Проект "Мир эмоций глазами детей"
Как показывают исследования психологов, современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой опыт. Игра - наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Таким образом, именно в игре у дошкольников формируются умения и качества человека 21-го века: -адаптивность; -коммуникативные умения; -межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-mir_emotsiy_glazami_detey.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир эмоций глазами детей»
Автор проекта
Педагог-психолог:Водяницкая Т.Н.
Название пректа
«Мир эмоций глазами детей».
Краткая аннотация проекта
Актуальность поекта
«Почему в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость приминительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить,но и талантливо чувствовать.Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью,как открытие дифференциального исчисления.И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы…» Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Л.С.Выготскому.Изменился ли с тех пор «односторонний» взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует:психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье.Основной акцент,как правило,делается на интеллектуальные и волевые качества,однако игнорируется эмоциональная сфера ребенка.Тревогу вызывает позиция,которой придерживаются многие:единственное направление эмоционального развития-воспитание способности контролировать свои чувства.Отсюда вытекает и соответсвующая воспитательная позиция-подавлять любые проявления эмоций.К чему это может привести? Как правило,к формированию личности,неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои,не владеющей способами выражения эмоций.Как следствие-психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.Как показывают исследования психологов,современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сфере в силу таких обстоятельств как дефецит общения со взрослыми,стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие,бедный игровой опыт.Игра-наиболее доступный для ребенка вид деятельности,в процессе которой он входит в окружающий мир,знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания - характерная особенность детей дошкольного возраста. У дошкольников эмоциональные переживания успешно формируются в игровой деятельности. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Таким образом, именно в игре у дошкольников формируются умения и качества человека 21-го века:-адаптивность;-коммуникативные умения;-межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Объект исследования-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.
Гипотеза-активное включение детей в игровую деятельность будет спрособствовать их эмоциональному развитию.
Цель проекта-развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.
Для реализации цели проекта необходимо решить ряд задач:
1-й блок.Овладение мимикой.Задачи:-учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям;-формировать умение выражать свое эмоциональное состояние в рисунке;- развивать способность делиться своими переживаниями,описывать свои эмоции;-закреплять умение передовать эмоциональное состояние с помощью мимики.
2-й блок. Овладение пантомимикой.Задачи:-учить определять эмоциональное состояние по пантомимике;-развивать эмоциональную экспрессию,способность с помощью жестов выражать внутренние переживания.
3-й блок. Закрепление положительных эмоций.Задачи: - формировать умение находить способы улучшения настроения; - учить с помощью изобразительных средств передавать свое настроения; - способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
4-й блок. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций.Задачи: - способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами;- активизация словаря эмоциональной лексики; - учить владеть чувсвами.
Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов:
-теоретический : анализ психологической,педагогической литературы,программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- практический : анкетирование,тестирование,интервью,карта эмоционального состояния, эмоциональные игры,занятия-минитренинги,тематическое рисование.
Реализация проекта осуществляется на основе принципов,обеспечивающих развитие личности дошкольника:
- позитивности( создание поддерживающей,доброжелательной атмосферы помощи,сотрудничества )
- индивидуального подхода ( учетпсихрологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка)
- поощрение достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
- обеспечения в процессе игровой деятельности и работы на занятиях условий,актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Продолжительность проекта – долгосрочный (срок реализации составляет один год)
Участники проекта – дети подготовительной группы,педагоги,родители.
Предпологаемые итоги реализации пректа
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Критерии оценки реализации пректа
- уровень эмоционального развития детей;
- показатель удовлетворенности родителей совместной работой.
Вопросы,направляющие проект
Основополагающий вопрос Зачем мы играем?
Проблемные вопросы:
- Как игра может выразить чувства?
- Как игра может понять чувства другого?
- Как мы учимся общаться в игре?
Учебные вопросы:
- Что такое эмоции?
- Какие бывают эмоции?
- Как эмоции проявляются в поведении?
- Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?
- Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами?
- Как игра помогает ребенку понимать свои и чужие эмоции?
План проведения проекта
1.Подготовительный этап:
- формулирование гипотизы проекта,его цели изадачи;
- подбор картотеки детских эмоций,игр,занятий-тренингов,стихов ,тестов,интервью, карты эмоционального состояния,творческих заданий для организации совместной деятельности с детьми;
- подготовка презентации проекта педагогам и родителям;
- изучение представлений родителей об игровой деятельности и ее влияние на эмоциональное развитие детей (анкетирование);
- подготовка буклета и публикации для воспитателей;
- подготовка буклета,теста и публикации для родителей ;
- подбор программы тематического родительского клуба;
- подбор спектакля и тренинга для педагогов.
2.Внедренческий этап:
- организация совместной деятельности с детьми над проектом;
- организация и проведение заседания тематичского семейного клуба для родителей;
- оформление результатов работы над проектом.
3.Итоговый этап:
- презентация результатов работы над проектом для педагогов и родителей;
- просмотр видиоролика «Калейдоскоп эмоций»;
- выставка детских творческих работ « Чувство радости» (индивидуальная работа);
- коллаж «Настроение группы» (командная работа);
- итоговая самооценка детей по теме проекта «Мир эмоций глазами детей»;
- открытое итовое занятие «Круиз по морю эмоций».
.
Материалы по сопровождению и поддержке проективной деятельности
- Консультация для педагогов «Роль подвижной игры в эмоциональном развитии дошкольника»
- Программа заседания родительского клуба Волшебная страна внутри нас»
- Сценарий психологического спектакля «Мой мир и я»
- Тренинг для педагогов «Сотворение мира»
- Тренинг для педагогов «Путешествие во внутреннюю страну»
- Цикл занятий – тенингов для детей по программе С.В.Крюковой «Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь» ( 7занятий по теме «Давайте жить дружно»,6 занятий «Веселые клоуны», 15 занятий «Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь»).
- Анкеты для детей и родителей.
- Картотека игр ( знакомств, разминок,релаксаций,игр с агрессивными детьми,с тревожными детьми,для снятия мышечного напряжения),картотека стихотворений об эмоциях,картотека эмоций человека.
- Дидактический и наглядный материал символов различных эмоций
- Презентация «Детские эмоции на картинах художников».
- Презентация для педагогов и родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
- Буклет для педагогов «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
- Буклет для родителей «Сохранить эмоциональное благополучие ребенка:Как?
- Призентация видиоролика «Калейдоскоп эмоций».
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
- Диагностика умения опрознавать эмоции
- Итоги диагностики уровня эмоционального развития детей
- Анкета для родителей
- Результат анкетирования родителей
- Оценка деятельности детей в игровых ситуациях
- Итоги интервью «Мир эмоций» (в роли корреспондента ребенок)
- Оценка изобразительной деятельности детей
- Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его эмоционального состояния
- Итоговая самооценка детей по теме: «Мир эмоций глазами детей.