ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Филатова Ольга Владимировна

В статье описываются данные исследования особенностей межличностных  взаимоотношений со сверстниками подростков с девиантным поведением; приводится анализ результатов исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Филатова Ольга Владимировна

АННОТАЦИЯ

В статье описываются данные исследования особенностей межличностных  взаимоотношений со сверстниками подростков с девиантным поведением; приводится анализ результатов исследования.

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; межличностные отношения.

Проблема общения подростков с девиантным поведением, в наши дни приобрела исключительную актуальность. Проблема волнует педагогов
и родителей, психологов и юристов, социологов и журналистов; интенсивно исследуется сейчас представителями многих наук от физиологии
до философии и от семиотики до кибернетики. Общение как педагогическая проблема было поставлено в работах целой группы исследователей:
Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, А. В. Мудрика, Э. Ш. Натанзона,
А. С. Белкина и многих др.

Одним из фундаментальных вопросов психологии отношений является адекватность отношений к миру, объектам, другим людям, обществу, самому себе. Неадекватное, искаженное отношение вызывает затруднения
в жизнедеятельности человека, общении, общества. Объективная необходимость в сотрудничестве и субъективная потребность в общении ведут к образованию особых объединений, которые называются группами. Среди них есть официальные группы - специально созданные обществом для осуществления тех или иных функций. Значимость, ценность групп для себя личность переживает и осознает по-разному. Своей подросток может считать не только школьный коллектив, где он проводит свое основное время
и с которой он связан функционально, но совсем другую группу, ценности
и интересы которой ему кажется более привлекательными. Это может создавать почву для раздвоенности личности подростка. Особенно часто это бывает в тех случаях, когда его не удовлетворяет положение в основной группе.

В психологии сложилось несколько направлений, изучающих межличностные отношения. Фундаментально разрабатывали многие проблемы психологии межличностного взаимодействия отечественные психологи: Б. Г. Ананьев [3] , Г. М. Андреева [4] , В. М. Бехтерев, А.
А. Бодалёв [8] , Л. С. Выготский, Л. Я. Гозман, Е. И. Головаха, И. Н. Горелов, В. В.Знаков, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Е. А. Климов, В. Н. Куницына,
В. А. Лабунская, В. П. Левкович, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев,
А. Е. Личко, В. С. Мерлин, В. И. Моросанова, В. Н. Мясищев,
В. Н. Панфёров, В. М. Погольш, А. А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В. И. Тютюнник, А. А. Ухтомский, К. Д. Шафранская, Д. Б. Эльконин,
В. В. Юстицкий и др..

Значение межличностных отношений для формирования личности исследовалось в работах Г. М. Андреевой [4] , А. А. Бодалёва [9] ,
Л. Г. Дикой, Н. Ф. Талызиной, В. А. Кан - Калика, С. А. Шеина и др..
В теоретических и экспериментальных исследованиях достаточно широко изучались межличностные отношения в диадных и малых группах
(Г. М. Андреева [3] , Н. П. Аникеева, А. А. Бодалёв [9] , Н. И. Гуткина,
Г. В. Грибанова, Я. Л. Коломинский, Н. П. Паттурина, В. Шустер и др.). Экспериментально исследовался вопрос о методах анализа межличностных отношений (К. Н. Волков, В. А. Кан - Калик, С. В. Кондратьева,
Р. Л. Кричевский, А. А. Леонтьев, Х. Й. Лийметс, Р. Х. Шакуров,
И. М. Юсупов и др.).

Однако межличностные взаимоотношения со сверстниками подростков с девиантным поведением не были предметом системного исследования.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объектом нашего исследования являются межличностные взаимоотношения.

Предметом исследования являются межличностные взаимоотношения
со сверстниками подростков с девиантным поведением.

Методы исследования, используемые в нашем эмпирическом исследовании: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского (СОМО); шкала оценки степени удовлетворения межличностным взаимодействием И. Атватер, К. Г. Даффи; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана,  метод математической обработки данных - U-критерий Манна-Уитни.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа». Следует отметить следующие особенности межличностных взаимоотношений подростков с девиантным поведением, проживающих в домах-интернатах: замкнутость построения взаимоотношений обуславливает ограниченность и неизменность малых групп общения, а также непрерывность контактов.

В исследовании приняли участие 49 воспитанников Ялгинского детского дома-школы, 17 из которых являются подростками с девиантным поведением (группа 1), 27 человек, не имеющих отклонений в поведении (группа 2). Средний возраст испытуемых 13-17 лет. Срок проведенного исследования охватывает период: декабрь 2013 год по февраль 2014 года.

С целью изучения межличностных взаимоотношений со сверстниками у подростков с девиантным поведением были отобраны следующие методики: «Тест межличностных отношений Т. Лири», «Индикатор копинг- стратегий»  Д. Амирхана, «Субъективная оценка межличностных отношений С. В. Духновского», «Шкала оценки степени удовлетворения межличностным взаимодействием» И. Атватер, К. Г. Даффи, метод математической обработки данных − U-критерий Манна-Уитни.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. значительная часть подростков с девиантным поведением находится на низком уровне развития доминирования, дружелюбия в межличностных отношениях, тогда как основная часть подростков, не имеющих отклонений в поведении, имеет средний уровень развития указанных параметров.
  2. многие подростки с девиантным поведением характеризуются низким уровнем развития гармонии в межличностных отношениях. А основная часть подростков, не имеющих отклонений в поведении, имеет средний уровень развития гармонии в межличностных отношениях.

3. большая часть подростков с девиантным поведением имеет очень низкие и низкие уровни развития межличностного взаимодействия. Основная часть подростков  находится на среднем уровне развития межличностного взаимодействия. Согласно результатам исследования по методике «Индикатор копинг - стратегий» (Д. Амирхана) основной тип стратегии  для решения проблем  в межличностных отношениях у подростков группы 1 является избегание проблем, а в группе 2 – разрешение проблем.

Методом математической обработки данных U-критерия Манна-Уитни было установлено, статистически значимые различия между подростками экспериментальной и контрольной групп достоверно установлены по среднему уровню развития межличностных отношений на уровне p≤0,05 (методика «Тест межличностных отношений Т. Лири»), по низкому уровню развития гармонии в межличностных отношениях на уровне p≤0,01 (методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского).

Список использованных источников

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

2. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.

3. Ананьев, Б. Г. Проблемы подросткового возраста / Б. Г. Ананьев. – Курск : КГУ, 2001. – 235 с.

4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –                           М. : Академия, 2007. – 156 с.

5. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байярд. –                         М. : Феникс, 2000. – 267 с.

6. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды  /
А. А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2003. – 271 с.