Беседа с учащимися «Поговорим о толерантности»

Викоренко Виктория Викторовна

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

- Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

- Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

- Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К 1 критерию

Беседа с учащимися «Поговорим о толерантности»

6-7 классы

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

- Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

- Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

- Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

БЕСЕДА.

- В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, иностранцы, девочки и мальчики – все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обязаны всех любить. Однако все люди, даже если они бедные, больные или старые, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к роду человеческому, и каждый из нас неповторим и значим.

- Что значит быть толерантным? (Ответы учащихся)

(Означает принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.)

- Проанализируем несколько ситуаций.

1. Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе на день рождения. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого весь класс обсуждал сестру Маши.

2. Амина – мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не обедает в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.

3. Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его в секонд-хенде. Девочки сказали «Значит, ты бедная». Они не захотели с ней играть.

- Что общего во всех ситуациях?

- Почему люди в данных ситуациях ведут себя таким образом?

- Как чувствуют себя жертвы предрассудков?

- Заслуживают ли они такого обращения?

- Как можно предотвратить подобные ситуации?

- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто- то «дает сдачи», кто- то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? (Ответы детей)

(Ситуация: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Выход: Когда ты накричала на меня при ребятах, я почувствовал себя неудобно. Поэтому в следующий раз я прошу высказывать свои замечания только мне. Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям)

- Быть терпимым нужно уметь не только к близким людям. Вспомните случай, когда на улице или в общественном месте вы увидели человека, непохожего на всех остальных. Какой этот человек? Как он выглядит? Как на него реагировали окружающие? Как отнеслись вы?

- Попробуйте найти три вещи, которые могут быть общими с этим человеком.

(Ответы детей)

- Как научиться не бояться различий?

(Выявить и проанализировать страхи, связанные с предрассудками; изучить природу этих страхов; постараться найти общее со «странными людьми»)

Российский экспресс.

Каждому участнику дается список: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три предпочтительных. (Приложение)

- Каковы причины нежелания ехать с этими людьми?

- Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, неприязнь?

- Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами?

- Может ли кто-то не захотеть ехать с вами в одном купе?

- Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

- Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

- Как лучше всего поступать в таких случаях?

Я предлагаю вам игру «Волшебная рука». Обвести руку на листе бумаги. На пальчиках напишите хорошие качества, а на ладони то, что вам хотелось бы изменить в себе. (Вывесить листы на доску)

- А сейчас разделимся на группы по 5-6 человек. Группа должна нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках журналов, национальных флагов. Затем выдвинуть лозунг, который отражает сущность этих эмблем.

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькое сообщество. И хотелось бы, чтобы в этом сообществе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Неаккуратно одетая женщина с ребенком

Мусульманин

Человек с большим грязным мешком

Африканский студент

Наркоман

Бывший заключенный

Полицейский

Инвалид со складной коляской

Молодой человек, больной СПИДом

Пожилая цыганка