СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для учителей ПО ТЕМЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС»

Лисунова Надежда Павловна

Задача семинара актуализировать ресурсы педагогов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, повымить психологическую готовность учителей к принятию инноваций в области образования, снять эмоциональное напряжение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_fgos.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

для учителей

ПО ТЕМЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС»

Разработала: Педагог - психолог

Лисунова Надежда Павловна

2013 г.

Цель: повышение психологической готовности учителей к принятию инноваций в области образования.

Задачи: актуализировать ресурсы педагогов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, снять эмоциональное напряжение.

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, компьютерная презентация.

Ход семинар - практикума

  1. Вводная часть. Новые задачи психологической службы. Проблемы психологического сопровождения с введением ФГОС. Для решения проблем, возникающих с введением ФГОСов, прошлом году мною была разработана «Программа психологического сопровождения ФГОС НОО» и «Программа мониторинга сформированности УУД». В «Программе мониторинга сформированности УУД» предложена план – сетка,  в которой можете проследить, какие методики должны проводится в каждой параллели учителями начальных классов и педагогом – психологом.
  1. Упражнение «Снежинка».

Цель: актуализация потребности к принятию новых образовательных стандартов, повышение мотивации к участию в занятии.

Инструкция. Возьмите листы бумаги, лежащие перед вами, и четко выполняйте инструкции. Постарайтесь не смотреть в листы к соседям. Сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Сверните лист еще раз пополам и оторвите верхний правый угол. И еще раз сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Теперь разверните листы, поднимите вверх и посмотрите на листы всех участников.

Педагогам дается время посмотреть на листы друг друга, после чего тренер задает вопрос: «Как вы думаете, что это значит?» тренер подводит педагогов к выводу: несмотря на то, что сейчас мы все находились в одной ситуации, в одном помещении, инструкция для всех была одинаковая, листочки получились у всех разные. Также и  наши дети разные, и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, обязателен учет личностных особенностей.

  1. Основная часть.
  1. Матрица образования.

Инструкция. Коллеги, посмотрите на экран. В течение многих лет в нашей стране существовал стандарт образования, так называемая матрица. Школа выпускала ученика, соответствующего определенному стандарту, т.е. кругу. Но сегодня кто приходит в наши школы? Круги, зигзаги, звезды, все абсолютно разные. Что нужно сделать. Чтобы пропустить детей через эту матрицу? Разогнуть, свернуть, а некоторые так и не пролезут в круг. Так как же быть? Образовательный стандарт второго поколения направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который, в том числе, предполагает учет индивидуальных возрастных, физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и воспитания и путей их достижения.

Чтобы понять, как проводится тестирование в начальных классах, я предлагаю вам проведение нескольких методик.

  1. Практикум.
  1. Вашему вниманию я предлагаю следующее упражнение «Рукавички», которое направлено на организацию и осуществление сотрудничества. Мы будем оценивать коммуникативные УУД.

Представите себя ребенком, возраста 6,5 – 7 лет.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Время выполнение: 5-10 минут.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.                                                                           

2. Вашему вниманию я предлагаю несколько заданий на развитие УУД.

2.1. Развивают действия нравственно-этического оценивания. (Личностные УУД)

«Восстанови рассказ»

Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.

Вариант 1. «Однажды пошел Алеша в _________  за грибами. Увидел на __________ белку и кинул __________ кепку. В ___________ не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, ______________ ему стало кепки. Хорошо, что мимо ____________ школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким ___________, он залез ___________ и достал Алешину кепку. __________ отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать __________. Ты сам __________ наказал!»

Вариант 2. «Утром Толя _____________из дома. На дворе была __________. Испугался ________ , стал под тополем и думает: «__________ в школу. Страшно _________». Тут он увидел Сашу, который ____________ под деревом. Он тоже собрался в ___________ и тоже _____________. Мальчики увидели __________  друга. Им стало _________. Они  _______.

2.2. Развивают действия смыслообразования. (Личностные УУД)

Игра «Аукцион идей»

Инструкция. Мы будем называть то, что люди делают, а вы должны продолжить фразу, объяснив, для чего они это делают. Итак:

  • Люди ходят в гости…
  • Делают домашние задания ….
  • Пекут пироги …
  • Пишут эсэмэс …
  • Опаздывают …
  • Поднимают руку на уроке …
  • Сплетничают …

2.3.  Следующие задания развивают логические действия. (Познавательные, логические УУД)

«Составь анаграмму»

Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Запиши слова, которые у тебя получились.

Барон - _____________                      Карма - ______________

Мазок - _____________                      Сосна - ______________

Крот - ______________                      Стук - _______________

Влага - _____________                      Шкала - ______________

Банка - _____________                       Атлас - ______________

Ласка - _____________                       Корма - ______________

«Расшифруй»

Используя шифр, расшифруй слова, спрятанные за этими цифрами.

Шифр:

А – 1; Б – 2; В – 3; К – 4;  М – 5;  Н – 6;  О – 7;  Л – 8;  Д  - 9;  Т – 0

2780  _________        37281 __________     4756101 _____________

0164  _________        21641 __________     471691 ______________

3784  __________       01876 __________     578747 _____________

7467  __________        91341 __________     726731 _____________

2164 ___________       81341 __________     31661 ______________

«Найди числа»

Найди за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна последнему выделенному числу. Запиши их справа.

8  11  7  10  3   4                  25        _______________

5  4  20  19  15  6                 41       _______________

2  5  14   9   6    7                 17       _______________

12   2   16   18  11                29       _______________

11  5  3  8  2  14  6  1           12       _______________

9   5   17   10   3   4   12       21       _______________

2   7    3    4     5    8             9        _______________

17  9   2   11  12   24            40      _______________

5    4    14    17   10  6          28      _______________

11   7    3   16    9    8           35       _______________

1   14   13    6   5    4           18       _______________

10   6   13  4    5   2    17      19      _______________

«Найди общее название»

Напиши общее название каждой паре слов.

Карп, окунь - ______________________________________________________.

Топор, молоток - ___________________________________________________.

Осень, весна - _____________________________________________________.

Осина, тополь -  ___________________________________________________.

Кровать, кресло - __________________________________________________.

Сентябрь, октябрь - ________________________________________________.

Дерево, цветок - ___________________________________________________.

Утро, вечер - ______________________________________________________.

Вторник, четверг - _________________________________________________.

2.4. Следующие задания развивают умение выдвигать гипотезы и умение их обосновывать. (Познавательные, логические УУД)

«Использование предметов»

Инструкция. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Варианты: стакан, скрепка, карандаш, большая коробка и т.д.

«Последствия ситуации»

Инструкция. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Варианты: ты в течение 1 минуты станешь размером с мизинец (великаном).

«Предложение»

Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из 4етырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений.

2.5. Задания, направленные на развитие способов взаимодействия. (Коммуникативные УУД).

«Здороваемся глазами»

Педагог: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Прощание «Башенка»

Дети становятся в круг и строят башню из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Маши в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем – до свидания!» - башня рушится.

«Пожелание одноклассникам»

Как можно быстрее из каждого набора букв выбери лишь те буквы, которые в наборе не повторяются. Выпиши их и составь из этих букв пожелание одноклассникам.

АОБООУАДА           ИПЬРТПЕИР        ЭПВФЭСФПЕ      ВЮЛГВДАЛАЮ         ЖЗСУУЧЖАЗ          ОАСАОТАЛО         ГЦИДВГЦЫД

2.6. Развивают действия контроля и волевой саморегуляции. (Регулятивные УУД)

«Дирижер и оркестр»

Дети стоят лицом к педагогу так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса.  Но моя палочка может опускаться и подниматься не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише – громче.

Поем звуки. А: тише - громче; О: тише - громче; У: тише - громче; Э: тише - громче; И: тише - громче; Ы: тише – громче.

Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) – меняют ногу.

«Двигаемся по команде»

Дети стоят в ряд, лицом к педагогу.

Инструкция. Рассчитаемся по рядам на первые и вторые номера. Закройте глаза и слушайте внимательно мои команды: «Первые номера – шаг вперед. Вторые номера – два шага влево. Первые номера – один шаг вправо. Вторые номера – два шага назад. И т.д. Постарайтесь с закрытыми глазами определить, где вы сейчас находитесь. Откройте глаза – осмотритесь».

«Замок»

Инструкция. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Двигать тем пальцем, на который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к другим пальцам нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

  1. Заключительная часть.
  1. Упражнение-рефлексия «Учитель».

Цель: обучение навыкам рефлексии.

Ход упражнения: педагогам предлагаются листы бумаги для рефлексии.

Инструкция: наша встреча подходит к концу, сегодня вы получили различную информацию. Перед вами рисунок учителя, который хочет поделиться: что узнал…, что почувствовал…, что попробовал…, что будет делать….   К концу упражнения психолог задает вопрос: «Что труднее всего описать?».

Труднее всего прописать части «Что почувствовал» и «Что буду делать».

Это еще одна особенность образования и новых стандартов. Раньше мы давали знания. Сегодня мы выходим на формирование компетентности. А компетентность – это не просто знание или информация. Компетентность состоит из трех компонентов:

  • Знаниевый, информационный,
  • Эмоциональный, отношенчееский,
  • Поведенческий.

Для того чтобы поведение соответствовало полученной информации, эмоции должны быть соответствующими. Вот и нашим детям также тяжело отследить, что он чувствует, что он хочет и, соответственно, как он будет использовать полученное на уроке знание.

Такой способ рефлексии вы можете использовать и на своих уроках и обращать на эти компоненты внимание.

Психологические рекомендации по развитию УУД у младших школьников

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

На доске прикреплен плакат с изображениями смайликов, выражающие различные эмоциональные состояния. Педагогам предлагается прикрепить стикер на плакат под смайлик, соответствующий эмоциональному состоянию после занятия.

Психологические рекомендации по развитию УУД у младших школьников

Личностные УУД

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель (родитель) своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, по схеме: основное понятие  (правило) - пример - значение изучаемого материала).

2. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите учиться. Используйте схемы, планы, модели, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос при затруднениях задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого некоторое время вначале вы будете причислять дополнительный балл.

4. Организовывая групповую работу или в работу парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу («Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?» и т.д.), переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД

1. Научите ребенка контролировать свою речь (темп, громкость, жестикуляцию) при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.