Программа "Тренинг развития коммуникативных навыков личности молодежного лидера"

Капов Даниэль

ПРОГРАММА

 

 

«Тренинг развития коммуникативных навыков личности молодежного лидера»

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тренинг

адаптировали:

к.псих.н

Т. А. Дегтева

педагог-психолог

Д. М. Капов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

 

Программа предназначена для проведения групповых занятий с участниками от 15 до 17 лет.

 

В данной программе предусмотрено три основных блока:

1.     Коммуникативный: направленный на развитие навыков общения, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

2.     Эмоциональный:  направленный на формирование адекватной самооценки, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей

3.     Поведенческий: направленный на развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей, повышение ответственности за сои поступки..

 

Оборудование:

1.     Ватманы – 6 шт.

2.     Ручки – 15 шт.

3.     Маркеры-2 пачки.

4.     Ткань – 5 м.

5.     Бумага цветная – 1 пачка.

6.     Цветные стикеры- 1 пачка

 

 

Общий интенсив программы- 5 часов 30 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_treninga.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Тренинг развития коммуникативных навыков личности молодежного лидера»

тренинг

адаптировали:

к.псих.н

Т. А. Дегтева

педагог-психолог

Д. М. Капов

Пояснительная записка:

Программа предназначена для проведения групповых занятий с участниками от 15 до 17 лет.

В данной программе предусмотрено три основных блока:

  1. Коммуникативный: направленный на развитие навыков общения, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
  2. Эмоциональный:  направленный на формирование адекватной самооценки, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей
  3. Поведенческий: направленный на развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей, повышение ответственности за сои поступки..

Оборудование:

  1. Ватманы – 6 шт.
  2. Ручки – 15 шт.
  3. Маркеры-2 пачки.
  4. Ткань – 5 м.
  5. Бумага цветная – 1 пачка.
  6. Цветные стикеры- 1 пачка

Ведущий тренинга: педагог-психолог, и.о специалиста в области молодежной политики по направлению деятельности молодежных организаций А. М. Капов (Свидетельство о праве ведения тренинговой работы № 001, от 25.07.2010г. выдано ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова )

Общий интенсив программы- 5 часов 30 минут

План тренинговой программы

Коммуникативный блок

Цели  блока:

  1. Развитие  навыков общения,
  2. Осознание  и выражение своих чувств,
  3. Понимание  и принятие чувств окружающих людей,
  4. Активизация  механизмов самопознания, самовыражения.

Оборудование блока:

цветные стикеры, 3 ватмана, маркеры

Упражнение

Описание

Время

Введение  Приветственное слово тренеров

Объяснение сущности тренинга «Развития коммуникативных навыков личности молодежного лидера»

5 мин

Упражнение на знакомство

Всем участникам раздается по листу цветной бумаги, из которой надо сделать человечка. В центре человечка пишем свое имя, на правой руке лучшее качество, на правой руке, то, что хотели бы улучшить, на правой ноге – мечту, на левой – одно слово, характеризующее настроение. Все написанное озвучивается. Человечков наклеить на один общий ватман.

20 мин

Сбор ожиданий участников

Тренер предлагает участникам подумать о том, чего они ждут от занятий и записать это на цветных листиках, которые затем наклеивает на дерево ожиданий, заранее нарисованное на ватмане.

10 мин

Принятие соглашений группы.

Обсуждение соглашений:

  1. Право говорящего.
  2. Правило поднятой руки.
  3. Право ведущего.
  4. Правило конфиденциальности.
  5. Безоценочность.
  6. Пунктуальность.

Выключенный телефон.

10 мин

Упражнение «Воздушный шар»

Перед вами – карточки с названиями вещей. Каждая карточка – это коробка. Поэтому если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить.

Золото, драгоценности – 300г

Котлы, миски, кружки, ложки – 6 кг

Ракетница с сигнальными ракетами – 5 кг

Полезные книги – 12 кг

Консервы – 20 кг

Топоры, ножи, лопаты – 15 кг

Питьевая вода -20 л

Аптечка – 3 кг

Винтовка с запасом патронов – 30кг

Шоколад – 7 кг

Очень большая собака – 50кг

Рыболовные снасти – 0.5 кг

Мыло, шампунь, зеркало – 2 кг

Теплая одежда и спальники – 50 кг

Соль, сахар, витамины – 4 кг

Канаты, веревки – 10 кг

Спирт – 10 л

20 мин

Мозговой штурм

Участники тренинга размышляют о причинах, побуждающих молодых людей вести нездоровый образ жизни, последствиях зависимого поведения  и об  альтернативах такому поведению. Вся группа делится на 3 команды и представляет свои работы на ватманах.

20 мин

Разминка:             «Раз-два-три»   игра в форме активно пространственного взаимодействия

Необходимо трясти левой рукой, считая до 10, потом правой рукой, левой ногой, правой ногой.

Потом все то же самое до 9, до 8 и т.д до 1.

5 мин.

Эмоциональный блок

Цели блока:

  1. Развитие способности чувствовать партнера и согласовывать с ним свои действия;
  2. Развитие способностей к прогнозированию ответственности за свои поступки;
  3. Обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением;

Оборудование блока:

5 м. ткани, маркеры, звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук с колонками и/или муз.центр)

«Взглянем вместе»

Участники делятся на пары и встают спиной друг к другу. По команде ведущего они сосредотачиваются друг на друге и поворачиваются друг к другу лицом.

Задание: оба партнера должны оказаться лицом друг к другу одновременно и посмотреть в глаза.

По окончанию упражнения участники высказываются: трудно ли было угадать желание партнера? Что помогало почувствовать партнера? Что они чувствовали когда стояли спиной, а потом посмотрели в глаза?.

20 мин

Образ внутреннего мира

  1. Все участники тренинга садятся в удобные позы и закрывают глаза;
  2. Тренер сообщает о том, что в течении 2 минут будет звучать музыка, и просит представить ее в виде образа, явления, действия;
  3. Звучит музыка;
  4. Все участники переносят увиденные образы на ткань (маркерами или красками);

Участники рассказывают и анализирую увиденные образы

30 мин

Групповая дискуссия

«Кто отвечает в толпе».

Участникам предлагается обсудить ситуации возникновения каких либо действий, идущих в разрез с законом, когда правонарушение совершалось группой.

10 мин

«Наши эмоции- наши поступки».

.

Участникам предлагается на листе бумаги продолжить предложения:

  • Я огорчаюсь, когда...
  • Я злюсь, когда…
  • Мне плохо, когда…
  • Я радуюсь, когда…
  • Я спокоен, когда…
  • Мне нравится, когда.
  • Мне не нравится, когда…
  • Мне хорошо, когда..

Как только эта часть работы будет закончена, предлагается продолжить предложения дальше «..и Я поступаю…».

Затем следует обсуждение: о чем вы думаете, когда совершаете тот или иной поступок? Всегда ли люди думают, прежде чем что то сделать?

Предлагается обсудить утверждение «Прежде, чем, что-либо сделать, подумай»

Участники тренинга обсуждают то, что нужно сделать, что бы вовремя остановиться.

30 мин

Разминка:             «Splash» игра в форме активно пространственного взаимодействия

Участники стоят в кругу. Ведущий в центре. Ведущий показывает на одного из участников и говорит splash. Задача участника, на которого показали быстро присесть. Его соседи должны развернуться лицом к лицу, поставить впереди себя ладонь и сказать splash. Кто ошибается выходит из игры.

10 мин.

Кофебрейк

20 мин

Поведенческий блок

Цели блока:

  1. Моделирование ситуаций принуждения со стороны,
  2. Осознание ощущений, возникающих в момент отстаивания позиции, поиск невербальных признаков собственного уверенного поведения,
  3. Развитие навыков понимания себя и других людей по поведению,

Оборудование блока:

3 ватмана, маркеры, цветные стикеры

«Сядьте те, кто…»

Пусть участники встанут перед своими стульями. Тренер объясняет упражнение следующим образом: “Для начала этого упражнения необходимо встать у своих мест. Сейчас я буду зачитывать некоторые положения. Если ваш ответ на них будут “нет”, вам придется сесть на ваш стул. До тех пор, пока вы будете отвечать “да”, вы будите стоять. Но если вы сядите, вы будите продолжать сидеть, даже если ваш ответ на следующее положение будет положительным.

Попросите участников встать. Затем быстро зачитайте предложения из списка, приведенного ниже, четким, достаточно громким голосом:

  • Я прохожу регулярное медицинское обследование.
  • Я прохожу регулярное обследование у стоматолога.
  • Я не курю сигареты.
  • Я регулярно делаю упражнения.
  • Я придерживаюсь здоровой пищи (не очень богатой калориями).
  • Я никогда не пью лишнего.

10 мин.

Мозговой штурм

Участники тренинга размышляют о причинах, побуждающих молодых людей вести нездоровый образ жизни, последствиях зависимого поведения  и об  альтернативах такому поведению. Вся группа делится на 3 команды и представляет свои работы на ватманах.

20 мин

Коллаж Юноша и Девушка

Ведущий предлагает участникам разделиться на группы по половому признаку. Каждая группа обсуждает те качества представителя противоположного пола, которыми, по их мнению, он должен обладать. Создают коллажи, в которых отражают свое представление о юноше или девушке.

Понятие о гендере

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

20 мин

Ролевая игра

«Принуждение»

Участникам предлагается разыграть ситуацию, когда  группа или кто-то один Принуждает к совершению противоправного  поступка.

Далее идет обсуждение возможных исходов ситуации.

15 мин

«Да-Нет»

Участники разбиваются на пары, один произносит слово ДА, другой – НЕТ, голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно.

Основная задача- убедить партнера.

Далее следует обсуждение, построенное на следующих вопросах: удалось ли переубедить партнера, не крича при этом и не изменяя позы? Какая была поза и помогла ли она? Как ее воспринимал партнер? Как вы думаете, захочет ли этот человек в дальнейшем встретиться с вами? Как на ваш взгляд выглядит уверенный человек? Можно ли отказать человеку, при этом сохранив с ним хорошие отношения?

15 мин

"Представь героев»

1.Участникам предлагается вспомнить героев сказки про Винни пуха и охарактеризовать их.

Характеристики записываются на ватмане.

Пятачек- зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик- активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Ослик Иа- не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

2.Групповая дискуссия общих проблем всех героев.

20 мин

Обратная связь

Подведение итогов тренинга

20 мин