Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО

Щелакова Светлана Николаевна

Презентация о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса при введении ФГОС ООО

Скачать:


Подписи к слайдам:

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедренияФГОС ООО
Нормативно-правовая база психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 г.;Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.
Цель психолого-педагогического сопровождения
Создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Основные принципы психолого-педагогического сопровождения
Идти за ребенком, направляя его развитие, а не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагогов;Помогать ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития;Оказывать ребенку оперативную помощь в критических ситуациях;Учить ребенка самостоятельно решать возникающие проблемы;Добиваться высокой социальной адаптации ребенка;Создавать каждому учащемуся условия для его максимального личностного развития и обучения.
Структура и основные направления психолого-педагогического сопровождения
Уровни внедрения психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО (уровень класса)
Основная цель: развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.Классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.
Уровни внедрения психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО (уровень учреждения)
Работа ведется педагогами-психологами, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами. Выявление проблем в развитии детей и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении и взаимодействии.В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатывается план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка.Происходит реализация профилактических программ, охватывающих значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
I этап (5 класс). Переход учащегося на новую ступень образования;II этап (6-8классы). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся;III этап (9 класс). Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД.
I этап (5 класс). Переход учащегося на новую ступень образования
Психолого-педагогические диагностики;Консультационная и просветительская деятельность с родителями;Групповые и индивидуальные консультации с педагогами по выявлению сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС;Коррекционно-развивающая работа (обучающиеся ООП и испытывающими временные трудности адаптационного периода);Аналитическая работа.
II этап (6-8классы). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Работа по сопровождению определяется запросом со стороны родителей и администрации;Реализация решений итогов консилиума, проведенного в конце года в 5 классе;Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами;Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.
III этап (9 класс). Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД
Психолого-педагогические элективные курсы, направленные на самоопределение учащимися дальнейшего образовательного маршрута;Психолого-педагогические диагностики по определению уровня сформированности УУД, а так же готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО
Работа с обучающимися: Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья; Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы; Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование учащихся; Профориентационная работа; Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО
Работа с педагогами: Профилактическая работа с учителями; Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса; Проведение семинаров, практических занятий, лекций.Ожидания и достигаемые цели: создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Формы психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО
Работа с родителями:Цель: повышение уровня психологической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка. Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности; Профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми; Проведение бесед и лекций для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности.
Ожидаемый результат
Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе;Успешная адаптация и социализация выпускников школы;Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Используемые программы психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО
Цикл занятий «Развитие сплоченности школьного коллектива» для учащихся 5-х классов;Компилятивная коррекционная программа «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов»;Коррекционно-развивающие занятия «Школьные страхи» для учащихся 5-х классов;Программа психолого-педагогического сопровождения «На тропе доверия» для учащихся 6-х классов;Программа психолого - педагогического сопровождения «Наедине с собою» для учащихся 6-7-х классов;Программа психолого-педагогического сопровождения элективных курсов «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 8- 9-х классов;Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»;Рабочая программа «Путь к успеху».
Развивающая работа
Рабочая программа «Путь к успеху»;«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева;«Первый раз в пятый класс» Коблик Е.Г.
Пример диагностической работы сформированности УУД
Результат работы «Портрет учащегося нового поколения»
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину;уважающий и принимающий ценности семьи и общества;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.ФГОС ООО