Аттестационные вопросы педагога-психолога с ответами

Билалова Лейсан Ильдаровна

Вашему вниманию предлагаю аттестационные воспросы для педагогов-психологов с ответами. Это старые воспросы. На сайте министерства образования выложили новые вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starye_testy.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

тест для педагогов-психологов

1.            Воспитательная деятельность осуществляется на основе не столько знания ребенка (факты), сколько его понимания, проникновения в его мышление, чувства, переживания (смыслы) – это положение

 

 

1.            Герменевтического подхода;

2.            Акмеологического подхода;

3.            Амбивалентного подхода.

 

2.    Понятие «помогающие отношения» ввел:

 

1. К  Роджерс

2. А. Маслоу

3. Э. Фромм

 

 З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил:

 

1. 4 стадии;

2. 5 стадий;

3. 6 стадий;

4. 7 стадий.

 

4. Э.Эриксон  в развитии личности выделил:

 

         1.  6 стадии;

        2. 7 стадий;

        3. 8 стадий;

        4. 9 стадий.

 

5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

 

         1. ведущий анализатор;

         2. предмет отражения;

         3. активность субъекта;

         4. вид деятельности.

 

6. При определении устойчивости произвольного внимания чаще всего используется:

 

         1. аппаратурные методы;

        2. таблицы Шульте;

        3. методики селективного (дихотомического) слушания;

        4. тахистоскопическая методика.

 

7.  Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

 

         1. в гештальтпсихологии;

         2. в гуманистической психологии;

         3. в бихеовиризме;

         4. в психоанализе.

 

8. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

 

        1. Дж. Уотсон;

        2. Б. Скиннер;

        3. А. Бандура;

        4. К. Хорни.

 

9. К. Леонгард изучал акцентуации характера:

 

        1. у детей младшего школьного возраста;

        2. у подростков;

        3. у юношей;

        4. у взрослых людей.

 

10. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это:

 

1. пилотажный эксперимент;

2. формирующий эксперимент;

3. констатирующий эксперимент;

4. включенное наблюдение.

 

11. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

 

1. Н.А. Менчинская;

2. И.С. Якиманская;

3. Н.Ф. Талызина;

4. Е.И. Кабанова – Меллер.

 

12. Согласно постановлению Правительства   Российской Федерации  от 3 апреля 2003 г.№ 191, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы  педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет:

 

1. 40 часов в неделю;

2. 36 часов в неделю;

3. 30 часов в неделю;

4.24 часа в неделю.

 

13. Копинг - это:

 

1. преодоление стресса;

2. усилия, с помощью которых личность пытается предотвратить угрозу стресса

3. степень воспринимаемой угрозы,  определяемая психологической конституцией индивидуума;

4. когнитивный мыслительный процесс принятия адаптационного решения.

 

14. В рамках психологической коррекции происходит формирование:

 

1. личностной позиции;

2. навыков адаптивного поведения;

3. неврозоустойчивости;

4. стрессоустойчивости.

 

15.  Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности, в условиях педагогического взаимодействия называется:

 

1. интерактивной толерантностью;

2. коммуникативной состоятельностью;

3. коммуникативной толерантностью;

4. коммуникативной компетентностью.

 

16.Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:

 

1. обучение должно идти впереди развития;

2. обучение должно идти наравне с развитием;

3. обучение не должно совпадать с этапами развития;

4. обучение должно ориентироваться на нравственность.

 

17. Стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений объекта -это:

 

1. метод самонаблюдения;

2. метод интроспекции;

3. метод объективного наблюдения;

4. метод феноменологического самонаблюдения.

 

18. Психика существует как:

 

1. процесс;

2. состояние;

3. функция;

4. категория.

 

19. Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира:

 

1. раздражительность;

2. реактивность;

3. активность;

4. чувствительность;

 

20. Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер:

 

1. познание;

2. сознание:

3. мышление;

4. отражение.

 

21. Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс  взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями:

 

1. настроение;

2. эмоция;

3. аффект;

4. страсть.

 

22. Ученый, выделивший  так называемые «экзистенциальные потребности человека» при описании  человеческого поведения в свете фундаментальной дихотомии «свобода - безопасность»:

 

  1. Э
  2. ;

2. К. Хорни;

3. А. Маслоу;

4. Э. Фрейд.

 

23. Мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики была впервые высказана:

 

1. Д.Гартли;

2. Дж. Локком;

3. Дж.С.Миллем;

4. Э.Торндайком.

 

24  Научно-экспериментальной базой бихевиоризма явились:

 

1. положение К. Коффки о том, что обучение письму и речи может быть только с помощью подражания;

2. положение Э.Торндайка о характеристике научения и данные Г.Эббингауза о вербальном запоминании;

3. представления Д.Гартли о значении памяти;

4. выделение психической реальности как самостоятельной сферы познания Р. Декартом и Дж. Локком.

 

25. Основных периодов развития интеллекта по Ж. Пиаже:

 

1. 3 периода;

2. 5 периодов;

3. 6 периодов;

4. 7 периодов.

 

26. Абстрагирование относится к:

 

1. мыслительным операциям;

2. мыслительным процессам;

3. мыслительным факторам;

4. мыслительным видам.

 

27. Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем-

 

1. антропогенез;

2. филогенез;

3. микрогенез;

4. отногенез.

 

28. Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни:

 

1. стадия развития социальных отношений;

2. кризисная ситуация развития;

3. латентный период развития;

4. социальная ситуация развития ребенка;

 

29. Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование  у него основных психических новообразований на данной ступени развития:

 

1. учебная деятельность;

2. ведущая деятельность;

3. коммуникативная деятельность;

4. предметно-манипулятивная деятельность.

 

30. Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом:

 

1. социальный возраст;

2. психологический возраст;

3. хронологический возраст;

4. условный возраст.

 

31. В основе возрастной периодизации А.Н. Леонтьева лежит:

 

1. собственная активность человека;

2. ведущий тип деятельности;

3. становление морали;

4. удовлетворение либидо.

 

32. Понятие «критических периодов» введено в психологию:

 

1. Л.С. Выготским;

2. Б.Г.Ананьевым;

3. В.В.Давыдовым;

4. А.Н. Леонтьевым.

 

33. Основные признаки кризиса – потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» - характерны для :

 

1. кризиса 3 лет;

2. кризиса 7 лет;

3. кризиса среднего возраста;

4. кризиса подросткового возраста

 

34. Возрастом интенсивного  интеллектуального развития принято считать:

 

1. младший школьный возраст;

2. дошкольный возраст;

3. подростковый возраст;

4. юношеский возраст.

 

35. Развивающее обучение рассматривает учащегося:

 

1. как самообучающийся субъект учения;

2. как объект обучающих воздействий учителя;

3. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки в качестве самоцели, а не как средство развития;

4. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки как средство развития.

 

36. При либеральном стиле педагогического общения учитель:

 

1. единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований;

2. привлекает учащихся к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность;

3. дает возможность раскрытия и эффективного взаимодействия каждому участнику педагогического процесса;

г ) уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.

 

37. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

 

1. Е.В Бондаревской

2. О.С. Газмана

3.Н.Е. Щурковой

 

38.  Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности  являются основой содержания воспитания в авторской концепции

 

1.            Е.В. Бондаревской

2.            О.С. Газмана

3.            Г.К. Селевко

 

39. Система основных научных  подходов (теорий, методов, достижений), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенной исторический период:

 

1. парадигма;

 2.концепция;

3.обучающая модель;

4.все  ответы верны.

 

40. Подход к обучению, строится на таком способе организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно в учебном процессе, называется:

 

1. компетентностный подход;

2. деятельностный подход;

3. личностный подход;

4. когнитивный подход.

 

41.  Новым подходом в воспитании детей является:

 

1. личностно-ориентированный подход

2. деятельностный

3. природосообразный подход

4. когнитивный подход

 

42. Теория обучения младших школьников, которая основывается на учете внутренних закономерностей развития ребенка, развитии нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формировании внутреннего побуждения к учению:

 

1. психологическая теория Л.В. Занкова;

2. психологическая теория Н.А. Менчинской;

3. психологическая теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;

4. психологическая теория Ш.А. Амонашвили.

 

43. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной  технологии воспитания включают:

1. диагностический, поисковый, договорный. деятельностный, рефлексивный

2. анализ, моделирование, реализация, контроль

3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

 

44. Социально-биологическая характеристика, основанная на различии полов (понятий «мужчина» и «женщина»):

 

1. гендер;

2. стереотип поведения;

4. маргинал

34. пол.

 

45. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1.                толерантным в жизни на этой земле

2.                счастливым в жизни на этой земле

3.                свободным в жизни на этой земле

 

46. Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д.:

 

1. социализация;

2. дифференциация;

3. подражание;

4.идентификация.

 

47. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации» 

   1. прав человека

   2. основных свобод

   3. прав ребёнка

 

48.Эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении:

 

1. тревога;

2. стресс;

3. фрустрация;

4. настроение.

 

49. Создание новой информации или использование новых способов ее анализа и обобщения:

 

1. теоретическое мышление;

2. практическое мышление;

3. аналитическое мышление;

4. продуктивное мышление.

 

 50. Одну из первых теорий структуры интеллекта предложил:

 

1. Д.П. Гилфорд;

2. А. Бине;

в ) Ч.Э. Спирмен;

4. Т. Симон.

 

51. Состояние, обусловленное врожденным или приобретенным недоразвитием психики и интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватным социальное функционирование человека:

 

1. задержка психического развития;

2. недоразвитие психического развития;

3. патология умственного развития;

4. психический дефект.

 

52. Автором теории конвергенции двух факторов является:

 

1. У.Л. Штерн;

2. К.Л. Бюлер;

3. Г.С. Холл;

4. А.Л. Гезелл.

 

53. Создателем теории когнитивного развития является:

 

1. З.Фрейд;

2. Ж. Пиаже;

3. А. Валлон;

4. Дж. Болдуин.

 

54. Побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека:

 

1. потребность;

2. мотив;

3. мотивация;

4. цель.

 

55. По теории А. Маслоу,  наивысшей потребностью человека является:

 

1. потребность в безопасности;

2. потребность в признании;

3. потребность в безопасности;

4. потребность в самоактуализации.

 

56. Мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью понять его мысли и представления:

 

1. идентификация;

2. эмпатия;

3. рефлексия;

4. перцепция.

 

57. Способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния:

 

1. неадекватные аффективные реакции;

2. эмоциональные нарушения;

3. способность к эмоциональной децентрации;

4. способность к эмоционально-ценностному отношению.

 

58.Стереотипы в деятельности педагога…

 

        1. влияют на взаимоотношения с учащимися;

        2. не влияют на взаимоотношения с учащимися;

    3. верны оба ответа;

        4. оба ответа не верны.

 

59. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека. содержится в методологии;

 

 … 1. герменевтического подхода;

      2.  акмеологического подхода;

      3.амбивалентного подхода.

 

      60. Какую стратегию саморегуляции использует в ситуации угрозы собственной Я -концепции человек с высокой самооценкой?

 

        1. «ложная скромность»;

        2. самовозвышение;

        3. «умаление других»;

        4. «ложная уникальность».

 

61. Как соотносятся понятия навыка и умения?

 

      1. они синонимичны;

      2. умения формируются позже навыка;

      3. это не связанные понятия;

      4. навык сложнее умения.

 

 62 Человеческие способности…

 

        1. постоянны в течении жизни;

        2. являются врожденными;

        3. существуют в развитии;

        4. передаются по наследству.

 

63. Анатомо-физиологический задаток-это…

 

      1. главное условие развития способности;

      2. результат воспитания;

      3. степень развития способности;

      4. предпосылка способности.

 

64. Одаренность-это…

 

    1. черта характера;

    2. сочетание способностей;

    3. врожденное качество ума;

    4. внезапное внутреннее озарение.

 

65.  Резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы-

 

      1. психопатия;

      2. акцентуация;

      3. дезадаптация;

      4. отклонение.

 

66. Решающее значение для формирования характера имеет…

 

    1. обучение.

    2. воспитание.

    3. поощрение.

    4. наказание.

 

67. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется…

 

      1. сравнением;

      2. изучением;

      3. конкретизацией;

      4. абстрагированием.

 

68. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют…

 

      1. рациональным;

      2. интуитивным;

      3. творческим;

      4. репродуктивным.

 

69.  Социализация  в полном понимании - это…

 

      1. процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы;

      2. приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности;

      3. двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности;

      4. приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.

 

70. Факторы социализации - это…

 

      1. конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества;

      2. генетически обусловленные физиологические и психические особенности человека;

      3. общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив;

      4. все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности.

 

71. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии?

 

      1. первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная;

      2. дотрудовая, трудовая, послетрудовая;

      3. раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подростничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость;

      4. предконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная.

 

72. Социальную установку можно охарактеризовать как…

 

    1. переживание индивидом значения и смысла социального объекта;

    2. готовность к деятельности;

    3. удовлетворение витальных потребностей;

    4. статус индивида в группе.

 

73. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства…

 

    1. новообразования, ведущий тип деятельности;

    2. новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;

    3. динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития;

    4. новообразования, социальная ситуация развития.

 

74. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит…

 

    1. З.Фрейду;

    2. Ж. Пиаже;

    3. Э. Эриксону;

    4. Л.С. Выготскому.

 

75. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для…

 

    1. биогенетических концепций психического развития;

    2. социогенетических концепций психического развития;

    3. концепции конвергенции двух факторов;

    4. психогенетических концепций.           

 

76. Высший уровень проблемного обучения характеризуется…

 

    1. умением решать сложные задачи;

    2. самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;

    3. возникновением познавательной потребности;

    4. быстрым темпом усвоения учебного материала.

 

77. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высший уровень трудности определяется…

 

    1. большим объемом учебного материала;

    2. самостоятельным изучением учебного материала;

    3. познанием существенных связей явлений;

    4. необходимостью запоминания большого количества информации.

 

78. Научно-теоретический тип мышления характеризуется…

 

    1. усвоением логических форм;

    2. формированием содержательных обобщений;

    3. овладением большой суммы знаний;

    4. умением четко излагать свои мысли.

 

79. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля?

 

    1. знание;

    2. дисциплинированность;

    3. исполнительность;

    4. внимание.

 

80. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, – это:

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Закон Республики Татарстан «Об образовании»;

3. Конвенция о правах ребенка;

4. Декларация прав человека.

 

81. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, "государства-участники признают право ребенка на образование, с этой целью они, в частности:

 

1.  предлагают бесплатное и обязательное начальное образование;

2.  предлагают бесплатное среднее образование (общее и профессиональное.  и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;

 3.  предлагают обязательное начальное образование, с предоставлением в случае необходимости финансовой помощи.

4.  предлагают бесплатное основное общее образование и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;

 

82. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

 

1.  с 14 лет;

2.  с 16 лет;

3.  с 18 лет;

4.  с 25 лет.

 

83. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

 

1. Да

2 .Нет

3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций

4. Разрешается эпизодически в связи

 

   84.  Является ли информационная  компетентность обязательным требованием  квалификационной характеристики   по всем педагогическим должностям работников образования ?

   1)   Да

2)            Да, за исключением педагогов-психологов

3)                Требование предъявляется дифференцированно от занимаемой педагогической должности

4)  Единый квалификационный справочник по должностям работников образования  данного требования не содержит

 

85. Согласно требованиям  квалификационной характеристики, должен ли педагог-психолог, не занятый преподавательской работой,  принимать участие  в работе педагогических и методических советах, других формах методической работы:

1) Да

2) Нет

3) по усмотрению  администрации учреждения

4)  в квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено

 

86. Является ли знание современных педагогических технологий  продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности педагога-психолога?

1)   Да

2.                 Нет

3.                 Требование предъявляется дифференцированно от  типа и вида образовательного учреждения, в котором работает педагог-психолог

4.                 В квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено

 

  87. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога  рассматривается как совокупность:

 

    1. 3 компетентностей

    2. 4 компетентностей

    3. 5 компетентностей

    4. 6 компетентностей

 

88.   «Социальное закаливание» как принцип воспитания декларируется в концепции «Воспитание как….

 

1. компонент социализации»

2. система  социализации»

3. школа социализации»

 

     89. IQ   умственно отсталого ребенка :

а) больше 1,0;

б) меньше 1,0;

в) равен 1,0;

г) ниже 0,75

д) выше 0,75

 

    90.Отличие детей с задержкой психического развития от детей с умственной отсталостью:

а) диспластичность облика и аномалии черепа;

б) более высокая обучаемость, способность выполнять задания по аналогии;

в) непонимание прочитанного текста, отсутствие логики в пересказе;

г) первичность нарушения речи