Краткосрочный тренинг личностного роста для педагогов

Завгородняя (Венза) Татьяна Владимировна

          Краткосрочный тренинг личностного роста разработан для педагогов. Данный тренинг содержит и теоретические и практические направления работы. Состоит из 4 занятий. Участники встречаются 1 раз в неделю в течение 4 недель. Оптимальное количество участников -          10-15 человек. Психолог заранее готовит помещение к занятиям. Каждое занятие включает в себя упражнения на сплочение группы, на осознание себя, своего внутреннего мира, на снятие напряжения.Длительность одного занятия составляет 1 час. На первом з  анятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (разминка),
  2. Основная часть (рабочая),
  3. Заключительная часть (завершение).

Ожидаемые результаты тренинговой работы:

  1. Самопознание участников тренинга
  2. Возросшая (адекватная) самооценка
  3. Изменение стратегий поведения
  4. Снятие барьеров в общении
  5. Овладение приемами саморегуляции

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Краткосрочный тренинг личностного роста педагогов»

Подготовила: Завгородняя

Татьяна Владимировна,

педагог-психолог КОУ «Радужнинская

школа для обучающихся с ОВЗ»,

первая квалификационная категория

Актуальность: Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы... Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!

Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.

Цель: способствовать осознанию себя (своей личности), т.е. самораскрытию, и пониманию других людей.

Данную цель можно конкретизировать в виде следующих задач:

  1. Создавать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Развивать  представления человека о самом себе, («Я-образ»)
  2. Развивать  уверенность в себе
  3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  4. Обучать  приемам, методам саморегуляции и расслабления

Условия проведения: программа разработана для трудового коллектива КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ОВЗ». Состоит из 4 занятий. Участники встречаются 1 раз в неделю в течение 4 недель. Такой режим позволяет применять на практике полученные знания и корректировать их в процессе обсуждения на последующих занятиях. Оптимальное количество участников - 10-15 человек. Психолог заранее готовит помещение к занятиям. Каждое занятие включает в себя упражнения на сплочение группы, на осознание себя, своего внутреннего мира, на снятие напряжения. В конце каждого занятия проводится небольшое обсуждение, во время которого каждый желающий имеет возможность поделиться своими мыслями, чувствами с остальными участниками. Длительность одного занятия составляет 1 час. На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (разминка),
  2. Основная часть (рабочая),
  3. Заключительная часть (завершение).

Ожидаемые результаты тренинговой работы:

  1. Самопознание участников тренинга
  2. Возросшая (адекватная) самооценка
  3. Изменение стратегий поведения
  4. Снятие барьеров в общении
  5. Овладение приемами саморегуляции

Тренинг основывается на использовании следующих правил поведения в группе:

  1. Единая форма общения – «Ты», что психологически уравнивает всех людей
  2. Принцип «здесь и теперь» - говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы
  3. Персонификация высказываний -  заменяем высказывания типа: «большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», суждениями «я думаю…», «я считаю…», т.е. используем «Я-высказывание»
  4. Искренность в общении, т.е. говорим только то, что чувствуем, только правду. Человек имеет право не отвечать, не объясняя причину своего молчания.
  5. Конфиденциальность – все, что происходит во время занятий не выносится за их пределы. Это способствует самораскрытию участников.
  6. Недопустимость непосредственных оценок  человека.

Программа тренинга

ЗАНЯТИЕ №1. «На старте к…»

Посвящено  знакомству и установлению контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.

ЗАНЯТИЕ №2. «В мире людей»

Посвящено дальнейшему сплочению группы, повышению коммуникативной грамотности участников, обучению навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

ЗАНЯТИЕ №3. «В глубине души»

Посвящено созданию условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

ЗАНЯТИЕ №4. «Прошлое, настоящее, будущее»

Посвящено созданию условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Конспекты тренинговых занятий

Введение: (5-7 мин)

Что для Вас обозначает фраза: «Я сам строю свою жизнь?» (ответы участников). Да, вы сказали верно. Другими словами, - мы хозяева своей жизни. Сами распоряжаемся ей, строим планы, к чему-то стремимся, чего-то хотим достичь, либо, прилагая максимум усилий, либо плавно плывем по течению. Чтобы стать хозяином своей жизни, одного желания недостаточно: нужно знать себя, свои желания, потребности и возможности, предвидеть последствия на несколько шагов вперед, как в шахматах. И, кроме того, нужно понимать других людей, так как многое в этой жизни зависит не только от нас. На наших занятиях мы будем узнавать себя и других.

Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы... Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!

Понятие личностного роста:

Личностный рост как  процесс:

  1. Осознавание сторон собственной личности,
  2. Осознавание своих потенций и возможностей,
  3. Повышение уровня психологической компетентности,
  4. Разрешение внутренних конфликтов,
  5. Интерес к самопознанию.

Личностный рост как  результат:

  1. Принятие себя,
  2. Понимание и принятие окружающих,
  3. Выстраивание гармоничных отношений с окружающими
  4. Душевное равновесие и гармония.
  5. Появление новых форм самореализации.

Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, это и есть  желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.

ЗАНЯТИЕ №1. «На старте к…»

Цель: знакомство и установление контакта ведущего и группы, снятие барьеров, создание атмосферы доверия и сплочения группы.

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т. п.

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки. (3-5 мин)

Упражнение 1.  «Клубок знакомств» (5-10)

Участники по кругу сначала называют свое тренинговое имя, и говорят следующую фразу: «Все, наверное, знают, что Я….» и бросают клубок ниток  кому-то из группы. Затем клубок необходимо распутать в той же последовательности, но уже сказав другую фразу: «Но мало кто догадывается, что Я…».

Итак, всем спасибо, мы поближе узнали друг друга, а теперь, как и всегда,  в любой  игре есть свои правила, так и правила работы есть в нашей тренинговой группе.

«ПРАВИЛА ГРУППЫ» (4-6 мин)

После знакомства ведущий объясняет участникам основные принципы психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы.

Подчеркнем, что в каждой тренинговой группе могут быть особые правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

Правила работы группы:

1. Доверительный стиль общения.

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на ТЫ, психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная идея тренинга — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

3. Персонификация высказывании.

Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что...», «Некоторые думают...» на суждения «Я считаю, что...», «Я думаю...» и т. п.

4. Искренность в общении.

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступившего.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься», следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Переходим к следующему упражнению.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи...» (15-20 мин)

Цель: обеспечение возможности быстрого психологического контакта на уровне самооценки.

Упражнение подходит для первого занятия; надо иметь в виду, что возможен «щелчок» по самолюбию или наоборот. С этого дня и в течение всего тренинга вы будете часто отвечать на вопрос «Кто я?»

Каждый участник пишет на листке бумаги ответ на вопрос «Кто я?». Необходимо оговорить количество характеристик, например 10 - 12. Ответ состоит из одного слова, характеризующего черты характера, чувства, интересы, привычки. После написания идет комментарии ведущего: «Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качествах вещей - мы знаем, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь, если мы ее покупаем, должна обладать совершенно определенными качествами. То же и с людьми. Важно знать о своих качествах и качествах других людей. Теперь внимательно посмотрите на свой  список, который на каждом занятии будет дополняться новыми записями о том, кто Я? А теперь каждому человеку по очереди участники группы должны назвать три качества, которые его характеризуют, и вы соответственно их заносите в свой список».

Посмотрите на свои списки: кто-то написал роли, которые он выполняет, и которые для него являются наиболее значимыми, например, женщина, мать, жена, сестра, специалист и т.д. кто-то написал свои качества, которые он считает наиболее важными … просто иногда бывает так, что человек постоянно работает, есть какие-то проблемы, которые человек пытается разрешить, но бывает и так, что мы упускаем или забываем самое главное, кто же мы на самом деле, или что для нас важно в той или иной ситуации…поэтому важно понимать себя, знать свои качества.

Упражнение 3. «Тростинка на ветру» (5,7-10  мин)

Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных группах. И обычно каждый участник желает хотя бы один раз оказаться в центре волшебного круга.

Инструкция. «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это необычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что люди, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные, поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный».

Всем спасибо, присаживаемся на свои места.

Как ты себя чувствовал в центре круга? Мог ли ты доверять кругу? Кого ты опасался? Что для тебя было самым трудным? Пробовал ли ты закрывать глаза? Что ты чувствовал, когда был частью круга? Было ли тебе трудно удерживать других? Хорошо ли вы справлялись со своей задачей вместе?

Здесь очень важен такой феномен как доверие. Доверие - способность принимать себя и других людей в их неповторимости, такими, как они есть. Доверие - это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.

 Бывает и так, что человеку очень трудно доверять другим людям, может по  чисто каким-то личным соображениям, или в силу того, каков был прошлый опыт общения с людьми. У каждого человека свой уровень доверия, человек сам определяет, насколько он готов открыться и довериться другому.

Доверие к другим людям очень важно, но так же жизненно необходимо и доверие к самому себе. Так как я уже говорила, что доверие это способность принимать себя таким, какой вы есть на самом деле, то следующее упражнение очень значимым, но сразу говорю, что может вызвать бурю эмоций, вплоть до отрицательных. А для чего оно нужно, а для того, чтобы каждый участник посмотрел, насколько хорошо он знает свое тело, ведь вы прекрасно понимаете, что очень важно единство душевного и физического.

Упражнение 4. «Мое физическое Я» (5-7 мин)

Ведущий. Знаете ли вы свое тело? Когда последний раз вы измеряли свой рост, вес? Запишите свои основные физические показатели: цвет глаз, волос, рост, вес, объем груди, талии, бедер, размер обуви, одежды, головного убора, перчаток.

Наверное, многие из вас не смогут сразу назвать точные данные. Напишите хотя бы приблизительные. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение таблицы. Тот, кто уверен в своих ответах и готов поделиться с аудиторией, будет внимательно выслушан.

Необходимо заранее приготовить необходимое количество таблиц с основными физическими показателями и раздать их участникам. После того как все будет заполнено, группа объединяется в большой круг и желающие высказываются. Следует говорить о тех чувствах, которые возникли во время выполнения этого упражнения.

У многих это упражнение вызывает серьезные затруднения, в частности они не знают своих антропометрических данных.

Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начал. Участники должны настроиться на внимательное отношение не только к движениям своей души, своим переживаниям, но и к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни. Так как тело – это храм души.

Упражнение 5. «Релаксация» (3-5 мин)

Включается спокойная музыка и ведущим читается текст для расслабления.

Проводится под медленную тихую музыку, когда необходимо расслабиться.

РЕЛАКСАЦИЯ«РОЗА».
В этом упражнении участники могут пообщаться со своим внутренним Я и пережить один из наиболее впечатляющих моментов учения: появление на свет нового знания.
Наша жизнь представляет собой процесс развития — иногда медленного, иногда прерывистого, иногда внезапного. Во всех изменениях нас сопровождает наше бессознательное, внутреннее Я, более мудрое, чем наше повседневное сознание. Время от времени мы можем обратиться к своему бессознательному, чтобы увидеть, как протекает наша
 жизнь.
Примите удобную позу и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов... Полностью расслабьтесь... Если вы закроете сейчас глаза, то сможете увидеть все внутренним взором, глазами вашей души... Представьте себе один розовый кустик маленький, хорошо укорененный в земле ствол с отходящими от него веточками и листьями и с бутоном на конце...
Бутон пока еще закрыт и укутан зелеными чашелистиками. Постарайтесь ясно и отчетливо увидеть перед собой эти детали... (1 минута).
Теперь вы можете представить себе, как чашелистики медленно открываются, отгибаются назад, и под ними показываются нежные и чувствительные лепестки розового бутона, пока еще закрытые...
Медленно, очень медленно лепестки бутона начинают раскрываться... И в это время вы чувствуете, что глубоко внутри вас также что-то распускается и появляется на свет... И пока вы смотрите на розу, вы чувствуете, что расцветаете вместе с ней, и по мере того, как разворачиваются ее лепестки, раскрываетесь и вы. Вы продолжаете смотреть на розу, на то, как она распускается, и красота ее становится явной... (1 минута).
Вы вдыхаете ее аромат и вбираете его в себя, в свою жизнь... А сейчас вы можете заглянуть в самую сердцевину розы, туда, где ее жизнь наиболее таинственна и интенсивна. И пусть оттуда, из самой сердцевины, возникает картина. На ней будет изображено то, что готово прямо сейчас появиться на свет в вашей жизни, — наиболее красивое, творческое и наполненное смыслом... Изображение может быть символическим или реалистичным. Пусть оно всплывает само, а не подчиняется вашим ожиданиям, планам или желаниям... (1 минута).
Посмотрите какое-то время на эту картину и впитайте в себя ее смысл. Она может нести какое-то послание для вас, послание, состоящее из слов или из ощущений.
Теперь скажите розе «до свидания». Сохраните эту картину в памяти и возвращайтесь назад.

Откройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

Подведение итогов занятия. Что понравилось, что не понравилось, что было наиболее сложным? Что было наиболее сложно? Что хотелось бы изменить или добавить? Участники высказываются по кругу.

ЗАНЯТИЕ №2. «В мире людей»

Цель: сплочение группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Введение: (3-5 мин)

Здравствуйте, уважаемые участники! Я рада снова видеть Вас у нас на тренинге. На прошлом занятии, я думаю, многие убедились, что личностный рост- это очень сложный и длительный процесс, и то, к какому результату вы придете, будет зависеть только от Вас. Знаете, как гласит Восточная мудрость: «Жаждущего можно подвести к источнику, но пить он должен сам!» На сегодняшнем нашем занятии мы будем дальше учиться понимать себя и других людей, обучаться навыкам конструктивного общения и  решения проблемных ситуаций.  Будем учиться слушать и слышать не только себя, но и других людей. И так, приступим.

Упражнение 1. «Скажи мне, кто твой друг» (10-15 мин)

Ведущий. Безусловно, у каждого из вас в группе есть человек, который чем-то близок вам. В течение 3-5  минут вы должны набросать его «психологический портрет». Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать данного человека, не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих именно ему.

Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные пытаются определить, чей это портрет.

Те, кто узнал себя в представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. Затем процедура продолжается до тех пор, пока не предъявят свои «портреты» все участники.

ИЛИ «РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК» (10-20 мин)

«Рекламный ролик»

Инструкция:

- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

При необходимости можете использовать любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Время на подготовку – десять минут.

На прошлом занятии мы убедились, что доверять себе очень важно, но иногда мы не всегда слышим свой внутренний голос, который намного мудрее нашего повседневного сознания. И поняли, что доверять другим тоже очень сложно. Поэтому, мы будем и сегодня на занятии учиться  доверять не только себе, но и другим людям.

Упражнение 2. «Слепой и поводырь» (5-7 мин)

Это классическая игра для всех возрастных групп. Она позволяет почувствовать играющему, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя. Между двумя играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. Так как это парное упражнение, оно должно проводиться в группе, где агрессивность не слишком высока. «Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий - ты должен провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов».

После выполнения упражнения участники меняются ролями.

Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводыря? Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

Мы  еще раз убедились, что доверять очень сложно, но так же и сложно быть ответственным за другого человека, намного проще, если у человека развита ответственность за себя, и за свои поступки. Ведь так ты ответственнее вдвойне, когда ведешь человека, одновременно ты чувствуешь и доверие и ответственность

Упражнение 3. Методика «Умение излагать свои мысли» по В. Маклени (10-15 мин)

Теперь я предлагаю Вам поработать над таким вопросом как культура общения или конструктивное общение. Скажите, кто из Вас хоть раз задумывался о том, как он говорит, что он говорит, задумывался ли о том, слышит ли тебя собеседник, правильно ли он понимает Вас.  

Давайте ответим на вопросы одной методики.

Инструкция: прочитайте внимательно вопросы. Ответьте на каждый из них утверждением «да» или «нет».

1.Следите ли Вы за тем, чтобы собеседник (слушатель) правильно Вас понял?

2. Подбираете ли слова, соответствующие уровню подготовки собеседника (слушателя)?

3. Обдумываете ли указания прежде, чем их высказать?

4. Отдаете ли распоряжения в достаточно краткой форме?

5. Если собеседник (слушатель) не задает вопросов после того, как Вы высказали свою мысль, считаете ли Вы, что он Вас понял?

 6. Ясно ли Вы выражаете свою мысль? Следите ли за тем, чтобы Ваши высказывания были как можно более определенными?

7. Продумываете ли Вы логику своих высказываний?

8.  Побуждаете ли своих собеседников (слушателей) задавать Вам вопросы?

9.  Предполагаете ли Вы, что знаете мнение окружающих?

10. Стараетесь ли вы отличать факты от мнений?

11. Противодействуете ли Вы аргументам собеседника?

12. Стараетесь ли Вы, чтобы собеседники (слушатели) во всем соглашались с вами?

13. Используете ли Вы в своей речи профессиональные термины, не понятные собеседникам (слушателям)?

14. Говорите ли Вы ясно, точно, кратко и вежливо?

15. Следите ли Вы за тем, какое впечатление Ваши слова производят на собеседников (слушателей)?

16. Делаете ли Вы в своей речи паузы для обдумывания своих дальнейших высказываний, а также для того, чтобы собеседники (слушатели) уяснили их суть?

Обработка результатов: подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1. 2, 3, 4. 6. 7, 8, 10. 14. 15. 16.

Оценки: 7 баллов и ниже свидетельствуют о том, что данное умение у Вас проявляется в малой степени;

от 7 до 9 баллов - над совершенствованием этого умения следует работать;

10 и более баллов говорит о том, что Вам присуще умение излагать свои мысли.

Методика «Умение слушать»

Инструкция: ответьте на каждый из вопросов утверждением «да» или «нет».

  1.  Ждете ли Вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст Вам возможность высказаться?
  2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?
  3.  Слушаете ли Вы лишь то, что вам нравится?
  4.  Мешают ли Вам слушать собеседника ваши эмоции?
  5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?
  6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
  7. Мешают ли вам слушать предубеждения?
  8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности?
  9. Занимаете ли Вы негативную позицию по отношению к говорящему?
  10.  Всегда ли Вы слушаете собеседника?
  11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
  12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?
  13.  Допускаете ли Вы, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
  14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, что спор может быть вызван различием точек зрения или постановкой вопроса?
  15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре, не смотрите ли Вы по сторонам, когда слушаете?
  16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, определить его выводы?

Обработка результатов: подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1,10 - 14 и «нет» на вопросы 2-9, 15,16.

Оценки: 7 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени проявления данного

умения; свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т.е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации — когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучение навыкам эффективного слушания.

От 7 до 10 баллов - о средней степени проявления данного умения; Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

Более 10 баллов говорят о том, что Вам присуще умение слушать других людей. Умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

Здесь важно даже не то, сколько баллов вы набрали, а понимание Вами того, почему иногда бывает так, что когда я говорю, то меня не слышат или не понимают. Вы согласны?

ВОПРОС: Какие вы знаете приемы слушания?

Типичные приемы слушания

1. Глухое молчание.

2. Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание головой и т.п.).

3. Эхо — повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало — повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Паровоз — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение — междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и...», «Ну и что дальше?», «Давай-давай» и т п.).

7. Уточняющие вопросы — типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический»?»

8. Наводящие вопросы — типа «что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим; нередко такие вопросы являются, по существу, уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы.

10. Продолжение — когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».

11. Эмоции — «ух», «ах», «здорово», смех, «ну и ну», скорбная мина и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания — высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» – и следует рассказ о Гималаях, «кстати, о музыке...» – и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

Всем спасибо.

Вы знаете, что из-за неумения донести желаемое до собеседника, неумение слышать и слушать другого человека, может возникнуть конфликтная ситуации, именно на основе непонимания друг друга.

И так, что такое конфликт, и как его можно избежать? Кто может сказать?(ответы участников).

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорит многое: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Теоретическая информация.

Выделяют следующие стадии протекания конфликта:

1.Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм - положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.

Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый, конфликт.

2.Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент выступает как будто по случайному поводу, но на самом деле - это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).

3.Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.

На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки его эскалации). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

4.Стадия снятия, или разрешения, конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта. Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос: стоит ли продолжать конфликт, или выгоднее его прекратить. Часто завершения конфликта удается, достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры конфликтующих сторон.

Предлагаю перейти к следующему упражнению.

Упражнение 4. «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Теоретическая информация.

Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Конфликтанты реагируют по-разному и чаще всего не знают, как видит данную ситуацию оппонент. В исследованиях каузальной атрибуции (Феномен социального взаимодействия.  Интерпретация индивидом причин поведения других людей) продемонстрировано существование так называемой фундаментальной ошибки атрибуции, заключающейся в следующем: при объяснении поступков других людей (но не своих собственных) люди явно переоценивают роль чужих личностных качеств и недооценивают роль ситуативных обстоятельств.

Давайте посмотрим как это выглядит на практике.

Упражнение 5. Ситуативная игра «Аэропорт».

Из числа участников группы выбираются две пары, которые проигрывают одну и ту же ситуацию. Одна пара выходит из аудитории на период игры первой пары. Каждому игроку дается для ознакомления инструкция только для его роли, напечатанная на отдельном листе. Остальные участники, оставшиеся в аудитории, становятся на время наблюдателями и должны понять суть происходящего, провести анализ общения (позиции: открытая-закрытая, активная-пассивная, доброжелательная - враждебная - нейтральная; родитель - взрослый - ребенок) и эффективности результатов общения двух пар. Анализируются эффективные пути разрешения конфликта.

Инструкция для «начальника»: Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Н. не сделала расчеты к сроку. Вам передали, что она заболела и долго не появится. Однако, когда вы несколько раз звонили домой, к телефону никто не подходил. Вы летите в командировку в Санкт-Петербург без нужных вам документов, и вас это злит. В аэропорту вы сталкиваетесь с сотрудницей Н.

Инструкция для «подчиненной»: Вы - работник планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются ваши дела: в самую пору сдачи важного документа тяжело заболела сестра, и, поскольку за ней некому ухаживать, вы взяли больничный по уходу и теперь временно у нее живете. Ваш знакомый прилетает из Санкт- Петербурга, откуда вам обещали передать хорошее лекарство для сестры (без этого лекарства она может даже умереть). В аэропорт вы опоздали, самолет давно прилетел, вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг вас окликает начальник.

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, так как многое зависит и от отношений человека к другому, и от сложившейся ситуации, и от принципов и правил самого человека.  Человек сам для себя определяет, как лучше выйти из той или иной ситуации с меньшими потерями для себя, и только некоторые люди способны думать не только о себе, но и о других.

Упражнение 6. «Кто Я? Какой Я?»

Ведущий. Возьмите лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на данный вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще можно ответить на поставленный вопрос сегодня. Может быть, вы хотите что-то добавить, а написанное ранее отменить. Сделайте все, что считаете нужным. В вашем распоряжении 3 минуты.

Личностная установка на постоянный самоанализ должна подтверждаться в течение всего тренинга. Для этого участники периодически возвращаются к одному и тому же вопросу, но рассматривают его в разных аспектах. Кроме того, у них есть возможность, читая свои предыдущие ответы, изменить или дополнить их в соответствии со своим сегодняшним мироощущением.

Упражнение 7. «Релаксация» (5 мин)

«Пёрышко». (под музыку)

«Закройте глаза… Сделайте по три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два – выдох.(и еще 2 раза)

Представьте себе, что вы лежите на спине посередине поляны покрытой короткой, мягкой и  изумрудной травой… Вы лежите на спине и смотрите в голубое небо, по которому плывут два небольших белых облачка... Дует слабый ветерок… Вам легко, тепло, уютно и спокойно… Ветерок шевелит ваши волосы и приятно касается щек, лба и губ. И тут вы видите, что рядом с вами пролетает маленькое белое перышко... Оно опускается рядом с вами, и вы вдруг чувствуете, как уменьшаетесь… Вы становитесь все меньше, и меньше. Вы садитесь на перышко, и ветер подхватывает его, поднимая все выше и выше. Сверху вы видите… полянку, окружающий ее лес и заходящее за горизонт солнце. Вам совершенно не страшно… Постепенно света становится все меньше... Наступают сумерки... Вы видите, как загораются звездочки на небе. Сначала одна, потом другая, потом третья. Постепенно небо становится как синий бархат, усыпанный осколками стекла…Ветер утихает... Перышко медленно опускается на землю. Все стало как обычно.

Восходящее солнце освещает все вокруг, и вы видите, что находитесь на полянке. Вокруг вас изумрудная трава и рядом с вами лежит маленькое белое перышко. Его подхватывает ветром, и вы теряете его из виду. Вам легко… свободно… Вы приятно удивлены таким необычным путешествием… Вокруг Вас опять светло…, тепло… и уютно... Вы делаете три вздоха и выдоха. Раз-вдох... Открыли глаза…»

Упражнение 8. «Подарок соседу слева» (3 мин) 

Участники встают в круг.

Инструкция:

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

ЗАНЯТИЕ №3. «В глубине души»

Цель: создание условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

Введение: 3-5 мин

Здравствуйте уважаемые участники нашего тренинга. Спасибо, что пришли. Сегодня мы с вами на нашем очередном занятии будем все больше и больше познавать себя и других людей. Но именно это занятие в большей степени будет направлено на познание СЕБЯ, свой сущности. Мы попытаемся определить, что для нас является значимым, важным в этой жизни, в этом мире. Каковы наши желания, возможности, предпочтения, и конечно же, цели в жизни.

Для начала я предлагаю Вам выполнить следующее упражнение.

Упражнение 1. «Сотвори свой мир» (20-30 мин)

Материал: лист ватмана. Краски, фломастеры, цветные карандаши, вырезанные из журналов рисунки, цветная бумага. Клей.

Всем участникам группы необходимо разбиться на 2 подгруппы. А теперь слушайте задание:

Представьте себя создателем Вселенной. Вы можете сотворить свой мир таким, каким вы его рисуете у себя в воображении. Необходимо изобразить то, что является для вас важным, значимым, и желаемым на этой половинке ватмана. Затем  выбрать одного участника, который представит нам ваш мир. Это может быть какая-то новая планета, или галактика. Это может быть какой-то город и т.д….

Примерные вопросы:

  1. Название, девиз
  2. Нравиться ли вам то, что получилось?
  3. Что это за планета, мир, город?
  4. Кто там живет?
  5. Какие у них взаимоотношения между собой?
  6. Какие у них отношения с другими жителями, не их планеты? Существуют ли в вашей Вселенной межпланетные перемещения?
  7. Кто живет рядом с ними?
  8. Какая там погода?
  9. Как долго ваша Вселенная находиться в таком виде?
  10. Происходят ли в ней изменения? И какие?

Всем большое спасибо. Вот вы создали свой мир таким, каким вы его водите, или желали бы, чтобы этот реальный мир был похож, хоть немного на наш воображаемый, в котором есть определенные правила, взаимоотношения. Так же, вы знаете, что у каждого человека свой мир, в который вход открыт не всем. Даже бывает так, что да, вот он мой мир, но даже сам человек не в состоянии понять себя, расставить какие-то приоритеты, и найти себя в этой жизни. Вы знаете, что у каждого человека должна быть цель в жизни. Но чтобы ее достичь, осуществить, человеку надо что-то для этого сделать. А именно: знать себя, свои плюсы и минусы, свои возможности, желания, потребности, приоритеты в жизни и т.д. давайте выполним следующее упражнение.

Упражнение 2. «Откровенно говоря, Я…» (3-4 мин)

Участники должны по кругу сказать несколько слов о себе.

Упражнение 3. «Контраргументы» (6-7 мин)

Ведущий. Мы уже убедились, что каждый из вас обладает сильными качествами, которые помогают решать жизненные проблемы. Сегодня мы начнем разбираться в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны.

Разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой», откровенно запишите все то, что вам не правится в себе именно сегодня, сейчас, в том числе с учетом результатов прошедших занятий.

На эту аналитическую работу вам отводится 3 минуты. После того как заполните всю левую часть таблицы, приступайте к правой. На каждое недовольство собой приведите контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие довольны уже сегодня, что принимают в вас. Все это запишите в колонке «Контраргументы». На второй этап работы также отводится 3 минуты.

Затем идет обсуждение, сложно ли было писать, почему? Какие трудности вы испытывали?

Упражнение 4. «Релаксация» (5-6 мин)

(под музыку)

Сядьте удобно. Расслабление начнём с рук, продолжим расслаблением ног, туловища и головы. Чем больше подробностей вспомните, из чего состоит ваше тело, тем лучше и детальнее будет расслабление. Представьте, что вы лежите на тёплом песочке под приятным солнцем на берегу теплого моря. Волны окатывают вас от ног к шее. Вам хорошо и приятно. Следите, как волна идёт по вашему телу. Проговорите себе…

Я лежу возле самого берега моря на тёплом песке. Греет приятное солнышко. Море тёплое. Волны ритмично накатывают на берег, гладят меня от ног к шее. Мне хорошо и приятно.

Я повторяю для своего Бессознательного. «Я погружаюсь в сон. Я погружаюсь в покой. Меня окутывает приятное чувство отдыха, покоя и сна».

Накатывает следующая волна. Золотистая тёплая волна медленно поднимается вдоль тела, затем отступает, смывая все страхи, всю плохую тёмную энергию, очищая место для тепла солнышка и игристых капелек.

Я обращаюсь мысленным взором к пальцам рук. Мои пальчики полностью расслаблены. Мои ладошки тёплые, влажные. Мои кисти полностью расслаблены. Мои предплечья полностью расслаблены. Мои руки полностью расслаблены.

Накатывает следующая тёплая волна.

Я обращаюсь мысленным взором к пальцам ног. Мои пальцы ног полностью расслаблены. Мои стопы расслаблены. Мои лодыжки полностью расслаблены. Икры… колени… бёдра… ягодицы… таз… живот… грудь… плечи… шея…, мышцы лица… челюсть… щёки… лоб…

Тело полностью расслаблено. Каждая часть наполняется теплом.

Волны продолжают накатывать и наполнять приятным теплом моё тело.

Я испытываю блаженное состояние отдыха и покоя.

Постепенно появляется тяжесть в руках. Приятное чувство тяжести и тепла.

Приятное чувство тяжести наполняет пальцы рук… ладошки… кисти… предплечья… плечи... руки целиком… пальцы ног… стопы ... лодыжки... икры… колени… бёдра… ягодицы… таз… живот… грудь… плечи… шея…, мышцы лица… челюсть… щёки… лоб…

Волны продолжают окутывать меня приятным чувством тепла и тяжести. Тело наполняется золотистой энергией.

Я погружаюсь в покой и сон.

Ощущение покоя, тепла и тяжести.

Дыхание ровное спокойное, ритмичное. Сердце бьётся ровно, легко, свободно. Мягкие тёплые волны продолжают окутывать тело.

Постепенно расслабляются мышцы лица, веки, глаза. Прохладный приятный ветерок овевает лицо. Ветерок приятно холодит виски. Лоб овевает прохлада. Давление нормализуется. Голова лёгкая, свободная от мыслей. При желании, я могу сосредоточиться на любой мысли. Лето, солнце, море, песок, пляж.

Все неприятные ощущения растворяются в волнах. Дыхание успокаивается. Дышится всё легче и свободнее. Успокаивается нервная система.

Я чувствую себя хорошо. Свежий воздух приятно холодит виски. В груди легко и свободно. Я совершенно спокоен. Приятное чувство отдыха, покоя и сна.

Я желаю всем счастья! Я наполняюсь любовью. Я люблю солнце, воздух, природу. Я люблю абсолютно всех людей.

Я погружаюсь в блаженное состояние отдыха и покоя.

Поток тёплой крови струятся по телу. Тепло растекается по всему телу. Нормализовалось давление. Меня ничто не тревожит. Нервная система всё спокойнее и спокойнее.

Сосуды моего тела расширяются. Все жизненные жидкости в теле текут свободно. Голова свободна от тяжёлых мыслей. Мои мысли ясные и чёткие. Голова свежая. Я совершенно спокоен.

Я становлюсь спокойнее и спокойнее с каждым днём. В любой обстановке сохраняю спокойствие. Моё самочувствие улучшается.

Я желаю всем счастья!

Сейчас я медленно досчитаю до трёх и начну просыпаться. Раз… два… три… Я глубоко вдыхаю, потягиваюсь и крепко сжимаю руки в кулаки. Открываю глаза и чувствую себя молодым, красивым и здоровыми.

Упражнение 5. «Письмо своему собственному Я…» (15-20 мин)

Это упражнение основывается на активизации бессознательного участников. Ответ на волнующие его вопросы участник может получить через некоторое время, причем форма его может самой разнообразной. Это упражнение бывает особенно эффективным, когда участники группы находятся в ситуации жизненных перемен, испытывают чувство неуверенности, внутреннего конфликта, когда им необходимо принять трудное решение и т. д.

В письме участники обращаются к той своей внутренней инстанции, которая называется по-разному: внутреннее Я, самость, бессознательное и т.д.

Инструкция: Когда перед нами встают очень трудные вопросы, мы можем обратиться за помощью к нашей внутренней сущности.

Чтобы сделать это, вы можете сейчас написать письмо своему Я. Тем самым вы обратитесь к своему бессознательному и дадите ему знать о том, что готовы принять его помощь. Опишите ситуацию, в которой вы находитесь, расскажите о своих проблемах, о том, как вы видите пути решения этих проблем, проанализируйте все плюсы и минусы возможных решений. Опишите также свои чувства и чувства других включенных в эту ситуацию людей.

Ответ может прийти к вам разными путями:

  • Иногда он приходит уже во время написания письма или сразу после этого.
  • Иногда он приходит через несколько дней. Неожиданно мы понимаем, что уже знаем, что нам делать. Бывает и так, что проблема, неожиданно для нас самих, теряет свою значимость. Это значит, что наше бессознательное поработало с ней незаметно для нас.
  • Иногда это происходит во сне.
  • Временами ответ приносит наше спонтанное действие.
  • Временами нам дают ответ слова какого-нибудь человека, встретившаяся в книге мысль, то или иное событие и т.д. Все это действует как катализатор на процессы, которые уже происходят внутри нас.

Вы можете сейчас посвятить 15-20 минут тому, чтобы написать письмо своему внутреннему Я...

Упражнение 6. «Прощание»

Участники становятся в круг и говорят друг другу по очереди: «Светик, я рада была тебя сегодня видеть…» и т.д.

ЗАНЯТИЕ №4. «Прошлое, настоящее, будущее»

Цель: создание условий, способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Введение: 3-5 мин

Здравствуйте, уважаемые участники тренинга. Сегодня у нас последнее занятие, которое будет посвящено трем нашим состояниям: Я в прошлом, Я в настоящем, и Я в будущем.

На прошлом занятии вы в микрогруппах рисовали свой общий мир, в котором были изображены все ваши желания, потребности в плане взаимоотношений, предпочтений в людях, желаемые изменения в вашем мире. А сегодня я предлагаю Вам создать свой гебр и девиз или другими словами,  кредо вашей жизни.

Упражнение 1. «Личный герб и девиз» (10-15 мин)

Девиз и герб являются такими символами, которые дают возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную позицию. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стрежни своих взглядов на жизнь.

Материалы: большие листы бумаги, карандаши и фломастеры.

Инструкция: Придумайте, каким мог бы стать ваш девиз, соответствующий характеристике, которую вы давали себе раньше. В качестве девиза может выступать все, что угодно – известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное, чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе. Следующее задание: придумать два-три символа, воплощающие в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно.

Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что мы все принадлежим к знатным и древним родам, и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Нам же придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материл для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто, еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший девиз, сможет четко понять, с кем он имеет дело.

Вот примерная форма герба. Это большой прямоугольник, закругленный снизу. Он разделен на четыре области. Сначала горизонтальной чертой отделите нижнюю часть, приблизительно на одну треть. Это место, где пишется главный девиз жизни. На эту работу нужно выделить не менее получаса, с сопровождением спокойной медитативной музыкой.

По окончании работы участники предоставляют свои гербы и девизы. Психолог просит, чтобы каждый из участников нашел тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны с их собственными. Во время предоставления участники могут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предлагается подойти к тому человеку, у которого они нашли сходство. Затем идет обсуждение сходств. Через минут 15 – каждая подгруппа должна будет предоставить остальным участникам не только свои выводы, но и предложить общие для членов группы символы и объединяющий девиз. Далее можно предложить создать общий герб. Далее происходит обсуждение данного упражнения.

Упражнение 2. «Прогрессивная релаксация» (5-7 мин)

Эта техника прогрессивной релаксации, позволяющая вашему духовному проводнику сопровождать вас во время исследования прошлой жизни.

Текст:

Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Расслабьте все мышцы, начиная с пальцев ног, и постепенно продвигайтесь вверх к макушке. Полностью расслабившись, мысленно пройдите еще раз по телу, чтобы обнаружить напряженные участки. Расслабьте их и затем опять мысленно пройдитесь по всему телу.

Представьте себя наверху красивой лестницы. Ваша лестница может быть как реальной, так и воображаемой. Это не важно, лишь бы она была красивой и состояла из десяти ступенек. Вы испытываете радостное волнение, зная, что внизу ожидает духовный проводник, который будет сопровождать вас в прошлую жизнь. Положите руку на перила и медленно спускайтесь по лестнице, считая про себя: «Десять, расслабься… Девять, расслабься… Восемь, расслабься…» И так далее, пока не спуститесь вниз…1-1,5 мин.  Вы осознаете, что никогда еще не встречались со своим духовным проводником, но, ступая по полу самой изумительной из когда-либо виденных комнат, узнаете его идущего вам навстречу с дружелюбной улыбкой на лице (здесь и дальше для простоты изложения проводник упоминается в мужском роде). Вы вдруг понимаете, что знали своего духовного проводника всю жизнь и с радостью попадаете в его объятия. Затем он ведет вас к уютной софе, на которую вы вместе садитесь и обсуждаете ваше желание вернуться в одну из минувших жизней…

Ваш духовный проводник слушает вас с мягкой улыбкой на лице. Время от времени кивает головой в знак согласия. Когда вы закончили рассказывать ему, в какую именно жизнь хотите вернуться, он указывает на двери, ведущие из комнаты... «Через каждую из них, - говорит он вам, - можно попасть в одну из твоих прошлых жизней. Но лишь одна проведет тебя в то воплощение, в которое ты хочешь попасть». Затем духовный проводник встает и направляется к двери в дальней стене. Он спрашивает, готовы ли вы продолжить путешествие… После вашего утвердительного ответа улыбается и открывает дверь. Невозможно увидеть, что находится за дверью, потому что все закрывает густая дымка. Проводник берет вас за руку и уверенно ведет за собой. Вы слышите звук закрывающейся сзади двери. Следуете все глубже в туман за своим проводником. Он останавливается и просит вас прислушаться. Вы улавливаете слабые звуки, которые сначала не можете различить. Но пока вслушиваетесь в них, туман постепенно рассеивается. Теперь можно осмотреться.

Как только вы ознакомились с окружающей обстановкой, можете углубиться в самое детальное исследование этой прошлой жизни. От вас только требуется попросить своего духовного проводника показать то, что вам необходимо увидеть, - и вы моментально попадете в нужный эпизод….Вы видите то далекое прошлое, куда не раз хотели вернуться… Прислушайтесь на некоторое время к своим ощущениям и внимательно осмотритесь…Окунитесь в прошлый мир, …еще раз прочувствуйте те же эмоции, но только с новой неизвестной для вас силой……(1 мин)

Постепенно начинайте воспринимать комнату и приходите к пониманию, что вы вернулись в настоящее. Поблагодарите своего духовного проводника за помощь и поддержку, медленно поднимайтесь по лестнице, одновременно считая от одного до десяти. Когда почувствуете, что готовы, откройте глаза, потянитесь и вставайте…

Упражнение 3. «Утраченные иллюзии» (7-10 мин)

В течение жизни у нас складывается внутренняя картина мира, представление о себе и своем месте в этой жизни. При этом мы постоянно пересматриваем эти представления и отбрасываем устаревшие, не соответствующие нашему уровню зрелости. Стремлением к внутренней ревизии наших взглядов мы обязаны своим психологическим и философским наставникам, знакомым нам лично, или, по книгам.

В ходе этого упражнения участники имеют возможность обратить особое внимание на этот процесс и получить поддержку, необходимую для дальнейшего развития их представлений о мире и о себе.

Инструкция: Каждый из нас на протяжении всей жизни сталкивается с задачей создания адекватной картины мира, которая помогала бы жить с радостью и оптимизмом и приносить пользу.

Представления о мире у всех очень разные, и если наш личный образ мира нам не очень подходит, мы становимся подавленными, больными, одинокими. Поэтому мы постоянно работаем над тем, чтобы наши представления не отставали от реалий нашей развивающейся жизни. То, что нас больше не устраивает, мы считаем иллюзией и отказываемся от этого.

Любой из нас может назвать множество иллюзий, от которых он избавился в ходе своей жизни. И вполне возможно, что наша картина мира с течением времени становится проще, яснее и красивее. Учиться — это значит, помимо всего прочего, уметь от чего-то отказываться. И когда мы осознаем, от чего мы уже смогли отказаться, сколько идей потеряло для нас свое значение, у нас прибавится сил и мужества для того, чтобы двигаться дальше. Я хотел бы, чтобы каждый из вас составил перечень своих утраченных иллюзий, причем написал его, относясь с уважением к этим, теперь уже устаревшим, представлениям, которые некогда помогали ему жить. На это вам отводится 7-10 минут...

Упражнение 4. «Ключи» (5-6 мин)

В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность  и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.

Инструкция: в процессе всей жизни мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, устаревшие взгляды, задачи, ненужные отношения и т.д. и в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям и т.д.

Все это будет символизировать наша связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а так же, с чем именно связана его цель: что ему придется открывать, каким ключом, а что придется запирать. Упражнение выполняется по кругу. Кто хочет начать?

Упражнение 5. «Встреча с мудрецом» Релаксация (5-7 мин)

Ведущий. Знаком ли кто-нибудь из вас с таким человеком, который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком, который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, какой будет его жизнь лет через 10 или 20?

Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются.

Сейчас вы очень удобно сядете в кресле и закроете глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Ваши руки совершенно спокойно лежат слегка согнутыми вдоль тела. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает...

Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по какой-то маленькой улочке. Справа и слева стоят красивые старинные дома. В одном из них живет предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и решимость сделать свою жизнь прекрасной.

Вы открываете тяжелую дубовую дверь, и за ней вас встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает следовать за ним. В его кабинете бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный светящийся хрустальный шар. На диване спит черно-белый кот. Предсказатель предлагает сесть в удобное кресло и внимательно на вас смотрит. Затем он говорит:

— Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее о твоей будущей жизни...

После этих слов вы засыпаете.

Вы уже не знаете, слышите ли голос старого предсказателя или смотрите свой собственный сон. Перед вами возникают образы будущей жизни. Возможно, вы видите, как и кем вы работаете, видите людей, которые работают вместе с вами...

Возможно, вы видите свой будущий дом и людей, вместе с которыми живете...

Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится дружеский голос предсказателя. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательный... Мы тебя любим... У тебя все получится...».

Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон. (Пауза 1 мин.)

Теперь вы чувствуете, что настало время проститься с предсказателем. Вы благодарите старика за то, что увидели здесь. Возможно, вы захотите ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит. Старик провожает вас до двери. Вы снова идете по маленькой улочке и возвращаетесь сюда к нам...

Когда я досчитаю до шести, вы проснетесь и будете бодры и свежи.

Анализ упражнения:

- Как ты чувствовал себя в доме у старика?

- Что в увиденном больше всего понравилось, удивило?

- Почему так важно представлять ясную картину своего будущего?

Упражнение 6. «Кто Я? Какой Я?» (2-3 мин)

Ведущий. Возьмите лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на данный вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще можно ответить на поставленный вопрос сегодня. Может быть, вы хотите что-то добавить, а написанное ранее отменить. Сделайте все, что считаете нужным. В вашем распоряжении 3 минуты.

Личностная установка на постоянный самоанализ должна подтверждаться в течение всего тренинга. Для этого участники периодически возвращаются к одному и тому же вопросу, но рассматривают его в разных аспектах. Кроме того, у них есть возможность, читая свои предыдущие ответы, изменить или дополнить их в соответствии со своим сегодняшним мироощущением.

Упражнение 7. «Прощание» (5-7 мин)

На предпоследнем листе необходимо сделать следующие записи:

  1. Что я приобрел?
  2. Я был бы более откровенным, если бы….

Что помогало общению, что мешало? Какие были трудности, понимаете ли вы сейчас почему было трудно говорить? Что хотели бы сказать, если бы это была группа не трудового коллектива, а просто тренинговая группа, которая создается на время тренинга.  Что понравилось, что не понравилось!

На последнем листе необходимо написать пожелания по кругу каждому участнику тренинга.