Особенности детско-родительских отношений в семьях подростков с девиантным поведением.

Ярцева Ирина Константиновна

Статья написана по результатам наблюдений и психодиагностических исследований проведенных в  2013-2014 и 2014--2015 учебных годах. Работа посвящена особенностям взаимоотношений между подростками с девиантным поведение и их родителями (законными представителями), часто встречающимся нарушениям детско-родительских отношений и процесса воспитания со стороны родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskie_otnosheniya.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детско-родительских отношений

в семьях подростков с девиантным поведением.

В 2013-2015 учебных годах на базе специальной общеобразовательной школы №2 (открытого типа) для детей и подростков с девиантным поведением педагогами-психологами школы проведено психодиагностическое исследование детско-родительских отношений с использованием русскоязычной версии методики ADOR З. Матейчек и П. Ржичан «Подростки о родителях» и «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера, В.В. Юстицкис.

Цель обследования – изучение особенностей детско-родительских отношений и процесса воспитания в семьях подростков с девиантным поведением.

В обследовании приняли участие 56 подростков из 65, что составляет 86,2% от общей численности учащихся школы в возрасте от 14 до 18 лет, и 70 родителей и лиц их заменяющие (отчимы, опекуны).

        Среди обследуемых:

  • 6 подростков воспитываются в полных биологических семьях,
  • 41 подросток воспитывается в структурно неблагополучных семьях (один из родителей),
  • 12 детей - в деформированных семьях (наличие отчима или мачехи).
  • 3 подростков воспитываются в детском доме,
  • 4 учащихся - в опекаемых семьях.

Таким образом, структурный анализ семей свидетельствует о преобладании семей с нарушенной структурой.

Анализ результатов обследования по методике «Подростки о родителях» свидетельствует о преобладании дисгармоничных отношений между детьми и родителями (51 подросток, что соответствует 91,1% от общей численности принявших участие в обследовании).  

Из них, враждебно-подавляющие отношения выявлены у 13 родителей:

  • 10 мам (18,9%);
  • 2 отцов (18,2%);
  • 1 отчима (16,7%).

Воспитательная практика такого рода является непоследовательной, слишком жёсткой и ригидной, ведущей к нарушениям психической адаптации в семье, а впоследствии и в другом социальном окружении. Ребёнок чувствует себя в семье дискомфортно. В большинстве случаев это приводит к конфронтации с родителями и негативным поведенческим расстройствам.

Дисгармонично-непоследовательное у 3 родителей:

  • у 3 мам (5,7%).

Воспитательная практика такого рода является дисгармоничной. Подросток дезориентирован в предъявляемых к нему требованиях.  Высока вероятность развития неврозоподобных расстройств и отклоняющегося поведения у детей с последующей более глубокой социальной и психической дезадаптацией. При коррекционной работе рекомендуется работать только с ребёнком.

Отвергающе-отстраненное – у 3 родителей:

  • 2 мам (3,8%);
  • 1 отчима (16,7%).

Есть основания считать, что в воспитательной практике имеется большая доля безразличия и попустительства, оно сопровождается конфронтацией и высоким уровнем непоследовательности воспитания, ведущей к невротическим состояниям. Вероятно, развитие неврозоподобных расстройств и отклоняющегося поведения у ребёнка с последующим нарастанием социальной и психической дезадаптации.

Конфронтация может быть проявлениями возрастного кризиса. Эффективными могут оказаться беседы с родителями о более последовательном отношении к ребёнку с учетом его возможных прав и обязанностей.

Открыто-враждебное отношение – у 2 родителей:

  • у 1 мамы (1,9%),
  • у 1 отчима (16,7%).

Воспитательная практика такого рода с высокой вероятностью может привести к отчуждению ребёнка в отношениях с родителями, эмоциональным и поведенческим нарушениям в форме проявлений агрессии, асоциального поведения, ухода в себя, а впоследствии, и к парциальным или глобальным нарушениям психической адаптации. Целесообразно обращаться к родителям, помня о принципе «не навреди». Рекомендации: коррекционная работа с психологом.

У 4 родителей выявлены сочетанные нарушения детско-родительс-ких отношений (2-3 и более нарушения)

  • у 1 мамы (1,9%),
  • у 3 отцов (27,3%).

Сочетание нескольких типов нарушений детско-родительских отношений представляет максимальную степень опасности формирования отклоняющегося поведения, невротических и эмоциональных расстройств у подростов, воспитывающихся в данных условиях.

По результатам обследования только в 5 семьях (8,9%) оптимальный уровень отношений между детьми и их родителями.

Всего 56 учащимися было оценено 70 родителей: 53 мамы (75,7%), 11 отцов (15,7%) и 6 отчимов (8,6%).

Из 53 оцененных подростками мам, 27, что составляет 50,9%, проявляют в отношениях к детям «автономность», т.е. требуют беспрекословного подчинения, ничем не аргументируя свои требования.

Из  11 отцов, оцененных подростками, 7 (63,6%) демонстрируют непоследовательность в процессе воспитания, т.е. подростки не могут предсказать их реакцию на свое поведение.

Из 6 отчимов, описанных подростками, 4 (66,7%) в равной степени выражают директивность и враждебность. Это проявляется в стремлении к лидерству в семье и завоеванию авторитета, а также в желании вымуштровать своего подростка в соответствии с представлениями общества об идеальном сыне. Можно наблюдать постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям подростка, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

С точки зрения подростков, в стиле воспитания родителей нет явно выраженного преобладания принятия или отвержения, тотального контроля или безнадзорности, о чем свидетельствует доминирование средних значений факторов близости (принятие/отвержение) и критики (тотальный контроль/безнадзорность).

Сравнение крайних значений фактора близости свидетельствует о том, что отвержение, которое выявлено у 27 родителей, что составляет 38,6% от общего числа оцененных родителей, преобладает над принятием детей – у 13 родителей (18,6%).

Та же тенденция наблюдается в отношении фактора критики: безнадзорность – у 29 родителей (41,4%) превалирует над тотальным контролем и заинтересованностью деятельностью детей – у 11 родителей (15,7%).

Таким образом, результаты обследования по данной методике свидетельствуют о том, что подростки в семьях чаще всего чувствуют себя дискомфортно и нуждаются в эмоционально-теплых отношениях, в понимании родителями подростковых изменений. Нарушенные детско-родительские отношения приводят к нарушениям поведения и, соответственно, его социальной адаптации.

Результаты обследования по методике «Анализ семейного воспитания», направленное на изучение функционирования семьи, определение патологических механизмов воспитания и причин их возникновения, свидетельствуют о непродуманности и отсутствии структуры воспитательного процесса.

Всего в обследовании приняло участие 50 родителей учащихся: 46 мам, 3 отца и 1 бабушка.

Анализ блока вопросов, направленных на изучение «нарушения процесса воспитания» значимые результаты выявлены по шкалам

•        гиперпротекция (отметили 20 родителей, что составляет 40%)

•        недостаточность обязанностей (21 родитель - 42%)

•        недостаточность запретов (24 родителя - 48%)

•        минимальность санкций (25 родителей - 50%)

                По мнению 20 родителей, что составляет 40%, они уделяют ребенку очень много времени, сил и внимания, а воспитание стало главным делом их жизни.

                Однако есть основания полагать, что данные утверждения скорее результат контроля со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних, социальной и воспитательной службы школы, в процессе которой ежедневно поддерживается связь с родителями и своевременно информируют об изменениях в поведении и успеваемости детей и контроль посещения.

Анализ полученных данных свидетельствует о выраженной тенденции родителей

•        к установлению минимальных обязанностей ребенка в семье,

•        к определению недостаточно четких границ допустимого поведения, т.е. ребенок самостоятельно определяет свои занятия, время прогулок, возвращения домой, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков,

•        к редкому применению наказаний за проступки или к отсутствию наказаний.

Об этом свидетельствуют вышеперечисленные значения по шкалам «обязанности», «запреты», «санкции».

В блоке «психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка» на первый план выступают следующие проблемы:

•        проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (у 19 родителей - 38%) и

•        предпочтение родителями женских качеств у подростка (у 18 родителей - 36%).      

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств представляет собой борьбу родителя с истинными или мнимыми качествами ребенка, которые не признаются в себе. Это помогает им поддерживать  иллюзию о том, что у родителей нет таких качеств или вредных привычек. Объектами борьбы чаще всего являются: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, курение, протестные реакции, несдержанность и т.д.    

При предпочтении родителями женских качеств у подростка отношение к нему обуславливается не действительными особенностями, а чертами, которые родитель приписывает его полу. В такой ситуации наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола.

Оба варианта психологических проблем родителей могут обуславливать нарушение воспитания по типу эмоционального отвержения.

В меньшей степени выражены такие проблемы

•        воспитательная неуверенность родителя (у 10 родителей - 20%),

•        расширение сферы родительских чувств (у 9 родителей - 18%).

Воспитательная неуверенность родителей выражается в потворствующей гиперпротекции или в понижении уровня требований. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителем или подростком в пользу подростка. Родители «идут на поводу» у ребенка, уступая даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к родителю подход или «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований – максимум прав».

Расширение сферы родительских чувств обуславливает потворствующую гиперпротекцию, как нарушенный тип воспитания. Источником нарушения воспитания чаще всего являются нарушенные супружеские отношения между родителями: смерть, развод. Мать, сама того не осознавая, хочет, чтобы ребёнок стал для нее чем-то большим, чем просто ребёнок.

Так как в обследовании приняло участие родителей меньше, чем было оценено подростками, сопоставление данных двух методик в полном объёме не представляется возможным. Сравнительный анализ результатов обследований по двум методикам у 44 учащихся и их родителей свидетельствует о некоторых несоответствиях, которые могут быть обусловлены в первую очередь недостаточным уровнем образования родителей, об определенном уровне деградации в результате алкоголизации и т.д., а также может быть обусловлено осторожностью интеллектуально сохранных родителей.

Анализ семейного воспитания свидетельствует о несформированности границ морально-нравственного поведения:

  • отсутствии обязанностей в семье,
  • недостаточности запретов,
  • минимальности санкций.

Таким образом, результаты исследования свидетельствует о нарушенных детско-родительских отношениях. Подавляющее большинство подростков в семьях испытывают дискомфорт, нуждаются в эмоционально-теплых отношениях, защите и понимании.

Необходимо последовательно проводить консультативную, просветительскую и психокоррекционную работу с родителями и детьми, за исключением случаев, в которых работа с родителями не рекомендована.

Педагог-психолог/воспитатель

Специальной общеобразовательной

школы № 2 (открытого типа)                                                                 И.К. Ярцева

01.09.2015