РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Программа учебной дисциплины разработана на основании ФГОС, для специальностей СПО: Дизайн (по отраслям), Скульптура, Живопись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologiya_obshcheniya2d_2zh_2s.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Колледж ГГУ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор колледжа ГГУ
_____________ Т.Г. Колонина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Специальность:
54.02.01 Дизайн (по отраслям).
54.02.05 Живопись (по видам)
54.02.07 Скульптура
Форма обучения - очная
пос. Электроизолятор,
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 54.02.01Дизайн (по отраслям).
54.02.05 Живопись (по видам).
54.02.07 Скульптура
Организация-разработчик: колледж ГГУ.
Разработчик программы: Билеменко М. С.- преподаватель профессиональных модулей художественного отделения.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общеобразовательного и общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин.
Протокол №___от____________201 г.
Председатель ПЦК____________________Л. А. Красновская
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 9 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является составной частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальностям СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям). 54.02.05 Живопись (по видам). 54.02.07 Скульптура.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа реализуется в течение седьмого и восьмого семестра обучения и входит в курс подготовки специалистов среднего звена по специальностям: 54.02.01 Дизайн (по отраслям), 54.02.05 Живопись (по видам), 54.02.07 Скульптура.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.5. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 15 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Самостоятельная работа | 15 |
| |
Контроль знаний 4 семестр (дифференцированный зачет) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Психология общения.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Понятие и общие характеристики общения | 16 | |
Тема 1.1. |
Сущность общения и факторы, его определяющие | 2 | 2 |
Тема 1.2. | Проблема активности в общении | 2 | 2 |
Тема 1.3. | Восприятие и понимание в процессе общения | 2 | 1 |
Тема 1.4. | Психологические факторы, влияющих на успешность общения | 2 | 3 |
Тема 1.5. | Виды общения | 2 | |
Тема 1.6. | Общение и общительность | 2 | |
Тема 1.7. | Общение и деятельность | 2 | |
Тема 1.8. | Практическое занятие | 2 | |
Раздел 2. | Социально-психологическая природа общения. Роли и ролевые ожидания. | 16 | |
Тема 2.1. | Межличностное познание, децентрация, рефлексия, идентификация, эмпатия и их роль в общении | 4 | 1 |
Тема 2.2. | Понятие социальной роли. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт | 2 | 2 |
Тема 2.3. | Коммуникативное ядро личности и его проявления | 2 | 2 |
Тема 2.4. | Диалог как форма психологического воздействия | 2 | 3 |
Тема 2.5. | Практическое занятие | 2 | |
Тема 2.6. | Мимика, жесты в общении. | 2 | |
Тема 2.7. | Контрольная работа | 2 | |
Раздел 3. | Умение слушать и вести беседу | 8 | 1 |
Тема 3.1. | Психология слушания | 2 | 2 |
Тема 3.2. | Виды слушания | 2 | 1 |
Тема 3.3. | Эффективность беседы | 2 | 1 |
Тема 3.4. | Практическое занятие | 2 | 1 1 |
Раздел 4. | Общение и индивидуальные особенности человека. | 20 | |
Тема 4.1. | Общение и темперамент | 2 | 1 |
Тема 4.2. | Характеристика темпераментов | 2 | 2 |
Тема 4.3. | Общение и характер человека | 2 | 2 |
Тема 4.4. | Общение с различными по характеру собеседниками | 2 | 2 |
Тема 4.5. | а Практическое занятие | 2 | |
Тема 4.6. | Практическое занятие-треннинг | 2 | 3 |
Тема 4.7. | План подготовки устного выступления | 4 | |
Тема 4.8. | Занятие-конференция (устное выступление) | 2 | |
Тема 4.9. | Зачет | 2 | |
Всего часов | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (схемы, таблицы, тесты, раздаточный материал);
Технические средства обучения: видео, аудиотехника, проектор, компьютер.
Учебно-наглядные пособия - схемы, таблицы, иллюстрации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень, рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
Основная:
- Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2009. - 29 с.
- Авдеева Н.Н. Общение со взрослым и истоки самосознания ребенка // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции "Детство и творчество". - М., 2010.
- Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. - 2008. - №7-8.
- Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 150 с.
- Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 2011.
- Амяга H.B. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2009.
- Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 2007.
- Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешск. яз. - Прага, 2011.
- Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2012. - С. 131-183.
Дополнительная:
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. - 1997. - № 6.
- Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология. - 1987. - № 4.
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2000. - 328 с.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 174 с.
- Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
- Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. - Киев: София, 2002. - 224 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: АСТ, 1998. - 397 с.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
В результате освоения учебной дисциплины осуществляется контроль преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
| -Понимать психологические законы и закономерности коммуникативной сферы личности. -Проводить сравнение различных литературных источников. -Воспроизводить теоретические понятия по теме -Понимать личностные характеристики человека. -Анализировать основные исторические этапы развития человеческого общения. -Понимать правила применения техник и приемов общения -Понимать этические правила и нормы -Различать источники, причины и виды конфликтов |
Приложение 1
Перечень рекомендуемых тем для рефератов:
- Психология общения: определение и виды общения.
- Межличностное общение.
- Деятельность – психология общения.
- Барьеры в деловом общении. Психологические особенности подготовки и проведения деловой беседы.
- Деловое общение: спор.
- Искусство деловых отношений.
- Культура общения.
- Лидер в организации.
- Понимание в межличностном общении.
- Правила поведения в общественных местах.
- Психология: Дружба.
- Разрешение конфликтных ситуаций.
- Эмоции и язык.
- Стили общения.
- Конфликт и способы его разрешения.
- Культура общения.
- Общение как феномен культуры.
- Ораторское искусство.
- Общение. Структура и средства общения.
- Невербальные средства общения.
- Речевые средства общения. Позиции в общении. Деловая беседа.
- Стили общения. Манипулирование.
- Психологические защиты. Барьеры в общении.
- Конструктивное общение. Контроль эмоций.
- Активное и пассивное слушание.