ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК ЗВЕНО В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье рассматривается вопрос  оказания психологической помощи семье сотрудниками службы "Телефон доверия"с целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК ЗВЕНО В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ

СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ


        В кругу семьи ребенок получает первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив состоит из трех человек. Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между старшим и младшим поколениями. И в благополучных семьях отмечаются сложные взаимоотношения «отцов и детей». Многие родители разрешают внутрисемейные конфликты самостоятельно, стремятся понять ребенка, встать на его позицию, признать его право на собственный выбор. В некоторых случаях возникает необходимость в помощи специалистов.

С появлением анонимных служб телефона доверия обе стороны детско-родительских отношений стали проявлять активность в вопросе преодоления разногласий. Бывает, что дети изначально скрывают проблему, но после установления доверительного контакта с психологом, рассказывают об истинной причине звонка. В нашу службу «Телефон доверия» чаще обращаются подростки 13-15 лет, у которых возникают конфликты с родителями.                                                                                                                                                                                                                                                          

Да, подросткам иногда сложно говорить о наболевшем с родителями или учителями. Они привыкли, что взрослые, которые их окружают, скорее оценивают, чем принимают, скорее осуждают, чем дают поддержку. Их часто не устраивает, что взрослые не считаются с их мнением, повышают голос, навязывают свое. Они недовольны ограничениями и запретами со стороны родителей. Из-за давящего контроля родителей дети приходят в отчаяние и гнев: «Она обыскивает карманы, роется в моем столе, подслушивает телефонные разговоры!!!» И как после этого рассказать маме о появившихся сексуальных проблемах, страхах, фантазиях? Иногда служба «Телефон доверия» оказывается единственным неосуждающим собеседником для детей.

Тем не менее, многие подростки воспринимают дом, как важную базу для успешного жизненного старта, и сами говорят об этом. Они ценят взаимопонимание с родителями, благодарны за имеющуюся возможность заниматься любимым делом дома. И обособление от родителей вовсе не означает отказ от ценностей и норм их жизнедеятельности, эмоциональный разрыв с ними. Часто – это желание привлечь внимание к себе, своим проблемам. Поэтому, при обращении обиженного подростка, одна из задач консультанта помочь ему понять, что нельзя возлагать ответственность за все свои невзгоды на взрослых. Важно показать его собственный вклад в конфликт и предложить взять на себя определенную долю ответственности за происходящее.

Главным условием, обеспечивающим успешность в работе с подростками, является поиск внутренних и внешних ресурсов личности. Консультант помогает им обнаружить свои внутренние ресурсы – найти успешное преодоление затруднительных ситуаций в прошлом, и на основе этого положительного опыта почувствовать в себе силы, а также обратиться к опыту разрешения схожих ситуаций с друзьями или значимыми близкими и использовать их опыт ошибок и удач. Кроме того, психолог помогает оценить свои внешние ресурсы, найти союзников вне семьи. Это друзья, их родители, представители социальных служб, которые готовы оказать искреннюю и действенную помощь. Именно так у подростка возникает вера в себя, в свои силы и возможности, укрепляется личностная самооценка, позитивное отношение к жизни.

В свою очередь родители, обратившиеся в службу телефона доверия, часто спрашивают о методах воспитания, пытаются понять природу поведения своих детей.  Они звонят на телефон доверия после того, как перестают контролировать ситуацию и уже пытались применить известные им способы для ее разрешения. Взрослые нередко оказываются в тупике, когда вдруг обнаруживается, что ни они, ни учителя не являются авторитетом для ребенка, еще недавно вполне послушного. Консультирование родителей во каждом отдельном случае начинается с прояснения ситуации и наполнения жалоб конкретным содержанием. Психолог выясняет, какие события стали причиной обращения, определяет уже использованные абонентом способы решения возникших трудностей, его взгляд на происходящее, побуждает высказать свои чувства.

На следующем этапе консультант информирует родителя о возрастных нормах развития, знание которых позволяет родителям определить, являются ли возникшие трудности закономерными и «нормальными», или они сигнализируют о действительно серьезных проблемах, требующих вмешательства специалистов. Часто непонятное поведение подростков поддается объяснению, и в этом случае необходимо помочь родителям понять своих детей, не присваивая им ярлыков развязности, распущенности или нелюдимости. Родителям важно осознать, что перестраивается психика ребенка, его внутренний мир противоречив, происходящие перемены трудны и не могут происходить незаметно.

Обращения родителей на телефон доверия – это запрос по поводу другого человека (ребенка), а работать консультант может только с позвонившим. Конечно, не каждый взрослый готов говорить о своих трудностях. Проще обвинить ребенка и всю ответственность за нарушенные отношения переложить на него. Родителям нелегко отказаться от своих ценностей и убеждений. Слишком часто они озабочены, иногда чересчур, сохранением власти и контроля. Есть и такие абоненты, которые просят консультанта поговорить с сыном или дочерью, «объяснить», как надо поступать. Таким образом они стремятся самоустраниться, переложить ответственность за решение проблемы на консультанта. Поэтому следующим этапом консультант производит переориентацию родителя с запроса об изменении подростка на перемены в своей собственной личности и своих стратегиях воспитания.   Психолог предлагает задуматься, кто в системе детско-родительских отношений является ведущим звеном, и от кого зависит, как складываются отношения, как формируется личность ребенка. Задача консультанта – дать понять родителю, что именно его поведение и методы воспитания сформировали поведение их чада.

В случае необходимости консультант направляет родителя и ребенка на очную встречу с психологом нашего центра.

Когда абонент максимально-возможно открыт в общении с психологом, выполняет его рекомендации, периодически звонит консультанту, его взаимоотношения в семье налаживаются. Консультанту достаточно помочь родителю или подростку тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию, собственное участие в ней и оказать поддержку с тем, чтобы он захотел меняться сам. То есть, психолог службы «Телефон доверия» – это посредник в отношениях между родителями и детьми. А часто он буквально переводчик, его задача выслушать и перевести с одного языка на другой: со «взрослого» на «детский» или с «детского» на «взрослый». И тогда все механизмы жизнедеятельности семьи вновь начинают работать слаженно и продуктивно, а ситуация, когда абоненты-родители недовольны поведением своих детей, абоненты-дети – отношением к ним родителей, меняется на противоположную.

Литература:

  1. Ларина О. А., Каратьян Т. В., Акрушенко  А. В. «Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций», Москва, 2008 г.
  2. Малкина – Пых И.Г. «Возрастные кризисы», Москва, 2005 г. 
  3. Моховиков А.Н. «Телефонное консультирование», Москва, 2001 г.
  4. Повереннова А. «Подростковый телефон доверия», Одесса, 1999 г.
  5. Скворцов А.В., В.Ю. Меновщиков, Л.С. Алексеева, А.Ф. Шадура «Содержание и организация деятельности центров экстренной психологической помощи «Телефон доверия», Москва, 1999 г.
  6. Интернет-ресурсы:

http://psyjournals.ru/helpline/issue/40541_full.shtml 

http://psyjournals.ru/helpline/issue/40539_full.shtml 

http://www.semya-centr.ru/index.php?page=47&blog=457