«Организация и содержание деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО».

Наталья Викторовна Маркина

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3-8

Глава I . Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС.

1.1. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС НОО……………………………………………………………………………….8

1.2. Требования ФГОС НОО  к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы……………………………….....8-9

1.3. Модели обеспечения психолого-педагогических условий в образовательной организации…………………………………………………………………………9-10

Глава II. Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы в условиях ФГОС НОО

2.1. Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО……………………………………………………………………11-12

2.2. Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов………………………………………………………………………….12-13

Глава III. Содержание и средства психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС НОО

3.1. Содержание и средства психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС НОО……………..14-15    

3.2. Содержание и средства психологического обеспечения программы воспитания и социализации……………………………………………………………….…….15-16

3.3. Психологическое обеспечение программы коррекционной работы……..16-18

Глава IV. Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО………………………………………………..18-21

Выводы…………………………………………………………………………………22

Библиография……………………………………………………..............................23

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_markina.docx275.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация и содержание деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО».

Выполнила: Маркина Н.В.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3-8

Глава I . Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС.

1.1. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС НОО……………………………………………………………………………….8

1.2. Требования ФГОС НОО  к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы……………………………….....8-9

1.3. Модели обеспечения психолого-педагогических условий в образовательной организации…………………………………………………………………………9-10

Глава II. Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы в условиях ФГОС НОО

2.1. Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО……………………………………………………………………11-12

2.2. Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов………………………………………………………………………….12-13

Глава III. Содержание и средства психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС НОО

3.1. Содержание и средства психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС НОО……………..14-15    

3.2. Содержание и средства психологического обеспечения программы воспитания и социализации……………………………………………………………….…….15-16

3.3. Психологическое обеспечение программы коррекционной работы……..16-18

Глава IV. Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО………………………………………………..18-21

Выводы…………………………………………………………………………………22

Библиография……………………………………………………..............................23

Введение.

 Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.

По мнению Рубцова В.В. «занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям».

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность школьного психолога это внесение изменений в его должностную инструкцию. Компетентности педагога-психолога должны включать представление о планируемых результатах образования, знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся, профессиональную деятельность учителей, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду.

Основным приоритетом работы школьного психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО. Таким образом, перед психологом появляется ряд новых задач.

  • Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
  • Психолого-педагогическое        сопровождение        участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.
  • Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, попытаемся конкретизировать данные задачи и раскрыть суть их содержания более подробно.

  • Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации ООП принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
  • программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета);
  • программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программы внеурочной деятельности;
  • программы коррекционной работы.

Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов

освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

  • Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого- педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения:

  • повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения ФГОС;
  • качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;
  • обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;
  • создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;
  • организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.

Содержание деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.

  • Взаимодействие с администрацией. Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:
  • взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
  • участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;
  • участие в разработке ООП;
  • рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;
  • разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;
  • выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.
  • Взаимодействие с педагогическим коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:
  • формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;
  • создание предпосылок к овладению педагогами системно- деятельностным методом;
  • разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;
  • разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;
  • осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.
  • Взаимодействие с обучающимися. Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО:
  • развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;
  • разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;
  • предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;
  • составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;
  • элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;
  • обеспечение преемственности ООП.
  • Взаимодействие с родителями. Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС:
  • психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;
  • формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у  него деятельностных способностей;
  • развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
  • диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.

3. В рамках данной задачи педагогом-психологом может быть осуществлена следующая деятельность:

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • оценка сформированности УУД обучающихся;
  • выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особых образовательных потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:

  • достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • психолого-педагогическое        обеспечение        преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
  • достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных  образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
  • функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; сформированность коммуникативных навыков обучающихся;

Глава I. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС.

1.1.Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность педагога — психолога это внесение изменений в его должностную инструкцию. Компетентности педагога-психолога должны включать представление о планируемых результатах образования, знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся, профессиональную деятельность учителей, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду. Основным приоритетом работы педагога — психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО.

1.2. Требования ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы.

 Требованиями федерального государственного образовательного стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п.28 ФГОС НОО; п. 25 ФГОС ООО; п.25 ФГОС СОО):

  • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
  • обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

1.3. Модели обеспечения психолого-педагогических условий в образовательной организации. 

В условиях реализации ФГОС ОО организация деятельности педагога-психолога (психолого-педагогической службы) может осуществляться на основе разных моделей, которые выбирает образовательная организация (ОО) совместно с муниципальными органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным специалистом ОО (рис.1) и модель сетевого взаимодействия (рис.2). Система психолого-педагогического обеспечения образования в Вологодской области является частью Службы комплексного психолого-педагогического и медико- социального сопровождения области. Она представлена: психологическими службами и психолого-медико-социальными службами (далее – ПМСС) в образовательных организациях, педагогами-психологами образовательных организаций всех типов и видов, муниципальными методическими службами, ПМСС- центрами и другими учреждениями, оказывающими психологическую помощь участникам образовательного процесса (п.1.2. Положение о региональной службе комплексного сопровождения в образовании).

В условиях перехода образовательных организаций на новую систему финансирования психологическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС может быть обеспечено как в рамках штатного расписания образовательных организаций (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях аутсорсинга со стороны ПМСС- центров (часть 4 ст.42 Закон об образовании), педагогов-психологов ресурсных центров (цифровых школ), иных учреждений.

Рис.  1.  Модель  обеспечения  психолого-педагогических  условий  в  ОО  при  наличии штатного педагога-психолога

Рис.   2.   Модель   обеспечения   психолого-педагогических   условий   в   ОУ   -сетевое взаимодействие


Глава II. Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО.

2.1.При любой организационной модели педагог-психолог включён в разработку и реализацию основной образовательной программы (таблица 1). Педагог-психолог является полноправным участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами службы комплексного сопровождения: социальными педагогами, учителями- логопедами, тьюторами. Участвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями.

Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО.

Раздел ООП

Компоненты раздела

Роль педагога-психолога

Целевой

Пояснительная записка

- характеристика психолого- педагогических особенностей развития детей 11-15 лет в соответствии с этапами подросткового развития

Планируемые результаты

Система оценки

  • стартовая диагностика
  • мониторинг личностных результатов
  • диагностика метапредметных результатов (по потребности)

Таблица №1



Содержательный

Программа развития УУД

- участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД

Программы отдельных учебных предметов, курсов

- экспертиза рабочих программ с позиции системно-деятельностного подхода

Программа воспитания и социализации

- участие в разработке и реализации программы воспитания и социализации

Программа коррекционной работы

- участие в разработке и реализации программы коррекционной работы

Организационный

Учебный план (предметные области и учебные предметы)

- реализация коррекционно- развивающих и профилактических программ через внеурочную деятельность

Система условий реализации ООП

- система психологического сопровождения в ОУ

2.2. Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов.

 Педагог- психолог в школе традиционно выполняет диагностические функции, обладает необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте и имеет определенные средства, возможности для осуществления такого рода деятельности.

Допустимы разные варианты включения педагога-психолога в оценку метапредметных и личностных результатов в зависимости от типа образовательной организации, основной образовательной программы. Диагностическая деятельность педагога-психолога реализуется в системе внутренней оценки образовательных результатов, предполагает распределение обязанностей между психологом и педагогом.

Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов представлена в таблице 2.


Таблица№ 2

Вид диагности- ческой процедуры

Цель

Перио дичность

Средства (методы и формы) оценки образовательных результатов

Результат и форма фиксации

Примечания

Стартовая диагностика первоклассников, пятиклассников (как начало внутришкольного мониторинга)

Выявление предпосылок формирования и развития УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) Основа для отслеживания динамики образовательных результатов.

1четверть 1- х и 5-х классов (возможный вариант – конец 4 класса)

Программа стартовой диагностики первоклассников Методические материалы по стартовой диагностике 5-классников лаборатории обеспечения

реализации ФГОС ООО (АОУ ВО ДПО

«ВИРО»)

Неперсонифицированная оценка (внутренняя оценка)

Результаты фиксируются в документации

педагога-психолога, представляются в обобщенном виде

К проведению методик психологической диагностики могут привлекаться педагоги, прошедшие специальную подготовку, при этом результаты диагностики интерпретируются психологом

Оценка личностных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений)

Динамическое отслеживание личностных результатов всех обучающихся с 1 по 9 классы

1 раз в год

Методы и методики оценки личностных результатов

Обобщенная оценка (неперсонифицированна я)

Результаты фиксируются в документации психолога, представляются в обобщенном виде

Результаты психологической диагностики следует согласовывать с результатами педагогической диагностики, проводимой педагогами, в рамках оценки результативности программ воспитания и социализации

Оценка метапредметных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений)

Динамическое отслеживание метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

1 раз в год (конец учебного года)

Методы и методики оценки метапредметных результатов

Обобщенная оценка Результаты фиксируются в документации

педагога-психолога, представляются в обобщенном виде

В рамках социального партнерства психолог может выступать как эксперт заданий проводимой педагогической диагностики метапредметных результатов (с позиции развивающих задач)


Глава III. Содержание и средства психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС НОО.   В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования (п. 18.2.1 ФГОС ООО), актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения обучающей деятельности, ориентированной на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.

3.1.Содержание психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС представлено в таблице 3.

Таблица№ 3

Задачи

Средства

Примечания

1

Диагностика        уровня готовности педагогов к реализации ФГОС ООО

-     диагностическая     карта

«Критерии        готовности педагога к введению ФГОС», анкеты и др.

Может  проводиться  на муниципальном уровне

2

Участие в методическом обеспечении и реализации программы корпоративного обучения

- программы корпоративного обучения

Разрабатываются        с учетом специфики ОУ

3

Экспертиза                обучающей деятельности        с        позиции системно-деятельностного подхода        (уроков,        рабочих программ,                        программ формирования   и   развития УУД)

- перечень критериев и показателей для анализа рабочих программ на соответствие требованиям ФГОС - листы оценки урока в рамках системно- деятельностного подхода

Педагог-психолог является        экспертом        в оценке                развивающих задач        образовательной деятельности.

4

Участие в проектировании уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО (в разных технологиях)

-        технологические        карты урока

Осуществляется        в режиме профессионального консультирования педагогов

5

Сопровождение построения индивидуальных образовательных

маршрутов школьников в учебной и внеучебной деятельности

  • методики для диагностики индивидуальных особенностей ребенка
  • психологическое сопровождение портфолио
  • рекомендации для обучающихся, родителей и педагогов

Осуществляется        в рамках консультирования педагогов,        учеников, родителей

6

Участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД образовательного учреждения

- развивающие программы, направленные на развитие конкретных групп УУД (курс      «Учись      учиться»,

«Учимся решать проблемы» и др.)

Могут проводиться как внеурочная деятельность

3.2. Содержание и средства психологического обеспечения программы воспитания и социализации.

 Реализация программы воспитания и социализации предполагают совместную работу педагога-психолога, педагогов и воспитателей (п. 18.2.3 ФГОС ООО):

  • по формированию уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
  • по освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
  • по формированию готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными  особенностями   и   способностями,   с   учётом потребностей  рынка труда;
  • по формированию и развитию знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • по формированию экологической культуры .

Систематическая работа по сопровождению программы воспитания и социализации осуществляется педагогом-психологом через:

- экспертизу воспитательной деятельности с позиций системно- деятельностного подхода;

  • участие в проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности;
  • реализацию развивающих, профилактических программ по отдельным направлениям воспитания и социализации.

Роль педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации представлена в таблице 4.

Таблица№ 4

Задачи

Средства

Примечания

1

Экспертиза                воспитательной деятельности                        с                позиций системно-деятельностного подхода                (воспитательных мероприятий                по                духовно- нравственному                        развитию, воспитанию        и                социализации; программы        воспитания        и социализации ОУ)

  • листы оценки воспитательных мероприятий в рамках системно- деятельностного подхода
  • критерии и показатели для анализа программы  воспитания и социализации

Могут разрабатываться специалистами самостоятельно

2

Участие в проектировании воспитательных мероприятий с последующей        супервизией деятельности

- листы проектирования воспитательных мероприятий с позиций решения развивающих задач

Осуществляется        в рамках консультирования

3

Участие        в        разработке        и реализации                        программы

- развивающие и профилактические программы в

Могут проводиться как внеурочная

воспитания и социализации

соответствии с основными задачами воспитания и социализации (программы социально-коммуникативной компетентности, готовности к выбору профессиональной деятельности, профилактики употребления ПАВ и др.)

деятельность

3.3. Психологическое обеспечение программы коррекционной работы.

 Среди направлений психолого-педагогического обеспечения ФГОС особое место занимает программа коррекционной работы, направленная на «коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории» (ФГОС ООО, п. 18.2.4, с.35)

Роль педагога-психолога в психологическом обеспечении программы коррекционной работы представлена в таблице 5.

Таблица№ 5

Задачи

Средства

Примечание

1

Участие в разработке и        реализации программы коррекционной работы ОУ

- программы коррекционной работы в классах СКК

Разрабатываются при наличии в ОУ классов СКК

2

Участие        в        работе консилиума

  • положение о ПМПк (с внесенными изменениями)
  • план и график ПМПК
  • заключения специалистов
  • карта развития обучающегося
  • диагностические методики

Предполагает взаимодействие всех педагогических работников ОУ

3

Реализация коррекционно- развивающих программ по запросу

- коррекционно-развивающие программы (см. приложение 6)

В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП

4

Участие        в

проектировании коррекционно- развивающей  работы на        уроке        или внеклассных мероприятиях                с последующей супервизией деятельности

- рекомендации по включению коррекционной работы в уроки и внеклассные мероприятия

В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП

5

Информирование родителей, мотивирование их на работу        с

- информация об учреждениях, куда могут обратиться родители (ПТЦ, Психоневрологический диспансер, БОУ ВО «Областной центр ПМСС»,

В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП

профильными специалистами

учреждения дополнительного образования)

6

Помощь школьникам в адаптационные периоды

  • адаптационные программы
  • диагностические методики

В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП

Изменения в организации деятельности педагога-психолога в связи с введением ФГОС. Организация деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС ОО опирается на сложившиеся модели институционального уровня, сформированные требования к ведению документации, учету норм времени на выполнение различных видов работ, показателей эффективности деятельности педагога-психолога и других условий, более подробно представленных в сборнике под редакцией Н.В. Афанасьевой «Психолог в образовательном учреждении» (Вологда : ИЦ ВИРО, 2011).

Глава IV.Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО.

4.1.Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовании, можно разделить на три группы: федеральные, региональные, муниципальные документы, а также локальные акты и рабочие документы самой образовательной организации.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373 (п.28); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (п.25); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года;  зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785. Таким образом, ФГОС может быть введен в практику работы образовательного учреждения (ОУ) с 1 января 2010 года.

 Перечень основных нормативных актов и документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога, представлен в сборнике под редакцией Н.В. Афанасьевой «Психолог в образовательном учреждении» (Вологда: ИЦ ВИРО, 2011) в Приложении 1. В Приложениях 2 и 3 расположены соответственно: текст «Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и полный текст «Положения о службе комплексного сопровождения детей в образовательном учреждении». Весь перечень документов должен быть в наличии у специалиста в кабинете. Среди локальных актов образовательной организации должны быть должностная инструкция педагога-психолога (разрабатывается в образовательном учреждении на основе федеральных и региональных документов), Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательной организации и др.

В связи с введением ФГОС в образовательной организации должны быть внесены изменения в должностную инструкцию педагога-психолога, Положение о психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательной организации.

Формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. В п.28 ФГОС НОО, п.25 ФГОС ООО идет речь о вариативности форм психолого-педагогического сопровождения, в частности перечисляются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др. Значимыми формами деятельности педагога-психолога становятся экспертиза и участие в проектировании образовательной деятельности.

Документация педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС.

 Вся документация педагога- психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация    общего    характера)    и    специальную    (документация    для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога, может являться открытой для различных представителей контролирующих инстанций.

К ней относятся: план работы (на учебный год), график работы, журнал учета видов деятельности, отчет о работе (за учебный год), программы факультативов, коррекционных / развивающих занятий, профилактических программ, тренингов, тематические планы мероприятий по психологическому просвещению, отчеты по результатам диагностических обследований, паспорт кабинета педагога-психолога.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования». Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей. К этой документации относятся: протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной); записи наблюдений из журнала консультаций; наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий; психологические карты развития ребенка и т. п.

В условиях введения ФГОС остаются прежними основные формы общей и специальной документации, которую ведет специалист.

Специфика организационно-управленческого аспекта деятельности педагога-психолога в условиях разработки и реализации ООП ОО. Педагог-психолог системы образования имеет двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. В условиях введения и реализации ФГОС ОО наиболее актуальны две организационные  модели  в  образовательных  учреждениях  региона:  модель

управления, преимущественно ориентированная на задачи адаптивной стратегии деятельности службы сопровождения и проектная модель управления.

Первая – модель управления, которая в большей степени ориентирована на задачи адаптивной стратегии деятельности службы сопровождения. Основным координирующим органом выступает консилиум. К достоинствам этой модели следует отнести то, что она служит неплохой формой объединения усилий специалистов службы со всем педагогическим составом, задействованным в решении проблемы. При этом, согласно положению, «целью ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями  в  развитии, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей (обучающихся, воспитанников)». Таким образом, заведомо сужается круг задач, в решение которых может включиться специалист службы сопровождения. Кроме того, нет оперативных форм координации деятельности.

В проектной модели управления характерным является то, что специалисты службы изначально включены в команду, работающую по какому- то обозначенному на педсовете направлению. Проблемная группа разрабатывает цели и задачи, виды и основные формы работы. Проблемная группа составляет регламент мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Во время определения направлений работы специалист службы сразу выступает в активной позиции. Он предлагает свою оценку проблемной ситуации наряду с другими специалистами, формулирует возможные варианты решения и т. п. Он не столько ждет запроса, сколько активно формулирует его, в том числе и для себя. Снимается проблема адекватности запроса, его отсутствия и пр., на которые так часто сетуют специалисты службы сопровождения. На основании плана работ проблемной группы специалист службы сопровождения выстраивает индивидуальный план своей деятельности. Психолог может работать не в одной проблемной группе.

V.Выводы:

Таким образом, можно отметить, что  выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.

http://conf.cpkro.kirov.ru/kartinka_3.jpg

В целом формы работы остались прежними, но изменилось само содержание и инструментарий психолого-педагогического обеспечения. Главные отличительные особенности заключаются в том, что:

1. В условиях реализации ФГОС НОО работа педагога-психолога становится важной частью системы реализации Программы формирования УУД и Программы коррекционной работы.

2. Повышается роль и значимость психологического сопровождения образовательного процесса, поскольку результатами образовательного процесса, кроме предметных становятся личностные и метапредметные.

3. Расширяется  круг субъектов психолого-педагогического обеспечения: помимо педагога-психолога эту деятельность осуществляют и учителя, и классные руководители.

Таким образом, система работы педагога-психолога строится на базе традиционной системы, но наполнена новым содержанием и инструментарием.

Библиография

1.Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога- психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.2004.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34 – 42.

4. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.// Директор школы, № 1, 2002. С. 108 – 115.

5.Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / авт.-сост.: Г.А. Шешерина. – Тамбов, 2011. – 65 с.

6.Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. - № 1. – 2010 г.