необходимости (когда, например, партнеры испытывают тревогу или имеется определенный риск взаимной конфронтации) ведущий может организовывать деятельность пар, предлагая им те или иные темы либо рекомендуя разделить общее рабочее пространство (например, лист ватмана) на индивидуальные «территории».

3. «Создание портрета»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии со своим изображением. В ходе занятия они образуют пары и некоторое время общаются друг с другом, рассказывая о своих занятиях, интересах и увлечениях, после этого переходят к созданию «портретов» друг друга. Для этого они должны использовать как одну из готовых фотографий партнера, так и различные изобразительные материалы и средства, в том числе материалы для создания коллажа. При этом, исходя из того, что они узнали друг о друге, а также своих впечатлений о партнере, они должны как можно точнее передать его индивидуальные особенности, занятия, интересы и увлечения. Портрет, таким образом, создается в смешанной технике и может представлять собой плакат или иную изобразительную продукцию.

После того, как «портреты» будут созданы, партнеры должны представить друг друга группе, демонстрируя то, что они создали, и дополняя показ своими комментариями.

Иной вариант данной техники предполагает фотографирование партнерами друг друга. Как и в описанном выше варианте, этой работе может предшествовать беседа. Большое значение при создании фотопортретов может иметь поза, выражение лица, костюм, различные аксессуары и окружающая обстановка, помогая передать характер человека и его состояние. Это может потребовать соответствующей подготовки, поэтому сама съемка может производиться на следующем занятии.

При подготовке к съемке тот, кто фотографирует, может рассказать тому, чей портрет он собирается делать, каким он его «видит», и узнать, насколько его восприятие партнера отличается от восприятия тем самого себя. Возможны случаи, когда фотографируемый будет возражать против того, каким образом его собираются представить на портрете, поэтому ведущий должен наблюдать за межличностной динамикой.

После того как портреты будут созданы, происходит их показ и обсуждение в группе.

Примечание: Данную технику лучше всего использовать на начальном этапе работы группы.

4. «Совместный проект»

Содержание: После того как участники группы образуют пары, им предлагается обсудить и затем реализовать совместный творческий проект с использованием фотографии. Результатом совместной деятельности может быть серия снимков на определенную тему, оформленная в виде минивыставки, альбома, плаката, ассамбляжа (фотоинсталляции) или иным образом.

После того как проекты будут реализованы, происходит их представление и обсуждение в группе. Ведущий может определенным образом организовать обсуждение, например, попросить партнеров рассказать, что они испытывали на разных этапах совместной работы, каковы были роли каждого, удалось ли им достичь взаимопонимания и реализовать то, что было задумано, довольны ли они результатами и т. д.

Занятия психотерапевтической фотографией, в том числе, как составная часть арт-терапии, могут включать съемку клиентом (участниками группы) различных объектов и ситуаций. Такая работа может проводиться как в ходе занятий, так и в промежутках между ними – в качестве своеобразного «домашнего задания». Для поиска и фотографирования объектов, реализации определенного творческого проекта, связанного с созданием фотографий, может предоставляться разное время. В одних случаях, например, всего 30–60 минут – в рамках этого времени участники могут вести съемку непосредственно в кабинете или здании, где проводятся занятия, а также перемещаться в пределах относительно ограниченного, прилегающего к нему пространства. В других случаях для реализации творческого проекта, связанного со съемкой, может предоставляться несколько дней или даже недель.

Съемка может иметь свободный характер, когда участники занятий выбирают и фотографируют все, что покажется им интересным и лишь позднее определяют тематику фотографий. В других случаях участники занятий заранее выбирают ту или иную тему из предлагаемых ведущим либо формулируют собственную исходя из актуальных для себя потребностей и запросов.

Предлагаемые ведущим темы для фотосъемки можно разделить на две большие группы. Первая включает темы, связанные с психотерапевтическим запросом и проблемами клиента или группы. Как правило, они ориентированы на исследование того или иного аспекта системы отношений участников занятий или затрагивают их биографический опыт («Моя семья», «Мир моих интересов и увлечений», «Мои друзья», «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города», «Мир взрослых и мир детей» и т. д.). В то же время деятельность участников занятий может быть достаточно эффективной и в том случае, если они будут работать «в обход» биографического материала и проблем, поскольку это обеспечит большую психологическую безопасность и возможность самораскрытия. Это отчасти связано с «проективной» природой фотографии, когда, выбирая для съемки тот или иной объект или ситуацию, человек неосознанно «переносит» на них свои потребности и переживания. Работа «в обход» психологической проблематики и биографического материала участников занятий, как правило, основана на использовании «открытых», метафорических или общих тем.

Некоторые темы, которые могут быть предложены клиенту или группе в ходе натурной съемки, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Темы, которые могут быть предложены клиенту или группе в ходе натурной съемки

http://iknigi.net/books_files/online_html/92584/i_015.png

В ходе проведения натурной съемки на ту или иную тему участники группы могут иногда работать совместно, создав пары или микрогруппы.

В некоторых случаях с лечебно-реабилитационной и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в определенной природной или социокультурной среде. Так, например, съемка на природе сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания. Съемка может производиться и в среде, связанной с проблемами участников занятий. Такая работа может быть чревата социальной конфронтацией и переживанием сложных чувств, что в определенных случаях также оказывается весьма полезно, помогая, например, клиенту осознать природу социальных связей, особенности своего отношения к тем или иным людям, общественным институтам и культурным явлениям.

Особо следовало бы сказать о ценности использования визуально-нарративного подхода в рамках занятий психотерапевтической фотографией. Визуально-нарративный подход в психотерапии предполагает сочетание какого-либо визуального материала (фотографий, рисунков, видеозаписей) с повествованием. В одних случаях такое повествование представляет собой развернутый комментарий автора к фотографии или рисунку; в других случаях это может быть созданный клиентом литературно-художественный текст. Достоинства визуально-нарративного подхода заключаются в возможности глубокой, всесторонней, предполагающей активность самого клиента проработки психологического материала. Это позволяет клиенту самому раскрыть значение визуального образа, найти определенные логические связи между элементами образа или несколькими рисунками, организовать свой опыт и т. д. Визуально-нарративный подход иногда может быть использован в качестве средства психологической самопомощи. В качестве примера подобной работы можно рассматривать ведение дневника, включающего фотографии, рисунки и описания разных событий или размышления автора.

Под нарративом (повествованием) в современной психотерапевтической практике нередко понимают использование таких форм работы, когда клиент создает свой способ описания жизненного опыта и имеющихся у него проблем, иными словами, применяет или создает собственный дискурс. В отличие оттрадиционого клинического или психотерапевтического интервью, в рамках нарративного подхода предполагаеся, что клиент «ведет» беседу, а специалист присоединяется к его дискурсу, т. е. фактически начинает говорить на его «языке».

Визуально-нарративный подход тесно связан с постмодернистским пониманием дискурса как такого способа визуальной и вербальной коммуникации с соответствующей ему системой значений, которая тесно связана с культурными и социальными условиями жизни людей. В практической работе психотерапевта или психолога следование визуально-нарративному подходу предполагает создание клиентом своей личной «истории» (или «истории» о других, в частности, воображаемых персонажах). Такая работа способствует возникновению у клиента ощущения полноты бытия и позволяет терапевту проникнуть в его целостное мировосприятие и увидеть связь его личной истории с культурным контекстом.

Большое значение в рамках визуально-нарративного подхода придается возможности рефрейминга и изменения системы значений визуальных образов, т. е. фактическому «переписыванию» представленной на фотографиях личной истории клиента. Использование нарративных приемов обеспечивает психологическую целостность клиента, а во многих случаях – также изменение и развитие его образа «Я». При этом следует учитывать, что в рамках визуально-нарративного подхода психологическая идентичность клиента рассматривается и как реальный, исторический феномен, и как конструкт (Leiblich et al., 1998). Идентичность, таким образом, формируется не только за счет интеграции личного опыта, но и благодаря использованию тех «строительных блоков», которые предоставляет культура.

Исходя из сказанного, можно признать, сколь важно при обсуждении фотоматериала стимулировать клиента к применению тех форм описания своего опыта, которые представляются ему более естественными и близкими. Психотерапевт также иногда может предлагать клиенту выполнить специальные задания, такие, например, как художественные описания, составление подписей к фотографиям или фото-плакатам и т. д.

Как при использовании готовых фотографий, так и при активном создании клиентом или участниками группы какого-либо визуального материала ведущий занятий может также попросить их, взяв фотографии домой, подобрать к ним тот или иной текст из художественной, философской литературы, поэтических сборников и т. д.

Интерпретация и вербальная обратная связь являются важнейшим фактором психотерапевтического воздействия фотографии, основная задача обсуждения заключается в том, чтобы помочь клиенту или участникам группы в понимании их внутреннего мира – чувств, потребностей, внутренних конфликтов и т. д.

Интерпретацию и вербальную обратную связь можно отнести к «интервенциям, направленным на смыслообразование» (Болл, 2000).

М. Барби (см. статью в данном сборнике) пишет о трех стратегиях исследования, используемых им при психотерапевтическом обсуждении фотографий – проясняющей, раскрывающей и трансформативной.

Психотерапевтические факторы, обеспечивающие лечебно-коррекционное и здоровьесберегающее воздействие занятий фотографией:
  1. Фактор художественной экспрессии. Психотерапевтические функции фотографии
  2. Фактор психотерапевтических и групповых отношений
  3. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Способы обсуждения фотографий.

Психотерапевтические функции фотографии:

1. Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле – быть средством восприятия, переработки и передачи информации. При этом следует иметь ввиду как межличностный, так и внутриличностный аспекты коммуникации. Если межличностный аспект связанной с фотографией коммуникации ассоциируется с передачей чувств и представлений от одного человека к другому, то внутриличностный аспект заключается в возможности диалога с самим собой и «трансляции» психического материала с бессознательного уровня на уровень сознания.

2. Фокусирующая/актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий прошлого – как положительно, так и отрицательно окрашенных. Хотя повторное переживание неприятных и травматических событий может быть для человека психологически небезопасным, в рамках психотерапии это зачастую необходимо для того, чтобы прийти к их переосмыслению либо завершить прошлую ситуацию с новыми, более положительными последствиями. Данная функция фотографии связана также с проявлением латентных, ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Человек может открыться самому себе и окружающим с новой стороны, например, благодаря тому, что снимки запечатлели его в непривычном или ранее не столь очевидно проявлявшемся состоянии, или в момент совершения какого-либо действия, которое раньше было для него не характерно. Как и при повторном переживании событий прошлого, такая «встреча» человека с ранее несвойственными ему либо «невидимыми» для него проявлениями своей личности иногда может быть неприятной или даже пугающей, и многое зависит от того, в каких условиях это происходит и какими интервенциями психолога или психотерапевта сопровождается. Если такая ситуация переживается им болезненно, скорее всего это связано с «теневыми» и неосознаваемыми проявлениями его внутреннего мира. Именно на этом основана психоаналитическая работа с фотодокументами. Это, конечно же, не значит, что при работе с фотографией наибольшее психотерапевтическое значение имеют негативные переживания. Когда «встреча» человека с ситуациями из прошлого и неведомыми ему ранее проявлениями своего «Я» приятна и желанна, фотографии могут выступать в качестве средства раскрытия и укрепления внутренних ресурсов, а также в качестве стимула к дальнейшему развитию. Личность может освоить новые грани своего «Я» и более активно задействовать их в деятельности и отношениях.

3. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем – прежде всего зрения, кинестетики и тактильной чувствительности. Фотографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательности. Этим обусловлена мобилизующая функция фотографии.

4. Фотосъемка, последующее восприятие фотографий и их художественное оформление связаны с координацией разных сенсорных систем, с появлением разнообразных ассоциаций: вначале – с объектом съемки, а затем – с готовым образом. При этом могут оживать воспоминания, стимулироваться творческое воображение, формироваться новые представления. И, конечно же, фотосъемка немыслима без способности человека осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом. Все это составляет еще одну – организующую (интегрирующую) функцию фотографии.

5. Объективирующая функция в определенной степени связана с фокусирующей/актуализирующей функцией и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Благодаря объективирующей функции фотографии человек может лучше осознать свою принадлежность к определенной социальной группе (профессиональной, культурной, национальной и т. д.). В этом случае она будет отражать его значимые отношения с людьми и предметами – то есть основу его самоидентификации. Человек может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, а также интерьер, его собеседники в кадре и т. д. связаны с его чувством культурного, тендерного или профессионального «Я» и потребностями в его изменении.

6. Фотография также позволяет увидеть и осознать эти изменения, равно как и те метаморфозы, которые происходят с ним вследствие тех или иных событий или психотерапевтической работы. Таким образом, отражение динамики внешних и внутренних изменений – еще одна важная психологическая функция фотографии. Данная функция проявляется в том случае, если имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько его внешность, поведение и окружающая среда различаются в разные моменты времени.

7. Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний – как своих собственных, так и других людей.

в повседневной жизни мы часто действуем и реагируем неосознанно либо приписываем поступкам и переживаниям определенный, как нам кажется, очевидный смысл. Фотография же позволяет «остановить мгновение» и сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни многим людям недоступно. Она также обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря чему человек может увидеть свои переживания и поступки в новом свете и постичь их иное, зачастую более глубокое либо альтернативное содержание. Происходит переосмысление опыта и установление смысловых связей между событиями и различными элементами внутреннего мира. Применительно к фототерапии это может, в частности, означать осознание клиентом причин появления у него тех или иных проблем в межличностных отношениях, а также особенностей своего развития и потребностей. Если говорить не только о восприятии, но и о создании снимков, смыслообразующая функция фотографии в определенной мере состоит в выборе объектов, времени и контекста съемки, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого материала и его содержательная переработка. Выступая в этой функции, фотография нередко позволяет обозначить «истину» бытия, переживаний и человеческих отношений.

8. Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообразующую функцию: она помогает человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживаниям, а также действиям и переживаниям других людей не является объективной данностью: он привнесен в его сознание и бессознательное в процессе социализации. С точки зрения представлений постмодерна, смыслы наших поступков и переживаний представляют собой «конструкты» – порождения различных языковых и неязыковых знаковых систем, которыми мы пользуемся на разных этапах своей жизни. Культура и социум учат нас приписывать нашим чувствам и действиям вполне определенный смысл, хотя они, в принципе, могут иметь неограниченное множество иных значений. Такое приписывание чувствам и действиям определенного смысла, как правило, носит адаптивный характер, хотя в некоторых случаях может быть причиной более или менее выраженной дезадаптации. Последнее особенно вероятно в том случае, если само общество и его культура являются инструментами насилия или контроля одних групп населения над другими. При этом те группы населения, которые занимают в нем привилегированное положение, в том числе за счет ущемления интересов других групп, будут вольно или невольно стремиться использовать разные знаковые системы (включая кино, изобразительное искусство, музыку, телевидение, прессу и другие медиа-средства) для того, чтобы утвердить в обществе ту систему значений, которая служила бы сохранению сложившегося порядка вещей. Однако, поскольку данная система значений призвана поддерживать неравноправие, она будет в той или иной мере искажать реальный смысл человеческих отношений и переживаний, а также выступать одним из факторов патогенизации.

в таких условиях одной из задач фототерапии может быть «освобождение» человека от ложных, «сконструированных» значений и формирование новой системы значений, более достоверно отражающих внутреннюю и внешнюю реальность. Так, в результате фототерапии женщина может прийти к осознанию того, что ее тендерные предпочтения, например, использование макияжа, одежды определенного типа, выражение лица и т. д. не являются ни «природно заданными», ни отвечающими ее реальным потребностям.

9. Функции рефрейминга и реорганизации тесно связаны с предыдущей функцией. Слово «рефрейминг» в переводе с английского означает «помещение в иную рамку», этим понятием обозначают включение объекта (каковыми могут также являться поступки, чувства и мысли человека) в иной контекст восприятия, что приводит к изменению его смысла. В случае фотографии это может быть, в частности, применение фотоколлажа или фотомонтажа, позволяющих соединить определенный визуальный образ (например, изображение человека) с тем материалом, который на оригинальном снимке отсутствовал. При этом человек может увидеть свои чувства и поступки в совершенно новом свете. Так, например, молодой человек может увидеть себя героем киносериала или перенестись в прошлое и оказаться на одном корабле с первооткрывателями Америки.

10. Контейнирующая (удерживающая) функция состоит в том, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности. Данная функция обусловлена тем, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представлений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформации в более высокоорганизованные психические проявления. На этом, в частности, основана идея о сублимации.

11. Экспрессивно-катарсическая функция фотографии реализуется как через восприятие готовых снимков, так и через их создание. Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний. Что же касается создания снимков, то экспрессивно-катарсическая функция фотографии отчасти связана с тем, что фотографические образы могут не только «рассказывать» о чувствах, но и «воплощать» их. Последнее основано на феноменах проекции и проективной идентификации, когда субъект в результате идентификации с объектом восприятия (каковым может быть растение, животное, неодушевленный предмет или другой человек) «переносит» на него свои собственные переживания либо начинает переживать то же, что и объект. Если при создании снимков человек находится в кадре, экспрессивно-катарсическая функция фотографии осуществляется за счет выражения чувств посредством жестикуляции, позы, мимики, костюма. Дополнительные возможности для выражения чувств дает использование музыки, различных аксессуаров, а также сама среда, в которой проводится съемка. При этом большое значение может иметь сам процесс съемки и подготовка к нему: порой в течение довольно продолжительного времени человек может входить в определенное состояние и переживать его в присутствии окружающих, что обеспечивает заметный катарсический эффект.

12. Защитная функция фотографии, отчасти смыкающаяся с ее контейнирующей и объективирующей функциями, связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний, а также определенный контроль над ними. Так, например, человек может какое-то время скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если их демонстрация и обсуждение для него психологически небезопасны. При этом он может ощущать, что именно он, и никто другой, определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Возможность контролировать ситуацию и свои эмоции очень важна для достижения чувства психологической безопасности и в конечном итоге может помочь ему решиться на показ фотографий.