Адаптация малыша к детскому саду.

Процесс адаптации к детскому саду у всех детей происходит по-разному. Кто-то легко отрывается от родителей, кому-то нужно больше времени. Если уж вы приняли решение отдать ребенка в сад, будьте последовательны.  Примерные советы по облегчению процесса адаптации ребенка к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_v_detskom_sadu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, новому окружению и отношениям.

      В домашней атмосфере ребёнок чувствует себя комфортно, так как все условия приспосабливаются к его личным потребностям. А в детском саду наоборот, ребёнку самому нужно приспосабливаться к новой обстановке, обязанностям и правилам. С приходом в детский сад происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни, для ребенка непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п. Адаптация ребенка к детскому саду протекает подчас болезненно. Период адаптации может проходить от 3 недель до 3 месяцев, иногда и больше. Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, нередко сказывается и на здоровье ребенка, так как стресс снижает работу иммунной системы. Адаптация каждого ребёнка проходит индивидуально. Всё зависит от уровня психического и физического развития ребенка, состояния здоровья, степени закаленности, сформированности навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностных особенностей самого малыша, а также от уровня тревожности и личностных особенностей родителей, зависимости от мамы и методов воспитания в семье. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.  У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание) 

- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый

- изменяется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются). 

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

    Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

         

    В период адаптации детей к детскому саду, учащаются простудные заболевания, так как защитные силы организма ослабевают, все его функции направлены на приспособление к новым жизненным условиям. Говоря о болезнях детей в садиках и яслях, нельзя не отметить, что многие из них имеют своей причиной психологический дискомфорт, иногда доходящий до стрессового состояния - мама (пап, бабушка, дедушка...) меня бросила, отдала чужим людям!! Поэтому частые заболевания детей в садиках и яслях дело достаточно обычное и, к сожалению, неизбежное. Если ребёнок заболел, в процессе адаптации, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново к детскому саду.

      Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами (время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка), позже можно оставить малыша до обеда, затем на сон,  и по рекомендациям воспитателя и психолога  приводить малыша на целый день. Поэтому планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. 

        Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролируется с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются в контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16-й, 32-й и т.д. эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.

    Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни – 1-2 дня в неделю оставаться с ним дома.

      Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы временно, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях, освоиться в новой обстановке.

    Возможно принести с собой свою игрушку, знакомые и привычные предметы – все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими.

      Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее.

                                  Советы  и  рекомендации родителям

    1. Познакомьтесь с педагогами группы. Расскажите о своем малыше: как он засыпает? Все ли ест? Есть ли какие - либо привычки? (например, держит за руку, когда засыпает). Расскажите как можно больше, даже самые мелкие и несущественные детали.

    2.Приблизительно за месяц начинать подготавливать ребенка психологически – донести ребенку положительную информацию о детском саде, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит. Скажите ему, что он уже большой и идет в детский сад, вы им очень гордитесь. Заранее сводите его туда, познакомьтесь с детьми и воспитателями группы.  Желательно, как можно чаще гулять около детского сада, чтобы малыш привыкал к территории. Но в то же время, нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

    3. Повысьте роль закаливающих мероприятий дома. Отправляйте ребенка в детский сад, лишь при условии, что он здоров.  Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью. 
   
4.Заранее познакомьтесь с режимом дня в детском саду. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам.  Обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

    5. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

    6. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т.д.

    7.Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; спать; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься в туалет, брать горшок и ставить его в нужное место, писать стоя, садиться на унитаз и т.д.

    8.Одевайте ребенка в соответствии с температурой воздуха в группе, не кутайте его.

  9.Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.  Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии.

   10.Примерно за месяц до посещения ребенком детского сада, будьте чуть реже с ребенком, чем раньше. Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно.

    11. Рекомендуется начать с совместных прогулок на участке детского сада (в дневное и вечернее время), совместно с родителями, показать, что детей не оставляют в детском саду, а забирают домой.

    12.Затем, постепенно переходите в группу. В дошкольном учреждении разрешено пребывание ребенка вместе с мамой некоторое время. В первые дни ограничьте посещение до 2-3 часов (в зависимости от самочувствия малыша).

    13.Находясь с ребенком в группе, не молчите, а показывайте и рассказывайте ему о том, что есть в группе: вместе посмотрите его шкафчик, кроватку, горшок, поиграйте в игрушки, познакомьтесь с другими детьми. Очень важно чтобы ребенок слышал ваш голос, так как это действует на него успокаивающе, уходит напряжение, он чувствует себя, как дома, слышит ласковый голос мамы.

    14.Настройте ребенка как можно положительнее. Не нервничайте и не тревожьтесь сами, не испытывайте чувство вины, излишняя тревога, волнение, переживание за ребенка в период расставания, непосредственным образом сказывается на эмоциональном самочувствии малыша. Дети раннего возраста эмоционально заражаемы, очень чувствительны к проявлениям родительских чувств.

    15.Если ребенок тяжело расстается с мамой, пусть в детский сад его отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться, как показывает практика, дети более спокойно расстаются с родственниками мужского пола и ведут себя иначе.

    16.Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать - держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти) и уходить. Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

     17.Максимально сократите время переодевания и прощания (2-3 минуты).  Не целуйтесь, не обнимайтесь с ребенком по 10 – 15 минут!   Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном! Будьте тверды, убедительны. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом прекрасно знает. Скажите ребенку уверенным, доброжелательным тоном, что вам пора идти. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

    18.Придумайте для своего малыша ритуал прощания с вами (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Это могут быть жесты, договор о встрече, после чего, ребенок точно должен знать, что родитель уйдет и вернется только вечером.

    19.Строго выполняйте данные ребенку обещания! Если сказали, что заберете ребенка после обеда (ты спать не будешь, я приду / папа придет) забирайте в назначенное время!   Не заставляйте его страдать, плакать, ожидая вас.

    20.Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

    21.Дайте ребенку в сад любимую игрушку - это обеспечивает ему эмоциональную связь с домом, компенсирует разлуку с близкими.

    22.Помните, что первое посещение ребенком детского сада, является для него стрессовым фактором, возможны изменения в поведении, капризы, страхи, агрессия, заторможенность или излишняя возбудимость. Будьте терпеливы и ласковы с малышом, не ругайте и не наказывайте его, постарайтесь понять, что он чувствует, возможно, ему грустно и одиноко.

    23.В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

    24.Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.

    25.Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

    26.В период адаптационного периода не следует ломать "вредные" привычки ребенка, это усиливает стрессовое воздействие на нервную систему малыша.

    27.Создайте спокойный бесконфликтный климат в семье. Щадите ослабленную нервную систему своего малыша. Все время объясняйте ему, что он как прежде дорог и любим. Интересуйтесь тем, что произошло с ребенком в саду за день.

    28.Ребенку необходим тактильный контакт: обнимайте детей, поглаживайте по спинке, головке, берите на руки; если ребенок не возражает, можно применить поглаживающий массаж- это снимает напряжение, формирует чувство защищенности, уверенности, спокойствия.

    29. Не перегружайте нервную систему ребенка, на период адаптации ограничьте просмотр телевизора, посещение шумных компаний, избегайте эмоционально насыщенных мероприятий

    30. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку; 

     31.Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации.

     Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребенку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.