Программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" для учащихся 3 классов

Акоста Анна

Программа «Этика: азбука добра» может быть реализована учителем начальной шко­лы в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует  группа учащихся  10 – 15 чело­век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_-_azbuka_dobra_3.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Этика: азбука добра»

(духовно-нравственное направление)

для 3 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель:  

                                                                                 

                                                                               педагог-психолог Акоста Анна

 Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Этика: Азбука добра» рассчитана в 3 классе  на 34 учебных часа.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

 Программа «Этика: азбука добра» может быть реализована учителем начальной школы в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует  группа учащихся  10 – 15 человек.

Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Этика – азбука добра»  будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Этика: азбука добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Наблюдения педагогов и родителей.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Здравствуйте все!

1

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Будем беречь друг друга.

1

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Дружим с добрыми словами.

1

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Любим добрые поступки

1

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Подари дело и слово доброе

1

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Умеем общаться

1

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Каждый интересен

1

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Подарок коллективу

1

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Премудрости дедушки Этикета

1

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

За столом с дедушкой Этикетом

1

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Школьные правила этикета

1

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Когда рядом много людей

1

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Как решать семейные проблемы

1

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Чистый ручеек вашей речи

1

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Встречаем Новый год

1

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Душа – это наше творение

1

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Отворите волшебные двери добра и доверия

1

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Хорошие песни к добру ведут

1

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Вглядись в себя, сравни с другими

1

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Помоги понять себя

1

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно и т.д.

О настоящем и поддельном

1

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тепло родного дома

2

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Поздравляем наших мам

1

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Цветы, цветы – в них Родины душа

1

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Когда солнце тебе улыбается

1

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Чтобы быть коллективом

1

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Коллектив начинается с меня

1

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Подарок коллективу

2

Занятие проводится по традиционной методике.

Секретные советы девочкам и мальчикам

1

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Скажи себе сам

1

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Вот и стали добрей и умней

1

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Школе посвящается

1

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.


Учебно-тематическое планирование

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятий 

Перечень универсальных действий обучающихся

1

Здравствуйте все!

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация)

Коммуникативные: умение ставить вопросы,

сотрудничать с учителем и сверстниками.

1

Будем беречь друг друга.

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация)

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение ставить вопросы,

сотрудничать с учителем и сверстниками.

1

Дружим с добрыми словами.

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Любим добрые поступки

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Подари дело и слово доброе

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Умеем общаться

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Каждый интересен

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Подарок коллективу

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать

1

Премудрости дедушки Этикета

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

За столом с дедушкой Этикетом

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Школьные правила этикета

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Когда рядом много людей

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Как решать семейные проблемы

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Чистый ручеек вашей речи

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Встречаем Новый год

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Душа – это наше творение

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Отворите волшебные двери добра и доверия

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Хорошие песни к добру ведут

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Вглядись в себя, сравни с другими

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Помоги понять себя

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

О настоящем и поддельном

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Тепло родного дома

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Тепло родного дома

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Поздравляем наших мам

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Цветы, цветы – в них Родины душа

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Когда солнце тебе улыбается

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Чтобы быть коллективом

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Коллектив начинается с меня

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Подарок коллективу

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Подарок коллективу

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Секретные советы девочкам и мальчикам

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Скажи себе сам

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Вот и стали добрей и умней

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Школе посвящается

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Методическое обеспечение

-  рабочая программа курса.

Материально-техническое обеспечение:

- использование интерактивных средств, наличие канцелярских принадлежностей - цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Приложение

Методика № 1. Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика № 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.


Методика № 3. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если    кто-то    в   компании   расстроился    из-за   того,    что    проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете   о   его   чувствах   и   о   том,   что   можете   сделать   в   этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.