Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие жестокого обращения в семье

Лексина Татьяна Владимировна

     Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных, а также других проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты ведомств системы профилактики (учреждения социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства). 

     Особое место занимают детско-родительские проблемы, осложнения, связанные с воспитанием детей, в основе которых могут быть самые разнообразные причины: задержка психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемых  родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения, а также вероятность жестокого обращения с детьми.

     Существует множество моделей помощи детям и предупреждения насилия.

     Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни. Другие – на раннее выявление и точную диагностику жестокого обращения с ребенком. Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска его повторению в будущей семье пострадавшего; четвертые направлены на укрепление семьи и профилактику возникновения проблем; пятые – на помощь семьям группы риска – малообеспеченным, неполным семьям, молодым родителям и т.п. 

     Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие  жестокого обращения в семье" является средством повышения педагогической компетентности родителей, а также служит для профилактики социального сиротства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие

жестокого обращения в семье

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи: уточнить представления об уровнях жестокого обращения и их последствиях в развитии ребенка;

формировать умение анализировать поведение ребенка в зависимости от опыта травмирующего общения в семье;

понимать возможные реакции ребенка на потери, пережитые в прошлом.

  1. Знакомство.  Упр. «Паутинка»

     Участники встают  в круг. Ведущий держит клубок ниток, называет свое имя, бросает клубок любому участнику. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Ведущий: «Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств.»

  1. Мини-лекция «Уровни жестокого обращения»


     I.  Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

     Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

     Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

     


     Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

-постоянный голод и/или жажда;

-кража пищи;

- стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;

-требование ласки и внимания;

-пассивность, подавленное настроение;

-агрессивность и импульсивность;

-деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

-неумение общаться с людьми, дружить;

-трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

-низкая самооценка.

II. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

     К этой форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-оскорбление и унижение его достоинства;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

-ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

     

     Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

-беспокойство или тревожность;

-нарушение сна;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-агрессивность;

-склонность к уединению;

-чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

-угрозы или попытки самоубийства;

-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-нарушение аппетита.

     Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

-нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;

-оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;

-постоянное сверхкритичное отношение к нему;

-негативная характеристика ребенка;

-отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

-перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

-открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

     III. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

     Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

-противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

-позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-обвинение в травмах самого ребенка;

- неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

-рассказы о том, как их наказывали в детстве;

-признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

IV. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

-сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4лет.

     Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

б)не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

     Последствия:

     Дети дошкольного возраста:

-ночные кошмары;

-страхи;
регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
-открытая мастурбация;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

-беспричинные нервно-психические расстройства.

     Дети младшего дошкольного возраста:

-низкая успеваемость;

-замкнутость, стремление к уединению;

-изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

-ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

-несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

-стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

     Дети старшего школьного возраста, подростки:

-депрессия;

-побеги из дома или учреждений;

-низкая самооценка;

-угрозы или попытки самоубийства;

-сексуализированное поведение;

-употребление наркотиков или алкоголя;

-проституция или беспорядочные половые связи;

-жалобы на боли в животе.

     

     Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях:     

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

-наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

-социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;

- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
- использование физического и психического насилия в качестве наказания;
- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

-психические заболевания (психоз, депрессия, умственная отсталость);

-критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

-недостаточный самоконтроль или импульсивность;

-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми (родители в детстве сами подвергались жесткому обращению);     

-нежеланный ребенок;

-наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

-низкая масса тела при рождении, недоношенность;

-сходство с нелюбимым родственником;

-нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность.

     Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

     Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

 

     Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.

 

  1. Упр. «Ранжирование карточек»

     Участникам предлагается прочитать ситуации и расположить их в порядке возрастания сложности.

Карточка «Оля»

К Вам обратилась мама 11-летней Оли с жалобами на поведение дочери. По ее словам, девочка стала «отбиваться от рук», грубит, отказывается помогать, «съехала в учебе». В поисках причины Вы узнаете, что в семье авторитарный папа, имеющий «сложный характер». Со слов мамы, он довольно часто позволяет себе резкие высказывания в адрес дочери.

Карточка «Максим»

10-летний Максим уже год проживает в приемной семье. Наконец-то мальчишке повезло – его взяла под опеку благополучная и доброжелательная семейная пара. Но мальчик уже много повидал в жизни: сначала лишился родителей, т.к. они стали алкоголиками, затем немного жил у старенькой бабушки. Приемные родители обеспокоены строптивостью и несговорчивостью Максима. С этой проблемой они обратились к Вам за консультацией.

Карточка «Светлана»

К Вам обратилась классный руководитель 6-классницы Светланы. Педагога давно волнует образ жизни мамы ее ученицы. Мама девочки, в целом сохранная, периодически увлекается спиртным. При посещении семьи педагог стала свидетелем «веселой вечеринки» в доме Светы. Девочка считает маму своим идеалом.

  1. Упр. «Утраченные возможности»

       Участникам предлагается сесть на стул со связанными ногами или с завязанными глазами. Попробуйте встать, договоритесь с соседом о том, чтобы поменяться метами. Какие чувства испытываете? Почему?

(участники говорят о некомфортности, желании устранить ограничения).

  1. Мини-лекция «Понятие депривации и ее виды»

     Депривация  - психическое состояние, возникающее в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных  потребностей человека.

     Виды депривации:

Двигательная

Сенсорная

Социальная

Материнская

     Это основные виды депривации, но на самом деле их намного больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния 

     Двигательная депривация  является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.

      Сенсорная депривация. Сенсорная депривация в психологии подразумевает лишение человека различных ощущений. Чаще всего она провоцируется искусственно для исследования способностей человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки профессионалов в сфере авиации, разведчиков, военных специалистов и так далее. 

В большинстве случаев подобные опыты проводятся путем погружения человека на глубину в боксе или другом ограниченном устройстве. При проведении в таком состоянии продолжительного времени у человека наблюдается состояние неустойчивости психики: заторможенность, пониженное настроение, апатия, которые через короткое время заменяются раздражительностью и чрезмерной возбудимостью.

     Социальная депривация проявляется по-разному. Разновидности групп социума также подвержены этому состоянию. Существуют такие общества или социальные группы, которые сознательно лишают себя общения с окружающим миром. Но это не так страшно, как полная социальная депривация у одной личности. Все члены молодежных организаций, сект и национальных меньшинств, которые отделили себя от общества, по крайней мере общаются между собой. У таких людей нет необратимых последствий для их психики, причиненных социальной депривацией. Чего не скажешь о заключенных долгое время в одиночной камере или людях, испытавших психотические расстройства. Находясь долгое время наедине с самим собой, человек постепенно утрачивает социальные навыки общения и интерес к другим людям. Существуют также случаи, когда человек переставал разговаривать, так как забыл звук своего голоса и значение слов. 

          Материнская депривация имеет самые тяжелые последствия для ребенка. Данное состояние пагубно влияет на развитие когнитивных процессов головного мозга ребенка. Он растет лишенным чувства уверенности в любви, поддержки и признания. Такой ребенок гораздо реже улыбается и проявляет эмоции, чем его сверстники. Развитие его замедляется, и формируется неудовлетворенность жизнью и собой. Для предотвращения такого состояния психологи определили, что ребенку необходимо, чтобы его обнимали, целовали, гладили и поддерживали (похлопывая по плечу или руке) минимум 8 раз в день.

     Такое явления, как депривация, в психологии развития изучается достаточно тщательно, так как последствия такого состояния для незрелой личности могут быть пагубными. Когда взрослый человек испытывает это ощущение, ему дискомфортно, плохо и одиноко. У ребенка оно вызывает эмоции, гораздо интенсивнее перечисленных. Ярко выраженным примером материнской депривации является госпитализм. Это состояние одиночества ребенка по причине его разлуки с матерью. Особенно сильно данный синдром стали замечать после войны в 50-е годы, когда было много сирот. Даже при хорошем уходе и правильном кормлении у детей значительно позже наблюдался комплекс оживления, они поздно начинали ходить, говорить, у них было гораздо больше проблем с развитием физическим и психическим, чем у тех, которые воспитывались в семьях. После такого явления специалисты отметили, что депривация в психологии детей влечет большие изменения психики. Поэтому стали разрабатываться методы ее преодоления.

  1. Упр. «Мои ценности»

Заполнение бланка.

Мои ценности

Люди

Группы людей

Убеждения/ религия

Места

Дела

Удовольствия

Желания

Прошлое

Объяснить, что заполняется важная для участников информация.

Затем вычеркивается один из пунктов по выбору.

Участникам предлагается представить, что кто-то могущественный вошел в их жизнь и решил, то они должны еще чего-то лишиться в жизни. Обсудить чувства.

Вывод: именно это по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи. Он лишается идентичности. Идентичность (тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции, поддержание собственной цельности и субъектности во внешнем мире.

     Близкое к понятию «идентичность» является понятие «привязанность».

Привязанность – поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичная привязанность младенца к матери. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближении незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).

Наглядным примером установления привязанности может служить упражнение «Паутинка».

  1. Анализ ранжирования карточек.

     Карточка «Максим» - депривация, самая сложная ситуация.

           Карточка «Светлана» - работа с идентичностью и привязанностью, пренебрежение нуждами.

           Карточка «Оля» - эмоциональное насилие.

  1. Упр. «Зонт».

     Участники встают под большой зонт. Заранее выбранный водящий выходит за дверь, ему дается установка: «Сейчас люди под зонтом будут приглашать тебя к себе. Они плохие, злые. Приложи все усилия, чтобы не попасть к ним.»

      Группа получает следующую установку: «Сейчас к вам придет ребенок, переживший сложную жизненную ситуацию. Постарайтесь пригласить его к вам в семью, где царит дружба, доверие, где ему будет обеспечена защита»

     Вывод: часто «трудное» поведение ребенка остается не понятым. Для выстраивания верной стратегии поведения родителя необходимо тщательно проанализировать причину такого поведения или реакции. В процессе воспитания нужно проявлять терпение, заботу, выдержку, эмпатию.

  1. Итог.

     Участники кратко рассказывают о том, что для них было самым главным на тренинге.

     Вывод: за поведение ребенка всегда ответственны взрослые.