Исследование характерологических особенностей и профессиональной направленности выпускников профиля «Психологическое консультирование»

Турищева Анастасия Юрьевна

Понятие «характер» - одно из самых противоречивых в современной психологии. В обширной практике оно используется для описания неизменных специфических проявлений индивидуальности: побуждений, жизненного уклада, повторяющихся привычек, а также для обозначения конституциональных и других внешне проявленных отличительных признаков индивида, особенностей речи, поведения.

Для российской психологии последних десятилетий характерно интенсивное нарастание практической ориентации, что обусловлено в первую очередь усилением потребности в психологической помощи и психологическом оснащении самых различных сторон жизнедеятельности общества. Повышается потребность в профессиональных психологах, что приводит к увеличению числа студентов, выбирающих психологическое образование. При этом задачи практической психологической работы формируют животрепещущий вопрос не просто образования, но создания личности психолога, развития у него профессионально необходимых качеств, характеристик его личности [26, c. 40].

Фактически общепризнанным на сегодняшний день является представление о том, что сама личность психолога выступает в качестве одного из существенных инструментов его работы. В результате этого современная психология проявляет к изучению личности психолога повышенный интерес, который основывается на имеющие большую традицию изучения личностного развития студентов. Особенное внимание психологов к периоду студенчества обусловливаться тем, что в ходе профессионального становления во время учебы реализовывается процесс самоопределения, складываются новые ценности и усваиваются индивидуализированные способы и приемы поведения и общения, деятельности. Значительной проблемой в этой связи является построение такой системы образовательного процесса, которая учитывала бы потенциал, как профессионального становления специалиста, так и его личностного развития.

Понятие «направленность личности», введенное в научный обиход С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. Особое место в различных видах направленности отводится исследованию профессиональной направленности личности (Ф.Н. Гоноболин, М.С. Неймарк,  Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Д.И. Фельдштейн, Н.В. Комусова).

Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность потребностей, склонностей, интересов, стремлений и др., связанных с профессиональной деятельностью психолога и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования характерологических особенностей и профессиональной направленности выпускников профиля «Психологическое консультирование»……………………….…..7
1.1 Исследование характерологических особенностей в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………..7
1.2 Профессиональная направленность как область научного исследования……………………………………………………………………..13
1.3 Проблема психологически профессиональных характеристик выпускников профиля «Психологическое консультирование»…………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей и профессиональной направленности выпускников профиля «Психологическое консультирование»……………………………………………………………....28
2.1 Организация и методы исследования………………………………………28

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………………..…….29

Заключение……………………………………………………………..……...…36

Список литературы……………………………………………………..……..…38

Приложение………………………………………………………………………42

Введение

Понятие «характер» - одно из самых противоречивых в современной психологии. В обширной практике оно используется для описания неизменных специфических проявлений индивидуальности: побуждений, жизненного уклада, повторяющихся привычек, а также для обозначения конституциональных и других внешне проявленных отличительных признаков индивида, особенностей речи, поведения.

Для российской психологии последних десятилетий характерно интенсивное нарастание практической ориентации, что обусловлено в первую очередь усилением потребности в психологической помощи и психологическом оснащении самых различных сторон жизнедеятельности общества. Повышается потребность в профессиональных психологах, что приводит к увеличению числа студентов, выбирающих психологическое образование. При этом задачи практической психологической работы формируют животрепещущий вопрос не просто образования, но создания личности психолога, развития у него профессионально необходимых качеств, характеристик его личности [26, c. 40].

Фактически общепризнанным на сегодняшний день является представление о том, что сама личность психолога выступает в качестве одного из существенных инструментов его работы. В результате этого современная психология проявляет к изучению личности психолога повышенный интерес, который основывается на имеющие большую традицию изучения личностного развития студентов. Особенное внимание психологов к периоду студенчества обусловливаться тем, что в ходе профессионального становления во время учебы реализовывается процесс самоопределения, складываются новые ценности и усваиваются индивидуализированные способы и приемы поведения и общения, деятельности. Значительной проблемой в этой связи является построение такой системы образовательного процесса, которая учитывала бы потенциал, как профессионального становления специалиста, так и его личностного развития.

Понятие «направленность личности», введенное в научный обиход С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. Особое место в различных видах направленности отводится исследованию профессиональной направленности личности (Ф.Н. Гоноболин, М.С. Неймарк,  Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Д.И. Фельдштейн, Н.В. Комусова).

Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность потребностей, склонностей, интересов, стремлений и др., связанных с профессиональной деятельностью психолога и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. В рамках обучения психологов-консультантов профессиональная направленность личности играет важную роль, так как успешность консультирования напрямую зависит от заинтересованности, увлеченности своей профессией.

Особую актуальность проблема исследования характерологических особенностей личности и профессиональной направленности имеет для студентов, обучающихся в сфере профессий типа «человек-человек». Тем более это важно при подготовке выпускников профиля психологическое консультирование, в силу специфических условий их будущей профессиональной деятельности.

Описание и изучение особенностей и необходимых требований к личности психолога-консультанта имеют первостепенное, определяющее значение, так как было выявлено, что взаимоотношения между клиентом и консультантом являются одним из основных факторов, содействующих эффективности консультирования. В связи этим возникает принципиальная проблема личностных качеств психолога-консультанта, имеющих значение для установления продуктивных терапевтических взаимоотношений.

Вопросы связи личностных и профессиональных характеристик рассматривались в работах многих ученых: В.Г. Асеева, С.Л. Братченко,  Л.А. Коростылева, Е.П. Кораблина, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Н.А. Аминов, А.Ф. Бондаренко, К. Бохарт и др.

Вместе с тем, несмотря на существенность и эффективность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается мало изученными.

Цель исследования: изучение профессионально значимых характерологических особенностей и профессиональной направленности студентов-психологов. 

Объект исследования: студенты, получающие профессиональное психологическое образование.

Предмет исследования: характерологические особенности и профессиональная направленность студентов-психологов. 

Гипотеза исследования: студенты-психологи профиля «Психологическое консультирование» обладают высоким уровнем профессиональной направленности и следующими характерологическими особенностями: эмпатия, потребности и гибкость в общении, содействии и помощи, подтвердилась в результате проведенного экспериментального исследования.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы по данной теме.
  2. Рассмотреть результаты современных психологических исследований характерологических особенностей психолога.
  3. Изучить понятие профессиональной направленности личности.
  4. Изучить характер как психологическую категорию.
  5. Рассмотреть проблемы формирования личностных качеств студентов-психологов в процессе профессионального образования.
  6. Экспериментальным путем выявить характерологические особенности и профессиональную направленность личности студентов-психологов.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
  2. Эмпирические методы исследования: тестирование, обработка эмпирических данных.

Теоретико-методологическая основу данного исследования составляют воззрения А.Н. Леонтьева и др. о социальной природе человека. Исследования в области проблем характерологических особенностей личности  Л.А. Петровской,  Е.С. Кузьмина, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева и др.  Исследования  профессионально важных качеств и труда психолога - В.Г. Зазыкин, А.Г. Лидерс, Р.В. Овчарова, А.А. Деркач, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева и др.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.

Практическая значимость исследования заключается  в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться в целях повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов профиля «Психологическое консультирование», в частности: при организации и проведении профориентационной работы, при внесении изменений в учебно - воспитательный процесс, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки.

Глава 1: Теоретическое обоснование исследования характерологических особенностей и профессиональной направленности выпускников профиля «Психологическое консультирование.


1.1 Исследование характерологических особенностей в отечественной и зарубежной литературе.

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и различие в развитии. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу бывает. Два человека с натурами первоначально схожими, могут в дальнейшем иметь, крайне мало общего между собой, а с иной стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных. Люди различаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от прочего, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Основой для отличительных черт для человека служит характер. Но это слово многозначно.

Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, близко взаимосвязанные и поэтому четко проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - каркас и подструктура личности, наложенная на ее существенные подструктуры [5, с.82].

Характер (от греч. charakter — отпечаток, отличительная черта) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, его нрав, который проявляется в поведении, деятельности, общении, а также в его привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и вырабатывается в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ побуждений, чувств, мыслей, действий в их целостности. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья,  класс, трудовой коллектив, учебное заведение и пр.).

В различных социально-гуманитарных науках есть свои определения характера. Различность подходов в социальной философии, психологии, этике, культурологии и педагогике привела к существованию множества теоретических дефиниций, разнобою в постижении существа проблемы характера. В данном исследовании, не ставится задача подвергнуть рассмотрению все получившие обширное распространение точки зрения на характер. Важен собственно специфический подход психологии к рассматриваемой проблеме, в рамках которого анализируется сущность, структура, место и роль того или иного компонента характера личности в системе ее деятельностной активности.

Содержание характера, составляет жизненную направленность личности, ее материальные и духовные потребности, убеждения, интересы, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, уровень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в жизни, то, от чего зависят мотивы его поступков, которые он себе ставит.

Б.Г. Ананьев, определяя характеристики человека как личности, также подчеркивал особое значение характера. Первичный класс личностных свойств, по его мнению, составляют статус, роли и ценностные ориентации, которые интегрируются определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенность мотивации поведения, структуру общественного поведения - образующих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегративным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности, с другой. Исключительную роль характера, в общем, и психическом развитии личности Б.Г. Ананьев объяснял тем, что формирующийся характер позволяет разрешить внутренние противоречия в личности, делая при этом личность психологически монолитной, цельной, единой [3].

Определение характера, его структуры как частная задача психологической науки во многом зависит от особенностей понимания личности, так как личность «образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом» [17, 28]. В свою очередь, основное понятие психологии - личность и ее психическая деятельность - предполагает разработку проблем, без освещения которых невозможно представление о личности. К этим проблемам причисляются проблемы интересов, потребностей, ценностей, характера, склонностей [13]. «Лишь выделив сначала путем анализа из уже данного живого конкретного целого личности более абстрактные определения ее психологии... психологическое познание может... раскрыть психологию личности в ее конкретной целостности» [38].

Именно методологический принцип восхождения от абстрактного к конкретному, реализуемый в психологии С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и их последователями, должен быть основным в построении системы психологических категорий. Среди  этих категорий характер как одно из свойств личности, определяющее ее психологический вид. То, что мы приступаем к аналитическому обзору с определений личности, не означает отход от данного принципа. С.Л. Рубинштейн определял личность через триединство - чего человек хочет, что для него имеет привлекательность (это направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек, его способности и дарования, то что есть он сам, т.е. что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в качестве стержневых особенностей личности (это вопрос о характере человека) [7]. Таким образом, в этом триединстве С.Л. Рубинштейн непротиворечиво соединяет и динамические характеристики личности (направленность, мотивы), и ее относительно устойчивые качества - характер и способности. При этом он подчеркивает особую роль характера в структуре личности: « ... В характере сосредоточены стержневые особенности личности... вопрос о характере - это, прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер - это единство личности, опосредующее все ее поведение»[41].

Выделенные С.Л. Рубинштейном, многообразные аспекты личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Направленность личности, ее установки, пробуждая в однородных ситуациях определенные поступки, сообщаются затем, по мнению С.Л. Рубинштейна, в характер и закрепляются в нем в виде свойств личности. Так же близка и неразрывна взаимосвязь способностей и свойств характера: наличие или отсутствие способностей обусловливает появление установленных характерологических свойств; характерологические же свойства в свою очередь определяют развитие способностей, поскольку способности развиваются, а реализация их зависит от характерологических данных. Так в реальной жизни все стороны личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Надо отметить, что положение С.Л. Рубинштейна о единстве личности существенно для критики обособления отдельных психических процессов и образований; а также для разработки диалектики устойчивого и изменчивого (динамического) в личности, единства и многообразия личности.

Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий его характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манерах поведения, в привычках, поступках и действиях.

Важной особенностью характера является тесная связь его с психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего, следует отметить связь характера с темпераментом. Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Характер и темперамент человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обусловливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности и возможность выделить отрицательные и положительные качества личности.

Конечно, деление характерологических черт личности на позитивные и негативные здесь носит несколько условный характер. Каждый из типов темперамента имеет свои достоинства. Характерологические черты, в наибольшей степени свойственные тем или иным темпераментам, при определенных условиях могут проявляться достаточно ярко, при других условиях - в незначительной степени. При этом не следует забывать, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами – флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик - располагаются до 16-ти промежуточных форм, вариаций основных типов. Таким образом, отнести конкретного человека к тому или иному типу темперамента можно лишь условно, определив, какие характерологические особенности в наибольшей степени присущи индивиду. Учитывая эти особенности, можно подбирать наиболее приемлемые виды работ для сотрудников. К примеру, холерику очень трудно, особенно в начале, осуществлять деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, поскольку его природные особенности противоположны требуемым качествам. Такую работу лучше поручать обладателям слабой нервной системы, слабых нервных процессов с преобладанием внешнего торможения. Обладая высокой чувствительностью, меланхолик может успешно и качественно выполнять монотонную работу, требующую плавных, размеренных движений и постоянного контроля за качественными характеристиками технологических процессов.

Характерологические особенности человека, определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью личностных тестов. К личностным тестам относятся психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов определяются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки и поведение.

Среди личностных тестов особое место занимают многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла (в различных модификациях), Миннесотский многофакторный (многопрофильный) опросник MMPI, личностные опросники Г. Айзенка, патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, диагностический опросник расстройств личности и другие. 

Среди методик, выявляющих отдельные устойчивые характерологические черты личности, важное место с точки зрения определения поведенческих характеристик человека принадлежит тестам по определению депрессивных состояний, тревожности и агрессии. 

1.2 Профессиональная направленность как область научного исследования.

Профессия психолога получила свое распространение и признание в постсоветский период и профессионально психологическая деятельность оказалась недостаточно разработанной. Образ профессиональной деятельности формируется именно в период профессионального обучения, расширяясь затем в различных аспектах в процессе реализации самой профессиональной деятельности. Сформированная за время учебы профессиональная мотивация без волевых намерений не даст необходимого результата в будущей профессиональной деятельности, затрудняет становление образа будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с видами профессиональной деятельности психолога - практической, педагогической (образовательной) и исследовательской (научной) можно выделить три вида профессиональной направленности:

  • практическую (психолог-практик);
  • педагогическую (педагог-психолог);
  • исследовательскую (психолог-исследователь, ученый).

Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным.

Проблема общей направленности тесно связана с проблемой профессиональной направленности личности, и, в частности, профессионально-педагогической направленности.

Профессионально-педагогическая направленность рассматривается в работах многих ученых (Н. Ф. Гоноболин, 1975; Н. В. Кузьмина, 1993; В. А. Сластенин, 1976; П. А. Просецкий, 1981; В. А. Крутецкий, 1980; Г. А. Томилова, 1975; Т. В. Ермолаева, 1994 и др.).

Н. В. Кузьмина рассматривает педагогическую направленность как систему педагогических умений, имеющих целый ряд внутренних взаимосвязанных компонентов: гностический, проективный, конструктивный, организационный и коммуникативный.

  1. Гностический компонент включает в себя умение усваивать новые знания, систематизировать их в соответствии с педагогическими целями, анализировать педагогическую ситуацию, достоинства и недостатки в деятельности учащихся и своей собственной, умение формулировать педагогические задачи.
  2. Проективный - включает умения в области перспективного планирования содержания и способов деятельности своей и учащихся на длительный срок.
  3. Конструктивный - включает умения в области композиции учебной информации, деятельности учащихся и своей на предстоящем занятии.
  4. Организационный - включает в себя умения, связанные с организацией деятельности учащихся и своей собственной в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
  5. Коммуникативный - включает умения устанавливать взаимоотношения с учащимися, коллегами по работе и администрацией [2, с. 138].

В. А. Сластенин, изучая формирование личности учителя, анализируя педагогическую деятельность, разработав модель, профессиограмму современного учителя, выделяет свойства личности, необходимые учителю:

  1. Социальные потребности, моральные и ценностные ориентации.
  2. Профессионально-педагогическая направленность, интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность.
  3. Познавательная направленность: научная эрудиция, духовные, прежде всего познавательные, потребности и интересы, интеллектуальная активность, чувство нового, готовность к педагогическому самообразованию. Автор выделяет центральным звеном направленности иерархическую систему устойчиво доминирующих мотивов личности [5, с. 28].

В педагогической литературе есть работы, посвященные исследованию путей формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза: формирование профессионально-педагогической направленности через усовершенствование учебного процесса; усовершенствование вне учебной воспитательной работы; организация тренинга профессиональных качеств личности будущего учителя.

В профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя Е. М. Никиреев выделяет три вида ее сформированности:

  1. Ситуативная направленность, определяемая такими мотивами, как стремление получить высшее образование, стечение обстоятельств.
  2. Направленность на предмет, в основе которой лежит мотив - возможность заниматься любимым предметом.
  3. Собственно-педагогическая, в основе, которой лежат мотивы - общественная важность труда, убежденность в способности к данной профессии, семейные традиции, опыт работы в школе.

На основании этого выделяется три уровня профессионально-педагогической направленности:

  1. средний уровень, характеризующийся значительным преобладанием предметной направленности над педагогической;
  2. низкий уровень, характеризующийся наличием двух видов направленности: предметной и ситуативной. Собственно педагогическая направленность отсутствует;
  3. высокий уровень, характеризующийся оптимальным сочетанием собственно-педагогической и предметной направленности при ведущем значении собственно педагогической направленности [3, с. 28].

В психологической литературе широко представлен анализ профессионально-педагогической направленности. Педагогическая профессия в широком смысле слова имеет сходные черты с профессиональной деятельностью психолога. Однако рассмотрение профессиональной направленности на примере педагогической деятельности не исчерпывает всех моментов, касающихся профессиональной деятельности психолога. Разработка понятия педагогической направленности велась в отечественной психологии в советское время, что и обусловило идеологизированность некоторых теоретических концепций. Профессия психолога получила свое распространение и признание в постсоветский период и профессионально психологическая деятельность оказалась недостаточно разработанной. Вследствие этого предмет профессиональной направленности психологов потребовал дальнейшего изучения.

В соответствии с видами профессиональной деятельности психолога - практической, педагогической и исследовательской можно выделить три вида профессиональной направленности:

  • педагогическую (педагог-психолог);
  • практическую (психолог-практик);
  • исследовательскую (психолог-исследователь, ученый).

Вклад ученых, рассматривавших профессионально-педагогическую направленность, может быть использован при определении сформированности профессиональной направленности психолога.

В период обучения в вузе профессиональную направленность студентов-психологов можно рассматривать как несколько вариантов:

  1. предметную направленность (интерес к науке психологии);
  2. ситуативную (неустойчивую);
  3. собственно психологическую (практическую, педагогическую и исследовательскую).

Основные характеристики профессиональной направленности можно сформулировать следующим образом:

  • придает деятельности в профессиональной сфере устойчивость к внешним факторам;
  • побуждает к активности в профессионально-трудовой сфере, когда человек не только приобщается к продуктам труда, созданным другими людьми, но и сам участвует в преобразовании действительности;
  • ориентирует деятельность человека в профессиональном пространстве;
  • профессиональная направленность выступает системообразующим свойством, определяющим весь психологический склад человека как субъекта труда;
  • отражает и обусловливает цели, мотивы труда и отношение к действительности, опосредованные трудовым процессом.

Специфика становления профессиональной направленности личности заключается в следующих особенностях:

  • отношении к профессиональной деятельности в целом и к конкретной профессии, а также к процессу профессионализации;
  • интересе, проявляющимся к профессиональной сфере и в профессиональной сфере;
  • характере и содержании профессиональных представлений, включающих представление о профессиональной деятельности в целом, о конкретных профессиях (их компонентах, условиях протекания, коллективном характере, требованиях к профессионалу) и о себе как потенциальном или актуальном представителе определенной профессии.

Эта специфика обусловлена возрастом человека [4, с. 268].

Ю. А. Афонькина предлагает следующее определение профессиональной направленности: «это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения» [1, с. 19].

Образ профессии начинает формироваться у личности еще в дошкольном возрасте в процессе всевозможных сюжетно-ролевых игр, в это же время завязываются интересы, склонности к игровой, учебной и трудовой деятельности. Сформировывается общая направленность личности, а профессиональная направленность имеется в зачаточном виде и наполняется конкретным содержанием в период выбора профессии. В старшем школьном возрасте, особенно у выпускников средних образовательных учреждений формируются различные образы профессий. Но образ профессиональной деятельности формируется именно в период профессионального обучения, расширяясь дальше в различных аспектах в процессе осуществления самой профессиональной деятельности. Следовательно, процессы развития профессиональной направленности и образа будущей профессиональной деятельности на стадии оптации идут параллельно. Образ профессии наиболее емким по содержанию становится, когда профессиональная направленность переходит на качественно новый уровень, характеризующийся профессиональными целями, идеалами, и он выступает регулятором профессиональной деятельности личности.

Акцент в содержании направленности, в частности, профессиональной направленности многие исследователи делают на мотивационной сфере. Чем более субъект замотивирован на приобретение конкретной профессии, чем более актуализированы мотивы учебно-профессиональной деятельности и сформированы мотивы реализации приобретаемой профессии, тем образ будущей профессиональной деятельности становится более сформулированным. Можно сделать вывод, что мотивационная сфера, являющаяся ядром профессиональной направленности, обусловливает характер формирования профессионального образа Я и образа профессии.

Не подлежит сомнению существенность специальных знаний в области профессий для формирования профессиональной направленности. Однако таких знаний явно недостаточно. Знания о профессиях обязательно должны быть соотнесены с представлением о своих возможностях, способностях, интересах и пр.

Сформированная за время учебы профессиональная мотивация без соответственных волевых намерений не даст нужного результата в будущей профессиональной деятельности. Неоформленная профессиональная направленность затрудняет становление образа будущей профессиональной деятельности. Содержание регулятивного компонента профессиональной направленности позволяет оценить собственные возможности и перспективы с требованиями профессии, отражаясь в степени соответствия профессионального Я образа и образа профессионала.

Образ будущей профессии включает эмоциональный и когнитивный компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора нужно также, чтобы требования со стороны профессии отвечали возможностям человека. В противоположном случае в самосознании человека скапливается отрицательный жизненный опыт, формируются оригинальные способы решения встающих перед ним задач, уход от проблем, их игнорирование и т. д.

Типы эмоциональной направленности связаны с видом профессиональной направленности психолога, что находит свое выражение в особенностях образа будущей профессиональной деятельности. Особенно это заметно, если речь идет о коммуникативной и гностической направленности. Альтруистическая, коммуникативная направленности в большей степени выражены у психолога практика и педагога. Психологу с исследовательской профессиональной направленностью более свойственна гностическая ориентация.

Таким образом, можно сказать о том, что знание психологических особенностей профессионального развития и  высокий уровень развития рефлексии профессионально значимых качеств позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию.

1.3 Проблема психологически профессиональных характеристик выпускников профиля «Психологическое консультирование».

В психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют ряд профессиональных и личностных качеств, необходимых в работе психолога.

«Профессиональные качества свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности». [18, с. 106].

Личностные качества – это природные свойства и особенности индивида, которые выступают в личности как социально обусловленные элементы. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев рассматривали личность в единстве чувственной сущности ее носителя – индивида и условий социальной среды. [12, с. 193].

В психологической литературе существуют многочисленные исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Они основаны на базе дипломных работ, диссертаций и научных руководств по консультированию. Требования к эталону личности вполне реальны и применимы на практике, при условии, что личность мотивирована на оказание психологической помощи другим людям, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. Эффективность деятельности зависит от личностных, профессиональных качеств психолога.

Так, например, Овчарова Р.В. рассматривает требования к личности и деятельности психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, она представляет следующие личностные характеристики идеального практического психолога:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, аналитиком.

2. Психолог социален, поэтому предпочитает работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Овчарова Р.В. перечисляет «личностные проявления, несовместимые с работой психолога»: незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в гипер опеке, высокая тревожность и чувство вины, низкая самооценка.

Эти требования абсолютизированы, и трудно найти людей, у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, однако данные эталонные требования могут служить общими ориентирами.

Климов Е.А. относит профессию психолога к типу «человек-человек» как профессию, требующую специальных навыков, знаний, умений. То есть нуждается в специальном обучении работника, в процессе которого формируются вторичные признаки специальности. К этим признакам относятся тактичность, доброжелательность, чувство эмпатии, доброта, эмоциональную устойчивость, умение общаться с людьми, интеллектуальную активность, высокий уровень профессиональных знаний, наблюдательность и пр.

Есть работы, в которых сделана попытка систематизировать имеющиеся данные по профессионально важным личностным чертам психолога-консультанта. Например, М.В. Молоканов выделил факторы, которые являются базисными для оценки специалиста, работающего с людьми. Этими факторами являются «интерес к другому», «доминантность» и «каузальность».

Фактор «интерес к другому» определяется степенью, в которой общение строится на основе или с учетом «внутренней картины» состояния клиента, его собственной Я-концепции, его субъективного восприятия себя и своего состояния или на нормах, принципах, объективных симптомах, «внешних» для клиента. Фактор доминантности определяется мерой ответственности, которая ложится на специалиста за выбор целей взаимодействия и способов их достижения. По фактору каузальности оценивается осознанность и профессиональность выбора специалистом целей, типов и способов взаимодействия с клиентами.

Абрамова Г.С. называет следующие основные качества работы квалифицированного психолога:

Психолог должен ориентироваться на ценность другого человека, на веру в его возможности, способности, «рассматривать своего клиента как личность, способную к жизни в контексте культуры, обладающую чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни» [1, с. 33], т.е. психолог должен обладать высоким уровнем нравственности.

Квалифицированный психолог должен уметь находить множество реакций (вербальных и невербальных) на широкий спектр ситуаций и проблем клиента и избегать оценочных суждений по поводу действий клиента. Соответственно необходимым качеством является креативность, спонтанность и адекватность.

Психологу необходимо стремиться понять и использовать в работе множество концепций.

Практический психолог «культурно продуктивен», т.е. способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур.

Квалифицированный психолог понимает и принимает ограничения своих возможностей, готов к сотрудничеству с коллегами, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, «постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности».

Необходимым для работы является осознание межличностного влияния – реакция психолога влияет на клиента и наоборот, психолог «специально выделяет это влияние, фиксируя как свои чувства, мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли, желания и возможности клиента».

Для психолога является аксиомой уважение достоинства клиента.

Абрамова Г.С. полагает, что позиция квалифицированного психолога-консультанта должна быть основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я-концепции [1, с. 37].

Аминов Н.А. считает главными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу воздействия на поведение других людей и интегральную чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности.

В рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека была выявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями и природными типологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.

Обозов Н.Н. обращает внимание на следующие качества:

1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;

2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом, тактичное отношение к клиенту.

3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), т.е. способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков;

4. Эмоциональная сдержанность и терпимость – способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, успокоить – терпимость к возможным невротическим срывам клиента;

5. Поддержание общей культуры поведения, т.е. использование знаний образцов культурного наследия;

6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения, т.е. умение своевременно возвратить беседу к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или какое-либо обсуждение выходит за рамки объективности;

7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах [1993, с. 20–26].

Кочюнас Р. подчеркивает, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными и специальными навыками, обеспечивающими контакт, который и является стержнем психологического консультирования и от которого зависит окончательный эффект консультирования [13, с. 25–32]. Согласно мысли Р. Кочюнаса, психологу необходимо обладать следующими чертами:

1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними;.

2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми;

3. Эмоциональная стабильность и объективность, т.е. способность уважать права других людей, восприятие других людей, как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.

Наиболее значимыми чертами, которыми обладает психолог, по мнению Р. Кочюнасом являются:

1. Аутентичность – образец гибкого поведения и искренности по отношению к клиенту. «Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении». Аутентичность обобщает многие свойства личности.

2. Открытость собственному опыту.

Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание.

Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри нас.

4. Сила личности и идентичность.

Это устойчивая экзистенциальная позиция консультанта, касающаяся таких вопросов, как: кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно. Консультант должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией.

Сильная личностная идентичность нужна психологу-консультанту для того, чтобы в консультировании иметь свою внутреннюю позицию, не быть простым отражением надежд других людей.

5. Толерантность к неопределенности.

Ситуации неопределенности составляют ткань консультирования, поэтому психолог должен уметь без значительного дискомфорта переносить их. Достигается это через:

– уверенность в своей интуиции и адекватности чувств;

– убежденность в правильности принимаемых решений;

– способность рисковать.

Все эти качества приобретаются по мере личного и профессионального опыта.

6. Принятие личной ответственности.

Понимание своей ответственности позволяет консультанту свободно и сознательно сделать выбор в любой момент консультирования – соглашаться с клиентом или противостоять его доводам. Наличие у консультанта такого качества, как личная ответственность, помогает ему более конструктивно воспринимать критику и не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

7. Стремление к глубине межличностных отношений.

Консультанту необходимо оценивать чувства, взгляды, своеобразные черты личности без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективному консультанту не препятствуют: страх потерять свободу, быть уязвимым, страх непринятия другим положительных чувств, отклонение их. Он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми.

8. Постановка реалистичных целей.

Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей и извлекать полезные уроки из ошибок. Если консультант допускает собственную ограниченность, то избегает ненужного напряжения и чувства вины, отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

И, наконец, чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. [33]

Кочюнас Р. полагает, что появление у клиента перечисленных выше черт зрелой личности, которые хотелось бы видеть у консультанта, может рассматриваться как весомый критерий эффективности консультирования.

Внимание к личности профессионала возникает в связи с теми профессиями, которые требуют реализации личностного начала в работе. Речь идет о тех видах деятельности, для которых характерен «субъектный вклад». В качестве таких профессий, прежде всего, выступали педагогическая и медицинская деятельности. Именно в рамках этих профессий начинают включать не только требования к знаниям и навыкам, но и требования к личности профессионала.

Таким образом, исследования черт личности психологов отечественными учеными соответствуют представлениям теоретических подходов зарубежных коллег. В данных работах отражается его подлинность (аутентичность), стремление к самоактуализации, взрослость, зрелость психолога, забота, эмпатия, безоценочное отношение, доверие и вера в клиента, проницательность и т.д.

Глава 2: Эмпирическое исследование характерологических особенностей и профессиональной направленности выпускников профиля «Психологическое консультирование».

2.1 Организация и методы исследования.

Цель исследования: изучение профессионально значимых характерологических особенностей и профессиональной направленности студентов-психологов. 

База исследования:  Сочинский Государственный Университет.

Характеристика выборки: в рамках проведенного исследования в качестве испытуемых выступили 15 студентов профиля «Психологическое консультирование».

Для реализации поставленной цели и доказательства истинности выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:

1.        Изучить профессионально значимые характерологических особенности испытуемых.

2.        Определит уровень профессиональной направленности студентов профиля «Психологическое консультирование».

3.        Составить профиль успешного студента-психолога.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Личностный опросник Г. Айзенка

2. Теста «Эмпатийного потенциала личности» разработанный И.М. Юсуповым.

Под эмпатийным потенциалом Юсупов И.М. описывает «предрасположенность личности к чувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого» [43].

Методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.

При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.

3. Тест - опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов.

Опросник состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа.

Целью опросника является определение уровня профессиональной направленности студентов, выражающегося в стремлении к овладению получаемой профессией и желании работать по ней.

Для повышения достоверности результатов данный опросник сбалансирован по количеству положительных и отрицательных ответов: вариантам «да» и «нет» по каждой шкале соответствует равное число пунктов опросника. В инструкции указывается не непосредственная цель опросника, а более глобальная, общественно значимая цель, достижение которой является важным и для каждого испытуемого. Введены также буферные вопросы, содержание которых соответствует цели исследования, указанной в инструкции. Тест рекомендуется для анонимного исследования.

В отличие от традиционных вариантов ответа типа «да» и «нет», которые, как показывает психодиагностическая практика, часто вызывают у испытуемых затруднения при выборе ответа вследствие своей категоричности, в опроснике уровня профессиональной направленности студентов предлагается более расширенный набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». При обработке результатов представленные испытуемыми ответы объединяются в две категории: положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно») и отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).

Инструкция: «В целях поиска путей совершенствования подготовки специалистов, в частности для обеспечения каждому человеку возможности приобрести желаемую профессию и работать по ней, предлагаем Вам принять участие в нашем исследовании. Для этого, прочитав нижеследующие суждения, отметьте в листе ответов, напротив номера суждения один из вариантов ответа, соответствующий Вашему мнению».

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом. «Да» означает положительные ответы, а «Нет» – отрицательные.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный бал, тем выше уровень профессиональной направленности.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.

В целях исследования характерологических особенностей выпускников профиля «Психологическое консультирование» были проанализированы по методике Личностный опросник Г. Айзенка  психологические профили 15 студентов СГУ.

Мы выявили, что у большинства студентов преобладает сангвистический тип темперамента (8 человек). На втором месте по преобладанию «идет» холеристические характеристики личности испытуемых. (4 человека). Наименьшая выраженность по типам – флегматик (2 человека) и меланхолик (2 человека).

Диаграмма №1. Распределение типов темперамента в группе испытуемых.

Для того чтобы получить точные характерологические портреты особенностей испытуемых, мы использовали уточняющую схему анализа полученных данных (см. Приложение №1).

Таким образом, большинство испытуемых имеют следующие характерологические особенности:

Уравновешенность, спокойствие, постоянство в дружбе и интересах, умение себя сдерживать. В сложных жизненных ситуациях испытуемые могут иногда «потерять голову», но волевым усилием способны восстановить равновесие.

Эмоции не мешают им видеть вещи реалистично, они умеют приспосабливаться к действительности, рассудительны, в меру общительны, но в поведении не зависимы от взглядов других, охотно делятся советами, не боятся неудач, пытаются разобраться в их причинах.

Достаточно легко переносят смену обстановки, схватываете новое, гибки в общении с людьми, испытывают потребность в содействии и помощи, склонны к активной деятельности. Предпочитают самостоятельность в делах, работу, требующую находчивости, энергичности, напряжения и  выдержки. Люди данного типа лучше справляются с деятельностью, требующей четкого планирования, учета последовательности событий. Чаще всего они становятся лидерами, организаторами.

Способны много работать, не утомляясь, сдержанны, спокойны, легко могут включаться в новую деятельность.

Людям с такими характерологическими особенностями в большей мере подходят профессии: преподаватель, психолог, дефектолог, диспетчер,  специалист по связям с общественностью, социолог, переводчик и т. п.

В результате второго этапа исследования мы проводили диагностику уровня эмпатии испытуемых. Было установлено, что очень высокий уровень эмпатии выявлен у 8 человек, что составляет 53,33% от общего числа испытуемых. Высокий уровень отмечается у 20% испытуемых (3 человека). Средний уровень эмпатии имеют 26,67% испытуемых, то есть 4 человека. Низкий и  очень низкий уровень эмпатии у испытуемых не выявлен. Результаты наглядно представлены в диаграмме № 2.

Диаграмма № 2. Уровень эмпатии.

Сравнив результаты выраженности эмпатии и средний балл по шести шкалам методики, мы увидели, что из дополнительных 6 шкал наибольшие показатели были выявлены в шкалах - эмпатии с родителями, с малознакомыми и знакомыми людьми и животными (Таблица №1). Эмпатию к родителям испытывает большинство наших испытуемых – 13 человек. Эмпатию к знакомым и малознакомым людям испытывают 12 человек.

Таблица №1. Показатели эмпатии у испытуемых в процентном соотношении.

Родители

Знакомые и малознакомые

Животные

Дети

Старики

Герои худ. произведений

86,67%

81%

76%

53%

49%

44%

Таким образом, в результате диагностики мы выявили у большинства испытуемых высокий и средний уровень эмпатии.

Так же нами был проведен тест - опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов. Мы получили следующие результаты, которые отобразили в диаграмме № 3.

Диаграмма №3. Уровень профессиональной направленности студентов профиля «Психологическое консультирование».

У 10 испытуемых (66,70%) мы выявили высокий уровень профессиональной направленности. Это свидетельствует о том, что данные испытуемые стремятся к овладению избранной профессией, получаемая профессия нравится им.  В будущем данные студенты хотят работать и дальше совершенствоваться по данной профессии; в свободное время с большой вероятностью могут заниматься делами, имеющими отношение к будущей профессии. Так же имеют круг знакомых – специалистов в области избранной профессии; считают свою профессию делом своей жизни.

4 человека (26,60%) показали средний уровень профессиональной направленности. Это означает, что данным испытуемым нравится будущая профессия, однако у них есть некоторые сомнения по поводу своей успешности в её рамках. Возможна некоторая разочарованность, образовавшаяся в ходе обучения. Однако, данные студенты положительно реагируют на выбранную специальность, ценят её, признают практическую значимость психологического консультирования, считают полученные знания и опыт очень ценными для своей жизни.

У 1 испытуемого (6,70%) выделен низкий уровень профессиональной направленности. Низкие показатели свидетельствуют о том, что студент вынужденно учится на данном факультете; поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими причинами. Например, подчинением требованиям родителей, близостью к дому и др. Студент не видит ничего хорошего для себя в своей будущей профессии; приобретаемая профессия ему малоинтересна; при возможности хочет сменить профессию, получить другую специальность и  работать по ней.

Итак, проанализировав результаты экспериментального исследования, мы можем сделать следующие выводы:

  1. преобладающий тип темперамента испытуемых – сангвиник, холерик.
  2. наиболее выраженные характерологические особенности присущие испытуемым – общительность, активность, уравновешенность, работоспособность, умение преодолевать трудности, потребность в содействии и помощи, гибкость в общении с людьми, постоянство.
  3. у большинства студентов-психологов выявлен высокий и средний уровень эмпатии.
  4. наиболее высокий уровень эмпатии испытуемые проявляют к родителям, знакомым и малознакомым людям, а так же животным.
  5. У преобладающего числа испытуемых выявлен высокий уровень профессиональной направленности.

Заключение

Для российской психологии последних десятилетий характерно интенсивное нарастание практической ориентации, что обусловлено в первую очередь усилением потребности в психологической помощи и психологическом оснащении самых различных сторон жизнедеятельности общества. Повышается потребность в профессиональных психологах, что приводит к увеличению числа студентов, выбирающих психологическое образование. При этом задачи практической психологической работы формируют животрепещущий вопрос не просто образования, но создания личности психолога, развития у него профессионально необходимых качеств, характеристик его личности

Студенты-психологи, благоприятно пережившие кризисы профессионального обучения становятся прекрасными специалистами, поскольку в конфликте мотивов обучения побеждает мотив профессионализации.

В начале исследования мы высказали предположение о том, что студенты-психологи профиля «Психологическое консультирование» обладают высоким уровнем профессиональной направленности и следующими характерологическими особенностями: эмпатия, потребности в общении, потребность в содействии и помощи, покровительстве другим людям. Мы провели экспериментальное исследование, целью которого было изучение профессионально значимых характерологических особенностей и профессиональной направленности студентов-психологов. 

В результате исследования выяснилось, что у большинства студентов-психологов  преобладающий тип темперамента – сангвиник, холерик. Наиболее выраженные характерологические особенности присущие испытуемым – общительность, активность, потребность в содействии и помощи, уравновешенность, работоспособность, умение преодолевать трудности, гибкость в общении с людьми, постоянство. У большинства студентов-психологов выявлен высокий и средний уровень эмпатии. Так же выявлено преобладание высокого уровня профессиональной направленности.

Таким образом, цель и задачи работы достигнуты. Наша гипотеза о том, студенты-психологи профиля «Психологическое консультирование» обладают высоким уровнем профессиональной направленности и следующими характерологическими особенностями: эмпатия, потребности и гибкость в общении, содействии и помощи, подтвердилась в результате проведенного экспериментального исследования.

Однако считаем, что исследование по данной теме можно продолжить, выборку расширить. Было бы интересным, на наш взгляд, сравнить профессиональную направленность и характерологические особенности личности у студентов-психологов первого и четвертого курсов, чтобы проследить, как изменяется учебная и профессиональная мотивация и как происходит личностное развитие студентов.


Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2005
  2. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? – критерии таксономической парадигмы/ Иностранная психология. – 1993. Т.1. №2. – С. 9 – 23.
  3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике/ Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992. С. 99–110.
  4. Аксентьева М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования М. 2001. – 269 с.
  5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. – 342 с.
  6. Кудрявцев Г.В. Психологические основы профобучения. – М.: Педагогика, 1988. – 216 с.
  7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 92 – 100.
  8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. – 270 с.
  9. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. №1.
  10. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – №3. – С. 131 – 135.
  11. Гринько О.В. Развитие будущего субъекта психолого-педагогической деятельности Университетские чтения 2006. Симпозиум 2. Сек. №2–4.
  12. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие./К.М. Гуревич. - М.: Мир, 1997. – 452 с.
  13. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. №2.
  14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993. – 380 с.
  15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия. – Минск: Нар. асвета, 1996. – 399 с.
  16. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – М., 2012.
  17. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  18. Качалова Л.М., Боголепова С.Ф., Плыплин В.В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний / Труды СГУ. Выпуск 44. М., 2002. – 360 с.
  19. Изучение факторов, влияющих на успешность обучения. Тезисы докладов / Межвузовская конференция-семинар «Методы активного обучения и деловые игры в учебном процессе». Челябинск – Иркутск, 1990. 0,1 п.л.
  20. Калитеевская Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта // Гештальт-96. – М., 1997. С. 63–76.
  21. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). Казань, 1969. -329 с.
  22. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. -347 с.
  23. Климов Е.А. Психология профессионала.М.; Воронеж, 1996.
  24. Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980. -268 с.
  25. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1983.
  26. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску. М., 1997.
  27. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Вопросы психологии. 1995. №5. С. 108–115.
  28. Кузьмина Н.В., Чан Зоан Тъюнг. К вопросу о формулировании профессиональной направленности у вьетнамских студентов// Современные психолого - педагогические проблемы высшей школы. Л., 1978.
  29. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики/Б.В. Кулагин. М.: Высш.шк., 1984. – 673 с.
  30. Моргун, В.Ф. Методика многомерного анализа достижений ученика с целью профилирования и профориентации. – M., 2012.
  31. Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующих направленность личности подростка //Вопросы психологии. 1968. №5.
  32. Постовалова, Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов/Г.И. Поствоалова. - М.: Азимут-Центр, 1993. – 229 с
  33. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж,1996.
  34. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособие /

Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2011.

  1. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Флинта, 2010.
  2. Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
  3. Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. Профессиональная ориентация молодёжи. - М., 2011.
  4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения), Санкт-Петербург, КЕРО, 2011.
  5. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.
  6. Феоктистова С.В., Старикова Д.В. Проблемы профессионального самоопределения личности в условиях становления нового российского общества [Текст] / С.В. Феоктистова, Д.В. Старикова // Вестн. Рос. нового ун-та: проблемы социально-гуманитарных и психологических наук. – М. 2011. – С. 85–90. (0,44 п. л.)
  7. Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс,2011.
  8. http://studopedia.org/
  9. http://psychology-online.net/

Приложение

Приложение №1.

Для того чтобы получить точные характерологические портреты, мы использовали следующую схему анализа:

  • Б>16, В>16

Вы импульсивный, вспыльчивый, легко возбудимый человек. Вам трудно сдерживать себя и вы бываете излишне резки и прямолинейны. Увлеченно отдаетесь делу, но при неудаче быстро теряете интерес. Люди вашего типа предпочитают работу с ярко выраженной цикличностью, требующую максимального напряжения сил, но не длительную. Их привлекает высокий темп движений, разнообразие, необходимость проявлять смекалку и сообразительность.

Вам больше подходят профессии технической направленности или связанные с преподаванием технических дисциплин, а так же профессии, связанные с переменой обстановки, путешествиями, разъездами (геолог, инженер-радиофизик, инженер-строитель, инженер по связи, инженер-преподаватель, программист и др.).

  • Б>16, В<8

Вы человек уравновешенный, умеете себя сдерживать. В сложных жизненных ситуациях можете иногда "потерять голову", но волевым усилием способны восстановить равновесие. Достаточно легко переносите смену обстановки, схватываете новое, гибки в общении с людьми, склонны к активной деятельности. Предпочитаете самостоятельность в делах, работу, требующую смекалки, находчивости, энергичности, напряжения, выдержки. Люди вашего типа лучше справляются с деятельностью, требующей четкого планирования, учета последовательности событий. Чаще всего они становятся лидерами, организаторами.

Вам подходят профессии: преподаватель, психолог, дефектолог, воспитатель, диспетчер, журналист, специалист по связям с общественностью, социолог, экскурсовод, агент по туризму, страховке и другим направлениям, экономист, технолог, переводчик, юрист, водитель разнообразных видов транспорта и т. п.

  • Б>16, 8<В<16

Вы человек достаточно живой и общительный, активный, когда видите перед собой ясную задачу и конкретное дело. Неплохо переносите смену обстановки, достаточно быстро к ней приспосабливаетесь, легко схватываете новое. Вы энергичны, способны много работать не утомляясь, сдержанны, спокойны, легко можете включаться в новую деятельность.

Вам подходят разнообразные профессии: геолог, археолог, инженер-физик, педагог, проводник пассажирского поезда, летчик, системный администратор, строитель, юрист, инженер-конструктор, наладчик оборудования, инженер транспорта, технолог по производству питания, одежды и др.

  • Б<8, В<8

Вы человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остаетесь спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержанны, рассудительны, но медлительны. Труднее приспосабливаетесь к изменяющейся обстановке. Вам требуется время для обдумывания, раскачки, но, начав дело, вы обычно стараетесь довести его до конца, вы малоразговорчивы, не любите говорить по пустякам, вам трудно общаться с людьми. Предпочитаете работу, не требующую частой смены заданий, медленного темпа. Затрудняетесь самостоятельно принимать решения, поэтому вам лучше не брать на себя ответственность за руководство людьми и организацию деятельности других.

Вам больше подходят профессии: оператор станков с программным управлением, оператор связи, компьютерных систем, экономист, бухгалтер, корректор, лесничий, машинист, техник-технолог по разным видам производства и др.

  • Б<8, В>16

Вы впечатлительный, стеснительный человек, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчивы, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. Люди, мало вас знающие, часто не понимают вас. Вам рекомендуется работать в обстановке, не требующей большого нервного напряжения, быстрых реакций и частой смены характера деятельности.

Вам больше подойдут профессии: ландшафтный дизайнер, микробиолог, лаборант в химлаборатории, библиотекарь, корректор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, сборщик радиодеталей и микросхем, деталей на часовом заводе, чертежник, художник-архитектор, конструктор-модельер, музыкальный работник, технолог в легкой и пищевой промышленности.

  • Б<8, 8<В<16

Вы человек необщительный, застенчивый, довольно сдержанный в чувствах, вдумчивый, склонный к рассуждениям. В поступках ориентируетесь в основном на собственные чувства, представления. Такой человек сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не любит сильных впечатлений, стремится к спокойной, упорядоченной жизни. Людям этого типа предпочтительны профессии, где требуются усидчивость, пунктуальность, внимательность в работе. Они предпочитают работать в одиночку.

Вам больше подойдут профессии: программист, инженер леса, зоолог, биолог, переводчик иностранного текста и др.

  • 8<Б<16, В>16

Вы человек эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижаетесь. Ваши поступки часто зависят от вашего настроения: вы то очень энергичны, то становитесь вялым и апатичным. Непостоянны во взглядах и интересах. У вас хорошо развита интуиция. Люди вашего типа предпочитают работу интересную, связанную с эмоциями, но непродолжительную и не очень напряженную, больше умственную, чем физическую.

Вам подойдут профессии: филолог, актер драмтеатра, певец, архитектор, специалист в легкой и пищевой промышленности, конооператор, журналист, кондитер, фармацевт, ювелир, юрист и т. д.

  • 8<Б<16, В<8

Вы человек спокойный, постоянный в дружбе и интересах. Эмоции не мешают вам видеть вещи реалистично, умеете приспосабливаться к действительности, рассудительны, в меру общительны, но в поведении не зависимы от взглядов других, охотно делитесь советами, не боитесь неудач, пытаетесь разобраться в их причинах. Люди этого типа могут добиться успеха в разнообразных видах деятельности, особенно в тех, где четко определены действия и наглядно представлен конечный результат.

Вам подойдут профессии: геолог, офицер, преподаватель, врач, пилот, специалист в области социологии, права, дизайнер, журналист, переводчик, дипломат и т.д.

  • 8<Б<16, 8<В<16

Вы человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда даете волю эмоциям. Достаточно открытый, не очень тревожный, хорошо переносите одиночество, не очень любите шумные компании. Люди вашего типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.

Вам подойдут профессии: специалист в области разнообразных видов транспорта, радиоэлектроники, техники, систем связи, педагог, врач, работник сферы обслуживания и др.