Социальная адаптация обучающихся

Ботвинкина Анна Николаевна

Рабочая программа по дисциплине «Социальная адаптация обучающихся» (специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство,

специальность 35.02.03 Технология деревообработки). Содержит паспорт, структуру и содержание,условия реализации, информационное обеспечение обучения, контроль и оценку результатов.  Качественным показателем  освоения данной дисциплины является ориентация в процессе развития собственной личности, позитивное взаимодействие с окружающим социумом. Обучающийся получит необходимые для понимания себя и других теоретические представления  о личности человека, узнает собственные личностные особенности, определит пути позитивного развития собственной личности, осмыслит понятие социума, окружающей социальной реальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_sots_adaptatsiya_obuchayushchihsya_botvinkina.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  «Бийский техникум лесного хозяйства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социальная адаптация обучающихся»

специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

специальность 35.02.03 Технология деревообработки

г. Бийск

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Социальная адаптация обучающихся относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения  дисциплины:

Цель:

Формирование адаптивной развитой личности в условиях профессионального образования.

Задачи:

- рассмотреть теоретические представления  о личности человека, ее взаимодействии с социумом.

 - проводить диагностику обучающихся для выявления актуальных проблем.

- обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и  переживаний без конфликтов и насилия.

- развивать социальную восприимчивость, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

- показать методы развития собственной личности.

- развивать  у обучающихся собственные позитивные личностные установки.

- формировать в процессе проведения коллективных мероприятий умение эффективно и гармонично взаимодействовать с социумом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в процессе развития собственной личности.

- позитивно взаимодействовать с окружающим социумом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- необходимые для понимания себя и других теоретические представления  о личности человека.

- собственные личностные особенности.

- пути позитивного развития собственной личности.

- понятие социума, окружающей социальной реальности.

- коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие  социальные связи

- способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЩИХСЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

32

Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

Итоговая аттестация –  зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация обучащихся»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Психология. Социальная психология.

8

Тема 1.1. Понятие психология.

 Предмет, объект, задачи, методы, отросли психологии. Место психологии в системе наук. Взаимосвязь психологии и современных наук.

2

3

Анкетирование

2

3

Тема 1.2 Понятие социальная психология.

Групповой феномен социальной психологии. История социальной психологии.

2

3

Анкетирование

2

3

Раздел 2. Адаптация обучающихся  к новым учебным условиям

  

16

Тема 2.1. Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Виды взаимодействия людей друг с другом.
  2. Самодиагностика: «Моя агрессивность».

2.1.3 Конфликт и способы его разрешения. Разрешение профессиональных и межличностных конфликтов в процессе организации совместной деятельности.

4

2

Тренинг по адаптации обучающихся «Знакомство»

Тренинг по адаптации обучающихся «Знакомство»

4

2

Тема 2.2. Общение как социально-психологическое явление

  1. Общение как обмен информацией. Виды и функции общения.  
  2. Рассмотрение роли общения в восприятии людьми друг друга. Беседа как вид профессионального общения.

2

Тренинг развитие уровня профессионального общения.

Тренинг развитие уровня профессионального общения.

Тренинг развитие уровня профессионального общения.

6

3

Раздел 3. Стрессоустойчивость

8

Тема 3.1. Психологическая концепция стресса.

3.1.1 Что такое стресс? Оптимальный уровень стресса

3.1.2 Введение в проблему адаптации. Концепция стресса Ганс Селье.

3.1.3 Тест на выявление стрессоустойчивости  «Стресс»

4

Тема 3.2. Эмоционально поведенческий субсиндром стресса.

Фазы развития стресса.

Типы динамики вегетативных функций при стрессе. Представление о физиологических механизмах развития стресса

4

3

. Зачет

Максимальная нагрузка

32

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий и дополнительной литературы.

Основная литература

Учебные пособия:

1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в образовательном учреждении  - СПб.: Питер, 2012. – 276 с.

2. Сухов А.Н. Социальная психология – М.: Академия, 2007. – 240 с.

Дополнительная литература.

1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в школе – Н.: НГПУ, 2012. – 205 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – М.: Форум, 2010. – 410 с.

3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия - С-Пб.: Аста, 2008. – 137 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Питер, 2010. – 368с.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими – М.: Вестник,  2011г,

7. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей - СПб.: Кнорусс, 2010. – 78 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в процессе развития собственной личности.

- позитивно взаимодействовать с окружающим социумом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- необходимые для понимания себя и других теоретические представления  о личности человека.

- собственные личностные особенности.

- пути позитивного развития собственной личности.

- понятие социума, окружающей социальной реальности.

- коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие  социальные связи

- способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью.

Формы контроля обучения:

- практические задания по работе с собственными диагностическими результатами;

- подготовка индивидуальных заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:

- традиционная система отметок в баллах за каждое выполненное задание или работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления как личностного, так и социального характера;

- выполнять задания с представлением собственной личностной позиции;

- делать осознанный выбор  собственных способов действий;

- осуществлять коррекцию   сделанных ошибок в развитии собственной личности;

-  проектировать собственную личностную позицию через взаимодействие с коллективом.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста личностной активности и навыков гармоничного взаимодействия с социумом.

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

13

Разработчики:

КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства»

(место работы)

преподаватель

(занимаемая должность)

А.Н. Ботвинкина (инициалы, фамилия)

____________________

(место работы)

____________________

(занимаемая должность)

_____________________

(инициалы, фамилия)