РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Программа учебной дисциплины разработана на основании ФГОС, для специальностей СПО: Дизайн (по отраслям), Скульптура, Живопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologiya_obshcheniya2d_2zh_2s.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж ГГУ

        

                                  УТВЕРЖДАЮ:

                                                Директор колледжа ГГУ

                                                _____________ Т.Г. Колонина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Специальность:

54.02.01  Дизайн (по отраслям).

54.02.05 Живопись (по видам)

54.02.07 Скульптура

Форма обучения - очная

пос. Электроизолятор,

2016 г.

        Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)  54.02.01Дизайн (по отраслям).

54.02.05 Живопись (по видам).

54.02.07 Скульптура

Организация-разработчик: колледж ГГУ.

Разработчик  программы: Билеменко М. С.- преподаватель профессиональных модулей художественного отделения.

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общеобразовательного и общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин.

Протокол №___от____________201  г.

Председатель ПЦК____________________Л. А. Красновская


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

13

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология общения

  1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является составной частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальностям СПО  54.02.01  Дизайн (по отраслям). 54.02.05  Живопись (по видам). 54.02.07 Скульптура.

        Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа реализуется в течение седьмого и восьмого семестра обучения и входит в курс подготовки специалистов среднего звена по специальностям: 54.02.01 Дизайн (по отраслям), 54.02.05 Живопись (по видам), 54.02.07 Скульптура.

        1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;
  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • роли и ролевые ожидания в общении;
  • виды социальных взаимодействий;
  • механизмы взаимопонимания в общении;
  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
  • этические принципы общения;
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.5. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 15 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

Самостоятельная работа

15

   

Контроль знаний 4 семестр (дифференцированный зачет)

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:  Психология общения.

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Понятие и общие характеристики общения

16

Тема 1.1.

 

Сущность общения и факторы, его определяющие

2

2

Тема 1.2.

Проблема активности в общении

2

2

Тема 1.3.

 Восприятие и понимание в процессе общения

2

1

Тема 1.4.

Психологические факторы, влияющих на успешность общения

2

3

Тема 1.5.

Виды общения

2

Тема 1.6.

Общение  и общительность

2

Тема 1.7.

Общение и деятельность

2

Тема 1.8.

Практическое занятие

2

Раздел 2.

Социально-психологическая природа общения. Роли и ролевые ожидания.

16

Тема 2.1.

Межличностное познание, децентрация, рефлексия, идентификация, эмпатия и их роль в общении

4

1

Тема 2.2.

Понятие социальной роли. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт

2

2

Тема 2.3.

Коммуникативное ядро личности и его проявления

2

2

Тема 2.4.

Диалог как форма психологического воздействия

2

3

Тема 2.5.

Практическое занятие

2

Тема 2.6.

Мимика, жесты в общении.

2

Тема 2.7.

Контрольная работа

2

Раздел 3.

Умение слушать и вести беседу

8

1

Тема 3.1.

Психология слушания

2

2

Тема 3.2.

Виды слушания

2

1

Тема 3.3.

Эффективность беседы

2

1

Тема 3.4.

Практическое занятие

2

1

1

Раздел 4.

Общение и индивидуальные особенности человека.

20

Тема 4.1.

Общение и темперамент

2

1

Тема 4.2.

Характеристика темпераментов

2

2

Тема 4.3.

Общение и характер человека

2

2

Тема 4.4.

Общение с  различными по характеру собеседниками

2

2

Тема 4.5.

а Практическое занятие

2

Тема 4.6.

Практическое занятие-треннинг

2

3

Тема 4.7.

План подготовки устного выступления

4

Тема 4.8.

Занятие-конференция (устное выступление)

2

Тема 4.9.

Зачет

2

Всего часов

60


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий (схемы, таблицы, тесты, раздаточный материал);

Технические средства обучения:  видео, аудиотехника, проектор, компьютер.

Учебно-наглядные пособия  -   схемы, таблицы, иллюстрации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень, рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Основная:

  1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2009. - 29 с.
  2. Авдеева Н.Н. Общение со взрослым и истоки самосознания ребенка // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции "Детство и творчество". - М., 2010.
  3. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. - 2008. - №7-8.
  4. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 150 с.
  5. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 2011.
  6. Амяга H.B. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2009.
  7. Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 2007.
  8. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешск. яз. - Прага, 2011.
  9. Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2012. - С. 131-183.

Дополнительная:

  1. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. - 1997. - № 6.
  2. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология. - 1987. - № 4.
  3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2000. - 328 с.
  4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 174 с.
  5. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
  6. Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. - Киев: София, 2002. - 224 с.
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: АСТ, 1998. - 397 с.
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

        В результате освоения учебной дисциплины осуществляется контроль преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;
  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • роли и ролевые ожидания в общении;
  • виды социальных взаимодействий;
  • механизмы взаимопонимания в общении;
  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
  • этические принципы общения;
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

-Понимать психологические законы и закономерности коммуникативной сферы личности.

-Проводить сравнение различных литературных источников.

-Воспроизводить теоретические понятия по теме

-Понимать личностные характеристики человека.

-Анализировать основные исторические этапы развития человеческого общения.

-Понимать правила применения техник и приемов общения

-Понимать  этические правила и нормы

-Различать источники, причины и виды конфликтов

Приложение 1

Перечень рекомендуемых тем для рефератов:

  1. Психология общения: определение и виды общения.
  2. Межличностное общение.
  3. Деятельность – психология общения.
  4. Барьеры в деловом общении. Психологические особенности подготовки и проведения деловой беседы.
  5. Деловое общение: спор.
  6. Искусство деловых отношений.
  7. Культура общения.
  8. Лидер в организации.
  9. Понимание в межличностном общении.
  10. Правила поведения в общественных местах.
  11. Психология: Дружба.
  12. Разрешение конфликтных ситуаций.
  13. Эмоции и язык.
  14. Стили общения.
  15. Конфликт и способы его разрешения.
  16. Культура общения.
  17. Общение как феномен культуры.
  18. Ораторское искусство.
  19. Общение. Структура и средства общения.
  20. Невербальные средства общения.
  21. Речевые средства общения. Позиции в общении. Деловая беседа.
  22. Стили общения. Манипулирование.
  23. Психологические защиты. Барьеры в общении.
  24. Конструктивное общение. Контроль эмоций.
  25. Активное и пассивное слушание.